Фирма как объект институционального анализа

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 15:02, курсовая работа

Краткое описание

Целью исследования является изучение темы «Фирма как объект институционального анализа» с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
Изучить теоретические аспекты и выявить природу фирмы.
Сказать об актуальности проблемы «Фирма как объект институционального анализа».
Изложить возможности решения тематики «Фирма как объект институционального анализа».

Оглавление

Введение……………………………………………………………………..3

Глава 1. Институциональный анализ фирмы:
общая характеристика……………………………………………………...5
§1.1. Неоклассическая трактовка фирмы: фирма как
«черный ящик»…………………………………………………………..5
§1.2. Контрактная природа фирмы: новый
институциональный подход…………………………………………..11
§1.3. Неоинституциональный подход к типологии фирм…………14

Глава 2. Проблемы институционального анализа
российских фирм…………………………………………………………....20
§2.1. Институциональное состояние российских фирм……………..20
§2.2. Установление системно-эффективных границ
российских фирм…………………………………………………………23

Заключение………………………………………………………………….26

Список литературы.........................................

Файлы: 1 файл

курсовая6.docx

— 59.07 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Саратовский государственный социально-экономический университет»

 

 

 

 

 

Курсовая работа

по дисциплине: «Институциональная экономика»

 

на тему:

«Фирма как объект институционального анализа».

 

 

Выполнила:

Студентка 1 курс, 2 группа

Факультет экономики и менеджмента

Специальность: «Менеджмент организации»

                                                                             Усанкова Анастасия  Юрьевна

 

Проверила:

к.э.н, доцент

Устинова Наталья Григорьевна

 

 

 

Саратов

2013

 

Введение……………………………………………………………………..3

 

Глава 1.  Институциональный анализ фирмы:

общая характеристика……………………………………………………...5

      §1.1. Неоклассическая трактовка фирмы: фирма как

      «черный ящик»…………………………………………………………..5

      §1.2. Контрактная природа фирмы: новый

       институциональный подход…………………………………………..11

      §1.3. Неоинституциональный  подход к типологии фирм…………14

 

Глава 2.  Проблемы институционального анализа

 российских фирм…………………………………………………………....20

     §2.1.  Институциональное состояние российских фирм……………..20

     §2.2.  Установление системно-эффективных границ

     российских фирм…………………………………………………………23

 

Заключение………………………………………………………………….26

 

Список литературы.......................................................................................29

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Представленная работа посвящена теме «Фирма как объект институционального анализа». Проблема данного исследования носит актуальный характер в современных условиях. Об этом свидетельствует частое изучение поднятых вопросов.

Вопросам исследования посвящено множество работ. В основном материал, изложенный в учебной литературе, носит общий характер, а в многочисленных монографиях по данной тематике рассмотрены более узкие вопросы проблемы «Фирма как объект институционального анализа».  Однако, требуется учет современных условий при исследовании проблематики обозначенной темы.

Актуальность настоящей работы обусловлена, с одной стороны, большим интересом к данной теме в современной науке, с другой стороны, ее недостаточной разработанностью. Рассмотрение вопросов связанных с данной тематикой носит как теоретическую, так и практическую значимость.

Теоретическое значение изучения проблемы «Фирма как объект институционального анализа»  заключается в том, что избранная для рассмотрения проблематика находится на стыке сразу нескольких научных дисциплин.

Объектом данного исследования является анализ условий фирмы.

При этом предметом исследования является рассмотрение отдельных вопросов, сформулированных в качестве задач данного исследования.

Целью исследования является изучение темы «Фирма как объект институционального анализа»  с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.

В рамках достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Изучить теоретические аспекты и выявить природу фирмы.
  2. Сказать об актуальности проблемы «Фирма как объект институционального анализа».
  3. Изложить возможности решения тематики «Фирма как объект институционального анализа».

 

Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 2 глав, заключение и библиографический список.

Во введении обоснована актуальность выбора темы, поставлены цель и задачи исследования, охарактеризованы методы исследования и источники информации.

Глава первая раскрывает общие вопросы, раскрываются исторические аспекты проблемы «Фирма как объект институционального анализа». Определяются основные понятия, обуславливается актуальность звучание вопросов.

В главе второй более подробно рассмотрены содержание и современные проблемы фирмы.

Таким образом, актуальность данной проблемы определила выбор темы работы «Фирма как объект институционального анализа»,  круг вопросов и логическую схему ее построения.

Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы по теме работы.

Источниками информации для написания работы по теме «Фирма как объект институционального анализа» послужили базовая учебная литература, фундаментальные теоретические труды крупнейших мыслителей в рассматриваемой области,  результаты практических исследований видных отечественных и зарубежных авторов,  статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике «Фирма как объект институционального анализа»,  справочная литература, прочие актуальные источники информации.

Глава 1.

Институциональный анализ фирмы:

общая характеристика.

 

§1.1. Неоклассическая трактовка фирмы:

фирма как «чёрный ящик».

Одним из основных элементов рыночного хозяйства является фирма. Под фирмой в неоклассической теории понимается экономический субъект, который занимается производственной деятельностью и обладает хозяйственной самостоятельностью (в принятии решений о том, что, как и в каких размерах производить, где, кому и по какой цене продавать свою продукцию). Фирма объединяет ресурсы для производства определенных экономических благ с целью максимизации прибыли.

 Однако такое определение  неоднократно подвергалось критике в экономической литературе.

С целью уточнения этого абстрактного определения стали выделять две основные формы организации экономической деятельности: стихийный порядок и планомерный порядок, предполагающий создание иерар-

хических структур. Оба обусловливают разделение функций и координацию деятельности между экономическими агентами. Однако в первом случае такая координация осуществляется через рынок с помощью механиз-

ма цен, а во втором — путем объединения (кооперации) индивидуальных действий на основе инструкций и распоряжений предпринимателя.

В отличие от естественным образом сложившегося рыночного порядка фирмы базируются на иерархическом принципе организации экономической деятельности. Рынок предполагает обособление средств производства, фирма — их концентрацию. В условиях рынка господствуют косвенные методы контроля, на фирме— прямые. Рынок исключает диктат, он основывается на экономических стимулах; фирма, наоборот, предполагает единоначалие, основывается на административных формах управления. "Фирма, таким образом, — писал Р. Коуз, — есть система отношений, возникающих, когда направление ресурсов начинает зависеть от предпринимателя".

Но подобные инструкции и распоряжения возникают не на пустом месте. Существование фирм в рыночной экономике требует научного объяснения. Если рыночный механизм является достаточно совершенным, то почему возникают фирмы? Вопрос этот можно сформулировать с точностью до наоборот: если основу современной рыночной экономики составляют фирмы, то почему все общество с течением времени не превращается в одну огромную фирму, которая вытеснила бы рыночный порядок?

В экономической литературе существуют различные ответы на эти вопросы. Одни экономисты рассматривают современные фабрики (фирмы) как итог развития кооперации и разделения труда, основанных на системе машин  (К. Маркс), другие считают, что фирмы — результат минимизации риска и неопределенности (Ф. Найт),  третьи объясняют появление фирм необходимостью уменьшения трансакционных издержек (Р. Коуз, О. Уильямсон).

Остановимся на последнем подходе подробнее.

Согласно Р. Коузу и его последователям, основу фирмы составляет пучок контрактов между владельцами определенных факторов производства.

Основные типы контрактов

В теории экономических организаций выделяются три основных типа контрактов:

1. Классический.

2. Неоклассический.

3. Отношенческий, или имплицитный.

Классический контракт  (classical contract law) – это двусторонний контракт, основанный на существующих юридических правилах, четко фиксирующий условия сделки и предполагающий санкции в случае невыполнения этих условий. Классический контракт строг и юридически прост. Он предполагает, что отношения сторон четко определены и прекращаются после выполнения условий сделки. Он пытается учесть все возможные моменты, сведя будущие события к настоящему времени. Никаких устных договоренностей, не зафиксированных в тексте договора, он не признает.

Неоклассический контракт  (neoclassical contract law) – это долгосрочный контракт в условиях неопределенности, когда невозможно заранее предвидеть все последствия заключаемой сделки. Он напоминает скорее договор о принципах сотрудничества, чем строгий юридический документ, предусматривающий все без исключения ситуации, которые могут появиться в будущем. Обычно для решения возникающих споров стороны обращаются к выбранному ими арбитру, который решает, насколько правильно данный контракт выполняется. Поэтому договор с самого начала приобретает тройственный характер. «Дух» договора здесь перевешивает его «букву», устные договоренности учитываются наряду с письменными.

Отношенческий, или имплицитный, контракт  (relational contracting) – это долгосрочный взаимовыгодный контракт, в котором неформальные условия преобладают над формальными. Его выполнение гарантируется взаимной заинтересованностью участвующих сторон. Для его осуществления, как правило, и требуется планомерный порядок, предполагающий иерархию.

В современной неоинституциональной теории под фирмой (firm) понимается коалиция владельцев факторов производства, связанных между собой сетью контрактов, в результате чего достигается минимизация трансакционных издержек. Система контрактов заключается между владельцами определенных ресурсов.

Развивая идеи американского юриста Я. Макнейла, О. Уильямсон разделил все ресурсы на три группы: общие, специфические и интерспецифические.

Общие ресурсы – это ресурсы, ценность которых не зависит от нахождения в данной фирме: и внутри, и вне ее они оцениваются одинаково.

Специфические ресурсы – это ресурсы, ценность которых внутри фирмы выше, чем вне ее.

Интерспецифические ресурсы  –  взаимодополняемые, взаимоуникальные ресурсы, максимальная ценность которых достигается только в данной фирме и посредством ее. Если фирма распадается, то каждый из интерспецифических ресурсов не сможет найти адекватной замены на рынке или в рамках другой организации.

Поэтому фирма выступает не просто как коалиция владельцев ресурсов, связанных между собой сетью контрактов. Это объединение, в основе которого лежит отношенческий (или имплицитный) контракт по поводу интерспецифических ресурсов. Наличие таких ресурсов дает синергетический эффект, превышающий простую сумму вкладов каждого участника коалиции. Естественно, фирма использует не только интерспецифические, но и другие ресурсы: специфические и общие. Таким образом, сердцевину фирмы составляет долговременный отношенческий контракт, заключенный между собственниками интерспецифических ресурсов. Наличие интерспецифических и специфических ресурсов в фирме позволяет экономить трансакционные издержки, а их владельцам – получать экономическую прибыль (квазиренту). Такая трактовка природы фирмы позволяет объяснить многообразие форм современных фирм. Уникальность вступающих в коалицию интерспецифических ресурсов и многообразие трансакционных издержек объясняют специфику форм контрактов, лежащих в основе разнообразных видов современных фирм. Многообразие способов минимизации трансакционных издержек предопределяет, по мнению сторонников неоинституционального подхода, многообразие фирм.

Рассмотрим основные современные подходы к анализу экономических организаций. Все существующие экономические теории с известной долей условности можно вслед за О. Уильямсоном разделить на две большие группы: технологические и организационные. Первую составляют те, которые подходят к фирме как к конкретизации теории производства и рассматривают ее через призму производственных функций, Х-эффективности и других производственных взаимосвязей. Вторая группа теорий рассматривает фирму прежде всего как сеть контрактов, как организацию, как институт.

 Институциональная парадигма может быть, в свою очередь, разбита на два основных течения. Первое анализирует организации «извне» через институциональную среду, т.е. исследует социальные, юридические и политические «правила игры», без которых невозможно понять особенности функционирования и развития экономических организаций, их роль в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг. В рамках этого направления теория прав собственности изучает институциональную среду деятельности экономических организаций в частном секторе экономики, а теория общественного выбора – институциональную среду деятельности индивидов и организации в общественном секторе (такой подход, естественно, является упрощением, концентрирующим внимание на главном направлении исследований указанных теорий).

Информация о работе Фирма как объект институционального анализа