Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:14, курсовая работа
Целью анализа роли государства в рыночной экономике является выяснение, необходимости и возможностей вмешательства государства в рыночную экономику.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер;
познакомится с формами государственного регулирования экономики;
рассмотреть инструменты, объекты и цели государственного регулирования;
выявить причины и противоречия государственного регулирования в рыночную экономику.
Введение
Необходимость государственное регулирование рыночной экономики
1.1 Причины государственного регулирования
1.2 Цели государственного регулирования
1.3 Методы государственного регулирования
1.4 Государственный механизм регулирования экономических процессов
Проблемы, модели и возможности государственного регулирования
Проблемы государственного регулирования рыночной экономики
Противоречия госудаственного регулирования рыночной экономики
Модели государственного вмешательства в экономику
Возможности государственного регулирования рыночной экономики
Границы вмешательства государства в рыночную экономику
Государственное регулирование на примере налога на прибыль
Заключение
Список использованной литературы
Например, принятие решений государственными
институтами часто
Качество принимаемых решений
зависит от квалификации, профессионализма
и компетентности государственных
чиновников, их восприимчивости к
инновациям. Важную роль при этом играют
относительная автономия
В результате негативных эффектов правительственные программы не столько устраняют недостатки рынка, сколько способствуют неэффективному распределению ресурсов и неравенству доходов. На практике редко встречаются идеальные решения. Однако наличие изъянов государства само по себе не предполагает однозначного выбора в пользу ничем не ограниченного действия рыночных сил, поскольку существуют изъяны рынка.
Налог на прибыль как один из основных источников формирования доходов государственного бюджета призван выполнять не только фискальную, но и стимулирующую функцию, реализация которой во многом зависит от производимой государством налоговой политики.
Процессы трансформации, протекающие
в России, породили серьезные проблемы
во всех сферах общественной жизни
и ослабили национальную безопасность
страны, основу которой составляет
ее экономическая компонента. Налоговая
система России формировалась в
основном путем заимствования
Опасность теневой экономики для государства заключается, прежде всего, в снижении налогооблагаемой базы и уменьшении собираемости налогов. В России масштабы теневого сектора достигают 50% ВВП, что на несколько порядков выше, чем в большинстве развитых стран в связи с чем, одним из важнейших направлений по преодолению данного негативного явления должно стать сокращение налоговой нагрузки, особенно в части налогов, уплачиваемых с прибыли. Однако на протяжении развития теории налогообложения различными зарубежными экономистами неоднократно указывалось, что увеличение масштабов теневой экономики, вызванное чрезмерными налоговыми изъятиями в дальнейшем очень трудно преодолеть только путем снижения налоговых ставок.8
Современные российские налоговые
реформы ориентированы на формирование
нейтральной стороны
Рассмотренная динамика подтверждается исследованиями американского экономиста А. Лаффера, обозначившего зависимость величины налоговой ставки и налоговых поступлений. А. Лаффер утверждал, что снижение налоговой ставки приводит к увеличению налоговых поступлений в результате расширений налогооблагаемой базы и легализации теневого бизнеса. Налоговая реформа, проводима в США в 70-80 г. на основе учений А. Лаффера не дала ожидаемых результатов. В ответ на снижение налогового пресса государственный бюджет охарактеризовался еще большим профицитом, снизилась инвестиционная и предпринимательская активность. Данный эксперимент показал, что не всегда снижение налоговой ставки приводит к росту налоговых поступлений, здесь также важно учитывать фактор – достигла ли она своего оптимального значения или нет. Если «да», то экономический эффект очевиден, что указывает на правильность и своевременность проведенных налоговых реформ в России. Однако при оценке влияния реформирования налогообложения прибыли на развитие предпринимательского сектора РФ следует учитывать и динамику финансового результата деятельности российских предприятий (рис. 3)
Рис.3. Сальдированный финансовый результат деятельности предприятий РФ
Согласно представленным данным видно, что сальдированный финансовый результат деятельности отечественных предприятий в 2005 г. по сравнению с 2004 г. увеличился в 1,2 раза. Также и в дальнейшем наблюдается динамика роста рассматриваемого показателя, к 2007 г. он увеличился по сравнению с 2004 г. в 2, 4 раза. А с середины 2007 г. и по 2008 г. уменьшился на 1,6 раза. А к концу 2009 г. по сравнению с 2008 г. увеличился в 1,2 раза. Важно учитывать, что сальдированный финансовый результат деятельности российских предприятий представлен статистическими данными как разница между прибылью и убытками. В связи с чем, для получения суммы чистой прибыли, полученной российскими предприятиями следует обратиться к общей сумме сальдированного финансового результата (табл. 2).
Таблица 2. Динамика суммы прибыли, полученной предприятиями РФ млрд. руб.*
2004 |
2005 |
2006 |
2007 |
2008 |
2009 | |
Сальдированный финансовый результат деятельности предприятий РФ |
2485 |
3226 |
5722 |
6041 |
3801 |
4432 |
Сумма убытка полученного предприятиями РФ |
293 |
448 |
363 |
371 |
1553 |
732 |
Прибыль, полученная предприятиями РФ(1+2) |
2778 |
3674 |
6085 |
6412 |
5354 |
5164 |
Доля убытка в общей сумме
сальдированного финансового |
12 |
14 |
6 |
6 |
40 |
17 |
* Мэнкью Н.Г. Принципы микроэкономики – СПб: Питер, 2007.
Согласно полученным расчетным данным существенных изменений в динамике прибыли, полученной российскими предприятиями за период с 2004 г. по 2009 г. по сравнению с общим сальдированным финансовым результатом их деятельности не выявлено.
Для большей точности проводимых исследований следует учитывать тот факт, что расчетные данные, полученные в табл. 2 нуждаются в корректировке относительно прибыли, полученной малыми предприятиями, так как последние в большинстве своем переведены на специальные режимы налогообложения и не являются плательщиками налога на прибыль.
На основе приведенных исследований и представленных выводов будет целесообразно предложить следующие мероприятия, связанные с совершенствованием системы налогообложения в России:
1. В целях достижения
2. В связи с тем, что снижение ставки по налогу на прибыль не приводит к расширению налогооблагаемой базы по данному налогу за счет выхода предприятий из теневого сектора экономики предлагаю решением данной проблемы в России на основе усиления всех видов финансовой ответственности за нарушение налогового законодательства в частности и в виде увеличения штрафов: за ведение деятельности без постановки на налоговый учет, за несвоевременную постановку на учет в налоговых органах, за непредставление информации в налоговые органы об открытии и закрытии расчетных счетов, за умышленное занижение налогооблагаемой базы, за несвоевременное предоставление налоговой отчетности, за недопуск сотрудников налоговых органов в помещения, используемые налогоплательщиками для извлечения дохода …
Предложенные мероприятия
Заключение
Во-первых, необходимость вмешательства государства в экономику и цели такового определяются целым комплексом причин микро- и макроэкономического характера и в основном связаны с преодолением фиаско (провалов) рынка.
Во-вторых, методы такого регулирования
опираются либо на системы законодательных
актов и государственную
В-третьих, государственное вмешательство в экономику имеет целый ряд очень существенных негативных последствий, которые следует учитывать при разработке и реализации правительственных программ.
В-четвертых, система целей и
методов их достижения может быть
представлена как модель регулирования.
Основными для смешанной
В-пятых, актуальной проблемой является
теоретическая разработка и практическое
освоение модели государственного регулирования
в странах с переходной экономикой,
так как традиционные рецепты
государственного воздействия на экономику
во многих случаях оказываются
Из перечисленного выше, можно сделать вывод о существовании тесной взаимосвязи между государством и экономической системой. Состояние экономики самым непосредственным образом сказывается на эффективности и жизнедеятельности государства, а степень эффективности деятельности государственных органов оказывает большое позитивное или негативное влияние на состояние экономики. Экономическая система представляет собой один из основополагающих ингредиентов, на которых государство базируется.
Как показывает опыт индустриально
развитых стран с рыночной экономикой,
на начальной стадии формирования частнопредпринимательской
капиталистической системы
Что касается Российской Федерации, то здесь в условиях переходной экономики исключительно важное значение приобретают системоформирующие, системоутверждающие и системовоспроизводящии функции государства. Именно от их реализации зависят создание инфраструктуры рыночной экономики и обеспечение благоприятных условий для эффективного функционирования и воспроизводства. Поэтому одна из главных задач, стоящих сейчас перед Российским государством, заключается в укреплении государственных институтов, разработке и реализации системы эффективных государственноправовых гарантий предпринимательской деятельности, призванных положить конец процессу дальнейшей криминализации экономики и коррумпирования государственного аппарата, разработать и ввести механизмы теснейших взаимосвязей между государством и экономикой, политикой и бизнесом на новых, демократических принципах.
Список использованной литературы
1. Андреанов В. Государственное регулирование и механизмы саморегуляции в рыночной экономике // Экономист. - 2006. - №5.
2. Ахмедуев А. Государственные предприятия: типы и механизм функционирования // Вопросы экономики. - 2007. - №8.
3. Ионов М. Роль государства в экономике // Экономист. - 2007. - №8.
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики