Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:14, курсовая работа
Целью анализа роли государства в рыночной экономике является выяснение, необходимости и возможностей вмешательства государства в рыночную экономику.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер;
познакомится с формами государственного регулирования экономики;
рассмотреть инструменты, объекты и цели государственного регулирования;
выявить причины и противоречия государственного регулирования в рыночную экономику.
Введение
Необходимость государственное регулирование рыночной экономики
1.1 Причины государственного регулирования
1.2 Цели государственного регулирования
1.3 Методы государственного регулирования
1.4 Государственный механизм регулирования экономических процессов
Проблемы, модели и возможности государственного регулирования
Проблемы государственного регулирования рыночной экономики
Противоречия госудаственного регулирования рыночной экономики
Модели государственного вмешательства в экономику
Возможности государственного регулирования рыночной экономики
Границы вмешательства государства в рыночную экономику
Государственное регулирование на примере налога на прибыль
Заключение
Список использованной литературы
Итак, неоконсервативные подходы к государственному регулированию ориентированы на достижение других приоритетных целей и отдают предпочтение не прямому регулированию, а косвенному, не фискальной политике, а денежно-кредитной. Однозначно признается роль государства в содействии структурной и научно-технической политике - на эти направления выделялись значительные бюджетные средства.
Оценивая результаты функционирования данной модели на практике, следует отметить, что в большинстве случаев она оказалась адекватной ситуации и эффективной: инфляция была подавлена, была осуществлена структурная перестройка экономики, наметился устойчивый экономический рост, т.е. поставленные цели были достигнуты. В то же время неоконсерватизм неизбежно привел к обострению проблем безработицы, уровня жизни и социальной защиты населения, усилилась социальная дифференциация в обществе. Потенциально это рассматривается как основа возможного определенного крена в сторону кейнсианских традиций. Во всяком случае, некоторые экономисты уже в политике администрации У. Клинтона склонны видеть подобные изменения
Итак, рассмотрение двух базовых моделей
смешанной экономики
Отдельной проблемой является модель государственного регулирования в странах с переходной экономикой (постсоциалистических). Следует признать, что она осмыслена в наименьшей степени. Отсутствие стройной теории переходной экономики обрекает правительства стран опираться в основном на метод проб и ошибок, чреватый большими издержками для общества. Применение неоконсервативных рецептов для этих стран в современных условиях бывает столь же неоправданным, как и кейнсианских подходов.
2.4 Возможности государственного регулирования рыночной экономики
К середине ХХ в. необходимость государственного регулирования рыночной экономики была обеспечена соответствующими возможностями.
К таким возможностям прежде всего следует отнести расширение и укрепление государственного сектора в экономике. Данный сектор формирует государственная собственность и денежные средства, которыми располагает государство.
Сам по себе государственный сектор возник вместе с появлением государства. У государства всегда были земли, здания, сооружения, техника (прежде всего военная) и т.д. Всегда был бюджет, который формировался и использовался государством и оказывал влияние на экономику. Однако размеры этого сектора длительное время были незначительными и существенного влияния на экономику он не оказывал. Так, до Первой мировой войны доля государства в национальном доходе большинства стран с рыночной экономикой составляла 3 - 10%.
Не произошло радикальных
Расширению государственной
В некоторых странах после войны произошла национализация, то есть передача в собственность государства ряда частных предприятий.
Заметную роль в расширении государственной собственности сыграла НТР, обусловившая возникновение новых и довольно капиталоемких производств с низкой скоростью оборота капитала. К тому же эти производства требовали значительных средств на НИОКР, не обещавших быстрой отдачи в виде прибыли.
Речь идет о ядерной энергетике, авиастроении, ракетостроении, развитие которых было обеспечено государством.
Поскольку НТР потребовала новой рабочей силы, то государству пришлось взять на себя развитие образования, здравоохранения, социальное обслуживание.
Обострение международной
Кроме того, государству пришлось пойти на национализацию некоторых предприятий, обладавших естественной монополией: железнодорожный транспорт, энергетика, связь.
В формировании государственного сектора большую роль сыграл государственный бюджет. Благодаря ему государственный сектор получил денежные средства для своего развития. За счет госбюджета путем выкупа осуществлялась национализация частных предприятий, создавались новые предприятия, в том числе предприятия инфраструктурного типа, призванные обслуживать частный сектор.
Госбюджет стал основой для государственных закупок товаров у частных фирм. Например, в США около 20% ВНП приходится на государственные закупки.
Значительные возможности
Составной частью государственного сектора являются государственные банки, которые в ряде стран встали во главе банковской системы. Появилась возможность целенаправленного воздействия государства на денежную массу, на кредитную активность частных банков.
В целом наличие государственного сектора в экономике позволяет государству использовать экономические методы воздействия на частный сектор как основу рыночной экономики.
Значительные возможности
Административно-правовая система позволила осуществлять контроль над монопольными рынками, внешними эффектами рынка, обеспечивать защиту национальных интересов на международных рынках.
Возможности государства расширились
и благодаря усилению его общенационального
характера как надстроечного
института. Если прежде государство
выступало как орудие политической
власти господствующего класса, то
в современных условиях оно призвано
быть инструментом уравновешивания
классовых и социальных интересов,
обеспечения национального
Усилению общенационального
Нельзя также не отметить и роли
науки, прежде всего экономической,
в теоретическом обеспечении
государственного регулирования экономики.
Особое значение приобрели экономико-
2.5 Границы вмешательства государства в рыночную экономику
Рыночный механизм свободной конкуренции
имеет много достоинств, его возможности
велики, но все же не безграничны. Существуют
области, где механизм свободной
конкуренции не срабатывает и
требуется вмешательство
Во-вторых, предоставление государством общественных товаров. Механизм, свободного рынка позволяет удовлетворять потребности, которые выражаются в денежной форме через спрос. Однако существуют такие потребности, которые невозможно измерить в деньгах и превратить в спрос. Речь идет об услугах коллективного пользования: национальная оборона, государственное управление, единая энергетическая система, национальные сети коммуникаций, вакцинация, охрана общественного порядка и др. Здесь не обойтись без вмешательства государства в экономику.
В-третьих, устранение государством последствий
внешних эффектов. В процессах
рыночного производства и потребления
могут возникать своеобразные дефекты,
не имеющие денежного выражения
и не фиксируемые рынком. Эти внешние
эффекты нарушают рыночное равновесие
и обуславливают неоптимальное
распределение ресурсов, что делает
необходимым вмешательство
Функции, выполняемые государством
по организации денежного
Если обратиться к реальному
конкурентному рынку, то обнаружатся
новые области экономической
жизни, где проявляется ограниченность
механизма рынка, что делает необходимым
более широкое участие
Перераспределение доходов. Рынок
признает справедливыми доходы, полученные
в результате свободной конкуренции
на рынках факторов производства, размеры
доходов зависят от эффективности
вложения факторов. В обществе есть
люди, не владеющие ни землей, ни капиталом,
ни трудом. Им нечего предъявлять на
рынки факторов производства, они
не участвуют в конкуренции, не получают
никаких доходов. К таким людям
относятся дети, безработные, люди преклонного
возраста. Даже людям, предъявляющим
тот или иной фактор производства,
рыночное распределение не гарантирует
минимума доходов, обеспечивающих стандарт
благосостояния. Во всех перечисленных
случаях государство вправе вмешиваться
в перераспределение доходов. Здесь
минимальная граница
Занятость. Механизм рынка не реализует автоматически право на труд для тех, кто может и хочет работать. Для эффективной работы рынка требуется оптимальный резерв рабочей силы. По ряду причин в рыночной экономике неизбежна безработица, что ставит перед государством не мало сложных проблем. Его обязанностью становится регулирование рынка рабочей силы с целью поддержания определенного уровня занятости, материального обеспечения людей, утративших рабочие места или не сумевших найти их.
Развитие фундаментальных
Реализация национальных интересов
в мировой экономике
Таковы верхние максимально допустимые границы вмешательства государства в рыночную экономику. Эти рамки достаточно широки для того, чтобы разумный симбиоз государственного регулирования и эффективно работающего механизма рынка позволил решить основные социально-экономические проблемы современного общества.
Если же государство пытается делать больше, чем ему отмерено рыночной экономикой, - продолжает распределять производственные ресурсы, удерживать административный контроль над ценами, прощает предприятиям кредитную задолженность, сохраняет рабочие места в технологически отсталых производствах, пытается обеспечить высокую социальную защиту населения без учета реальных возможностей экономики, то в народном хозяйстве консервируется отсталая структура производства, низкое качество продукции, увеличивается отставание от развитых стран в области научно-технического прогресса и уровня жизни народа. Тогда рано или поздно становится необходимым разгосударствление экономики, избавление ее от чрезмерной государственной активности, что сопровождается негативными последствиями. Появляются так называемые изъяны или «провалы» государства. Изъян государства - это его неспособность обеспечить эффективное распределение ресурсов и соответственно социально-экономической политики принятым в обществе представлениям о справедливости.
В соответствии с теорией общественного выбора на выработке и реализации управленческих решений негативно сказываются ограниченность доступной информации, неспособность государства полностью контролировать реакцию контрагентов на свои действия, несовершенство политического процесса, ограниченность контроля над государственным аппаратом и др. На практике выбор оптимальных форм и методов государственного регулирования оказывается не таким простым, как могло показаться на первый взгляд.
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики