Инновационный бизнес в России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 15:58, доклад

Краткое описание

Время, в которое мы живем – время стремительных и неизбежных перемен. Вся страна и все наше общество, едва войдя в «новый мир», были вынуждены очень быстро меняться и приспосабливаться к новым условиям труда и жизни. Более того, постоянные изменения, происходившие в экономике, вносили дополнительный дезориентирующий фактор.

Файлы: 1 файл

Инновационный бизнес готовый доклад.docx

— 19.97 Кб (Скачать)

    УДК 339.9                    

    Быковская А.С. 

    ИННОВАЦИОННЫЙ БИЗНЕС В РОССИИ 
 

    Введение 

Время, в которое  мы живем – время стремительных  и неизбежных перемен. Вся страна и все наше общество, едва войдя  в «новый мир», были вынуждены очень  быстро меняться и приспосабливаться  к новым условиям труда и жизни. Более того, постоянные изменения, происходившие  в экономике, вносили дополнительный дезориентирующий фактор. Предприятия, в одночасье оказавшиеся без  какой-либо поддержки, столкнулись  с необходимостью тотальных и  глубинных перемен, целью которых  стало само их существование. Чтобы  выжить в этом мире динамики и скорости, необходимо постоянно меняться вместе с ним и постоянно приобретать  новые знания и умения. Более того, мало ими обладать. Ими надо уметь грамотно воспользоваться с тем, чтобы они принесли наибольшую выгоду их владельцу.

Сегодняшняя активно  развивающаяся экономика диктует  фирмам и организациям такие условия, в которых, чтобы не остаться за бортом прогресса и бизнеса, они вынуждены  постоянно эволюционировать. Происходящие в обществе изменения настолько  глобальны, что на этот раз уже  не обойтись простой реорганизацией труда. Сегодня, чтобы соответствовать  времени, его нормам и веяниям, предприниматели  должны уметь заинтересовать потенциального клиента, привлечь его новым товаром  или услугой, удержать. И помогает им этом внедрение и использование инноваций.

Инновация представляет результат комплексного процесса, состоящего из создания, разработки, коммерческого  использования и распространения  новшества, удовлетворяющего конкретную общественную потребность. Термин «innovatio» происходит из новой латыни и представляет собой синтез слов «investio» (одеваю) и «novatio» (обновляю).

    В ходе этого процесса изобретение  или идея приобретает экономическое  содержание, новшество становится товаром  и выступает в качестве объекта  купли-продажи на рынке.

    Инновации сейчас смело можно назвать основным двигателем современного развития, условием роста экономики, человеческого  потенциала, в конечном итоге условием для лучшего качества жизни. А если учесть, что все эти факторы происходят  по-прежнему в рамках жесткой конкуренции на мировых рынках, то инновациями в полном смысле могут называться не любые новшества и изобретения, а лишь те, которые принесли определенный результат для людей, общества, государства, то есть вписавшиеся в систему экономических отношений, ставшие фактором развития экономики, ставшие продуктом, имеющим своего потребителя и формирующим в свою очередь спрос. Попросту говоря, успешно проданное и полезное для экономики новшество или изобретение и есть инновация. 

    Возникновение и разработка новшеств 

    Изначально  новшество возникает в результате теоретических проработок, практических исследований и экспериментов.  Для  того чтобы превратить его в настоящую  инновацию необходимо внедрить новшество  в производство. Это требует дорогостоящих  маркетинговых исследований, проведения НИОКР, создания производственно-технической  базы. Все это влечет за собой  колоссальные затраты ресурсов, как  материально-технических, так и человеческих. Научная разработка на том или  ином этапе является товаром разной стоимости, соответственно, должны быть и различные формы продвижения  этой разработки — от чего-то наподобие американской программы Small business innovation research (SBIR) до венчурных фондов. В России все эти формы финансирования уже появляются, но пока это в основном «первые блины», которые часто бывают «комом». Неудивительно, что зачастую инновационная деятельность с точки зрения прогнозов может себя и не оправдать, поэтому особенно тщательного подхода требует доинвестиционный период исследований, включающий бизнес-планирование, маркетинговое исследование, оценку экономической эффективности и целесообразности внедрения новшества.  У нас в стране на такую работу традиционно выделяется на порядок меньше средств, чем в большинстве развитых экономик мира. И это проблема не столько государства, сколько самого бизнеса. Хотя государство здесь не может оставаться в стороне. Для содействия внедрению инноваций в производство образована, например, Российская венчурная компания, в сфере энергетики для этих целей создано Российское энергетическое агентство. В направлении внедрения инноваций разворачивается российская фундаментальная наука, создана система федеральных исследовательских университетов, в которую вошел и Новосибирский государственный университет. Многое делается на региональном уровне. Например, в Новосибирской области образован региональный фонд содействия развития венчурного инвестирования. Кроме того, в регионе формируется  фонд инвестиций в инновационные проекты и программы, который будет партнером крупных государственных фондов и корпораций, в частности, РОСНАНО. Эффективно начал работать такой инструмент инновационной активности, как Технопарк новосибирского Академгородка. Очень востребована такая форма инновационной активности, как международный молодежный инновационный форум «ИНТЕРРА». В этом году форум проводится уже во второй раз в Новосибирске с 23 по 25 сентября. Его цель – создать условия для продуктивного общения, обмена опытом, обобщения экспертных мнений и изучения лучших практик развития инновационной экономики регионов, выработки новых технологий в сфере инвестиционного, социального развития и регионального управления. 

    Что сделано за последнее время на федеральном уровне? 

    В Концепции  долгосрочного социально-экономического развития РФ на период  2020-2030 годов  записано, что ключевой проблемой  российского сектора науки и  высоких технологий сегодня является крайне низкая эффективность использования  имеющихся ресурсов (кадрового, технологического, знаний), что в полной мере проявилось после начавшегося в последнее  время увеличения финансирования  НИОКР. Россия по-прежнему располагает  значительным научно-техническим потенциалом. По численности занятых в сфере  фундаментальной науки, научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ  государство находится на третьем  – четвертом месте в мире.

    Россия  входит в число лидеров по ряду важнейших направлений исследований и разработок, в том числе в  таких областях как нанотехнологии, живые системы, охрана окружающей среды, атомная и водородная энергетика, энергосберегающие системы, разработки прикладных программных средств и других.

    По  абсолютному уровню, в пересчете  по паритету покупательной способности, российские затраты на НИОКР находятся  примерно на уровне Италии (10-11 место  в мире). Но при этом уровень расходов на НИОКР к ВВП (чуть более 1 %) уступает не только показателям Евросоюза (около 2 % ВВП), но и Китая (1,3 % ВВП).

    Инновационная активность российских компаний остается крайне низкой. В 2007 году число предприятий, осуществлявших технологические инновации, составило лишь 8,5 % от их общего числа. Для сравнения, в Великобритании, Финляндии, Франции, Италии, Корее – 40-50 %, в Германии этот показатель достигал  73 %, Ирландии, Бельгии и Дании  – 58-61 %, Эстонии и Чехии –  41-47 %. Ближе всех к России по данному  индикатору Латвия – 17 %, Болгария – 18 %, Венгрия – 21 % и Румыния – 22 %. 

    Организации по финансированию инноваций 

    Развитие  реформ невозможно без финансирования. Вдыхать в них жизнь планируется из средств Фонда национального благосостояния. Совсем недавно было решено разделить Стабфонд на три части. Одна из них - вышеупомянутый фонд. Из него планируется финансировать так называемые структуры развития, в частности Инвестиционный фонд и Российскую венчурную компанию. Президент предложил уже в текущем году направить на эти цели 300 миллиардов рублей, но призвал рассматривать бюджетные деньги не как основной источник финансирования, а как катализатор привлечения в экономику и науку частных средств.

    На  прикладные исследования планируется  выделить 33 миллиарда рублей.

    Предусмотрено финансирование и через академии наук. Отработаны механизмы сквозной поддержки инновационных проектов на стадиях цикла "генерация знаний - разработка технологий - коммерциализация технологий". "Начальная стадия НИОКРа самая рискованная,- говорит заместитель директора Департамента государственной научно-технической и инновационной политики Минобрнауки РФ Александр Наумов.

- И финансирование  именно этой части разработок  государство берет на себя. Вообще  же финансирование проектов планируется  осуществлять государством и частным бизнесом в равных долях. Но строго на конкурсной основе, в рамках специальных целевых программ".

    В фундаментальную науку в будущем  году планируется направить 48 миллиардов рублей. Еще восемь миллиардов рублей будет заложено в фонды, поддерживающие фундаментальные исследования. В  целом же эти цифры можно сложить  и удвоить: создающаяся сейчас новая  отрасль - нанотехнологий и наноиндустрии - будет финансироваться по отдельной статье. И объем этого финансирования равен объему финансирования науки в целом. На нанотехнологии планируется выделить 130 миллиардов рублей. Плюс 50 миллиардов рублей, предусмотренных на финансирование федеральных целевых программ. Управлять этими средствами будет специально для этого создающаяся Российская корпорация нанотехнологий. 

    Заключение 

    По  количеству идей, разработок, технологий и проектов, ждущих своей реализации, Россия сейчас занимает одно из ведущих мест в мире. Исследования, в ходе которых они рождаются, финансирует преимущественно государство.

    В содействии инновационному бизнесу необходимы последовательность и настойчивость всех уровней власти.  Нужны понятные и непротиворечивые законы, поощряющие развитию инноваций, нужны меры экономического стимулирования, как на федеральном, так и на региональном и местном уровнях. Главная задача сейчас — как можно быстрее создать рынок инноваций, за которым государство должно постоянно следить. И если по каким-то причинам деньги, к примеру, с венчурного рынка уходят, государство должно добавлять свои, чтобы инновационный процесс не прерывался. Ведь неважно, какого масштаба «яма» — на год или на пять лет. Если она есть, и цепочка нарушается, все деньги уходят в песок.

    В идеале, государство должно создать  атмосферу всеобщей увлеченности общества инновациями, это должно стать своего рода национальной идеей. Проблем еще  много. Мы только в начале пути. Законодательство, стимулирующее инновации, только формируется. У нас еще нет эффективных  механизмов внедрения  новых технологий и изобретений в производство. У нас до конца не отрегулированы вопросы защиты интеллектуальной собственности, патентное законодательство и т.д. У нас по-прежнему дорогие и достаточно «короткие» кредиты и не все в порядке с инвестициями в новые технологии. До конца не решена проблема «утечки мозгов». Высшие учебные заведения медленно перестраивают свои программы в сторону стимулирования инноваций, поэтому это все надо менять.

    Сильно  усложняет задачу и тотальный  износ основных фондов. Если прибавить  к этому исчезновение целых научных  школ, потерю квалифицированных трудовых ресурсов и тому подобное, становится ясно: остановить и повернуть вспять разрушительные тенденции можно  только немедленно мобилизовав все  ресурсы. Только при опоре на эффективную  национальную инновационную систему  и, главное - на конкретную, четкую, научно-обоснованную инновационную политику.

    Не  надо забывать и о корпоративных  венчурных фондах. По большому счёту, чтобы разработка прошла путь от науки  к бизнесу, нужны инновационные  предприниматели, которых можно  заполучить через подобные фонды. 
 
 
 
 

Информация о работе Инновационный бизнес в России