Анализ рентабельности фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 14:41, курсовая работа

Краткое описание

В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако значений перечисленных показателей недостаточно для того, чтобы сформировать мнение об эффективности деятельности того или иного предприятия. Это связано с тем, что данные показатели являются абсолютными характеристиками деятельности предприятия, и их правильная интерпретация по оценке результативности может быть осуществлена лишь во взаимосвязи с другими показателями, отражающими вложенные в предприятие средства. Поэтому для характеристики эффективности работы предприятия в целом, доходности различных направлений деятельности (хозяйственной, финансовой, предпринимательской) в

Оглавление

Введение
1. Анализ и оценка уровня динамики рентабельности организации
Понятие финансовых результатов и рентабельности деятельности
Система показателей рентабельности
Методика факторного анализа рентабельности
2. Анализ и оценка показателей рентабельности коммерческой организации ОАО «Невская косметика»
2.1. Краткая характеристика
2.2. Анализ и оценка рентабельности деятельности компании
2.3. Мероприятия, направленные на повышения рентабельности
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Список использованных источников и литературы
Приложения

Файлы: 1 файл

Kursovaya_rabota_dlya_sdachi_33_2003.doc

— 256.50 Кб (Скачать)

- изменением оборачиваемости активов;

- изменением ставки налогообложения;

- изменением доли чистой прибыли, получаемой собственниками;

- изменением финансовой структуры капитала.

Во взаимосвязи с  перечисленными факторами ставку доходности собственного капитала можно представить  следующим образом:

  ,        (7)

где - чистая прибыль;

- собственный капитал;

- стоимость активов;

- выручка от реализации;

- прибыль до налогообложения;

 - прибыль после налогообложения, или

,       (8)

где - ставка доходности собственного капитала;

- финансовая структура капитала;

- коэффициент оборачиваемости активов;

- норма эксплуатационной прибыльности до налога по результатам;

- ставка налогообложения;

- доля чистой прибыли в текущей прибыли.

Доля чистой прибыли в текущей прибыли и финансовая структура капитала позволяют выявить влияние имеющейся у предприятия задолженности на рентабельность собственного капитала. В связи этим в часто в анализе исследуют влияние на рентабельность собственного капитала только изменение ставки доходности инвестированного капитала и влияние изменения уровня задолженности, т.е.:

.        (9)

Подобный анализ полезнее при исследовании рентабельности собственного капитала предприятия в сравнении  с другими предприятиями или конкурентами, так как разные предприятия могут добиваться одинакового уровня доходности собственного капитала путем воздействия на нее различных факторов рассмотренной взаимосвязи.[10 c. 158]

Эффективность основной деятельности предприятия по производству и реализации товаров, работ и услуг характеризуется показателем рентабельности продукции. Он определяется отношением прибыли к полной себестоимости продукции. Этот показатель может быть широко использован в аналитических целях, так как позволяет производить расчеты, соотнося различные показатели прибыли с различными показателями затрат на продукцию. Например:

          (10)

Кроме того, на основе показателей  рентабельности продукции можно  проводить внутризаводские и  межзаводские сравнения, как по общему объему продукции, так и по отдельным их видам.[9 c. 65]

Для характеристики рентабельности реализованной продукции (RРП) прибыль от реализации (ПРП) делят на полную себестоимость реализованной продукции (СРП):

  .          (11)

Данный показатель характеризует  реальный размер прибыли, которую приносит предприятию каждый рубль произведенных  затрат по ее выпуску и реализации. Иногда при расчетах данного показателя в числителе используют чистую прибыль  предприятия. Но на показатель рентабельности продукции, рассчитанный на основе чистой прибыли, оказывают влияние факторы, связанные со снабженческо-сбытовой и другими видами деятельности предприятия. Кроме этого, на показатель оказывает влияние и налогообложение.[9 c. 36]

Для осуществления контроля не только за себестоимостью реализованной продукции, но и за изменениями в политике ценообразования рассчитывают показатель рентабельности продаж (RРП). Он определяется отношением чистой прибыли (ЧП) или прибыли от реализации (ПРП) к сумме выручки от реализации (ВРП):

  .         (12)

По динамике данного показателя предприятие может принимать  решение по изменению ценовой  политики или усилению контроля за себестоимостью продукции. Показатель можно определять в целом по продукции или по отдельным ее видам.[11 c. 247]

Исходя из приведенной  формулы расчета рентабельности продукции, можно определить влияние  на ее изменение по сравнению с  базисным периодом изменения цен  на продукцию и изменения уровня себестоимости. Если представить прибыль от реализации как разницу между выручкой от реализации без НДС (ВРП) и полной себестоимостью реализованной продукции (СРП), то формула расчета рентабельности продаж будет выглядеть следующим образом:

  .          (13)

Изменение рентабельности продаж за счет изменения отпускных цен  на реализованную продукцию определяется по формуле:

         (14)

Влияние фактора изменения себестоимости  на рентабельность продаж составит:

         (15)

Общее изменение рентабельности продаж по сравнению с базисным периодом должно быть равно сумме влияния  перечисленных двух факторов, т.е.:

           (16)

Возвращаясь к поставленной ранее проблеме можно сделать вывод, что в основе всех показателей рентабельности лежит значение прибыли. Правила бухгалтерского учета позволяет сформировать несколько показателей прибыли: прибыль от продаж, валовая прибыль, чистая прибыль, нераспределенная прибыль и т.д. Так или иначе, все эти показатели могут использоваться в расчете рентабельности.[12 c. 274]

Прибыль, направленная на развитие, определяет способность организации  к росту капитала за счет внутренних источников. Привлечение заемного капитала также возможно лишь при прибыльной работе организации, при достаточном уровне кредитоспособности, поскольку за счет прибыли обслуживается заемный капитал.[11 c. 263]

Оценка эффективности использования  собственного капитала определяется с  помощью чистой прибыли и расчета  чистых активов. По данным баланса чистые активы определяются как разность между активами организации и ее обязательствами.

Дальнейшая работа будет построена  на изучении эффективности деятельности коммерческой организации.

 

 

2. Анализ и оценка показателей  рентабельности коммерческой организации ОАО «Невская косметика»

2.1. Краткая характеристика

ОАО «Невская косметика» - старейшее предприятие России, родословная которого начинается в XIX веке. В 1839 по указу Императорского Величества Николая I учреждено Общество для производства стеариновых свечей, олеина и мыла. Общество приобрело завод, на базе которого была образована «Компания Невского стеаринового и мыловаренного завода».

Акционерное общество закрытого типа «Невская косметика» было создано в  результате реорганизации арендного предприятия «Невский завод косметических изделий» и зарегистрировано распоряжением главы Невской районной администрацией мэрии Санкт-Петербурга № 1127-р от 20 июля 1992 года.

В 2005г. общество было реорганизовано путем присоединения к нему Открытого акционерного общества «Байкальская косметика» (дата регистрации ОАО «Байкальская косметика» 05.03.97, постановление мэра Ангарского муниципального образования № 701).

На конец 2011г. численность  Компании составила 1 036 человек, на 136 человек  меньше, чем на 01.01.2011.

ОАО «Невская косметика» за 2010-2011 год в секторе «продажи»  имела следующие показатели количество клиентов, приобретавших продукцию не реже одного раза в квартал, составило 112, из них 79 – дистрибьюторы, 19 – сети, 10 – покупатели из-за рубежа.

ОАО «Невская Косметика» – один из крупнейших российских производителей парфюмерно-косметической продукции, мыла, синтетических моющих средств и товаров по уходу за домом. География продаж охватывает Россию и страны ближнего зарубежья.

Приоритетные направления  деятельности компании: укрепление своих  конкурентных позиций.

Взаимоотношения с дочерними компаниями. Отчетность ОАО «Невская косметика» содержит инвестиции (акции и займы) в дочернее предприятие ЧАО «Винницапобутхим», Украина; а также в ОАО «ТФ Баргузин», Иркутская область; консолидация отчетности не произведена. Взаимоотношения с дочерними компаниями в 2011 году регулировались в рамках заключенных договоров.

В 2011г. экспортировано в  Украину товаров на сумму 478020 тыс. руб., импортировано в Россию товаров  на сумму 25949 тыс. руб..

В 2011г. ЧАО «Винницапобутхим»  полностью погашен валютный займ 1500 тыс. долларов США.

На 01.01.2012 задолженность  по займам, выданным дочерним компаниям, составила:

- ЧАО «Винницапобутхим»  378 530 тыс. руб.;

- ОАО «ТФ Баргузин»  522 183 тыс. руб.

Таким образом, предприятие  построило свой бизнес по модели вертикально-интегрированной  структуры и активно предоставляет  займы дочерним компаниям. Сумма займов в разный период колеблется в диапазоне 500,00 тыс. руб. – 1 000,00 тыс. руб. Займы используются дочерними компаниями для оплаты закупок косметической продукции материнской компании, что дает возможность сконцентрировать наиболее ликвидные активы (дебиторскую задолженность) на балансе головной компании, а менее ликвидные активы (запасы) на балансах дочерних компаний.

2.2. Анализ и оценка  рентабельности компании

В современных условиях прибыль и рентабельность являются основными показателями успешной деятельности предприятия и предопределяют принятие таких решений, как выход предприятия на новые рынки сбыта, переток капитала из одних отраслей в другие, то есть создают возможности для наращивания капитала на предприятии.

По абсолютной сумме прибыли не всегда можно судить об уровне доходности предприятия, так как на ее размер влияет не только качество работ, но и масштабы деятельности. Поэтому для характеристики эффективности работ предприятие наряду с абсолютной суммой прибыли использует относительный показатель – уровень рентабельности.

Проведем анализ рентабельности ОАО «Невская косметика». Для этого рассчитаем и проанализируем такие показатели, как рентабельность продаж, рентабельность активов, рентабельность основных средств и прочих внеоборотных активов, рентабельность собственного капитала (Таблица 2.1).[13 c. 144]

Таблица 2.1 - Анализ показателей  рентабельности деятельности ОАО «Невская косметика», %

Показатели

Формула расчета

2010 год

2011 года

Изменения,

(+,-)

Рентабельность продаж

ЧП / N х 100

15,23

15,33

+0,1

Рентабельность активов

ЧП / В х 100

20,58

25,01

+4,43

Рентабельность внеоборотных активов

ЧП / ВА х 100

48,54

58,98

+10,44

Рентабельность собственного капитала

ЧП / СК х 100

29,30

29,98

+0,68


Из расчетов видно, что анализ рентабельности деятельности ОАО «Невская косметика» за отчетный период дал следующие результаты. Рентабельность продаж на конец отчетного периода составила 15,33 % против 15,23 % на начало года, что оценивается положительно, поскольку характеризует основную деятельность предприятия.

Рентабельность активов  также возросла и наконец отчетного  периода составила 25,01 %, что характеризует эффективность использования всего имущества, рост прибыли.

Рентабельность внеоборотных активов увеличилась в 2011году на 10,44% и составила 58,98% по сравнению с 2010годом 48,54%, что означает о хорошем состояние оборудования.

 Рентабельность собственного капитала также повысилась. На конец 2011 года она равна 29,98%, кроме того, по сравнению с началом года она выросла на +0,68% что означает возрастание прибыли на рубль вложенного собственного капитала. Этот факт оценивается положительно, т.к. говорит о повышении эффективности использования собственного капитала и объясняется ростом прибыли.

Рост всех показателей  рентабельности объясняется ростом чистой прибыли предприятия на конец отчетного года.

Прибыльность предприятия  зависит от структуры его капитала, т.е. состава долгосрочных финансовых источников в балансе. В образовании  его пассива участвуют два  основных вида источников, обеспечивающих долгосрочную деятельность фирмы. Это долгосрочные обязательства (кредиты, долговые обязательства, облигации) и собственный капитал компании (привилегированные и обычные акции). Структура долгосрочных финансовых источников влияет на доходность и рискованность предприятия, а также на отношение к нему отдельных групп инвесторов – кредиторов и акционеров.

Предприятие, использующее заемные средства может увеличивать  или снижать рентабельность их использования  в зависимости от ставки процента и от соотношения собственных и заемных средств.

Одним из показателей, применяемых  для оценки эффективности использования  заемного капитала, является эффект финансового  рычага (ЭФР). Расчет данного показателя приведен в таблице 2.2.[14 c. 245]

Таблица 2.2 – Расчет эффекта финансового рычага

№ п/п

Показатели

2010

2011

Отклонение

1

Средняя сумма всего используемых используемого капитала (активов) в  рассматриваемом периоде

из нее:

2543361

2543361

-

2

Средняя сумма собственного капитала

3432037

3432037

-

3

Средняя сумма заемного капитала

781324

781324

-

4

Сумма валовой прибыли 

2847642

3353323

505681

5

Коэффициент валовой рентабельности активов

30

31

1

6

Ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью

0,2

0,2

-

7

Сумма налога на прибыль

209072

267558

58486

8

Сумма чистой прибыли остающейся в  распоряжении предприятия после  уплаты налога

866998

1053582

186584

9

Коэффициент рентабельности собственного капитала или коэффициент финансовой рентабельности, %

29,30

29,98

+0,68

Информация о работе Анализ рентабельности фирмы