Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2013 в 00:37, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ структуры управления фирмы на примере ЗАО «Ухтюбинский механический завода» и выработка предложений по совершенствованию бизнес-партнера. Исходя из этой цели были сформулированы следующие задачи:
- рассмотреть теоретические аспекты организационной структуры: понятие, сущность, типы и принцип построения организационной структуры;
- сделать анализ организационно-управленческой структуры предприятия на примере ЗАО «Ухтюбинский механический завод»;
- выработать предложения по совершенствованию организационной структуры предприятия.
Введение……………………………………………………………………... 3
Глава 1. Теоретические основы организации структуры управления
1.1.Понятие, сущность и принципы построения управленческих струк-тур………………………………………………………………………………… 7
1.2.Типы структур управления организаци-ей………………………….....13
1.3.Анализ основных типов и видов структур управления организация-ми…………………………………………………………………………………20
Глава 2. Анализ структуры управления ЗАО «Ухтюбинский механический завод»
2.1. Общая характеристика предпри-ятия………………………………..28
2.2. Анализ основных показателей предприятия
2.2.1.Анализ структуры управления и технологии производст-ва…..30
2.2.2. Анализ номенклатуры выпускаемой продук-ции……………....31
2.2.3 Анализ производительности труда, кадров и заработной
пла-ты…………………………………………………………………………….33
2.2.4. Анализ прибы-ли………………………………………………….35
Глава 3. Пути решения проблем управления предприяти-ем……………42
Заключе-ние………………………………………………………………....47
Список использованной литерату-ры……………………………………...50
С учетом планового роста объема производства в 2009 году, на основе проведенных экономических расчетов, с 01 января 2009 года повышены заводские тарифные ставки для работников предприятия:
Что позволило в 2009 году достичь средней зарплаты промышленно-производственного персонала в размере 1724 руб. в месяц.
Принято новое «Положение о формировании и использовании ФОТ подразделений ОАО «УМЗ», где установлены принципы формирования фондов оплаты труда для всех категорий работающих на заводе.
2.2.4. Анализ прибыли.
По результатам работы предприятия в 2008 году имелась прибыль в сумме 5646,0 тыс. рублей.
Прибыль Акционерного общества по результатам работы за 2008 год сложилась в результате:
- прибыли от реализации продукции (работ, услуг) 5016,0 тыс. рублей,
- прибыли от прочих операций 718,0 тыс. рублей,
- убыток от внереализационных операций 88,0 тыс. рублей.
Динамический рост прибыли (убытка) от основной деятельности нарастающим итогом по кварталам 2008 года можно представить на следующем графике:
Показатели рентабельности отражают эффективность вложенных в предприятие средств.
а) рентабельность всех активов по прибыли до налогообложения (показывающая какую прибыль приносит каждый рубль, вложенный в активы предприятия) возросла на 0,028 с -0,019 до 0,009;
б) рентабельность производственных активов по результатам от основной деятельности (показывающая какую прибыль приносит каждый рубль, вложенный в производственные активы предприятия) возросла на 0,052 с -0,040 до 0,012;
в) рентабельность собственного капитала предприятия (определяющая эффективность использования вложенных в предприятие средств) возросла на 0,071 с -0,046 до 0,025.
По моему глубокому убеждению, анализ системы управления на предприятии нельзя рассматривать однобоко. Комплексный и только комплексный анализ может объективно отразить структуру и характер отношений управляющих структур и тех управляемых подструктур, которые сложились на исследуемом мною предприятии.
На формирование системы, методов и принципов управления влияет масса факторов, таких как: задачи предприятия, его цели, используемая предприятием технология, работающий персонал, и структура управления предприятием, а также непрерывно воздействуют на внутреннюю среду, принимаемые руководством управленческие решения.
Невозможно детально осветить все проблемы, которые я для себя выделил в исследуемой мной организации, остановлюсь лишь на самых значительных с моей точки зрения.
1.Недостатки самой структуры управления.
1.1. На данном предприятии существует «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации. При данной схеме управления конечный результат отходит на второстепенный план, в силу того, что каждая служба работает не на его получение, а на исполнение своих «механических» обязанностей.
Для такого крупного предприятия, как «УМЗ», важно четко определенные и поставленные на исполнение цели и задачи, поскольку именно хорошо поставленная цель будет влиять на эффективность функционирования предприятия. Это относится к заводу в целом, однако, без успешной деятельности всех его подразделений общей цели не достичь. Поэтому необходимо, чтобы каждое подразделение предприятия поставило для себя определенную цель, которая в совокупности с другими поможет добиться общей цели. Для достижения целей предприятия каждое подразделение выполняет соответствующие задачи, соответственно задачи также оказывают не малую роль на внутреннюю структуру предприятия.
Существующая же технология принятия и исполнения решений не позволяет доводить задачи верхнего уровня (прибыль, реализация, экономия ресурсов) до всех низовых подразделений.
Понимая, что от эффективности
структурных подразделения
Реализация принципов внутризаводского хозяйственного расчета предусматривает:
Однако 2009 год показал, что система заводских субсчетов выделенных подразделений носит в основном формальный характер, затрудняя и усложняя документооборот, и что более важно дискредитирует саму идею повышения инициативности и предприимчивости отдельных структурных подразделений предприятия.
Объяснением многих моментов слабого воздействия денежных рычагов на работу подразделений мне видится чрезвычайно низкий абсолютный уровень заработной платы (кстати, и в приборостроительной промышленности по России в целом), снижение которой (или не выплата) приведет лишь к голодным обморокам, социальной напряженности и уходу с завода. Коллективу практически нечего терять.
1.2.Анализируя резко растущую динамику изменения величины готовой продукции на складе, я заметил, что в номенклатуре изделий завода, имеет место несоответствие структуры плана производства с потребностями и возможностями отдела сбыта.
В чем же причины столь очевидной коммерческой, экономической и финансовой безграмотности?
Причины на мой взгляд две:
- недостатки в маркетинго-
- недостатки в структуре управления.
То есть, как видно из схемы управления предприятием, на заводе существует должность директора по производству и экономике и должность директора по финансам. Объединение в руках одного пусть даже самого высококлассного специалиста экономики и производства, и отрыв экономики от финансов, носит, на мой взгляд, изначально пагубный характер.
Постараюсь пояснить поподробнее. Экономика определяет правила игры, производство по этим правилам изготавливает продукцию, финансы обеспечивают производство и пожинают его же результат. Очевидно, что отдавать в одни руки формирование (определение) правил и их же выполнение организационно и экономически не эффективно. Объективности здесь нет и быть никогда не может. И в тоже время, определяющий правила игры (экономику) менеджер в создавшейся на предприятии системе управления не несет практически никакой финансовой ответственности за результаты своей деятельности.
У директора же по финансам,
по сути, нет никакой возможности
влиять на процесс производства продукции.
Налицо наличие громадной ответственно
Отсюда, слабая достоверность и роль финансового планирования, которое является необходимым условием функционирования любого эффективно работающего предприятия.
2.Слабость системы сбыта.
2.1.В существующей системе управления отдел маркетинга подчиняется напрямую коммерческому директору и не подчиняется Управлению сбыта. Очевиден недостаток координации между этими службами.
2.2.Во внешней деятельности ориентация и, как результат, большая зависимость от одного крупного партнера. Отсутствие вариантов в принятии решения.
2.3.Отсутствие системы поощрения исполнителей в большей реализации готовой продукции.
2.4.Низкая квалификация кадров в системе сбыта.
3.Кадровая политика.
Недостатки кадровой политики видны не только на примере системы сбыта, но и практически во всех подразделениях, использующий высокопрофессиональный труд персонала, квалификацию которого необходимо постоянно совершенствовать.
То есть, я выделил очень важную, на мой взгляд, проблему – проблему отсутствия работающей системы подготовки и переподготовки кадров. И все ссылки руководства предприятия на недостаток оборотных средств, представляются мне необоснованными, так как потери от недостатка квалификации бухгалтеров, финансистов, технологов, конструкторов выливаются в гораздо большие суммы.
Проблема
4.Особняком стоит проблема технологии и новаций.
Оборудование морально и физически устарело. Автоматизация разработки как конструкторской, так и технологической документации практически равна нулю. В результате неэффективное использование сырья, материалов, людского труда, громадные сроки по внедрению новых изделий.
Собственно говоря, проблемы управления, на мой взгляд, явились, как следствием, так и результатом следующих факторов:
- назначение неподходящих людей;
- отсутствие системы ценностей, отсюда колеблющаяся позиция, каждое решение принимается как в первый раз;
- выбор неудачных партнеров;
- неспособность наладить взаимоотношения с заинтересованными группами.
Глава 3. Пути решения проблем управления предприятием.
На мой взгляд, никакие мероприятия по совершенствованию системы управления на уровне предприятия не будут совершенны и целостны без создания тех макроэкономических условий, благоприятствующих развитию промышленности в целом.
Поэтому, предложения, способные вывести предприятия на более высокий уровень экономической эффективности производства, целесообразно рассмотреть как на поле макроэкономики государства, так и непосредственно на уровне предприятия.
1.Что касается
Естественно необходимым
условием осуществления любой государств
Программа экономической поддержки на деле, а не только на словах должна задекларировать шаги государства для восстановления производства.
На мой взгляд, в программу должны войти следующие меры:
1.1.Предоставление льготных кредитов на пополнение оборотных средств предприятий на длительный срок.
Ввести дифференцированные льготы по налогу на прибыль для банковских учреждений, осуществляющих льготное кредитование промышленных предприятий (меньше ставка по кредиту - меньше налог на прибыль)
1.2.Расширение системы
госзаказов. Своевременное и неукоснительно
1.3.Упорядочить налоговую
политику государства и
1.4.”Замораживание”
1.5.Аннулировать начисленные, но не взысканные пени, штрафы и т.п. в бюджет и внебюджетные фонды.
1.6.Ввести льготы по налоговым платежам на 3-5 лет, либо до достижения предприятием нормативных финансовых показателей.
1.7.Ввести льготы по
платежам в местные бюджеты
и внебюджетные фонды для
1.8.В случае ликвидации
банков в первую очередь
1.9.переход на западные стандарты бухучета - унификация учета, его прозрачность для аудита и западных инвесторов, снижение возможностей для сокрытия доходов предприятия.
1.10.Создание инвестиционного
климата в России – создание
условий для того, чтобы начали
снова работать сбережения
2.На уровне предприятия безусловно необходимо в самые кратчайшие сроки осуществить следующие мероприятия.
2.1.В целях усиления финансовых рычагов управления, децентрализовать руководство производством и экономикой и централизовать руководство экономикой и финансами.