Анализ рентабельности фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в

Оглавление

Введение
1. Анализ и оценка уровня динамики рентабельности организации
Понятие финансовых результатов и рентабельности деятельности
Система показателей рентабельности
Методика факторного анализа рентабельности
2. Анализ и оценка показателей рентабельности коммерческой организации ОАО «Невская косметика»
2.1. Краткая характеристика
2.2. Анализ и оценка рентабельности деятельности компании
2.3. Мероприятия, направленные на повышения рентабельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников и литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_dlya_sdachi_33_2003.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Анализ и оценка  уровня динамики рентабельности  организации

    1. Понятие финансовых результатов и рентабельности деятельности
    2. Система показателей рентабельности
    3. Методика факторного анализа рентабельности

2. Анализ и оценка  показателей рентабельности коммерческой организации ОАО «Невская косметика»

2.1. Краткая характеристика

2.2. Анализ и оценка рентабельности деятельности компании

2.3. Мероприятия, направленные на повышения рентабельности

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Список использованных источников и литературы

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут  быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в экономическом анализе рассчитывают показатели рентабельности (или доходности).

Необходимо отметить, что показатели рентабельности являются важными элементами, отражающими факторную среду  формирования прибыли предприятий. Поэтому они обязательны при проведении сравнительного анализа и оценке финансового состояния предприятия.

Кроме того, показатели рентабельности применяются при анализе эффективности  управления предприятием, при определении  долгосрочного благополучия организации, используются как инструмент инвестиционной политики и ценообразования.

Предметом исследования является экономические  отношения в области повышения  рентабельности ОАО «Невская косметика».

Объектом исследования является ОАО  «Невская косметика».

Целью написания данной работы является выявление путей повышения показателей рентабельности и их оценка.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующий круг задач:

    • дать определение понятия рентабельности, раскрыть его значение для финансового анализа и охарактеризовать основные области его применения;
  • рассмотреть систему показателей рентабельности в соответствии с их классификацией на показатели рентабельности хозяйственной деятельности, финансовой рентабельности и показатели рентабельности продукции.

 

1. Анализ и оценка уровня динамики рентабельности организации

1.1. Понятие финансовых  результатов деятельности

Общеизвестно, что результаты деятельности предприятий могут быть оценены  различными показателями, такими, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Характеризуя финансовый или производственный результат, перечисленные показатели не способны оценить эффективность деятельности предприятий. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена во взаимосвязи с другими показателями, характеризующими вложенные в предприятие средства.

Показателями, характеризующими эффективность  деятельности предприятий, являются показатели рентабельности (или доходности).

В экономической литературе дается несколько понятий рентабельности. Так, одно из его определений звучит следующим образом: рентабельность (от нем. rentabel – доходный, прибыльный), представляет собой показатель экономической эффективности производства на предприятиях, который комплексно отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. [9 c. 55]

По мнению таких авторов как Н.Н. Селезнева и А.Ф. Ионова, рентабельность – показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы используемого для организации своей деятельности.[6 c. 61]

Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием при сходных условиях риска. Более рискованные инвестиции требуют более высокой прибыли, чтобы они стали выгодными. Так как капитал всегда приносит прибыль, для измерения уровня доходности прибыль, как вознаграждение за риск, сопоставляется с размером капитала, который был необходим для образования этой прибыли. Рентабельность является показателем, комплексно характеризующим эффективность деятельности предприятия.[2 c. 23]

При его помощи можно оценить  эффективность управления предприятием, так как получение высокой  прибыли и достаточного уровня доходности во многом зависит от правильности и рациональности принимаемых управленческих решений. Поэтому рентабельность можно рассматривать как один из критериев качества управления.

По значению уровня рентабельности можно оценить долгосрочное благополучие предприятия, т.е. способность предприятия получать достаточную прибыль на инвестиции. Для долгосрочных кредиторов инвесторов, вкладывающих деньги в собственный капитал предприятия, данный показатель является более надежным индикатором, чем показатели финансовой устойчивости и ликвидности, определяющиеся на основе соотношения отдельных статей баланса.

Устанавливая связь между суммой прибыли и величиной вложенного капитала, показатель рентабельности можно использовать в процессе прогнозирования  прибыли. В процессе прогнозирования с фактическими и ожидаемыми инвестициями сопоставляется прибыль, которую предполагается получить на эти инвестиции. Оценка предполагаемой прибыли базируется на уровне доходности за предшествующие периоды с учетом прогнозируемых изменений.[2 c. 365]

Кроме того, большое значение рентабельность имеет для принятия решений в  области инвестирования, планирования, при составлении смет, координировании, оценке и контроле деятельности предприятия  и его результатов.

Таким образом, можно сделать вывод, что показатели рентабельности характеризуют финансовые результаты и эффективность деятельности предприятия. Они измеряют доходность предприятия с различных позиций и систематизируются в соответствии с интересами участников экономического процесса.

1.2. Система показателей рентабельности

В экономической литературе различные  авторы по-разному классифицируют показатели рентабельности. Одной из таких классификаций  является подразделение на:

  • показатели рентабельности хозяйственной деятельности;
  • показатели финансовой рентабельности;
  • показатели рентабельности продукции.

Рентабельность хозяйственной  деятельности (R) характеризует норму возмещения (вознаграждения) на всю совокупность источников, используемых предприятием, т.е. является отношением суммы доходов вкладчиков и кредиторов (П) к сумме инвестированного ими капитала (ИК):

.          (1)

В качестве инвестированного капитала при оценке эффективности  хозяйственной деятельности необходимо использовать сумму всех активов, так как их общая величина учитывает все долги предприятия, в том числе и по эксплуатации.[15 c. 245]

Некоторые экономисты предлагают из общей величины активов  исключать бездействующие и избыточные основные производственные средства, оборудование к установке, денежные средства, нематериальные активы, т.е. средства, которые не способствуют получению прибыли. Однако такой подход является недостаточно оправданным, а показатель не широко используется на практике. Это связано с тем, что руководство предприятия должно не только эффективно использовать активы в своей деятельности, но и следить за составом активов, не создавая излишних запасов оборудования, материалов и т.д.[16 c. 147]

При расчетах рентабельности необходимо иметь в виду, что величина инвестируемого в предприятие капитала меняется в течение периода получения дохода, поэтому она должна определяться как его среднее значение. При этом наиболее правильным является расчет средней хронологической величины инвестированного капитала.[14 c. 74]

Необходимо отметить, что при расчетах коэффициентов рентабельности могут использоваться различные показатели дохода предприятия: валовая прибыль, чистая прибыль, прибыль от реализации. Наиболее оправданным подходом при оценке эффективности хозяйственной деятельности является использование суммы чистой прибыли и процентов, уплаченных за пользование кредитом. С учетом этого основной показатель рентабельности хозяйственной деятельности может быть определен следующим образом:

,         (2)

где – рентабельность активов;

ЧП – чистая прибыль;

– проценты, уплаченные за пользование кредитами;

– ставка налога на прибыль в коэффициенте.

Однако определение уровня рентабельности по данной формуле затруднено тем, что проценты за пользование кредитами включены в себестоимость продукции, а не возмещаются из прибыли. При проведении внутреннего анализа рентабельности такие расчеты становятся возможными. В условиях отсутствия информации внешние субъекты анализа могут использовать только показатель чистой прибыли. Но и чистую прибыль невозможно точно подсчитать по данным текущей отчетности, так как в ней не выделяются платежи в бюджет за счет чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия. Чистую прибыль можно определить приблизительно, вычитая налог на прибыль из прибыли отчетного периода. Полученный результат имеет завышенное значение, которое может быть уточнено только в ходе проведения внутреннего анализа.[8 c. 214]

Для характеристики нормы  возмещения стоимости рабочего капитала в качестве инвестированного капитала используется оборотный ( ), т.е.:

.          (3)

Кроме того, для характеристики эффективности производственной деятельности рассчитывается показатель рентабельности производства. При его расчете в качестве инвестированного капитала используется стоимость производственных фондов как сумма основных производственных фондов (ОФ) и материальных оборотных средств:

Финансовая рентабельность характеризует эффективность инвестиций собственников предприятия, которые представляют предприятию ресурсы или оставляют в его распоряжении всю или часть принадлежащей им прибыли. Система показателей финансовой рентабельности формируется как отношение прибыли к различным показателям авансированных средств, из которых наиболее важными являются: все активы предприятия; инвестиционный капитал (собственные средства + долгосрочные обязательства); акционерный (собственный) капитал. Причем

,          (4)

где - чистая прибыль;

- среднегодовая стоимость всех активов;

 - среднегодовая стоимость инвестированного капитала;

- среднегодовая стоимость собственного капитала.

Несовпадение уровней  рентабельности по этим показателям  будет характеризовать степень использования предприятием финансовых рычагов для повышения доходности: долгосрочных кредитов и других заемных средств.[8 c. 222]

1.3. Методика факторного анализа  рентабельности

В экономической литературе наиболее часто встречается следующая  формула расчета финансовой рентабельности (RФ):

  ,          (5)

где ЧП - чистая прибыль;

- среднегодовая стоимость собственного капитала.

Необходимо отметить, что  при расчетах рентабельности стоимость  собственного капитала должна рассчитываться именно как средняя за период величина, так как в течение года собственный  капитал может быть увеличен за счет дополнительных денежных вкладов или  за счет использования образующейся в отчетном году прибыли.[1 c. 257]

Ставку доходности (чистая прибыль на собственный капитал, или на рентабельность собственного капитала) можно представить расширенным  образом с использованием показателя выручки от реализации следующим образом:

  ,         (6)

где - чистая прибыль;

- среднегодовая стоимость собственного капитала;

- выручка от реализации.

Приведенная схема показывает, что ставка доходности является произведением прибыльности реализации продукции для собственников и оборачиваемости собственного капитала. Эта взаимосвязь не достаточно полно характеризует факторы, оказывающие влияние на рентабельность собственного капитала.[18 c. 34]

Для увеличения числа  учтенных факторов и определения  их влияния, уровень рентабельности собственного капитала изучают во взаимосвязи  со следующими факторами:

- изменением эксплуатационной прибыльности;

Информация о работе Анализ рентабельности фирмы