Государственный бюджет Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 20:53, доклад

Краткое описание

Система финансов - совокупность различных по взаимосвязи сфер финансовых отношений, в процессе которых формируются и используются фонды денежных средств. Финансовая система в РБ находится в стадии развития, в связи с чем могут происходить различные изменения, вызывающие различные экономические явления в хозяйственной системе государства. Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения - финансы. При этом финансы выражают экономические общественные отношения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1.1. Понятие государственного бюджета 6

1.2. Бюджетное устройство в Республике Беларусь 9

1.3. Принципы бюджетного планирования 13

2. ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА

2.1. Понятие доходов, их виды 14

2.2.Формирование доходной части и расходной части государственного бюджета Республики Беларусь 15

2.3.Понятие и основные виды бюджетных дефицитов 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ..................................................................................................................... 3

1. Сущность и содержание дефицита государственного бюджета ...................... 4

2. Виды и способы финансирования дефицита государственного бюджета..... 14

3. Дефицит государственного бюджета Республики Беларусь и пути его

преодоления ........................................................................................................ 21

Заключение ............................................................................................................... 33

Список использованной литературы ..................................................................... 35

Файлы: 1 файл

Госбюджет РБ.doc

— 526.50 Кб (Скачать)

Содержание  финансовой политики определяется её основными звеньями: [5, c. 201]

1. Выработка  научно обоснованных концепций  развития финансов. На основании  изучения требований экономических  законов, анализа состояния развития  хозяйства, перспектив развития  производительных сил и производственных отношений, потребностей населения формируются финансы, то есть создается концепция развития финансов на определенное время;

2. Определение  основных направлений использования  финансов на перспективу и  текущий период: определяют путем достижения поставленных целей, учитывают международные факторы, предполагают возможности роста финансовых ресурсов;

3. Осуществление  практических действий, направленных  на достижение поставленных целей.

В зависимости  от длительности периода и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.

Финансовая  стратегия - долговременный курс финансовой политики, рассчитанный на перспективу  и предусматривающий решение  крупномасштабных задач, определенных экономической и социальной стратегией. В этот период прогнозируются основные тенденции развития финансов, формируются концепции их использования, намечаются принципы ограничения финансовых отношений (налоговая политика), решается вопрос о необходимости концентрации финансовых ресурсов на тех направлениях экономики, которые разработаны и приняты экономической политикой. Следовательно, финансовая политика, как составная часть экономической политики, решает задачи изыскания, концентрации и аккумуляции финансовых ресурсов и их распределения по направления развития, которые вырабатываются экономической политикой.

Финансовая  тактика - направлена на решение задач  конкретного этапа развития общества, путем своевременного изменения  способов организации финансовых связей, перегруппировки финансовых ресурсов. При относительной стабильности финансовой стратегии финансовая тактика должна быть более гибкой, так как она определяется подвижностью экономических условий и социальных факторов.

Стратегия и тактика финансовой политики взаимосвязаны. Стратегия создает благоприятные возможности для решения тактических задач.

Сама  по себе финансовая политика не может  быть плохой или хорошей. Она оценивается в соответствии с тем, насколько она соответствует интересам общества (или определенной его части) и насколько она способствует достижению поставленных целей и решению конкретных задач.

Результативность  финансовой политики тем выше, чем  больше она учитывает потребности  общественного развития, интересы всех слоев и групп общества, конкретно - исторические условия и особенности жизни.

Финансовое  положение страны характеризуется  рядом показателей:

- валовой  национальный продукт (ВВП) или  национальный доход (НД)

- главные  источники финансовых ресурсов;

- объем  инвестирования;

- темпы  обновления основных фондов;

- рост  производительности труда;

- жизненный  уровень населения;

- дефицит  государственного бюджета (должен  быть не более 3%).

Финансовые  стимулы - это экономические рычаги, действие которых связано с материальными  интересами субъектов хозяйствования. Группы финансовых стимулов:

1. Финансовые  стимулы, которые позволяют обеспечить  выбор наиболее эффективных направлений  инвестирования ресурсов в общественное  производство. В этой связи важно  правильно разработать целевые  программы и обеспечить их достаточными ресурсами (с помощью бюджета).

2. Использование  специальных поощрительных фондов.

3. Финансовые  стимулы, связанные с бюджетными  методами интенсификации производства.

Проводя активную финансовую политику государство  может использовать бюджетные доходы и расходы для стимулирования производства.

Чтобы бюджетные доходы превратились в  бюджетные стимулы, нужно, чтобы  каждый вид платежа выполнял не только фискальную, но и стимулирующую функцию.

4. Специальные  финансовые льготы и санкции.

Для реализации финансовой политики и успешного проведения её в жизнь используется финансовый механизм, который представляет собой совокупность способов организации отношений, изменяемых обществом в целях обеспечения благоприятных условий для экономического и социального развития.

Государство на основе объективных законов определяет формы и методы распределения  стоимости валового национального  продукта национального дохода. Государство  определяет налоги, принципы к направления  использования финансовых ресурсов, амортизационную политику. Государство осуществляет планирование и прогнозирование, нормативно оформляя способы организации финансовых отношений.

1.2 Понятие, цели  и задачи государственного  управления финансами

Сущность  государственных финансов сводится к цели инструмента государственных  средств всех секторов экономики  для проведения государственной  внешней и внутренней политики. Это  единый комплекс органов государственного управления, с помощью которых  они аккумулируют денежные ресурсы и осуществляют денежные расходы.

Сфера государственного управления отличается от других сфер экономики по способу  финансирования затрат.

Структура госфинансов включает госбюджет (республиканский  бюджет), бюджеты местных органов  управления, государственные внебюджетные фонды, целевые бюджетные фонды, социальное обеспечение (фонд социальной защиты населения в РБ).

Организация государственных финансов связана  с организацией государственного управления - с уровнями управления.

В Республике Беларусь существует два уровня управления:

- центральный;

- местный.

Масштабы  полномочий каждого уровня управления, выполняемые функции предопределяют размер доходов, порядок формирования и использования в зависимости  от консистенции.

Таким образом, государственные финансы - совокупность денежных отношений, организованных государством, в процессе которого осуществляется формирование и использование денежных средств.

Источником  формирования многочисленных фондов на разных уровнях является ВВП. Процесс  распределения ВВП осуществляется с помощью финансовых инструментов.

Существует  восемь функций государственных  финансов: [14, c. 92]

1. распределительная

2. перераспределительная

3. воспроизводственная

4. регулирующая

6. плановая (прогнозная)

7. контрольная

8. социальная

Распределительная функция: в процессе ее реализации в  государственных финансах происходит первичное распределение денежных средств, распределение на зарплату рабочих и служащих, доходы предприятий, но доходы еще не образуют денежные средства, достаточные для удовлетворения и развития потребностей государства. Для этого необходимо распределение и перераспределение НД.

Перераспределительная функция связана с распределением средств в интересах наиболее эффективного использования доходов  предприятия. Перераспределение национального дохода осуществляется между производственной и не производственной сферами экономики, отраслями, формами собственности и хозяйствования и населения. Речь едет о вторичном распределении той части доходов предприятия, которая поступает в виде налогов, обязательных платежей и пошлин в централизованные фонды государственных ресурсов.

Воспроизводственная функция осуществляется благодаря  фондам государственных финансов через  оптимальное формирование фондов денежных средств на различных стадиях распределения, обмена, потребления. Она регулирует повторяющиеся процессы производства. Роль государственных финансов в том, что они выступают инструментом воздействия на процесс общественного производства и становится фактором поддержания экономического роста, развития отраслей народного хозяйства, реформирование структуры экономики и ускорения НТП.

Регулирующая  функция тесно связана с другими  функциями. Через государственные  доходы, государственный кредит, субсидии происходит влияние государства на процесс воспроизводства. Для регулирования экономики и социальных процессов применяется финансовое, бюджетное планирование и государственное регулирование рынка. В системе экономического регулирования через государственные финансы важное место занимают государственные заказы за счет средств бюджета.

Стимулирующая функция призвана заинтересовать субъекты рынка с конкретной инновационно-инвестиционной деятельностью, сокращения затрат и  в ускорении экономического роста  на основе лучшего использования всех факторов производства.

Плановая  функция реализует в государственном  бюджете и местных бюджетах через  бюджетные и внебюджетные фонды.

Контрольная функция связана со всеми функциями  и особенно с распределительной. Государственный финансовый контроль осуществляется на всех стадиях создания, распределения, использования общественного продукта и национального дохода.

Социальная  функция способствует решению социальных проблем: регулирование трудовых отношений, проведение государственной политики в области зарплаты, воздействие на цены социально значимых товаров и услуг, содействие трудоустройства незанятого населения, переподготовке кадров.

Исполнение  бюджетных обязательств способствует повышению уровня политической и  социально-экономической стабильности в стране.

Основным  документом, регулирующим статьи бюджета  является Закон о бюджете Республики Беларусь.

Государственный бюджет - это один из главных инструментов осуществления финансовой политики государства. Государственный бюджет - основное звено всей финансовой системы. Как экономическая категория, он представляет собой совокупность финансовых отношений, возникающих между государством и физическими лицами по поводу формирования, распределения, перераспределения и использования фонда денежных средств государства.

По внешней  форме госбюджет - это ежегодно составляемая смета доходов и расходов государства, его основной финансовый план.

Проект  бюджета ежегодно составляется, обсуждается  и утверждается законодательной  властью страны. В течение и  по завершении финансового года представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятым законом о бюджете.

Госбюджет является своего рода компромиссом между  основными социально-экономическими группами в стране: государственными органами и отдельными гражданами по вопросам налогообложения, между центром и регионами -- по проблемам распределения налогов и субсидий, между отдельными отраслями и фирмами -- в отношении государственных заказов.

Сущность  госбюджета наиболее полно проявляется  в следующих функциях: [14, c. 98]

Перераспределение национального дохода. Через госбюджет  происходит перераспределение более  половины национального дохода и 3/4 денежных средств, что позволяет  государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и обеспечивать выполнение программ экономического и социального развития страны.

Функция вмешательства в процесс воспроизводства, в результате чего государство поддерживает отдельные отрасли национальной экономики.

Осуществление государственной социальной политики, направленной на поддерживание социальной справедливости в обществе.

Обеспечение внутренней и внешней безопасности.

Содержание  аппарата управления.

Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь