Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 15:02, курсовая работа
Целью исследования является изучение темы «Фирма как объект институционального анализа» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты и выявить природу фирмы.
Сказать об актуальности проблемы «Фирма как объект институционального анализа».
Изложить возможности решения тематики «Фирма как объект институционального анализа».
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Институциональный анализ фирмы:
общая характеристика……………………………………………………...5
§1.1. Неоклассическая трактовка фирмы: фирма как
«черный ящик»…………………………………………………………..5
§1.2. Контрактная природа фирмы: новый
институциональный подход…………………………………………..11
§1.3. Неоинституциональный подход к типологии фирм…………14
Глава 2. Проблемы институционального анализа
российских фирм…………………………………………………………....20
§2.1. Институциональное состояние российских фирм……………..20
§2.2. Установление системно-эффективных границ
российских фирм…………………………………………………………23
Заключение………………………………………………………………….26
Список литературы.........................................
Второе направление институционализма исследует организации прежде всего «изнутри», т.е. через систему соглашений, контрактов. Теория агентов (принципала-агента) концентрирует свое внимание на предварительных предпосылках (побудительных мотивах) контрактов (ex ante), а теория трансакционной экономики – на уже реализованных соглашениях (ex post), выражающихся в различных управленческих структурах.
Не следует, однако, абсолютизировать предложенную Оливером Уильямсоном схему. Различия между теориями действительно имеют место, однако все они (теории трансакционной экономики, агентов, прав собственности, общественного выбора) с разных сторон анализируют предпосылки становления, развития и упадка экономических организаций на базе контрактной парадигмы, так что есть предпосылки для становления уже в недалеком будущем комплексной институциональной науки об организациях.
§1.2. Контрактная природа фирмы:
новый институциональный подход.
Контрактная теория фирмы берет свое начало с работ Рональда Коуза, в частности с его наиболее известной статьи - «Природа фирмы». Коуз показал, что фирма, хотя и является основным субъектом хозяйственной деятельности, но в экономических исследованиях ее природа не получила должного отражения.
Контракты не обязательно заключаются в формальной форме (т.е. фиксируются на бумаге), также они могут принимать вид неформальных договоров (соглашений, контрактов).
В институциональной теории фирмы – фирма, представляя собой совокупность внутренних и внешних контрактов, сталкивается с двумя типами затрат на обеспечение их выполнения: трансакционными издержками и издержками контроля (организационными издержками).
Трансакционные издержки – это затраты (явные и неявные) на обеспечение выполнения внешних контрактов. Трансакционными издержками служат затраты на совершение деловых операций, включая в себя денежную оценку времени на поиск делового партнера, на ведение переговоров, заключение контракта, обеспечение соответствующего выполнения контракта.
Издержки контроля – это издержки, связанные с выполнением внутренних контрактов. Издержки контроля включают расходы на мониторинг выполнения внутренних контрактов, а также потери в результате недолжного выполнения контрактов.
Рынок и фирма с этой точки зрения представляют собой альтернативные способы заключения контрактов. Рынок может трактоваться как сеть внешних контрактов, а фирма – как сеть внутренних контрактов.
Используя классификацию контрактного права Я.Макнейла, в экономической теории организации выделяют три основных типа контрактов.
Классический контракт – это двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки, предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий и решение споров в суде.
Неоклассический контракт – это долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки. Такой контракт напоминает скорее договор о принципах сотрудничества, чем юридический документ, учитывающий ситуации, возможные в будущем.
Если наряду с неопределенностью взаимоотношения агентов становятся непрерывными и высока степень специфичности ресурсов, то контракт называется отношенческим. Это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными. Зачастую выполнение такого контракта гарантируется взаимной заинтересованностью сторон, хотя в качестве механизма защиты может использоваться два варианта: самозащита и защита со стороны партнера.
Система контрактов заключается между владельцами определенных ресурсов. О.Уильямсон разделил все ресурсы на три группы: общие, специфические и интерспецифические.
Общие ресурсы — это ресурсы, ценность которых не зависит от нахождения в данной фирме: и внутри, и вне ее они оцениваются одинаково.
Специфические ресурсы — это ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее.
Интерспецифические ресурсы — взаимодополняемые, взаимоуникальные ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме и посредством нее.
Если фирма распадается, то каждый из интерспецифических ресурсов не сможет найти адекватной замены на рынке или в рамках другой организации.
Сердцевину
фирмы составляет
Такая трактовка природы фирмы позволяет объяснить многообразие форм современных фирм. Уникальность вступающих в коалицию интерспецифических ресурсов и многообразие трансакционных издержек объясняют специфику форм контрактов, лежащих в основе разнообразных видов современных фирм.
Итак, при контрактной трактовке фирма понимается как сеть контрактных соглашений, опосредующих осуществление трансакций , необходимых для производства и перераспределения продукции. Уникальность вступающих в коалицию интерспецифических ресурсов и особенности трансакционных издержек объясняют специфику форм контрактов, лежащих в основе разнообразных видов современных фирм. Многообразие способов минимизации трансакционных издержек предопределяет, по мнению сторонников неоинституционального подхода, многообразие фирм.
§1.3. Неоинституциональный подход к
типологии фирм.
Основными формами деловых предприятий являются частнопредпринимательские фирмы и корпорации, регулируемые и государственные фирмы, потребительские кооперативы и неприбыльные организации, партнерства и самоуправляющиеся фирмы. Наиболее распространенными из них являются частнопредпринимательские фирмы, партнерства и корпорации.
Если мы сравним эти формы друг с другом, то окажется, что, например, в США на частнопредпринимательские фирмы приходится свыше 70% общего числа фирм, но только 6 – 7% совокупного выпуска частных фирм, на партнерства – 10% общего числа и 4 – 5% выпуска, на корпорации – соответственно 18 – 20% и 88 – 90%.
Подобный парадокс легко объясним, если подробнее познакомиться с достоинствами и недостатками каждого из указанных типов деловых предприятий.
Частнопредпринимательская фирма -- это фирма, владелец которой самостоятельно ведет дела в собственных интересах; управляет ею, получает всю прибыль (остаточный доход) и несет персональную ответственность по всем ее обязательствам (т. е. является субъектом неограниченной ответственности).
Собственник классической фирмы является центральной фигурой, с которой владельцы всех остальных ресурсов заключают контракты. Он обладает правом найма и увольнения, т. е. контролирует поведение всех остальных членов команды. Поэтому он получает весь остаточный доход -- всю прибыль за вычетом издержек по ведению дела. Наконец, он вправе продать все, чем он обладает, передать все свои права другому лицу.
Обычно собственником классической фирмы является владелец наиболее важного (интерспецифического) ресурса. Таким интерспецифическим ресурсом может быть как физический, так и человеческий капитал. Например, в проектно-конструкторских организациях или в рекламном бюро роль человеческого капитала чрезвычайно высока, поэтому владельцами фирмы являются талантливые работники.
Несомненными достоинствами частнопредпринимательской фирмы являются:
- простота организации (учреждения, управления и т. д.);
- свобода действий (не
связанная с необходимостью
- сильный экономический стимул (получение всей прибыли одним лицом).
Среди очевидных недостатков частнопредпринимательской фирмы следует назвать в первую очередь:
- ограниченность финансовых
и материальных ресурсов (связанная
как с недостатком средств
собственника фирмы, так и с
трудностью получения кредитов)
- отсутствие развитой
системы внутренней
- существование неограниченной ответственности (когда собственник в случае банкротства рискует не только капиталом, вложенным в дело, но и всей своей личной собственностью).
Партнерство - это фирма, организованная рядом лиц, совместно владеющих и управляющих предприятием
В условиях партнерства относительно легче решить финансовые вопросы, связанные с началом и продолжением деятельности фирмы. Здесь в большей мере, чем в частнопредпринимательской фирме, можно использовать разделение труда и специализацию в производстве и управлении. Основные права здесь принадлежат всем партнерам. Они осуществляют эффективный контроль за деятельностью друг друга. Партнерства типичны для различных сфер интеллектуальной деятельности, таких, как искусство, юриспруденция, медицина и т. д. Они, как правило, жизнеспособны при ограниченном числе участников.
Бывает, что все партнеры принимают активное участие в работе фирмы, но чаще наряду с активными членами встречаются и партнеры, играющие пассивную роль.
В ряде случаев возникают партнерства с ограниченной ответственностью. Это означает, что наряду с основными участниками, полностью отвечающими за деятельность фирмы, имеются партнеры, ответственность которых ограничивается суммой, вложенной в дело (партнеры с ограниченной ответственностью).
Партнерства разделяют большинство достоинств частнопредпринимательской фирмы (в частности, их легко организовать и ими несложно управлять). В то же время они обладают рядом преимуществ по сравнению с частнопредпринимательской фирмой. Здесь уже в большей мере можно использовать разделение труда и специализацию в производстве и управлении, легче преодолеть финансовые барьеры для начала и продолжения деятельности.
Как и частнопредпринимательская фирма, партнерства обладают рядом недостатков: (скудость финансовых средств; неограниченная ответственность; разделение функций, в результате которого может возникнуть несогласованность действий и даже несовместимость интересов;
угроза потенциального распада партнерства (в результате возникающих противоречий или выхода из дела одного из партнеров).
Иногда по типу партнерства организованы большие трудовые коллективы. Так возникли самоуправляющиеся фирмы югославского типа. В этом случае владельцами предприятия являются все -- владельцы как интерспецифических, так и общих ресурсов. Все они имеют одинаковые права.
Поскольку все стратегические вопросы решаются совместно, нередким является распределение прибыли в пользу настоящего (повышения зарплаты) и в ущерб будущему (инвестициям в производство). Проедание средств создает инвестиционный голод и, как следствие, медленные темпы научно-технического прогресса и развития производства.
Третьим, основным видом делового предприятия является современная (открытая) корпорация.
Корпорация - это фирма, имеющая форму юридического лица, где ответственность каждого собственника ограничена его вкладом в данное предприятие.
Корпорация (по российскому законодательству - АО) представляет собой обезличенное предприятие с правом юридического лица, созданное в разрешительном порядке и обладающее уставным капиталом, разделенным на определенное число равных долей - акций.
Корпорация - общество, основанное на паях. Покупая ценные бумаги (акции и облигации), индивиды (домохозяйства) становятся собственниками корпорации.
Через рынок ценных бумаг возможно быстрое привлечение финансовых средств огромного числа людей. Держатели акций получают часть дохода (дивиденд) и рискуют только той суммой, которую они заплатили при покупке акций (облигаций). Кредиторы предъявляют иск к корпорации в целом, но не к акционерам как частным лицам (право ограниченной ответственности).
Более глубокая специализация, широкое привлечение высококвалифицированных кадров способствуют росту эффективности корпорации. Благодаря корпорациям стало возможным внедрение достижений научно-технического прогресса, постоянное обновление ассортимента выпускаемой продукции, освоение технологий массового производства.
Корпорация -- это специфический тип деловых предприятий, который имеет форму существования, отличную от физических лиц (форма юридического лица).
Корпорация существует независимо от ее владельцев -- акционеров. Если им не нравится проводимая корпорацией политика, они вправе продать свой пай, но, как правило, не в состоянии ликвидировать компанию как таковую. Поэтому современные корпорации характеризуются известной стабильностью. Они сохраняют свои специфические ресурсы независимо от воли и желания отдельных акционеров.
Наряду с несомненными достоинствами корпорации обладают и вполне ощутимыми недостатками.
Корпорации открывают широкий простор для всевозможных злоупотреблений. Возникает разрыв между функцией собственности и функцией управления.
Мелкие и средние держатели
обычно не обладают необходимой и достаточной
информацией для осуществления действенного
контроля. В корпорации происходит размывание
прав собственности, поскольку возможности
контроля за деятельностью команды ослабляются.
Держатели контрольного пакета акций
могут осуществлять контроль лишь за высшими
управляющими. Возможности оппортунистического
поведения расширяются. Стремясь к личному
обогащению, высшие менеджеры участвуют
в чрезвычайно рискованных операциях,
а иногда идут и на прямые злоупотребления
властью (махинации с ценными бумагами,
перелив капитала в дочерние компании,
сомнительная производственная деятельность
и т. д.).
Информация о работе Фирма как объект институционального анализа