Государственное регулирование рыночной экономики

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:14, курсовая работа

Краткое описание

Целью анализа роли государства в рыночной экономике является выяснение, необходимости и возможностей вмешательства государства в рыночную экономику.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер;
познакомится с формами государственного регулирования экономики;
рассмотреть инструменты, объекты и цели государственного регулирования;
выявить причины и противоречия государственного регулирования в рыночную экономику.

Оглавление

Введение

Необходимость государственное регулирование рыночной экономики

1.1 Причины государственного регулирования
1.2 Цели государственного регулирования
1.3 Методы государственного регулирования
1.4 Государственный механизм регулирования экономических процессов

Проблемы, модели и возможности государственного регулирования

Проблемы государственного регулирования рыночной экономики
Противоречия госудаственного регулирования рыночной экономики
Модели государственного вмешательства в экономику
Возможности государственного регулирования рыночной экономики
Границы вмешательства государства в рыночную экономику

Государственное регулирование на примере налога на прибыль

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Макроэкономика. - копия.docx

— 257.73 Кб (Скачать)

Например, принятие решений государственными институтами часто сопровождается соображениями о личной выгоде. Среди  множества факторов, влияющих на эффективность  государственного регулирования, выделяют и конъюнктурные внутриполитические обстоятельства. Стабильно чередуются определённые формы экономической  политики, обусловленные движением  рейтинга правительства и тем, на какой стадии находится борьба за политическую власть (выборы). Колебания  объёма производства и занятости, связанные  с изменением экономической политики для победы на выборах, назвали политико-экономическим  циклом.

Качество принимаемых решений  зависит от квалификации, профессионализма и компетентности государственных  чиновников, их восприимчивости к  инновациям. Важную роль при этом играют относительная автономия аппарата экономического управления, изоляция его от воздействия чисто политических факторов, преемственность управленческих кадров и эффективная система  их материального стимулирования.

В результате негативных эффектов правительственные  программы не столько устраняют  недостатки рынка, сколько способствуют неэффективному распределению ресурсов и неравенству доходов. На практике редко встречаются идеальные решения. Однако наличие изъянов государства само по себе не предполагает однозначного выбора в пользу ничем не ограниченного действия рыночных сил, поскольку существуют изъяны рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Государственное регулирование на примере налога на прибыль

 

  Налог на прибыль как один из основных источников формирования доходов государственного бюджета призван выполнять не только фискальную, но и стимулирующую функцию, реализация которой во многом зависит от производимой государством налоговой политики.

Процессы трансформации, протекающие  в России, породили серьезные проблемы во всех сферах общественной жизни  и ослабили национальную безопасность страны, основу которой составляет ее экономическая компонента. Налоговая  система России формировалась в  основном путем заимствования зарубежного  опыта с явной ориентацией  на максимальное достижение фискального  эффекта. Достижение максимального  фискального эффекта осуществляется в основном за счет увеличения налоговой  ставки и отмены налоговых льгот, однако последствиями таких преобразований, как правило, становится: массовое уклонение  от налогообложения, разрастание теневого сектора экономики, снижение предпринимательской  активности, увеличению налоговых нарушений  увеличение числа убыточных предприятий.

Опасность теневой экономики для  государства заключается, прежде всего, в снижении налогооблагаемой базы и  уменьшении собираемости налогов. В  России масштабы теневого сектора достигают 50% ВВП, что на несколько порядков выше, чем в большинстве развитых стран в связи с чем, одним  из важнейших направлений по преодолению  данного негативного явления  должно стать сокращение налоговой  нагрузки, особенно в части налогов, уплачиваемых с прибыли. Однако на протяжении развития теории налогообложения различными зарубежными экономистами неоднократно указывалось, что увеличение масштабов  теневой экономики, вызванное чрезмерными  налоговыми изъятиями в дальнейшем очень трудно преодолеть только путем  снижения налоговых ставок.8

Современные российские налоговые  реформы ориентированы на формирование нейтральной стороны налогообложения, направленной, прежде всего на развитие и поддержку предпринимательского сектора. Как известно эффективность  налогообложения заключается не только в реализации предпринимательских, но и государственных интересов, которые находясь в биполярных плоскостях, являются взаимопроникаемыми и взаимозависимыми. Таким образом, в данных исследованиях  будет рассматриваться влияние  трансформаций налогообложения  прибыли как на бюджетные процессы, так и на финансовую составляющую предпринимательской деятельности, а также теневого сектора в РФ.

Рассмотренная динамика подтверждается исследованиями американского экономиста А. Лаффера, обозначившего зависимость величины налоговой ставки и налоговых поступлений. А. Лаффер утверждал, что снижение налоговой ставки приводит к увеличению налоговых поступлений в результате расширений налогооблагаемой базы и легализации теневого бизнеса. Налоговая реформа, проводима в США в 70-80 г. на основе учений А. Лаффера не дала ожидаемых результатов. В ответ на снижение налогового пресса государственный бюджет охарактеризовался еще большим профицитом, снизилась инвестиционная и предпринимательская активность. Данный эксперимент показал, что не всегда снижение налоговой ставки приводит к росту налоговых поступлений, здесь также важно учитывать фактор – достигла ли она своего оптимального значения или нет. Если «да», то экономический эффект очевиден, что указывает на правильность и своевременность проведенных налоговых реформ в России. Однако при оценке влияния реформирования налогообложения прибыли на развитие предпринимательского сектора РФ следует учитывать и динамику финансового результата деятельности российских предприятий (рис.  3)

 

Рис.3. Сальдированный финансовый результат деятельности предприятий РФ

 

Согласно представленным данным видно, что сальдированный финансовый результат  деятельности отечественных предприятий в 2005 г. по сравнению с 2004 г. увеличился в 1,2 раза. Также и в дальнейшем наблюдается динамика роста рассматриваемого показателя, к 2007 г. он увеличился по сравнению с 2004 г. в 2, 4 раза. А с середины 2007 г. и по 2008 г. уменьшился на 1,6 раза. А к концу 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличился в 1,2 раза. Важно учитывать, что сальдированный финансовый результат деятельности российских предприятий представлен статистическими данными как разница между прибылью и убытками. В связи с чем, для получения суммы чистой прибыли, полученной российскими предприятиями следует обратиться к общей сумме сальдированного финансового результата (табл. 2).

 

Таблица 2. Динамика суммы прибыли, полученной предприятиями РФ млрд. руб.*

 

 

2004

2005

2006

2007

2008

2009

Сальдированный финансовый результат  деятельности предприятий РФ

2485

3226

5722

6041

3801

4432

Сумма убытка полученного предприятиями  РФ

293

448

363

371

1553

732

Прибыль, полученная предприятиями  РФ(1+2)

2778

3674

6085

6412

5354

5164

Доля убытка в общей сумме  сальдированного финансового результата в %(2:1*100)

12

14

6

6

40

17


* Мэнкью Н.Г. Принципы микроэкономики – СПб: Питер, 2007.

 

Согласно полученным расчетным  данным существенных изменений в  динамике прибыли, полученной российскими  предприятиями за период с 2004 г. по 2009 г. по сравнению с общим сальдированным финансовым результатом их деятельности не выявлено.

Для большей точности проводимых исследований следует учитывать тот факт, что  расчетные данные, полученные в табл. 2 нуждаются в корректировке относительно прибыли, полученной малыми предприятиями, так как последние в большинстве своем переведены на специальные режимы налогообложения и не являются плательщиками налога на прибыль.

 

На основе приведенных исследований и представленных выводов будет целесообразно предложить следующие мероприятия, связанные с совершенствованием системы налогообложения в России:

1. В целях достижения максимального  фискального эффекта необходимо  увеличить ставку по налогу  на прибыль на 2-3%, что является  вполне обоснованным на фоне  выявленной устойчивой динамики  роста поступлений по данному  налогу. за период с 2004г. по 2009 г. дальнейшее увеличение налоговой ставки возможно лишь с учетом оценки результатов предложенных нововведений. Основываясь на вышеизложенною аргументацию и учитывая выявленную положительную динамику прибыли, полученной российскими предприятиями за период с 2004г. по 2009 г., считаю, что увеличение ставки по налогу на прибыль не окажет негативного влияния на финансовую составляющую их деятельности, а будет являться лишь дополнительным стимулом в повышении конкурентоспособности выпускаемой продукции.

2. В связи с тем, что снижение ставки по налогу на прибыль не приводит к расширению налогооблагаемой базы по данному налогу за счет выхода предприятий из теневого сектора экономики предлагаю решением данной проблемы в России на основе усиления всех видов финансовой ответственности за нарушение налогового законодательства в частности и в виде увеличения штрафов: за ведение деятельности без постановки на налоговый учет, за несвоевременную постановку на учет в налоговых органах, за непредставление информации в налоговые органы об открытии и закрытии расчетных счетов, за умышленное занижение налогооблагаемой базы, за несвоевременное предоставление налоговой отчетности, за недопуск сотрудников налоговых органов в помещения, используемые налогоплательщиками для извлечения дохода …

Предложенные мероприятия позволят добиться максимального фискального  эффекта от налога на прибыль, не будут  препятствовать развитию предпринимательского сектора в РФ, а также позволят применить эффективные рычаги по борьбе с теневой экономикой в  стране.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

Во-первых, необходимость вмешательства  государства в экономику и  цели такового определяются целым комплексом причин микро- и макроэкономического  характера и в основном связаны  с преодолением фиаско (провалов) рынка.

Во-вторых, методы такого регулирования  опираются либо на системы законодательных  актов и государственную собственность - административные меры, либо на систему  внутренних стимулов - косвенное экономическое  воздействие.

В-третьих, государственное вмешательство  в экономику имеет целый ряд  очень существенных негативных последствий, которые следует учитывать при  разработке и реализации правительственных  программ.

В-четвертых, система целей и  методов их достижения может быть представлена как модель регулирования. Основными для смешанной экономики  являются кейнсианская модель и неоконсервативная, опирающиеся на соответствующие  теоретические школы. Содержание каждой из моделей определяется конкретными  условиями социально-экономического развития страны, требующими решения  тех или иных приоритетных целей, прежде всего преодоления безработицы  и экономического спада в кейнсианской модели и инфляции и проведения структурной  перестройки экономики - в неоконсервативной. При этом первая модель строится на признании активной роли государства в стабилизации экономики, вторая предполагает преимущественно пассивную позицию государства и отдает предпочтение силам рыночной саморегуляции.

В-пятых, актуальной проблемой является теоретическая разработка и практическое освоение модели государственного регулирования  в странах с переходной экономикой, так как традиционные рецепты  государственного воздействия на экономику  во многих случаях оказываются несостоятельными.

 

Из перечисленного выше, можно сделать вывод о существовании тесной взаимосвязи между государством и экономической системой. Состояние экономики самым непосредственным образом сказывается на эффективности и жизнедеятельности государства, а степень эффективности деятельности государственных органов оказывает большое позитивное или негативное влияние на состояние экономики. Экономическая система представляет собой один из основополагающих ингредиентов, на которых государство базируется.

Как показывает опыт индустриально  развитых стран с рыночной экономикой, на начальной стадии формирования частнопредпринимательской  капиталистической системы хозяйствования главную свою задачу зарождавшийся  предпринимательский класс усматривал в освобождении от жесткой опеки государства, утверждении принципов свободной конкуренции и свободного рынка, то на протяжении всего ХХ века имела место тенденция  к постоянному расширению регулирующей  и контролирующей роли государства в социальных и экономических сферах. 

Что касается Российской Федерации, то здесь в условиях переходной экономики  исключительно важное значение приобретают системоформирующие, системоутверждающие и системовоспроизводящии функции государства. Именно от их реализации зависят создание инфраструктуры рыночной экономики и обеспечение благоприятных условий для эффективного функционирования и воспроизводства. Поэтому одна из главных задач, стоящих сейчас перед Российским государством, заключается в укреплении государственных институтов, разработке и реализации системы эффективных государственноправовых гарантий предпринимательской деятельности, призванных положить конец процессу дальнейшей криминализации экономики и коррумпирования государственного аппарата, разработать и ввести механизмы теснейших взаимосвязей между государством и экономикой, политикой и бизнесом на новых, демократических принципах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список  использованной литературы

 

1. Андреанов В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике // Экономист. - 2006. - №5.

2. Ахмедуев А. Государственные предприятия: типы и механизм функционирования // Вопросы экономики. - 2007. - №8.

3. Ионов М. Роль государства в экономике // Экономист. - 2007. - №8.

Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики