Анализ структуры управления фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 00:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ структуры управления фирмы на примере ЗАО «Ухтюбинский механический завода» и выработка предложений по совершенствованию бизнес-партнера. Исходя из этой цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты организационной структуры: понятие, сущность, типы и принцип построения организационной структуры;
- сделать анализ организационно-управленческой структуры предприятия на примере ЗАО «Ухтюбинский механический завод»;
- выработать предложения по совершенствованию организационной структуры предприятия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы организации структуры управления
1.1.Понятие, сущность и принципы построения управленческих струк-тур………………………………………………………………………………… 7
1.2.Типы структур управления организаци-ей………………………….....13
1.3.Анализ основных типов и видов структур управления организация-ми…………………………………………………………………………………20
Глава 2. Анализ структуры управления ЗАО «Ухтюбинский механический завод»
2.1. Общая характеристика предпри-ятия………………………………..28
2.2. Анализ основных показателей предприятия
2.2.1.Анализ структуры управления и технологии производст-ва…..30
2.2.2. Анализ номенклатуры выпускаемой продук-ции……………....31
2.2.3 Анализ производительности труда, кадров и заработной
пла-ты…………………………………………………………………………….33
2.2.4. Анализ прибы-ли………………………………………………….35
Глава 3. Пути решения проблем управления предприяти-ем……………42
Заключе-ние………………………………………………………………....47
Список использованной литерату-ры……………………………………...50

Файлы: 1 файл

курсовая Айдар.doc

— 411.50 Кб (Скачать)

Государственное образовательное  учреждение высшего профессионального  образования Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет

 

        Кафедра менеджмента

 

 

 

 

Курсовая работа

по курсу

               «Менеджмент организации»

 

 

 

                                           Тема

    «Анализ структуры управления фирмы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  

 

 

 

        г. Казань, 2009 г.

 

Оглавление.

 

       Введение……………………………………………………………………... 3

     Глава 1. Теоретические основы организации структуры управления

  1.1.Понятие, сущность и принципы построения управленческих структур………………………………………………………………………………… 7

        1.2.Типы структур управления организацией………………………….....13

  1.3.Анализ основных типов и видов структур управления организациями…………………………………………………………………………………20

Глава 2.  Анализ структуры управления ЗАО «Ухтюбинский механический завод»

         2.1. Общая характеристика предприятия………………………………..28

        2.2. Анализ основных показателей  предприятия

              2.2.1.Анализ структуры управления и технологии производства…..30

              2.2.2. Анализ номенклатуры выпускаемой продукции……………....31

   2.2.3 Анализ производительности труда, кадров и заработной

платы…………………………………………………………………………….33

               2.2.4. Анализ прибыли………………………………………………….35

Глава 3. Пути решения проблем управления предприятием……………42

Заключение………………………………………………………………....47

        Список использованной литературы……………………………………...50

Приложение………………………………………………………………..51

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

    Особенности  системы управления  предприятиями на современном этапе тесно связаны с изменением стратегических ориентиров в их деятельности. Основными экономическими целями предприятия в рыночных условиях являются повышение эффективности производства, максимизация прибыли, завоевание новых рынков и удовлетворение потребностей коллектива. Вместе с тем возрастает влияние фактора хозяйственного риска, появляются преимущества свободного ценообразования, возможности самостоятельного выбора поставщиков и потребителей. Одновременно с этим с государства снимается всякая ответственность за обеспечение предприятия сырьем и материалами, за сбыт его продукции, за уровень его заработной платы.

Фундаментом эффективного менеджмента и успешного развития бизнеса многие менеджеры считают организационную структуру фирмы. В большинстве российских компаний существующая организационная структура сложилась стихийно, а система управления основана на предыдущем опыте и мировоззрении руководителя и не является оптимальной. К тому же, до последнего времени методы построения системы управления характеризовались чрезмерно нормативным характером, недостаточным разнообразием, что приводило к механическому переносу применявшихся в прошлом организационных форм в новые условия. Сами исходные факторы формирования структур зачастую получали слишком узкую трактовку: численность персонала вместо целей организаций; постоянный набор органов вместо изменения их состава и комбинации в разных условиях.

 Необходимость совершенствования системы управления на современном этапе определяется многими факторами. Это и оптимизация численности аппарата управления, его функций; внедрение автоматизированных систем управления и разработки систем принятия решения.

 

Стратегия поведения  ориентирована на поиск оптимального решения между централизацией и децентрализацией властных функций, что обусловлено необходимостью: оперативно реагировать на изменения во внешней среде; установить рациональные связи между звеньями и структурами управления на всех уровнях, минимизировать число ступеней структуры управления; повысить оперативность принимаемых решений.

С этих позиций структуру  управления можно рассматривать  как форму разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления.

В современных условиях успех предприятия определяется, прежде всего, рациональной организацией производства продукции, снижением издержек, развитием, то есть, воздействием управления на внутренние факторы производства. На первое место выдвигается проблема гибкости и адаптивности к постоянным изменениям внешней среды. Это, прежде всего, организации, которые связаны с данным предприятием в силу выполняемых им целей и задач. Сюда относятся и социальные факторы и условия, которые, не оказывая прямого воздействия на оперативную деятельность предприятия, предопределяют его стратегически важные решения. Значение факторов внешней среды резко повышаются в связи с возрастанием сложности всей системы общественных отношений.

Эволюция системы управления в переходный период направлена на формирование полицентрической системы, базирующейся на функционировании в народном хозяйстве структур, способных к самоуправлению и саморазвитию.

В современных условиях происходит дальнейшее совершенствование  управленческой деятельности, вызванное  ускоряющимся научно-техническим прогрессом, усложнением проблемы сбыта продукции. Вместе с тем возникла необходимость изучения форм и методов управления на уровне основного хозяйственного звена - предприятия. Использование опыта на отечественных предприятиях одна из важнейших задач.

Проблемам, связанным  с проектированием, организационным  построением управленческих структур организаций и их изменением уделено значительное внимание в работах как зарубежных, так и отечественных авторов: М.Мескона, Виссема Х., Владимировой И.Г., Конокова Д.Г., Кравченко Б.Ф., Николенко Н.П., Холла Р.Х., Шонеси О.Дж. и др.

Изменение организационно правовых основ предприятий, изменение  специализации и переход на выпуск новой продукции неизбежно влечет за собой изменение организационной  структуры управления. Этот процесс весьма сложный и болезненный. От того на сколько своевременно производится изменение оргструктуры, зависит и эффективность работы предприятия и его аппарата управления.

Для такого многопрофильного предприятия как ЗАО «Ухтюбинский механический завод» структурные реорганизации имеют огромное значение, поэтому вопросы совершенствования организационной структуры являются весьма актуальными.

Целью курсовой работы является анализ структуры управления фирмы на примере  ЗАО «Ухтюбинский механический завода» и выработка предложений по совершенствованию бизнес-партнера. Исходя из этой цели были сформулированы следующие задачи:

- рассмотреть теоретические  аспекты организационной структуры:  понятие, сущность, типы и принцип построения организационной структуры;

- сделать анализ организационно-управленческой  структуры предприятия на примере ЗАО «Ухтюбинский механический завод»;

- выработать предложения  по совершенствованию организационной  структуры предприятия.

Работа содержит три  главы.

В первой главе рассмотрены основные типы организационных структур, их достоинства и недостатки, принципы ее создания и факторы воздействия на организационную структуру управления.

Во второй главе дается общая характеристика ЗАО «Ухтюбинский механический завод», проведен анализ организационной структуры и функций управления.

В третьей главе освещены направления реструктуризации предприятия, предложены варианты по совершенствованию организационной структуры предприятия.

При написании курсовой работы использовались учебные пособия, статьи, сайты, посвященные производственной структуре предприятий и документация ЗАО «Ухтюбинский механический завод»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

     Глава 1. Теоретические  основы организации структуры  управления

1.1.Понятие, сущность и принципы построения управленческих структур

      "Структура  управления организацией", или  "организационная структура управления" - одно из ключевых понятий  менеджмента, тесно связанное  с целями, функциями, процессом  управления, работой менеджеров  и распределением между ними полномочий. В рамках этой структуры протекает весь управленческий процесс (движение потоков информации и принятие управленческих решений), в котором участвуют менеджеры всех уровней, категорий и профессиональной специализации. Структуру можно сравнить с каркасом здания управленческой системы, построенным для того, чтобы все протекающие в ней процессы осуществлялись своевременно и качественно. Отсюда то внимание, которое руководители организаций уделяют принципам и методам построения структур управления, выбору их типов и видов, изучению тенденций изменения и оценкам соответствия задачам организаций.

       Под  структурой управления понимается  упорядоченная совокупность устойчиво  взаимосвязанных элементов, обеспечивающих  функционирование и развитие организации как единого целого. Организационная структура управления определяется также как форма разделения и кооперации управленческой деятельности, в рамках которой осуществляется процесс управления по соответствующим функциям, направленным на решение поставленных задач и достижение намеченных целей. С этих позиций структура управления представляется в виде системы оптимального распределения функциональных обязанностей, прав и ответственности, порядка и форм взаимодействия между входящими в ее состав органами управления и работающими в них людьми.

      Ключевыми  понятиями структур управления  являются элементы, связи (отношения), уровни и полномочия. Элементами  организационной структуры управления могут быть как отдельные работники (руководители, специалисты, служащие), так и службы либо органы аппарата управления, в которых занято то, или иное количество специалистов, выполняющих определенные функциональные обязанности. Есть два направления специализации элементов организационной структуры управления: а) в зависимости от состава структурных подразделений организации вычленяются звенья структуры управления, осуществляющие маркетинг, менеджмент производства, научно-технического прогресса и т.п.; б) исходя из характера общих функций, выполняемых в процессе управления, формируются органы, занимающиеся планированием, организующие производство, труд и управление, контролирующие все процессы в организации.

      Отношения  между элементами структуры управления  поддерживаются благодаря связям, которые принято подразделять на горизонтальные и вертикальные. Первые носят характер согласования и являются одноуровневыми. Вторые - это отношения подчинения. Необходимость в них возникает при иерархичности построения системы управления, то есть при наличии различных уровней управления, на каждом из которых преследуются свои цели.

      При  двухуровневой структуре создаются  верхние звенья управления (руководство организацией в целом) и низовые звенья (менеджеры, непосредственно руководящие работой исполнителей). При трех и более уровнях в организационной структуре управления формируется так называемый средний слой, который в свою очередь может состоять из нескольких уровней.

      В структуре  управления организацией различаются  линейные и функциональные связи. Первые суть отношения по поводу принятия и реализации управленческих решений и движения информации между так называемыми линейными руководителями, то есть лицами, полностью отвечающими за деятельность организации или ее структурных подразделений. Функциональные связи сопрягаются с теми или иными функциями менеджмента. Соответственно используется такое понятие, как полномочия: линейного персонала, штабного персонала и функциональные. Полномочия линейных руководителей дают право решать все вопросы развития вверенных им организаций и подразделений, а также отдавать распоряжения, обязательные для выполнения другими членами организации (подразделений). Полномочия штабного персонала ограничиваются правом планировать, рекомендовать, советовать или помогать, но не приказывать другим членам организации выполнять их распоряжения. Если тому или иному работнику управленческого аппарата предоставляется право принимать решения и совершать действия, обычно выполняемые линейными менеджерами, он получает так называемые функциональные полномочия.

      Между всеми названными выше составляющими организационной структуры управления существуют сложные отношения взаимозависимости: изменения в каждой из них (скажем, числа элементов и уровней, количества и характера связей и полномочий работников) вызывают необходимость пересмотра всех остальных. Так, если руководством организации принято решение о введении в организационной структуре управления нового органа, например, отдела маркетинга (функции которого ранее никто не выполнял), нужно одновременно дать ответ на следующие вопросы: какие задачи будет решать новый отдел? кому он будет непосредственно подчинен? какие органы и подразделения организации будут доводить до него необходимую информацию? на каких иерархических уровнях будет представлена новая служба? какими полномочиями наделяются работники нового отдела? какие формы связей должны быть установлены между новым отделом и другими отделами?

Информация о работе Анализ структуры управления фирмы