Анализ структуры управления фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 00:37, курсовая работа

Краткое описание

Целью курсовой работы является анализ структуры управления фирмы на примере ЗАО «Ухтюбинский механический завода» и выработка предложений по совершенствованию бизнес-партнера. Исходя из этой цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты организационной структуры: понятие, сущность, типы и принцип построения организационной структуры;
- сделать анализ организационно-управленческой структуры предприятия на примере ЗАО «Ухтюбинский механический завод»;
- выработать предложения по совершенствованию организационной структуры предприятия.

Оглавление

Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы организации структуры управления
1.1.Понятие, сущность и принципы построения управленческих струк-тур………………………………………………………………………………… 7
1.2.Типы структур управления организаци-ей………………………….....13
1.3.Анализ основных типов и видов структур управления организация-ми…………………………………………………………………………………20
Глава 2. Анализ структуры управления ЗАО «Ухтюбинский механический завод»
2.1. Общая характеристика предпри-ятия………………………………..28
2.2. Анализ основных показателей предприятия
2.2.1.Анализ структуры управления и технологии производст-ва…..30
2.2.2. Анализ номенклатуры выпускаемой продук-ции……………....31
2.2.3 Анализ производительности труда, кадров и заработной
пла-ты…………………………………………………………………………….33
2.2.4. Анализ прибы-ли………………………………………………….35
Глава 3. Пути решения проблем управления предприяти-ем……………42
Заключе-ние………………………………………………………………....47
Список использованной литерату-ры……………………………………...50

Файлы: 1 файл

курсовая Айдар.doc

— 411.50 Кб (Скачать)

С учетом планового роста  объема производства в 2009 году, на основе проведенных экономических расчетов, с 01 января 2009 года повышены заводские тарифные ставки для работников предприятия:

    1. Для основных рабочих всех производственных цехов – на 50%;
    2. Для вспомогательных рабочих, специалистов и служащих – на 38.5%;
    3. Для рабочих ремонтных служб – на 60%;
    4. Для руководящих работников – на 40%.

Что позволило в 2009 году достичь средней зарплаты промышленно-производственного персонала в размере 1724 руб. в месяц.

Принято новое «Положение о формировании и использовании  ФОТ подразделений ОАО «УМЗ», где установлены принципы формирования фондов оплаты труда для всех категорий работающих на заводе.

 

2.2.4. Анализ прибыли.

По результатам работы предприятия в 2008 году имелась прибыль в сумме 5646,0 тыс. рублей.

Прибыль Акционерного общества по результатам работы за 2008 год сложилась в результате:

          - прибыли от реализации продукции (работ, услуг) 5016,0 тыс.   рублей,

          - прибыли от прочих операций 718,0 тыс. рублей,

          - убыток от внереализационных операций 88,0 тыс. рублей.

Динамический рост прибыли (убытка) от основной деятельности нарастающим  итогом по кварталам 2008 года можно представить на следующем графике:

 

Показатели рентабельности отражают эффективность вложенных  в предприятие средств.

а) рентабельность всех активов  по прибыли до налогообложения (показывающая какую прибыль приносит каждый рубль, вложенный в активы предприятия) возросла на 0,028 с -0,019 до 0,009;

б) рентабельность производственных активов по результатам от основной деятельности (показывающая какую прибыль приносит каждый рубль, вложенный в производственные активы предприятия) возросла на 0,052 с -0,040 до 0,012;

в) рентабельность собственного капитала предприятия (определяющая эффективность использования вложенных в предприятие средств) возросла на 0,071 с -0,046 до 0,025.

По моему глубокому  убеждению, анализ системы управления на предприятии нельзя рассматривать однобоко. Комплексный и только комплексный анализ может объективно отразить структуру и характер отношений управляющих структур и тех управляемых подструктур, которые сложились на исследуемом мною предприятии.

На формирование системы, методов  и принципов управления влияет масса  факторов, таких  как: задачи предприятия, его цели, используемая предприятием технология, работающий персонал, и  структура управления предприятием, а также непрерывно воздействуют на внутреннюю среду, принимаемые руководством управленческие решения.

Невозможно детально осветить все  проблемы, которые я для себя выделил в исследуемой мной организации, остановлюсь лишь на самых значительных с моей точки зрения.

1.Недостатки самой  структуры управления.

1.1. На данном предприятии  существует «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации. При данной схеме управления конечный результат отходит на второстепенный план, в силу того, что каждая служба работает не на его получение, а на исполнение своих «механических» обязанностей.

Для такого крупного предприятия, как «УМЗ», важно четко определенные и поставленные на исполнение цели и задачи, поскольку именно хорошо поставленная цель будет влиять на эффективность функционирования предприятия.  Это относится к заводу в целом, однако, без успешной деятельности всех его подразделений общей цели не достичь. Поэтому необходимо, чтобы каждое подразделение предприятия поставило для себя определенную цель, которая в совокупности с другими поможет добиться общей цели. Для  достижения целей предприятия каждое подразделение выполняет соответствующие задачи, соответственно задачи также оказывают не малую роль на внутреннюю структуру предприятия.

Существующая же технология принятия и исполнения решений не позволяет доводить задачи верхнего уровня (прибыль, реализация, экономия ресурсов) до всех низовых подразделений.

Понимая, что от эффективности  структурных подразделения будет  зависеть общая эффективность функционирования предприятия, руководство  ряд производств перевело на внутризаводской хозяйственных расчет.

Реализация принципов  внутризаводского хозяйственного расчета  предусматривает:

  1. открытие субсчета для каждого производства. Введение субсчета подразделения предполагает наделение полномочиями и возложение персональной ответственности на руководителей производств за движением денежных средств в пределах своего субсчета.
  2. регламентацию прав и обязанностей каждого подразделения;
  3. предоставление подразделениям необходимой оперативно-хозяйственной самостоятельности в решении текущих задач.

Однако 2009 год показал, что система заводских субсчетов выделенных подразделений носит в основном формальный характер, затрудняя и усложняя документооборот, и что более важно дискредитирует саму идею повышения инициативности и предприимчивости отдельных структурных подразделений предприятия.

Объяснением многих моментов слабого воздействия денежных рычагов на работу  подразделений мне видится чрезвычайно низкий абсолютный уровень заработной платы (кстати, и в приборостроительной промышленности по России в целом), снижение которой (или не выплата) приведет лишь к голодным обморокам, социальной напряженности и уходу с завода. Коллективу практически нечего терять.

1.2.Анализируя резко растущую динамику изменения величины готовой продукции на складе, я заметил, что в номенклатуре изделий завода, имеет место несоответствие структуры плана производства с потребностями и возможностями отдела сбыта.

В чем же причины столь  очевидной коммерческой, экономической и финансовой безграмотности?

Причины на мой взгляд две:

- недостатки в маркетинго-сбытовой  политике (на ней я остановлюсь позже),

- недостатки в структуре  управления.

То есть, как видно  из схемы управления предприятием, на заводе существует должность директора по производству и экономике и должность директора по финансам. Объединение в руках одного пусть даже самого высококлассного специалиста экономики и производства, и отрыв экономики от финансов, носит, на мой взгляд, изначально пагубный характер.

Постараюсь пояснить поподробнее. Экономика определяет правила игры, производство по этим правилам изготавливает продукцию, финансы обеспечивают производство и пожинают его же результат. Очевидно, что отдавать в одни руки формирование (определение) правил и их же выполнение организационно и экономически не эффективно. Объективности здесь нет и быть никогда не может. И в тоже время, определяющий правила игры (экономику) менеджер в создавшейся на предприятии системе управления не несет практически никакой финансовой ответственности за результаты своей деятельности.

У директора же по финансам, по сути, нет никакой возможности  влиять на процесс производства продукции. Налицо наличие громадной ответственности за финансовые результаты при полном отсутствии каких-то ни было экономических рычагов влияния на формирования права производства и реализации и их фактического исполнения.

Отсюда, слабая достоверность  и роль финансового планирования, которое является необходимым условием функционирования любого эффективно работающего предприятия.

2.Слабость системы  сбыта.

2.1.В существующей системе  управления отдел маркетинга  подчиняется напрямую коммерческому директору и не подчиняется Управлению сбыта. Очевиден недостаток координации между этими службами.

2.2.Во внешней деятельности ориентация и, как результат, большая зависимость от одного крупного партнера. Отсутствие вариантов в принятии решения.

2.3.Отсутствие системы поощрения исполнителей в большей реализации готовой продукции.

2.4.Низкая квалификация кадров в системе сбыта.

3.Кадровая политика.

Недостатки кадровой политики видны не только на примере  системы сбыта, но и практически  во всех подразделениях, использующий высокопрофессиональный труд персонала, квалификацию которого необходимо постоянно совершенствовать.

То есть, я выделил  очень важную, на мой взгляд, проблему – проблему отсутствия работающей системы подготовки и переподготовки кадров. И все ссылки руководства предприятия на недостаток оборотных средств, представляются мне необоснованными, так как потери от недостатка квалификации бухгалтеров, финансистов, технологов, конструкторов выливаются в гораздо большие суммы.

Проблема высококвалифицированных  кадров усугубляется низким уровнем  оплаты труда. Так оплата ведущего технолога, ведущего конструктора, начальника бюро в бухгалтерии и финансово-экономичеких службах составляет 10000-12000 рублей. Такая ситуация имеет место не только с ведущими специалистами. Ситуации складывается таким образом, что даже top-менеджеры предприятия вынуждены искать приработок на стороне. Результат не заставил себя ждать. Отвлечение сил и знаний от исполнения своих непосредственных обязанностей на предприятии привели к резкому снижению культуры производства, технологии принятия решений, исполнительской дисциплины.

4.Особняком стоит проблема  технологии и новаций.

Оборудование морально и физически устарело. Автоматизация  разработки как конструкторской, так и технологической документации практически равна нулю. В результате неэффективное использование сырья, материалов, людского труда, громадные сроки по внедрению новых изделий.

Собственно говоря, проблемы управления, на мой взгляд, явились, как следствием, так и результатом  следующих факторов:

- назначение неподходящих людей;

          - отсутствие системы ценностей, отсюда колеблющаяся позиция, каждое решение принимается как в первый раз;

          - выбор неудачных партнеров;

          - неспособность наладить взаимоотношения с заинтересованными группами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Пути решения проблем управления предприятием.

На мой взгляд, никакие  мероприятия по совершенствованию  системы управления на уровне предприятия  не будут совершенны и целостны без  создания тех макроэкономических условий, благоприятствующих развитию промышленности в целом.

Поэтому, предложения, способные вывести предприятия на более высокий уровень экономической эффективности производства, целесообразно рассмотреть как на поле макроэкономики государства, так и непосредственно на уровне предприятия.

1.Что касается макроэкономических рычагов, способных помочь промышленности выйти из затянувшегося кризиса, то в первую очередь это наличие государственной поддержки отечественного производственного комплекса. Причем это должна быть программа, во-первых, контролируемой непосредственно Президентом РФ, во-вторых, глобальной, т.е. пронизывающей как органы федеральной власти, так и муниципальные Администрации районов и городов.

Естественно необходимым  условием осуществления любой государственной программы является стабильная политическая ситуация в стране и сильная президентская власть.

Программа экономической  поддержки на деле, а не только на словах должна задекларировать шаги государства для восстановления производства.

На мой взгляд, в  программу должны войти следующие  меры:

1.1.Предоставление льготных кредитов на пополнение оборотных средств предприятий на длительный срок.

Ввести дифференцированные льготы по налогу на прибыль для  банковских учреждений, осуществляющих льготное кредитование промышленных предприятий (меньше ставка по кредиту - меньше налог на прибыль)

1.2.Расширение системы  госзаказов. Своевременное и неукоснительное бюджетное финансирование отдельных проектов, имеющих народно-хозяйственное значение на уровне государства, области, субъектов местного самоуправления ( района, города и т.п.)

1.3.Упорядочить налоговую  политику государства и систему  казначейств. Разработать действенный механизм не только собираемости налогов, но и возврата сумм в случае переплаты, либо зачетов в другие уровни.

1.4.”Замораживание” просроченной  задолженности топливно-энергетическому комплексу, в бюджет и внебюджетные фонды, как минимум, на 5-7 лет без начисление пени.

1.5.Аннулировать начисленные, но не взысканные пени, штрафы и т.п. в бюджет и внебюджетные фонды.

1.6.Ввести льготы по  налоговым платежам на 3-5 лет, либо до достижения предприятием нормативных финансовых показателей.

1.7.Ввести льготы по  платежам в местные бюджеты  и внебюджетные фонды для градообразующих  предприятий.

1.8.В случае ликвидации  банков в первую очередь удовлетворять  претензии клиентов, имеющих открытые счета в этих банках, а лишь затем обязательства перед государством и другими кредитно-банковскими учреждениями.

1.9.переход на западные  стандарты  бухучета - унификация  учета, его прозрачность для  аудита и западных инвесторов, снижение возможностей для сокрытия доходов предприятия.

1.10.Создание инвестиционного  климата в России – создание  условий для того, чтобы начали  снова работать сбережения населения,  которое сейчас опасается доверять  их банкам, реанимация фондового  рынка, банковской системы и рынка банковских услуг, разработка действенного механизма по увеличению притока инвестиций в реальный сектор, обновлению оборудования и повышению эффективности  и конкурентоспособности продукции.

2.На уровне предприятия  безусловно необходимо в самые кратчайшие сроки осуществить следующие мероприятия.

2.1.В целях усиления  финансовых рычагов управления, децентрализовать руководство производством и экономикой и централизовать  руководство экономикой и финансами.

Информация о работе Анализ структуры управления фирмы