Государственный бюджет Республики Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Ноября 2011 в 20:53, доклад

Краткое описание

Система финансов - совокупность различных по взаимосвязи сфер финансовых отношений, в процессе которых формируются и используются фонды денежных средств. Финансовая система в РБ находится в стадии развития, в связи с чем могут происходить различные изменения, вызывающие различные экономические явления в хозяйственной системе государства. Считается, что понятие финансовой системы является развитием более общего определения - финансы. При этом финансы выражают экономические общественные отношения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ БЮДЖЕТА И БЮДЖЕТНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

1.1. Понятие государственного бюджета 6

1.2. Бюджетное устройство в Республике Беларусь 9

1.3. Принципы бюджетного планирования 13

2. ФОРМИРОВАНИЕ ДОХОДНОЙ И РАСХОДНОЙ ЧАСТИ БЮДЖЕТА

2.1. Понятие доходов, их виды 14

2.2.Формирование доходной части и расходной части государственного бюджета Республики Беларусь 15

2.3.Понятие и основные виды бюджетных дефицитов 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 29

СОДЕРЖАНИЕ

Введение ..................................................................................................................... 3

1. Сущность и содержание дефицита государственного бюджета ...................... 4

2. Виды и способы финансирования дефицита государственного бюджета..... 14

3. Дефицит государственного бюджета Республики Беларусь и пути его

преодоления ........................................................................................................ 21

Заключение ............................................................................................................... 33

Список использованной литературы ..................................................................... 35

Файлы: 1 файл

Госбюджет РБ.doc

— 526.50 Кб (Скачать)
"justify">Написав курсовую работу на тему: “Бюджетная система  Республики Беларусь”, можно сделать  следующие выводы.

Бюджетная политика как целенаправленная деятельность государства по определению основных задач и количественных параметров формирования доходов и расходов бюджета, управления государственным долгом является одним из основных инструментов экономической политики государства.

Государственный бюджет - это важнейший плановый и контрольный инструмент, посредством  которого государство перераспределяет более третьей части национального дохода и более половины своих денежных средств. Бюджет возникает и действует там, где существует государство и развитые товарно-денежные отношения. Через государственный бюджет правительство реализует экономическую и социальную, внутреннюю и внешнюю политику. От размера государственного бюджета, состава и соотношения его доходов зависит реализация программ экономического и социального развития, устойчивость финансового положения страны. Он может активно влиять на экономическую активность, инвестиционную политику, совершенствование структуры экономики, на развитие приоритетных отраслей и социальной сферы. Все элементы бюджетного устройства функционируют в их единстве и взаимосвязанности и обеспечивают проведение единой бюджетной политики государства через республиканский и местные бюджеты.

Анализ  показал, что для эффективного проведения бюджетной политики в области  выработки и реализации подходов по формированию основных доходных источников необходимо совершенствование налоговой политики, сокращение налоговой нагрузки, максимальное использование резервов для пополнения доходной части бюджета. Таким образом, необходимо добиться достаточных и стабильных поступлений в бюджет и по возможности - снизить налоговое давление на экономику и ограничить его негативное воздействие на темпы роста производства, инвестиций и экспорта.

Необходимо  помнить, что бюджетный дефицит  играет ключевую роль в механизме  развития инфляционных процессов, разрушающих  экономику страны, а также его  ведущую роль в системе показателей экономической безопасности страны. Политика в области финансирования бюджетного дефицита должна основываться на использовании внутренних источников, что предполагает сокращение кредитования дефицита республиканского бюджета Национальным Банком, повышение эффективности рынка государственных ценных бумаг и совершенствование механизма управления внутренним долгом.

Таким образом, с учетом проведенного анализа, можно сделать вывод, что эффективная  бюджетная политика государства  в переходный период зависит от многих факторов. Существенное значение имеют активная позиция и координация деятельности центрального аппарата и местных органов власти. Необходимо продолжить работу по методическому совершенствованию бюджетного процесса, максимально использовать резервы для пополнения доходной части бюджета и при этом не оказывать дестимулирующего влияния на воспроизводственные процессы в народном хозяйстве. Бюджет республики и дальше должен играть важную социально - экономическую роль в стабилизации переходного периода.

Главной же целью совершенствования бюджетной  политики государства должно быть усиление ее стимулирующей функции для  перехода экономики страны в постиндустриальную стадию развития.

Заключение

Финансовые  системы возникли с зарождением классового общества и развивались как часть политической, социальной и экономической системы государства.

История экономического развития и финансов показывает, что в периоды относительного благополучия и устойчивого развития государства для оживления деловой активности используют либеральный подход, а в периоды кризисов и возрастания социальной напряженности усиливается роль государства, государственных финансов в социальных и экономических преобразованиях.

Действующий финансово-кредитный механизм не в полной мере способствует становлению и развитию производств, эффективному использованию финансовых ресурсов. Кризис финансовой системы РБ, дефицит госбюджета обусловили снижение объемов финансовых ресурсов, направленных на развитие предприятий. Многие предприятия ощущают нехватку средств на финансирование производственной деятельности и инвестиций. Финансовые возможности предприятий сузились, достигнув критического уровня.

Программа оздоровления экономики и финансов предприятий, снижение их платежеспособности может быть решена только совместными усилиями предприятия и государства. Многое зависит от эффективности работы самих предприятий, т.е. наращивание объема производства дешевой и качественной продукции для завоевания рынка, применения интенсивных технологий. Внедрение высокоэффективных технологий позволяет повысить производительность труда, снизить затраты на единицу продукции, экономить материальные и энергетические ресурсы. Интенсификация производства должна обеспечит опережающий рост окупаемости инвестиций и затрат выхода продукции, т.к. при несоблюдении данного условия теряется ее смысл. В условиях рынка организация производственной деятельности субъектов хозяйствования осуществляется методом финансирования, т.е. за счет выручки от реализации продукции вносятся платежи в бюджет, возмещаются производственные затраты, погашаются ссуды, финансируется прирост оборотных средств и т.д., т.е. обеспечивается расширенное воспроизводство предприятия.

Можно назвать следующие основные направления  использования финансов в оздоровлении экономики:

1) принята  антикризисная программа в РБ - финансирование некоторых отраслей  начинается на приоритетных началах.  В РБ сформированы основные  направления использования финансирования  в оздоровлении экономики. Они  базируются на комплексном взаимодействии ценообразования с прямым бюджетом финансирования, налоговой и таможенной политикой, кредитованием и др. финансовыми рычагами;

2) возрастает  значение цены как основы осуществления  предприятием хозрасчетной деятельности, поскольку большая часть финансовых ресурсов формируется за счет выручки;

3) реальное  распределение средств централизованного  финансирования в условиях их  дефицита по направлениям использования  осуществляется с учетом приоритетного  развития отраслей производства;

4) важный финансовый регулятор рыночной экономики - налоговый механизм.

В заключение следует отметить, что Республика Беларусь переживает сложный период формирования правовых, экономических, социальных основ демократического общества. Государственная власть -- это направляющая и организующая сила, способная принимать решения и претворять их в жизнь. От того, какие критерии и приоритеты будут положены в основу оценки эффективности функционирования созданной системы, зависит будущий успех. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Таблица 3. Налоговая нагрузка по Республике Беларусь за 1999-2007 гг. (% ВВП)

 
Показатели 1999 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007  
Темпы роста ВВП 92,4 87,4 89,6 102,8 111,4 108,4 103,4 106,0 104,0  
Налоговая нагрузка без ФСЗН 39,3 40,1 32,1 28,5 31,2 31,4 31,2 33,4 26,3  
Налоговая нагрузка с ФСЗН 49,6 50,3 46,9 46,7 41,9 41,1 42,4 42,2 41,5  
                     

РЕФЕРАТ

на  тему:

«Бюджетное  устройство Республики Беларусь и характеристика его звеньев»

МИНСК, 2008

Государственный бюджет обеспечивает выполнение функций соответствующих представительных органов государственной власти. Органы государственной власти и государственного управления составляют, рассматривают, утверждают и исполняют бюджет. Эта деятельность органов государственной власти и государственного управления называется бюджетным процессом, она регламентирована соответствующими законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными актами. Составной частью бюджетного процесса является бюджетное регулирование, представляющее собой частичное перераспределение финансовых ресурсов между бюджетами разных уровней в целях сбалансирования их доходов и расходов.

Бюджетный процесс в Республике Беларусь организуется и осуществляется в соответствии с Конституцией Республики Беларусь, Законом Республики Беларусь «О бюджетной системе Республики Беларусь», другими законами Республики Беларусь и принятыми на их основе иными нормативными актами, а также решениями Президента Республики Беларусь.

Бюджет  составляется на основе отчетных данных об исполнении бюджета за предыдущие годы и определенный период текущего года, прогнозных оценок поступления доходов исходя из действующего налогового законодательства, параметров прогноза социально-экономического развития Республики Беларусь, потребности в бюджетных ассигнованиях на финансирование мероприятий по экономическому и социальному развитию территории на планируемый год, утвержденных государственных и региональных программ.

Бюджетная система Республики Беларусь, являясь  составной частью финансово-кредитной  системы республики, включает в себя как самостоятельные звенья- бюджеты (областные, районные, городские, поселковые бюджеты и бюджеты сельсоветов).

Бюджетная система основывается на принципах  единства, самостоятельности, гласности, полноты и реальности всех бюджетов.

Единство  бюджетной системы обеспечивается единой законода-тельной базой, единой формой бюджетной документации, использо-ванием единой бюджетной классификации, общим  порядком состав-ления и исполнения бюджетов. Оно заключается и в  предоставлении необходимой статистической и бюджетной информации с нижнего уровня на следующий для составления свода бюджетов Республики Беларусь.

Кроме того, взаимодействие бюджетов всех уровней  осуществля-ется через использование  регулирующих доходных источников, со-здание целевых и региональных Бюджетных фондов, их частичное перераспределение.

Однако  единство бюджетной системы не отрицает самостоятельно-сти бюджетов, которая  является одним из важнейших принципов  ее построения и закреплена в законодательном  порядке.

Самостоятельность бюджетов обеспечивается наличием у каждого органа государственной власти собственных источников доходов и права определять направления их использования. Она находит выра-жение в том, что каждый Совет народных депутатов имеет свой бюд-жет, который самостоятельно им разрабатывается, утверждается и исполняется. Не допускается вмешательство любых органов и орга-низаций в этот процесс. Местные бюджеты нижестоящих админист-ративно-территориальных единиц не включаются в бюджеты выше-стоящих административно-территориальных единиц.

В то же время все они как самостоятельные  составляющие вклю-чаются в статистический сводный бюджет территории (района, горо-да, области) и республики в  целом. Это необходимо для определения  общего объема централизуемых государством финансовых ресурсов, степени их централизации, выявления и анализа тенденций и зако-номерностей в развитии бюджета. Этот порядок содействует оптими-зации распределения доходов и расходов между отдельными региона-ми, сферами бюджетных отношений и на этой основе более эффективного использования бюджетных ресурсов.

С принятием  Декларации о суверенитете Беларуси, расширением прав местных органов  власти на новой основе возрожден  не только принцип самостоятельности, но и принципы полноты бюджетов, ре-альности и гласности.

Поскольку действующий порядок формирования доходов бюдже-та, направления и  объем финансирования мероприятий  и организа-ций, учреждений затрагивает  интересы населения республики, то не-обходимо, чтобы основные показатели бюджета доводились до сведения граждан. С этой целью законодательством Республики Бе-ларусь предусматривается публикация для всеобщего сведения Зако-на о Государственном бюджете (по республиканскому бюджету), а также отчет о его исполнении в объеме показателей, принятых при утверждении бюджета, В печати оглашаются общий объем доходов и расходов, размер основных источников доходов, ассигнования по важнейшим направлениям, размеры резервных фондов и средств, направляемых на погашение государственного долга, предельный раз-мер дефицита бюджета, величина оборотной кассовой наличности и нормативы отчислений от общереспубликанских налогов и доходов в местные бюджеты. Гласность осуществляется при обсуждении проек-та бюджета в комиссиях и на сессии Верховного Совета, Она влечет за собой применение других принципов -- полноты и реальности.

Информация о работе Государственный бюджет Республики Беларусь