Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Марта 2013 в 15:19, курсовая работа
Актуальность данной темы заключается в том, что грамотная инвестиционная политика государства способствует улучшению инвестиционного климата в стране, усилению притока иностранных инвестиций и развитию экономики как основы процветания страны. Если не финансировать свою фундаментальную науку, то с неизбежностью придется финансировать чужую. Цель данной работы – показать перспективы развития инновационного бизнеса в России на примере США.
Введение. …………………………………………………………………………...3
1 Глава Особенности развития инновационного бизнеса.……………………...4
1.1 Малый инновационный бизнес в России……………………………………..6
1.2 Инновационный бизнес в США……………………………………………...12
Вывод……………………………………………………………………………....22
2 Глава Государственная поддержка инновационного бизнеса.………..........23
2.1 Государственная поддержка инновационного бизнеса в России…………25
2.2 Государственная поддержка инновационного бизнеса в США….............28
Вывод……………………………………………………………………………....33
Заключение…………………………………………………………………...........34
Список литературы……………………………………………………………….35
Оглавление:
Введение. …………………………………………………………………………..
1 Глава Особенности развития инновационного бизнеса.……………………...4
1.1 Малый инновационный бизнес в России……………………………………..6
1.2 Инновационный бизнес в США……………………………………………...12
Вывод…………………………………………………………………
2 Глава Государственная поддержка инновационного бизнеса.………..........23
2.1 Государственная поддержка
инновационного бизнеса в
2.2 Государственная поддержка
Вывод…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Сегодня в промышленно развитых странах от 70 до 100 % прироста ВВП осуществляется за счёт использования достижений науки. Проблема инноваций, рассматриваемых в качестве основного фактора динамики промышленности, не является новой. Само понятие «innovation» впервые появилось в научных исследованиях зарубежных культурологов в XX в. и означало введение некоторых элементов одной культуры в другую.
Термин «инновация» происходит от латинского слова «innovato», что означает обновление или улучшение. В общем плане этот термин можно понимать как особую культурную ценность — материальную или нематериальную, — которая в данное время и в данном месте воспринимается людьми как новая. Закономерности технических нововведений стали изучаться в начале XX в.
По некоторым источникам
обычно отождествляют понятия «
Принято считать, что понятие «нововведение» является русским вариантом английского слова innovation. Буквальный перевод с английского означает «введение новаций» или в нашем понимании этого слова «введение новшеств».
Под новшеством понимается новый порядок, новый обычай, новый метод, изобретение, новое явление. Русское словосочетание «нововведение» означает процесс использования новшества.
Таким образом, с момента принятия к распространению новшество приобретет новое качество — становится нововведением (инновацией).
Инновация — результат творческой и инвестиционной деятельности, направленной на разработку, изготовление и распространение новых видов товаров, услуг и технологий, организационных форм на уровне фирмы. Целью инновации является повышение конкурентности фирмы, товара и услуг и повышение за счет этого прибыли фирмы.
Инновационная деятельность – деятельность, направленная на использование и коммерциализацию результатов научных исследований и разработок для расширения и обновления номенклатуры и улучшения качества выпускаемой продукции, совершенствование технологии их изготовления с последующим внедрением и эффективной реализацией на внутреннем и зарубежных рынках.
Инновационная деятельность, связанная с капитальными вложениями в инновации, называется инновационно-инвестиционной деятельностью.
Изобретения принципиально новых предметов, неважно какой сферы применения, являются инновациями, однако неправильным будет думать, что на этом понятие инноваций ограничивается. Потрясение всего мира новейшим товаром – это, конечно, грандиозный успех. Однако в рамках одного конкретного предприятия можно добиться немалого успеха, адаптировав уже изобретенные технологии, а также разработав собственные технологии или иные бизнес-процессы. По большому счету, инновационный бизнес является именно средством продвижения компании вперед из стройных рядов конкурентов.
Актуальность данной темы заключается в том, что грамотная инвестиционная политика государства способствует улучшению инвестиционного климата в стране, усилению притока иностранных инвестиций и развитию экономики как основы процветания страны. Если не финансировать свою фундаментальную науку, то с неизбежностью придется финансировать чужую.
Цель данной работы – показать перспективы
развития инновационного бизнеса в России
на примере США.
1.Особенности развития инновационного
бизнеса.
1.1Малый инновационный бизнес в России.
Период экономических преобразований 1990-х годов, сопровождаемый резким спадом производства и платежеспособного спроса на фоне высоких темпов инфляции, был ознаменован неуклонным падением уровня инновационной активности. Если в конце 1980-х годов удельный вес предприятий, разрабатывавших и внедрявших новые либо усовершенствованные продукты и технологические процессы, в промышленности бывшего СССР колебался в пределах 60-70%, то уже в начале 1990-х годов эта величина снизилась более чем втрое.
В 1992-94 гг. удельный вес инновационно-активных предприятий не превышал 20% от общего их числа в промышленности. Столь стремительный спад объяснялся тогда трудностями переходного периода, однако впоследствии экономические проблемы предприятий только усугубились. В результате второй пик снижения уровня инновационной активности пришелся на 1995 г., когда эта доля составила 5.6%.
В последующие два года она продолжала уменьшаться, пусть и не столь значительно, - до 4.7% в 1997 г. Затем впервые с начала экономических реформ наблюдалось некоторое оживление инновационной активности в промышленности: ее уровень составил в 1998 г. - 5%, в 1999 г. - 6.2%. Для сравнения , эта величина примерно в 4-5 раз ниже, чем в Португалии (26%) и Греции (29%), отличающихся минимальными показателями инновационной активности среди стран Европейского Союза, а разрыв с лидирующими в этом отношении государствами, такими как Нидерланды (62%), Австрия (67%), Германия (69%), Дания (71%) и Ирландия (74%), достигает 10-12 раз.
Современные приоритеты
инновационной деятельности обусловлены
недостаточной
Укреплению позиций отечественных товаропроизводителей на внутреннем рынке способствует внедрение импортозамещающей продукции, что является еще одним фактором, оказывающим существенное влияние на инновационную стратегию предприятий. Этим объясняется относительно высокий рейтинг таких целей, как улучшение качества продукции (47%), создание новых рынков сбыта в России (43.5%), а также сохранение традиционных рынков сбыта (33%).
Факторы, сдерживающие осуществление инноваций, можно условно разделить на две основные группы - экономические и производственные. На пути реализации нововведений предприятия сталкиваются, прежде всего, с экономическими трудностями. К числу наиболее весомых из них на протяжении всех последних лет относится недостаток собственных денежных средств - его рейтинг, по оценкам самих предприятий, достигает 2.7% . Среди тормозящих инновационную деятельность факторов предприятия отмечают также недостаточную финансовую поддержку со стороны государства (рейтинг 2.3%), высокую стоимость нововведений (рейтинг 2.2%), низкий платежеспособный спрос на новые продукты, высокий экономический риск и длительные сроки окупаемости нововведений (каждый из рейтингов - 1.8%).
В составе факторов производственного характера, препятствующих инновациям, наибольшее беспокойство предприятий вызывает их собственный низкий инновационный потенциал (рейтинг 1.8%), определяемый слабым уровнем развития исследовательской базы на производстве, неготовностью предприятий к освоению новейших научно-технических достижений. Недостаток информации о новых технологиях (рейтинг 1.5%) и рынках сбыта (рейтинг 1.4%), возможностей для кооперирования с другими предприятиями и научными организациями (рейтинг 1.4%) - все эти негативные обстоятельства являются следствием разрыва сложившихся в до перестроечные времена производственно-экономических и информационных связей.
На фоне первостепенных экономических трудностей такой фактор, как недостаток квалифицированного персонала, имеет невысокий (рейтинг 1.5%). В ряду прочих негативных факторов чаще других называются неразвитость инновационной инфраструктуры и рынка технологий (1.6%), а также недостаточность правовой базы (рейтинг 1.5%).
Самый низкий рейтинг
имеют факторы
В совокупности указанные факторы препятствовали реализации почти 5000 инновационных проектов, из которых 39% были серьезно задержаны, 27% остановлены или вовсе прекращены, а 34% - даже не начаты.
Что касается сферы услуг, которая является наиболее динамичным сектором экономики в передовых индустриальных государствах, то в нашей стране она отличается в среднем еще более низким уровнем инновационной активности, чем промышленность. В 1999 г. всего 397 предприятий, или 2.4% от общего числа обследованных в сфере услуг, осуществляли разработку и внедрение технологических инноваций. При этом наиболее распространенным видом инновационной деятельности в сфере услуг является закупка программных средств, которую осуществляли около 70% инновационно-активных предприятий этого сектора экономики. Другой популярный вид инновационной деятельности - приобретение машин и оборудования, связанное с реализацией нововведений (59.4% предприятий). Однако доля предприятий, выполняющих исследования и разработки, составила здесь лишь 13.4%.
Недостаточный собственный научный потенциал сферы услуг обусловливает довольно высокую степень кооперации при разработке технологических инноваций. В 1999 г. насчитывалось 296 предприятий, имевших в течение предшествующих трех лет готовые инновации, т.е. внедренные на рынки сбыта или используемые в производственной практике, из них менее трети создавали новшества собственными силами. Остальные либо полностью заказывали разработку нововведений другим организациям (51%), либо осуществляли ее совместно с ними (28.7%).
Приоритеты инновационной деятельности в сфере услуг в период 1997-1999 гг. были отданы двум стратегическим целям - расширению ассортимента услуг (51.4% инновационно-активных предприятий) и улучшению их качества (49.6%). Подобная нацеленность определяется необходимостью выживания в условиях сложной экономической ситуации, а, следовательно, и стремлением привлечь в сжатые сроки максимально возможное число клиентов.
Процессы технологического обмена протекают в сфере услуг довольно интенсивно и носят в основном односторонний характер. Приобретение новых технологий в 1999 г. осуществлялось на 65% инновационно-активных предприятий (для сравнения заметим, что в промышленности таких предприятий в полтора раза меньше - 42%). В передаче технологий были задействованы только 7% предприятий. Основу заимствованных научно-технических достижений составляли отечественные разработки, их использовали 83% фирм, закупавших новые технологии. Наиболее распространенной формой приобретения новых технологий, характерной практически для всех видов экономической деятельности, является закупка программных средств. Соглашения подобного рода практиковала почти половина предприятий, приобретавших новые технологии.
Общий объем инновационных затрат в сфере услуг составил в 1999 г. 4.8 млрд. руб., при этом основная их часть (88.8%) реализуется в телекоммуникационных компаниях. Инновационная деятельность финансировалась преимущественно за счет собственных средств предприятий, на долю которых приходилось 80% общего объема затрат на технологические инновации. Государственная поддержка инноваций в сфере услуг в целом не достигала и полутора процентов. В то же время интенсивность инновационных затрат, измеряемая их соотношением с общим объемом услуг, очень высока - 10.4% (т.е. почти вчетверо выше, чем в промышленности), хотя услуги инновационного характера составляют не очень существенную величину на общем фоне производственной деятельности рассматриваемого сектора экономики. Их объем, по данным за 1999 г., был равен 8.1 млрд. руб., или 17.5% общего объема услуг (в 1998 г., соответственно, 1.4 млрд. руб. и 7.7%).
Важным индикатором
эффективности инновационной
Объем российского экспорта высокотехнологичной продукции в 1998 г. составил 2.2 млрд. евро, увеличившись на 24.4% по сравнению с 1996 г. Этот прирост был обеспечен за счет более чем двукратного роста экспорта авиакосмической техники.
По абсолютным объемам экспорта высокотехнологичной продукции Россия более чем вдвое уступает Дании, Греции и Австрии (5.0-5.2 млрд. евро). Разрыв с Кореей и Малайзией достигает примерно 13 раз, Германией и Великобританией - 27, Японией - 38, США - 70 раз.
Незначительная доля высокотехнологичного экспорта в общем его объеме - 3.4% в 1998 г. - ярко демонстрирует сырьевую ориентацию отечественной экономики и низкую конкурентоспособность российских предприятий на международном рынке наукоемкой продукции. В сравнении с развитыми индустриальными государствами эта величина сопоставима лишь с показателями, достигнутыми в Португалии (3.6%) и Греции (4.2%), тогда как в среднем по странам ЕС она составляет 17.1%, Японии - 24.6%, США - 27.6%.
Информация о работе Государственная поддержка инновационного бизнеса в России и США