Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 14:14, курсовая работа
Целью анализа роли государства в рыночной экономике является выяснение, необходимости и возможностей вмешательства государства в рыночную экономику.
Для решения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
выделить основные направления государственного регулирования и определить их роль в реформировании как экономики в целом, так и ее отдельных сфер;
познакомится с формами государственного регулирования экономики;
рассмотреть инструменты, объекты и цели государственного регулирования;
выявить причины и противоречия государственного регулирования в рыночную экономику.
Введение
Необходимость государственное регулирование рыночной экономики
1.1 Причины государственного регулирования
1.2 Цели государственного регулирования
1.3 Методы государственного регулирования
1.4 Государственный механизм регулирования экономических процессов
Проблемы, модели и возможности государственного регулирования
Проблемы государственного регулирования рыночной экономики
Противоречия госудаственного регулирования рыночной экономики
Модели государственного вмешательства в экономику
Возможности государственного регулирования рыночной экономики
Границы вмешательства государства в рыночную экономику
Государственное регулирование на примере налога на прибыль
Заключение
Список использованной литературы
Экономические методы, которые включают в себя:
Методы прямого воздействия предполагают такое регулирование экономики, при котором государство в инициативном порядке осуществляет определенные действия, используя принадлежащие ему объекты и ресурсы.
Прямые методы выступают в следующих основных формах:
Методы косвенного воздействия
призваны создать условия, при которых
субъекты экономики будут заинтересованы
принимать решения, соответствующие
целям экономической политики государства.
Их достоинством является способность
балансировать общественные и частные
интересы, недостатком — определенный
временной лаг между
Косвенные методы выступают в следующих основных формах:
Существуют важные ограничения для регулирования государством экономики. Недопустимы любые действия государства, разрушающие рыночный механизм (планирование, абсолютный контроль над ценами), так же государство не должно своими действиями ограничивать конкуренцию на рынке.
Пример: налоговая политика.
Вырабатывая рекомендации для налоговой политики, экономическая наука обращает внимание на поиск оптимальной величины налогов. Дело в том, что увеличение налогов за определенные пределы начинает тормозить производство и приводит, в конечном счете, не к увеличению, а к уменьшению доходов бюджета. Теоретически это описывается так называемой кривой Лаффера (рис. 2). Она показывает связь между налоговыми ставками и объемом налоговых поступлений и выявляет такую налоговую ставку, при которой налоговые поступления достигают максимума. Графически кривая Лаффера выглядит следующим образом:
Рис.2. Кривая Лаффера
где: t— налоговые ставки; Q — поступления в бюджет; tопт — оптимальный размер налоговой ставки; Qmax— максимум прибыли в бюджет.
Кривая показывает, что после того как налоговые ставки переходят оптимальную величину, увеличиваясь за ее пределы (на графике — точка tопт), общий размер налогов, поступающих в бюджет, уменьшается.6
Как уже говорилось, в любой современной стране государство играет серьёзную роль в функционировании и развитии национальной экономики. Невозможно представить себе независимую от государства рыночную экономику. Теперь, после того как раскрыты причины необходимоси государственного вмешательства в рыночные экономические процессы, освещены основные задачи в экономике, выпадающие на долю государственных институтов, предстоит более подробно проанализировать конкретные функции государства в современной экономике и механизмы её реализации.
Можно выделить пространный ряд функций в управлении экономикой и обществом, которые могут реализовываться в любом современнм рыночном хозяйстве исключительно на уровне политики государства как целого. Назовём основные из них7:
Противоречивость
между целями и между инструментами
государственного воздействия на экономику,
а также целей и инструментов
между собой заставляет обратиться
специально к проблемам государственного
регулирования экономики. При этом
обнаружится и ряд других, неизвестных
пока моментов. Одновременно станет более
понятна и неоднозначность
2. Проблемы, модели и возможности государственного регулирования
2.1 Проблемы государственного регулирования экономики
Осмысление теории и практики государственного
регулирования экономики
Начнем с того, что трудности, и немалые, представляет само определение целей регулирования. Эти трудности имеют многообразный характер. Так, каждая из целей отражает интересы определенных социальных групп, весьма различных по активности и способах отстаивания интересов. Выбор одной какой-либо цели, давая выигрыш одним силам, другим может наносить ущерб, который государство часто не в силах компенсировать (распределительный эффект), хотя в теории допускается возможность принятия политических решений на основе критерия Парето, исключающих потери каких-либо сторон, это решения в рамках консенсуса (единогласия). Потери каких-либо сторон не будут значимы также в случае выполнения критерия Калдора-Хикса. А именно, изменения экономической политики означают улучшение, если те, кто выигрывают от принятия решений, оценивают свой выигрыш в денежной форме выше, чем оценивает свой проигрыш "потерпевшая сторона". Этот критерий не предполагает обязательной реальной компенсации выигравшими потерь проигравших (хотя это возможно и, вероятно, желательно), он требует лишь потенциальной возможности этого.
Далее, сама процедура принятия политических
решений (в основном большинством голосов),
которая и должна содействовать
выбору оптимальных для общества
приоритетных целей, во многом по причине
отсутствия или искажения информации
оказывается часто
Этот скепсис может усилиться,
если обратить внимание на большие
издержки государственного регулирования.
Оно действительно стоит
Весьма часто неопределенность факторов и инструментов воздействия государства на экономику находит свое выражение в своеобразном законе непредвиденных последствий: последствия регулирования реально весьма существенно отличаются от намечавшихся. В его действии весьма значимыми являются экономические лаги, характеризующие определенную инерционность экономической системы. Внутренний лаг - промежуток времени между моментом экономического шока и временем принятия ответных мер правительством, они особенно характерны для фискальной политики, связанной с процедурами обсуждения в парламенте. Внешний лаг - период времени между моментом принятия решения по какой-либо проблеме и началом появления результатов от данной меры - весьма существенное значение имеет в денежно-кредитной, внешнеэкономической политике, так как в них присутствует сложный передаточный механизм. Существование таких лагов затрудняет анализ ситуаций и выбор адекватных мер государственного регулирования.
Проблемы государственного регулирования, несомненно, связаны и с экономическими ожиданиями основных субъектов. Экономическая политика должна учитывать эти ожидания, но не только. Она сама воздействует на эти ожидания. Поэтому любые макроэкономические модели, призванные раскрыть механизм действия экономической системы, в значительной мере несовершенны. В связи с этим в экономической теории существует специфический термин - критика Лукаса: традиционные методы анализа экономической политики не могут адекватно отразить влияние политических изменений на экономические ожидания.
С государственным регулированием
экономики связано также такое
явление как поиск политической
ренты. Политическая рента - это дополнительный
доход частных экономических
субъектов, вызванный принятием
определенных политических решений (например,
введением торговых пошлин, государственными
заказами, выдачей государственных
лицензий и т.п.). Поскольку поиск
политической ренты обходится фирмам
дешевле традиционных форм конкурентной
борьбы, то такого рода давление на властные
структуры имеет широкое
Значительное присутствие
Проводя антимонопольную политику
по отношению к одним сферам деятельности,
государство своими действиями неизбежно
может создавать основы монополизации
в других сферах и не только посредством
установления государственной монополии,
но и через механизмы
Проблемой государственного регулирования
экономики является также то, что
политический бизнес-цикл (вызванный
периодичностью избирательных кампаний
и временем полномочий органов власти)
становится существенным фактором макроэкономических
колебаний. Политические деятели стремятся
к тому, чтобы с помощью инструментов
фискальной и монетарной политики сделать
так, чтобы к моменту выборов
сложилась благоприятная
И наконец, государственное вмешательство
может создать проблему дисбаланса
между свободой человека, прежде всего
экономической, и принуждением. Нарушение
прав человека при избыточном присутствии
государства в экономике может
стать слишком высокой и
2.2 Противоречия государственного регулирования рыночной экономики
Государственное регулирование рыночной экономики после Второй мировой войны дало неплохие результаты. В 50 - 60-е гг. даже стали говорить о том, что западные страны вступили в "золотой век" своего развития, "век процветания". Для такого рода заявлений были следующие основания:
• отмеченные десятилетия были периодом почти безкризисного развития, особенно для стран Западной Европы и Японии;
• наблюдались относительно высокие темпы экономического роста;
• на стабильно высоком уровне поддерживалась занятость;
Информация о работе Государственное регулирование рыночной экономики