Государственное регулирование рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью анализа роли государства в рыночной экономике является выяснение, необходимости и возможностей вмешательства государства в рыночную экономику.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер;
познакомится с формами государственного регулирования экономики;
рассмотреть инструменты, объекты и цели государственного регулирования;
выявить причины и противоречия государственного регулирования в рыночную экономику.

Оглавление

Введение

Необходимость государственное регулирование рыночной экономики

1.1 Причины государственного регулирования
1.2 Цели государственного регулирования
1.3 Методы государственного регулирования
1.4 Государственный механизм регулирования экономических процессов

Проблемы, модели и возможности государственного регулирования

Проблемы государственного регулирования рыночной экономики
Противоречия госудаственного регулирования рыночной экономики
Модели государственного вмешательства в экономику
Возможности государственного регулирования рыночной экономики
Границы вмешательства государства в рыночную экономику

Государственное регулирование на примере налога на прибыль

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Макроэкономика. - копия.docx

— 257.73 Кб (Скачать)

Требует государственного вмешательства  и существование безработицы. Высокий ее уровень, превышающий естественную норму, недопустим в хозяйственной системе как по чисто экономическим причинам (потери ВНП), так и по социально-политическим: низкие доходы, малообеспеченность, высокая заболеваемость и смертность, общественная конфликтность; наконец, это нарушение определенных демократических прав и свобод. Политика приведения безработицы к ее естественному уровню и поддержания последнего также сопряжена с многими проблемами: возможным дефицитом госбюджета, инфляцией, так как требует стимулирования производства, выплаты социальных пособий, затрат на создание и эффективную работу служб занятости и т.д.

Усиление интернационализации  экономики порождает еще одну макроэкономическую заботу государства - равновесие платежного баланса страны. Несбалансированность внешнеэкономических связей (прежде всего дефицит платежного баланса) может создавать много неблагоприятных ситуаций, ухудшать состояние национальной экономики, усиливать ее зависимость от внешнего мира, требовать сложных и болезненных макроэкономических корректировок. Поэтому государство проводит ту или иную политику по кратко - и долгосрочному балансированию платежей страны, прибегая в ряде случаев к экстренным мерам внешнеэкономической политики.

Необходимость стимулирования экономического роста как основы общественного  прогресса - еще одна возможная причина государственного регулирования экономики. Рыночная система, как показывает история, достаточно часто дает сбои в этом вопросе. Политика экономического роста, осуществляемая правительствами, включает в себя, в частности, содействие структурной перестройке экономики, научно-техническому прогрессу, реализации инвестиционных государственных программ, антициклическое регулирование. Она требует грамотной денежно-кредитной и фискальной политики, но весьма часто сопряжена с неблагоприятными последствиями, такими как инфляция, структурная безработица, дефицит платежного баланса, особенно в краткосрочном периоде.

Названные причины макроэкономического регулирования фактически задают возможные цели такового, и эти цели могут быть не только взаимодополняющими, но и противоречивыми. Достижение одной цели, как правило, и это уже показано, сопровождается ухудшением состояния экономики в каком-либо ином направлении, например, при стремлении обеспечить полную занятость может вырасти инфляция, и наоборот, борьба с инфляцией потребует как минимум на некоторое время забыть об экономическом росте и т.д. Такое своеобразное положение дел получило в экономической литературе весьма точное название - магический четырехугольник. "Углами" этого четырехугольника и являются такие цели как: стабильность цен, эффективная полная занятость населения, равновесие платежного баланса и обеспечение экономического роста. Все это, безусловно, усложняет эффективное регулирование государством экономики, так как требует выделения приоритетных целей и определенных жертв. Хорошо, если реально страна находится перед необходимостью решения только одной задачи, допустим, устранения высокой инфляции или дефицита платежного баланса, тогда потери могут быть незначительны. Другое дело, если все проблемы магического четырехугольника "наваливаются" одновременно и весьма сильно: и экономически, и политически решать их оказывается чрезвычайно сложно, так как выбор приоритетов может быть крайне болезненным для общества и ведет к обострению социально-экономической ситуации. Именно такое положение вещей весьма характерно для стран с переходной экономикой и многих развивающихся государств.

 

    1. Цели государственного регулирования

 

Рассмотренные причины вмешательства  государства в экономику, как  уже было отмечено, одновременно определяют и его основные цели.

Экономическая наука рассматривает  на глобальном уровне основную, высшую цель регулирования и прикладные цели. В любой стране высшая цель должна сводиться к достижению максимального  благосостояния всего общества. Но ее реализация возможна через достижение прикладных целей, к которым относятся:

    • экономический рост;
    • полная занятость;
  • стабильность уровня цен (минимальная инфляция) и устойчивость национальной валюты;
    • внешнеэкономическое равновесие;
    • справедливое распределение доходов;
    • охрана окружающей среды и природных ресурсов.

Решение первых трех перечисленных  целевых задач означает достижение в рамках национального хозяйства  относительного макроэкономического  равновесия и создает более благоприятные  условия для достижения внешнеэкономического равновесия. Оно поддерживается системой государственных мер в сфере  международной торговли, межстранового движения капиталов, трудовых ресурсов, обеспечения сбалансированности платежного баланса.

Справедливость распределения  доходов.

Неравенство в доходах имеет  место, а значит, различается и  уровень жизни различных слоев  и групп населения. Для изменения  неравенства в доходах используется кривая М. Лоренца (рис. 1), которая отражает неравномерность распределения совокупного дохода общества между различными группами населения.

 

Рис.1. Кривая Лоренца

 

Если имеет место равенство  доходов, то оно отражается прямой линией ОЕ. Если имеет место неравенство  в доходах, то линия ABCDE отражает фактическое  распределение доходов и называется кривой Лоренца.

 

G=S(T)/SΔOEF, (1)

где: G — показатель, измеряющий степень неравенства в доходах — коэффициент Джинни.

Чем больше отклонение кривой Лоренца  от биссектрисы ОЕ, тем будет больше площадь фигуры Т и тем больше будет коэффициент G.

В реальности фактическое распределение  дохода показано линией ОАВСОЕ. Величина G может колебаться теоретически от 0 до 1, но на практике не достигает этих крайних значений.

Очевидно, чем больше отклонение кривой Лоренца от биссектрисы, тем больше площадь фигуры Т, и, следовательно, тем больше коэффициент Джини будет приближаться к 1 .4

Неравенство в распределении доходов  существует как в странах рыночной экономики, так и в нашей стране.

Разрешение такой острой социальной проблемы как бедность есть одно из направлений деятельности государства  и связано с поддержкой на уровне хотя бы прожиточного минимума, а также  сокращением (экономическими средствами) числа лиц, живущих за чертой бедности.

В настоящее время российское правительство  исходит из того, что его “сверхзадача”  связана с финансовой стабилизацией, с сокращением темпов инфляции. Следующая  важная проблема - создание стимулов для  экономического оживления, прежде всего  оживления инвестиционной активности. Проблема безработицы в текущем  периоде пока не кажется столь  опасной, поэтому она не выдвигается  на первый план с точки зрения очередности  целей. По разным мотивам правительство  пока не включает в число приоритетных целей достижения внешнеэкономического равновесия и природоохраны.

Определяя цели государственного регулирования  на конкретно временном отрезке, государство сталкивается с проблемой  взаимопротиворечивости целей. Поэтому сложнейшим вопросом государственного регулирования являются поиски оптимально гармоничной системы целей. Например, достижение полной занятости сопровождается усилением инфляционных тенденций, экономический рост и сохранение окружающей среды находятся в очевидном противоречии. Как показывает опыт развитых стран, самый разумный вариант - использование метода постоянного и мягкого волнообразного маневрирования. Попеременное частичное достижение каждой из противостоящих целей - оптимальный путь решения задач в национальных экономиках, близких к равновесному.

На государство возлагаются  следующие основные задачи:

    • создание правовой основы;
  • обеспечение надлежащего правопорядка в стране и ее национальной безопасности;
    • стабилизация экономики;
    • обеспечение социальной защиты и социальных гарантий,
    • защита конкуренции;
  • разработка, принятие и организация выполнения хозяйственного законодательства, т.е. правовой основы предпринимательства, налогообложения, банковской системы;
    • наведение порядка в управлении экономикой;
    • усиление государственной позиции внутри страны;
    • создание научно-технических предпосылок укрепления позиций в мире;
    • сделать российскую экономику открытой.

Для выполнения этих функций государство  использует все имеющиеся в его  распоряжении рычаги и ресурсы.

 

    1. Методы государственного регулирования

 

Государство осуществляет регулирование  социально-экономических отношений, используя систему методов и  инструментов, которые могут меняться в зависимости от экономических  задач, материальных возможностей государства, накопленного опыта регулирования.

Общепринято деление методов государственного регулирования на:

    • правовые,
    • административные,
    • экономические.

Правовое регулирование экономики  состоит в установлении государством правил игры определяющих формы и  права собственности, условия заключения контрактов, функционирования предприятий, взаимные обязательства в области  трудовых отношений, профсоюзов и работодателей.

Административные методы основываются на силе власти и предусматривают: законодательные  ограничения (лицензирование экспорта и введение экспортных квот, замораживание  цен, введение лицензирования определенных видов предпринимательской деятельности и др.); обязательные требования к  экономическим субъектам по достижению ими однозначно определенных параметров хозяйственной деятельности (минимального размера уставного капитала, заработной платы (пример 1) и пр.); порядок организации, ведения и ликвидации бизнеса (правила  государственной регистрации предпринимателей, совершения ими сделок, состав, размеры  и сроки вносимых ими налогов и т.д.). Такие методы являются формализованными, преимущественно предписывающими, влияют на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий.

Пример 1. Что происходит, если государство устанавливает минимальный размер оплаты труда (МРОТ):

Существуют две границы заработной платы: нижняя и верхняя. Нижняя граница  – это прожиточный минимум (не включаются доплаты и надбавки, а  также премии и другие поощрительные  выплаты). Верхняя граница – это  Фонд Жизненных Средств (необходимый  набор продуктов питания, затраты  на содержание труда, затраты для  своего развития). Данные границы устанавливаются  федеральным законом, который применятся для регулирования оплаты труда, а также для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности. МРОТ также используется для определения  величины налогов, сборов, штрафов и  иных платежей.

Государственный минимум заработной платы выступает в качестве социальной гарантии и нижней границы оплаты труда. Минимальная заработная плата  отражает минимально приемлемую для  данных экономических условий величину потребления и является базой  для определения размера оплаты труда наименее квалифицированного работника. В любом случае она призвана стабилизировать социально-экономическую ситуацию.

По мнению зарубежных специалистов, увеличение минимального размера оплаты труда - более продуктивный путь борьбы с бедностью, нежели использование разнообразных форм социального обеспечения, поскольку не создает у людей иждивенческих настроений, повышает стимулирующую роль зарплаты, облегчая для работодателя бремя налогов на социальные нужды.

Правильно определенный уровень МРОТ, как показывает мировой опыт, улучшает социально-экономическую ситуацию: увеличение потребительского спроса стимулирует  развитие производства, усиливается  мотивация рабочих, уменьшается  чрезмерная дифференциация доходов, снижается  напряженность в обществе.

Однако введение (и повышение) МРОТ сопровождается побочными эффектами, из-за которых усложняется достижение основной цели - снижение уровня бедности. Помимо увеличения безработицы, это  еще и усиление инфляции в результате повышения совокупного процесса. Устанавливая МРОТ, государство преследует две цели - снижение уровня бедности; защита работников от возможных экономических  потрясений.

Низкий уровень МРОТ способствует занижению уровня зарплаты в целом  по стране, что приводит, по существу, к сохранению характерной для  советских времен модели "экономики  дешевого работника", не соответствующей требованиям рынка, в частности, принципу адекватной оценки количества и качества труда.

Минимальный размер оплаты труда устанавливается одновременно на всей территории Российской Федерации федеральным законом и не может быть ниже величины прожиточного минимума трудоспособного населения.

Основными формами административных методов являются:

  • антимонопольные меры (предупреждение монопольного сговора, принудительное разукрупнение, контроль за функционированием доминирующих производителей);
  • введение обязательных стандартов (экологические, санитарные, социальные стандарты);
  • определение минимально допустимых параметров жизни населения (гарантированный минимум заработной платы, пособия по безработице).

Чем выше сфера действия административных методов регулирования, тем уже  сфера распространения и ниже эффективность реальных рыночных отношений 5

В системе методов государственного регулирования экономики центральное  место занимают экономические методы. Экономические методы предполагают воздействие на характер рыночных связей и расширение рыночного поля, через предположение степень концентрации капитала, структуру экономики. С этой целью используется бюджетная и фискальная политика, денежно - кредитная политика, программирование, прогнозирование, планирование. Среди методов государственного регулирования экономики не существует совершенно непригодных и абсолютно не эффективных решений, нужны все, главное при этом определить те ситуации, где применение того или иного метода наиболее целесообразно. С помощью этих методов осуществляются, например, государственное финансирование и кредитование, льготное налогообложение и др. Они влияют не только на выбор хозяйствующими субъектами вариантов действий, но и на процессы формирования ими целей экономической деятельности, являются средообразующими.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики