Анализ рентабельности

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Марта 2012 в 21:17, курсовая работа

Краткое описание

На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.
В своей курсовой работе я хотел бы разобраться в следующих вопросах: В чём заключается сущность рентабельности? Как она рассчитывается? Каковы пути её повышения.

Оглавление

1. Введение
2. Понятие и сущность рентабельности предприятия
3. Классификация рентабельности по видам
3. Способы повышения рентабельности предприятия
4. Задачи анализа рентабельности и характеристики показателей
5. Анализ ренталильности предприятия «ОАО»
6. Заключение
7. Список литературы

Файлы: 1 файл

ФИН АН ver 2.0.doc

— 182.50 Кб (Скачать)


Федеральное агенство по образованию

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

 

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ УПРАВЛЕНИЯ

 

 

Курсовая работа на тему:

«Анализ рентабельности»

по учебной дисциплине: «Финансовый анализ»

 

Выполнил:

студент 3 курса

Института управления на транспорте

в сфере туризма и международного бизнеса

Ченцов Арсений

 

Руководитель работы:

Седова Елена Ивановна

 

 

 

 

Москва 2012

Содержание

1. Введение

2. Понятие и сущность рентабельности предприятия

3. Классификация рентабельности по видам

3. Способы повышения рентабельности предприятия

4. Задачи анализа рентабельности и характеристики показателей

5. Анализ ренталильности предприятия «ОАО»

6. Заключение

7. Список литературы


Введение

В экономическом анализе результаты деятельности предприятий могут быть оценены такими показателями, как объем выпуска продукции, объем продаж, прибыль. Однако этих показателей недостаточно для того, чтобы сформировать наиболее подробную картину об эффективности деятельности того или иного предприятия.  Ведь цель предпринимательской деятельности – не только получение прибыли, но и обеспечение высокой рентабельности хозяйственной деятельности. Более точную оценку функционирования организаци дает рентабельность, являющаяся, относительный показатель и отображает степень прибыльности предприятия.

 

В отличие от прибыли, он характеризует эффективность финансовой деятельности любого конкретного экономического субъекта, относительно всех других (индивидуальных предпринимателей, организаций, регионов, отдельных стран и мира в целом), независимо от размеров и характера экономической деятельности. Данное качество придает рентабельности, с одной стороны, форму экономической категории, выражающей экономические отношения между экономическими субъектами по поводу результативности использования факторов капитала, а с другой – характер объекта и инструмента финансового менеджмента.

 

На основе анализа средних уровней рентабельности можно определить, какие виды продукции и какие хозяйственные подразделения обеспечивают большую доходность. Это становится особенно важным в современных, рыночных условиях, где финансовая устойчивость предприятия зависит от специализации и концентрации производства.

 

В своей курсовой работе я хотел бы разобраться в следующих вопросах: В чём заключается сущность рентабельности? Как она рассчитывается? Каковы пути её повышения.


Понятие и сущность рентабельности.

 

Как уже говорилось ранее, доходность (прибыльность) предприятия, может быть оценена при помощи как абсолютных, так и относительных показателей. Абсолютные показатели выражают прибыль, и измеряются в стоимостном выражении, т.е. в рублях. Показатели рентабельности в гораздо меньшей мере находятся под влиянием инфляции, чем величины прибыли, поскольку они выражаются различными соотношениями прибыли и авансированных средств (капитала), либо прибыли и произведенных расходов (затрат).

 

Рентабельность – это относительный показатель, который отображает степень прибыльности экономической деятельности предприятия. Это не просто статистический, расчетный параметр, а сложный комплексный социально-экономический критерий, который отражает использование материальных, трудовых и денежных ресурсов. Этот важный показатель деятельности предприятия дает более полную, чем прибыль, картину и хорошо поддается разного рода анализу. Во время анализа рентабельности предприятия или продукции исследуются как текущие уровни рентабельности, так и динамика их изменения.

 

Рентабельность дает понятие об отношении между полученным результатом и использованными ресурсами, а значит и об эффективности деятельности предприятия. Источником информации для анализа рентабельности предприятия являются все формы финансовой отчетности.

 

Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности производства,  в частности с себестоимостью продукции, фондоемкостью продукции и скоростью оборачиваемости оборотных средств.

Коэффициент рентабельности рассчитывается как отношение прибыли к активам, ресурсам или потокам, её формирующим. Может выражаться как в прибыли на единицу вложенных средств, так и в прибыли, которую несёт в себе каждая полученная денежная единица. Показатели рентабельности часто выражают в процентах. При анализе рассчитанные показатели рентабельности следует сопоставить с плановыми, с соответствующими показателями предыдущих периодов, а также с данными других организаций.

 

Показатели рентабельности предприятия очень важны при комплексном анализе его деятельности. На основании анализа рентабельности предприятия проводится инвестиционная политика, а на основании анализа рентабельности продукции - политика ценообразования.
 

Без анализа уровня рентабельности продукции так же нельзя правильно решить вопросы структуры промышленного производства, его специализации, размещения по территории страны, определить эффективность производства той или иной продукции. На основе уровня рентабельности продукции государство устанавливает уровень закупочных цен на продукцию.

 

Показатели рентабельности в зависимости от параметра в знаменателе делятся на два вида: рентабельность предприятия и рентабельность продукции. В формуле рентабельности предприятия в знаменателе находятся статьи баланса (активов или пассивов), а в формуле рентабельности продукции — себестоимость или выручка.

Во время анализа рентабельности предприятия аналитики обращают внимание не только на значения отдельных показателей и их изменения, но и сравнивают их между собой.
После анализа рентабельности предприятия начинается анализ рентабельности отдельных видов продукции с целью выявления нерентабельной и малорентабельной продукции, причин выпуска такой продукции и разработки решений с целью их устранения.
 

Уровень рентабельности отраслей промышленности находится в прямой зависимости от рентабельности предприятий. Чем выше рентабельность предприятий, тем выше уровень рентабельности промышленности и всего народного хозяйства в целом.
 

Отсюда следует, что рентабельным называют такое предприятие, которое имеет прибыль, а значит, имеет положительные показатели рентабельности. Если предприятие убыточно, то его называют нерентабельным. Продукцию называют рентабельной, если она приносит прибыль.

В основном различают пять видов рентабельности:

1.      рентабельность собственного капитала;

2.      рентабельность основных активов;

3.      рентабельность продаж;

4.      рентабельность продукции.

5.      рентабельность производственных фондов;

 

1.      Рентабельность собственного капитала (Return of Equity, ROE) - отношение чистой прибыли к среднегодовой величине собственного капитала.

Формула:

Рентабельность собственного капитала - относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на собственный капитал организации. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает отдачу на инвестиции акционеров с точки зрения учетной прибыли.

 

2.      Рентабельность основных активов - относительный показатель эффективности деятельности, частное от деления чистой прибыли, полученной за период, на общую величину активов организации за период. Один из финансовых коэффициентов, входит в группу коэффициентов рентабельности. Показывает способность активов компании порождать прибыль.

Рентабельность активов - индикатор доходности и эффективности деятельности компании, очищенный от влияния объема заемных средств.

 

 

Экономическая рентабельность активов показывает сколько приходится прибыли на каждый рубль, вложенный в имущество организации.

 

3.      Рентабельность продаж (Profit margin) - отношение операционной или чистой прибыли к выручке от реализации.

Рентабельность продаж - коэффициент рентабельности, который показывает долю прибыли в каждом заработанном рубле. Обычно рассчитывается как отношение чистой прибыли (прибыли после налогообложения) за определённый период к выраженному в денежных средствах объему продаж за тот же период.


 

 

Рентабельность продаж является индикатором ценовой политики компании и её способности контролировать издержки. Различия в конкурентных стратегиях и продуктовых линейках вызывают значительное разнообразие значений рентабельности продаж в различных компаниях. Часто используется для оценки операционной эффективности компаний. Однако следует учитывать, что при равных значениях показателей выручки, операционных затрат и прибыли до налогообложения у двух разных фирм рентабельность продаж может сильно различаться, вследствие влияния объемов процентных выплат на величину чистой прибыли.

 

4.      Рентабельность продукции - отношение операционной прибыли к себестоимости реализованной продукции.

Рентабельность продукции определяют по формуле Рентабельность продукции = Прибыль / Себестоимость 100.

Этот показатель дает возможность определить, какая продукция более прибыльна, то есть выгоднее для производства. Однако следует учитывать, что себестоимость должна соответствовать затратам производства на основе равновесных цен. В условиях административно-командной экономики, когда цены определялись волевым (субъективным) путем, себестоимость, как и ципы, не отражала состояние экономики, а следовательно, не возможно было определить фактическую рентабельность продукции.

 

5.      Рентабельность производственных фондов показывает, насколько эффективна фондоотдача. Она показывает, сколько продукции производит предприятие на каждую вложенную единицу стоимости основных фондов. Чем выше фондоотдача основных фондов, тем ниже затраты на 1 рубль продукции. Показатель фондоотдачи зависит от отрасли, структуры и особенностей производства.

  ,где

ОПФ – средняя величина основных производственных фондов;

ОС – средняя величина оборотных средств.

Конечно, существует более подробная классификация рентабельности:

–        рентабельность основных средств

–        коэффициент базовой прибыльности активов

–        рентабельность инвестированного капитала

–        рентабельность примененного капитала

–        рентабельность суммарных активов

–        рентабельность активов бизнеса

–        рентабельность чистых активов

–          рентабельность наценки


Но вышеперечисленные показатели рентабельности редко используют на предприятиях при расчетах.

 

Для оценки эффективности работы промышленного предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Для эффективности работы предприятия необходимо сопоставить прибыль и производственные фонды, с помощью которых она создана.

 

В связи с этим различают два вида рентабельности: рентабельность, рассчитанная на основе финансовой прибыли, и рентабельность, рассчитанная на основе чистой прибыли.


При расчете рентабельности на ее показатель могут оказывать влияние различные факторы. Они делятся на:

 

1.                     Внутренние, то есть те, которые предприятие может изменять и регулировать в зависимости от поставленных целей и задач. Внутренние факторы в свою очередь делятся на производственные (непосредственно связаны с основной деятельностью предприятия) и непроизводственные (непосредственно не связаны с производством продукции).

2.                     Внешние, которые связаны с воздействием на деятельность предприятия, рынка или государства.

 

 

Среди производственных факторов выделяют такие, как использование средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Они являются важными факторами увеличения прибыли предприятия и, соответственно, его рентабельности. Производственные факторы могут влиять на результаты деятельности предприятия с двух позиций - экстенсивной (количественное изменение параметров элементов производства) и интенсивной (повышение качества использования производственных факторов).

 

Непроизводственные факторы включают в себя снабженческо-сбытовую деятельность, т.е. своевременность и полноту выполнения поставщиками и покупателями обязательств перед предприятием, их удаленность от предприятия, стоимость транспортировки до места назначения и т.д. Природоохранные мероприятия, которые необходимы для предприятий ряда отраслей, например, химической, машиностроительной и т.д. отраслей, и влекут за собой значительные издержки. Штрафы и санкции за несвоевременность или не точность выполнения каких-либо обязательств фирмы, например, штрафы в налоговые органы за несвоевременность расчетов с бюджетом. На финансовые результаты деятельности фирмы, и,  следовательно, на рентабельность, косвенно влияют и социальные условия труда и быта работников. Финансовая деятельность предприятия, т.е. управление собственным и заемным капиталом на предприятии, деятельность на рынке ценных бумаг, участие в других предприятиях и т.д.

 

Из курса экономической теории известно, что процесс производства состоит из трех элементов: средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. В связи с этим, выделяют такие производственные факторы, как наличие и использование средств труда, предметов труда и трудовых ресурсов. Названные факторы являются основными факторами роста прибыли и рентабельности предприятия, именно с повышением эффективности их использования связываются процессы интенсификации производства.

Информация о работе Анализ рентабельности