Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 15:19, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что грамотная инвестиционная политика государства способствует улучшению инвестиционного климата в стране, усилению притока иностранных инвестиций и развитию экономики как основы процветания страны. Если не финансировать свою фундаментальную науку, то с неизбежностью придется финансировать чужую. Цель данной работы – показать перспективы развития инновационного бизнеса в России на примере США.
Введение. …………………………………………………………………………...3
1 Глава Особенности развития инновационного бизнеса.……………………...4
1.1 Малый инновационный бизнес в России……………………………………..6
1.2 Инновационный бизнес в США……………………………………………...12
Вывод……………………………………………………………………………....22
2 Глава Государственная поддержка инновационного бизнеса.………..........23
2.1 Государственная поддержка инновационного бизнеса в России…………25
2.2 Государственная поддержка инновационного бизнеса в США….............28
Вывод……………………………………………………………………………....33
Заключение…………………………………………………………………...........34
Список литературы……………………………………………………………….35
Важнейшим элементом стимулирования инновационной деятельности со стороны государства является система контрактных отношений между государственными институтами в сфере научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР).
Инновационная деятельность частного предприятия есть система мероприятий по использованию научного, научно-технического и интеллектуального потенциала с целью получения нового или улучшенного продукта либо услуги, нового способа их производства для удовлетворения, как индивидуального спроса, так и потребностей общества в новшествах в целом.
Целесообразность выбора способа и варианта технико-технологического обновления зависит от конкретной ситуации, характера нововведения, его соответствия профилю, ресурсному и научно-техническому потенциалу предприятия, требованиям рынка, стадиям жизненного цикла техники и технологии, особенностям отраслевой принадлежности.
2.2 Государственная поддержка инновационного бизнеса в США.
Осуществление научно-технической политики США базируется на хорошо развитой институциональной структуре. Основными рычагами федерального правительства в стимулировании НИОКР являются два крупных межведомственных органа:
Важнейшую роль в осуществлении государственных исследовательских программ играют:
Другие министерства и государственные организации (Министерство энергетики, Национальный институт здравоохранения, Национальное бюро стандартов и др.) также оказывают содействие в стимулировании НИОКР, но только в пределах отраслевых программ.
Особенностью американской структуры управления научно-техническим прогрессом - тесное взаимодействие государства и частного бизнеса. Значителен удельный вес смешанных, финансируемых за счет государственных и частных источников, организаций, среди которых:
основная задача которых заключается в поисках путей повышения научно-технического и экономического потенциала страны. Одно из направлений реализации этой задачи — эффективное использование уже накопленного арсенала достижений, изобретений и нововведений, В ходе выполнения федеральных программ и контрактов, и передача их для внедрения в частный сектор.
Особое внимание в США с конца 80-х и начала 90-х годов уделяется передаче федеральных технологий — технологическому трансферту. Заинтересованность федерального правительства и частного сектора в трансферте огромна, так как проведенные в США исследования показали, что один доллар, потраченный на фундаментальные исследования, дает отдачу в размере двух долларов через шесть-семь лет, а от передачи технологии можно получить экономический эффект в соотношении 20:1 и выше и результаты могут быть достигнуты иногда уже в течение нескольких дней.
Технологический трансферт способствует расширению объема продаж и рынков сбыта; созданию новой, более совершенной техники и технологии; сокращению стоимости производства; стимулированию теоретических и прикладных исследований, которые ранее считались практически не выполнимыми; сокращению сроков проведения НИОКР и внедрения новой техники; повышению производительности труда; сокращению издержек производства; повышению качества и расширению границ применения полученной ранее техники и технологий; улучшению организации производства; повышению квалификации кадров.
В США действует Закон о передаче федеральной технологии, принятый в 1986г., который в 90-е годы был подкреплен рядом законодательных актов по стимулированию такой передачи, где были пересмотрены положения по охране авторских прав на федеральную технологию, расширены масштабы лицензирования, разработаны мероприятия, направленные на повышение материальной заинтересованности ученых и инженеров от внедрения технологии.
В США, с помощью крупномасштабных
целевых проектов государственное
регулирование инновационных
Инвестиционный фонд Министерства энергетики США занимается финансированием как отдельных исследовательских проектов, осуществляемых мелкими фирмами, так и субсидированием индивидуальных изобретателей. Свою некоммерческую ориентацию фонд подчёркивает тем, что отдает предпочтение разработкам, имеющим «высокий риск провала».
Существенный элемент прямой поддержки инновационных процессов — формирование государственной инновационной инфраструктуры. Государство может создавать сети центров распространения нововведений и консультационных центров, оказывающих деловые услуги инноваторам. Государство способствует формированию рынка инноваций (информация в государственных изданиях, выставки, биржи, ярмарки и т. п.) и само выступает его агентом, например при покупке и продаже лицензий.
Государственные органы призваны осуществлять мониторинг и прогнозирование инновационных процессов в стране и за рубежом, а часто и поиск наиболее эффективных передовых технологий для широкого внедрения. Особое место занимает государственная экспертиза инновационных проектов, поскольку отдельным организациям, осуществляющим нововведения, трудно оценить все их возможные эффекты в общеэкономическом масштабе. Инновационным организациям могут предоставляться льготы по оплате государственных услуг — связи, тепла, электроэнергии и т. д.
Не следует упускать из виду меры моральной поддержки, среди которых можно назвать вручение выдающимся ученым и инноваторам государственных наград, присвоение почетных званий, пропаганду инновационных способов хозяйствования, потребления инновационных продуктов и услуг, имеющихся в стране научно-технических и нововведенческих традиций, посещение руководителями государства ведущих инновационных организаций, участие представителей научно-технической интеллигенции в важнейших государственных мероприятиях, поддержка самоорганизации научно-технического сообщества и т. д.
Среди мер косвенного регулирования прежде всего следует отметить налоговые льготы. Льготное налогообложение прибыли реализуется как путем сокращения налогооблагаемой базы, так и путем уменьшения налоговых ставок, вычитаемых из налоговых платежей.
Особенностью Государственной инновационной политики США также является низкая «ведомственная» концентрации решений по выработке и реализации инновационных проектов.
В целях развития инновационной деятельности в США в 1984 г. был принят "Закон о кооперации в сфере НИОКР", а еще ранее, в 1980 г., был принят закон Стивенсона-Вайдлера "О технологических нововведениях", предусматривающий ряд мер стимулирования промышленных инноваций:
В США отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции, антитрестовское законодательство действует уже более 100 лет.
Вывод
Последние двенадцать лет финансирование отечественной науки – и фундаментальной, и прикладной – характеризуется резким спадом. В результате по уровню инновационной активности Россия уступает многим развитым странам. В общем объёме продаж наукоёмкой продукции на мировом рынке доля РФ составляет всего 0,3%, тогда как доля США – 20%
Преобладающей формой государственного финансирования исследований и разработок в США являются федеральная контрактная система, через которую финансируется около половины НИОКР, причем подавляющая часть контрактов заключается государственными ведомствами с частными корпорациями на конкурсной основе.
В результате, можно отметить, что и в России поддержка НИОКР, изобретений и инноваций является приоритетным направлением в государственной политике. Однако в России наблюдается значительное отставание по многим показателям.
Несмотря на подобного рода тенденции, можно с уверенностью утверждать, что в ближайшем будущем картина сильно изменится. Об этом свидетельствует большое количество федеральных целевых программ в области развития инноваций, а также растущая популярность и эффективность технопарков в нашей стране.
В настоящее время инновационная деятельность является одной из наиболее слабых звеньев в формировании рыночной инфраструктуры России (а это, в свою очередь, напрямую влияет на уровень конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынке), имеются значительные предпосылки для изменения данной ситуации в лучшую сторону.
Заключение.
В США большое влияние уделяется прогнозированию, стандартизации, оптимизации управленческого решения, государственной экспертизе инновационных проектов, ведению государственной статистики инноваций.
Национальный научный фонд США широко использует вневедомственную экспертизу проектов НИОКР независимыми квалифицированными специалистами, в т. ч. и зарубежными, при распределении своего бюджета.
В США отработан механизм развития внутренней и международной конкуренции. Помимо традиционных способов воздействия на развитие экспортного производства, таких, как льготное кредитование и страхование экспорта, частичное освобождение экспортеров от уплаты налогов, прямое субсидирование, государственная комплексная помощь экспортерам, содействие их сбытовой деятельности и т. п.
В настоящее время инновационная деятельность является одной из наиболее слабых звеньев в формировании рыночной инфраструктуры России, а это, в свою очередь, напрямую влияет на уровень конкурентоспособности отечественных товаров на внутреннем и внешнем рынке.
Чтобы реализовать инновационно-
Список литературы:
Информация о работе Государственная поддержка инновационного бизнеса в России и США