Европейский союз

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:56, реферат

Краткое описание

На рубеже XXI в. Европейский союз вступает в новый, беспрецедентный этап своего рас-ширения. Число его членов за счет государств Центральной и Восточной Европы и Прибалти-ки намечается довести с 15 до 26. Учитывая сопутствующие гео-политические факторы, серь-езные наблюдатели сравнивают такое событие по зна-чимости с созданием самого Общего рынка сорок лет назад.

Оглавление

Введение 3
Современная социальная политика ЕС 4
Функции институтов Европейского Союза 6
Европейский Союз и Россия 12
Список использованной литературы 21

Файлы: 1 файл

реферат по ЕС.doc

— 102.00 Кб (Скачать)

Это относится  и к формированию единого со-циального  пространства в ЕС. Оно не является однородным, если иметь в виду фактическую  со-циальную ситуа-цию в отдельных  государствах-членах и их регионах. В большей мере именно по-это-му такое пространство складывается медлен-но. Но оно постепенно формируется как единое в правовом отношении. Шаг за шагом ЕС продви-гается по пути разработки и принятия общих пра-вовых норм, регулирующих свободное движение лиц, их трудо-вую и профессиональную деятель-ность, безопасность труда и охрану здоровья, за-щиту окружающей среды и прав потребителей и т.д. и т.п. Ключевую роль в этом продвижении сыграли базовые документы - договоры, учре-дившие три Европейс-ких сообщества (особенно Римский договор, учредивший ЕЭС), Единый ев-ропейский акт, Маастрихтский и Амстердамский договоры. Каждый из них устанавливал об-щие рамки и основные направления развития коммунитарного права, определяя пра-вовое поле, в ко-тором могут действовать главные институты Союза, принимающие нормативные решения. Именно таким способом шло расшире-ние правового регулиро-вания в социальной сфере. накопление массива соответствующих норматив-ных доку-ментов, развитие права ЕС, которое признано приоритетным по от-ношению к нацио-нальному законодательству и подлежит включению в последнее. В постмаастрихтс-кий период масштабы и интенсивность дей-ствий ЕС в этом направлении значительно возросла и, по всей вероятности, будет возрастать и впредь. Как писал сотрудник Европейского уни-верситетского института во Флоренции Дж. Маджоне в 1993 г., "Будущая "социальная Европа" возникнет не как наднациональное государство благосостояния, а как все более богатое прост-ранство политики и институтов социального ре-гулирования. Отчеты о действиях ЕС в соци-альной области, которые являются составной частью ежегодных "Общих докладов о деятель-ности Европейского союза", свидетельствуют о том, что в период 1992-1998 г. насыщен-ность пространства социального регулирования замет-но возросла. Однако есть сомнения в том, что и в дальней-шем это продвижение будет столь же динамично.

Во-первых, нет  ясности в том, как будет ме-няться мирохозяйственная конъюнктура, влия-ние  которой на все без исключения страны и ре-гионы в эпоху глобализации существенно увели-чилось. Во-вторых, переход ЕС к единой валюте со-пряжен с определенными трудностями, которые могут сказаться и в социальной сфере. В-третьих, экономическое соревнование с Со-единенными Штатами и Японией складывалось в 90-е годы не в пользу ЕС. По темпам роста он от-ставал от США, а в области научно-технического прогресса - от обоих конкурентов. Главная цель пере-хода к ЭВС и евро заключается в том, чтобы преодолеть отрицательную динамику со-перниче-ства, но шансы Союза на успех скорее всего не выше, чем вероятность неудачи. В-четвертых, все более существенным нега-тивным фактором социального развития в боль-шинстве стран Союза, особенно в самых крупных странах - Германии, Франции, Великобритании и Италии, становятся неблагоприятные демогра-фические процессы. Это прежде всего крайне низкая рождаемость и как следствие - стагна-ция численности коренного населения и его прогрессирующее старение. Помимо от-носительного или даже абсолютного сокращения ресурсов рабочей силы, экономи-чески активному населению при-дется нести все большее налоговое бремя, чтобы обес-печивать приемлемый уровень жизни пенси-онерам. Вряд ли можно рассматривать как благо-приятную тенденцию и дальнейший рост иммиг-рации из неевропейских стран. Согласно расче-там, в ближайшие 25 лет 75% прироста населения в странах Западной Европы произойдет за счет международной миграции и более высокой рож-даемости в семьях мигрантов. Процесс социаль-ной и тем более культурной интеграции мигран-тов неевропейского происхождения протекает крайне медленно. Наконец, в первое десяти-летие XXI в. предсто-ит новое расширение Союза. У его порога стоят в ожидании 13 стран с общей численностью населе-ния в 170 млн. человек и производством ВВП на душу населения в пределах 25-70% от среднего уровня в ЕС. Пока никто из ответст-венных лиц не разъяснил, на какие затраты готов пойти Союз во имя расширения "единой Европы", но даже при скромной смете расходов экономическая и со-циальная цена принятия хотя бы части этих стран не может не быть весьма значи-тельной. Учитывая все это, перспективы дальнейшего раз-вития социальной полити-ки Союза можно было бы оценить как весьма неопределенные, а в луч-шем случае - умеренно оптимистические.

Европейский Союз и Россия

Один из важнейших  вопросов европейской внешней по-литики -- это вопрос о том, что Европейский  союз и Российская Федерация вправе ожи-дать друг от друга и как можно  развивать стратегическое партнерство, кото-рое представляет интерес для обеих сторон.

Не удивительно, что многим в России и других странах  трудно понять, что такое Европейский  союз и каким он хочет быть. В  конце концов, ЕС -- это сложный  и уникальный "зверь", и его  природа меняется. У Европейского союза нет характеристик, средств или устремлений, присущих националь-ному государству. Нельзя рассматривать отно-шения ЕС с Россией с точки зрения борьбы за политическое или идеологическое влияние. ЕС не являет-ся агрессивным образова-нием. Он не нуждается в геополитических "зонах влияния". В действительности он являет собой результат общего видения и общей воли, выраженных в ряде четких правил, изложенных в междуна-родных договорах. За этими правилами, однако, лежат основополагающие принципы, которых придерживаются все страны-члены. Договоры предпо-лагают открытое общество, осно-ванное на демократическом контроле и ба-лансе и рыночной эко-номике. Таким образом, закон поощряет свободный потребитель-ский выбор и содействует инновациям. Правопорядок, свобода прессы, уважение человеческих свобод и институты, способные терпеливо примирять имеющиеся мнения, -- вот основа не толь-ко успеха Союза как такового, но и стиля жизни, который мы стремимся создать. Это и есть ключ относительного про-цветания ЕС.

Не удивительно, что Евросоюз хотел бы спроецировать те же прин-ципы и ценности за своими пределами. Они изложены в международных согла-шениях, включая Соглашение о партнер-стве и сотрудничестве с Россией. Безусловно, они поднимают ряд серьезных вопросов. Правильно ли, что ЕС настаивает на пози-ции, что это универсальные ценности и что у нас могут быть при-вилегированные отношения с теми, кто разделяет их? Не слиш-ком ли требователен ЕС к своим партнерам, включая и Россию? Не должен ли он признать, что необходимо проявить больше понимания к российскому правительству в то время, когда оно решает громадную задачу сделать Россию более управляемой, создать новый политический и экономический порядок и по-вернуть вспять беспрецедентное падение жизненного уровня? А если так, что спорить об абстрактных принципах? Может быть, невозможно совместить несовместимое и подружить кита со слоном?

Очевидно, что  у граждан ЕС много аналогичных  желаний и опасений. В наших  общих интересах, чтобы Россия быстро прошла переходный период и стала  близким и надежным партне-ром в международных делах. Евросоюз хочет построить партнерство, в котором сможет развивать и углублять общие интересы и находить пути решения тех вопросов, по которым нет согласия.

ЕС уже явля-ется серьезным торговым партнером, и  европейские компа-нии заинтересованы инвестировать в Россию при условии на-личия надлежащей правовой базы. ЕС и Россия являются, по сути дела, двумя крупными игроками на нашем континенте, И ЕС предлагает работать вместе над всеми важными вопросами, ка-сающимися Европы, начиная с реконструкции на Балканах и за-канчивая разработкой новых концепций сотрудничества в об-ласти безопасности.

ЕС достижения России за десять лет с момента  соз-дания современного государства, отчетливо понимает мас-штаб социальных, политических и экономических перемен в России. Поэтому ЕС всегда был готов работать со всеми составами рос-сийского правительства; поэтому с 1991 года ЕС безвоз-мездно предоставил более 2 млрд. евро в форме технического содейст-вия через программу ТАСИС и на поддержку ядерной безопасности. Более того, важность и масштаб повестки дня на-шего сотрудничества отражены в нашем двусто-роннем Согла-шении о партнерстве и сотрудничестве и в многосторонних ини-циативах, таких, как "Северное измерение", направленное на координацию политики Евросоюза и ресурсов для решения некото-рых важных проблем, стоя-щих перед странами Балтийского моря и Северной Европы.

Нужно исходить из того, что, если Россия и ЕС объединят  свои силы для решения задач нового столетия, они смогут добиться громадных изменений. А это в основном новые задачи. За исклю-чением экономических отношений, десять лет назад ни одна из этих задач никогда реально не была предметом наших дискуссий. Среди многих вопросов, обсуждаемых с российскими партнерами, можно выделить четыре ключевые области, являющиеся основополагающими для общего будущего.

На ЕС приходится около 40 процентов всего экспор-та России, он является крупнейшим рынком России частично потому, что ни один другой крупный ры-нок не предлагает лучшего доступа для российского экспорта. В результате в 1999 году Россия имела положительный торговый баланс не ме-нее 11 млрд. евро, и подсчеты говорят, что в прошлом году эта цифра увеличилась до 25 млрд. евро. Россия является для рынка ЕС основным поставщиком энергии, осо-бенно природно-го газа. Несмотря на некоторые торговые споры, за последние 10 лет наши коммерческие отношения значительно укрепились. Они, безус-ловно, будут развиваться и дальше, если Россия будет предпри-нимать шаги для вступ-ления во Всемирную торговую организацию. Процесс вступления подра-зумевает как принятие ясных основных правил -- прозрачности и правовой определенности, так и классический доступ к рынку; а это как раз то, что нужно для стимулирования и расширения торговли.

В то же время  отношения ЕС и России будут еще сильнее зависеть от инвестиций. Большой ошибкой в понимании механизма действия рыночной экономики было бы считать, что государственная власть может указывать западным инвесторам. Они действуют исключительно исходя из своих собственных интересов и интере-сов своих акционеров. Единственное, что можно сделать, так это ра-ботать, чтобы помочь правительствам создать нужные условия для привлечения инвестиций и, когда они появятся, ука-зать на-шим инвесторам на достигнутый прогресс и потенциальные пре-иму-щества, имеющиеся для них.

Инвесторы -- среди  наиболее важных импортеров технологий и навы-ков управления, которые  нужны России. Более того, если Россия хочет построить стабильную и  осуществимую систему для деловой  активности и применять принципы национального ре-жима, содержащиеся в Соглашении ЕС о партнерстве и со-трудничестве, а именно чтобы к инвесторам на рынке было такое же отношение, как и к любой другой российской компании, тогда инвесторы ЕС займут свое место среди наиболее серьезных рабо-тодателей, налогоплательщиков и экспортеров России. Недавние успехи в стабилизации экономики и реформировании налоговой и таможенной систем идут, безусловно, в нужном на-правлении. Успех экономической программы правительства будет зависеть от дальнейших шагов в судебной и административной реформе. Нужно верить, что правопорядок и экономи-ческое развитие идут рука об руку. А в инвестиционной политике это спра-ведливо как нигде. Говоря просто, если инвестор не может защитить свои договорные права и права по соглашению, он не придет в Россию. Если он не может положиться на закон, чтобы защитить себя, свою семью и своих рабочих, то он повезет свои деньги и ноу-хау куда-нибудь еще. И будет очень жаль, если так произойдет.

Россия явно нуждается в инвестициях в энергетический сек-тор, где сконцентрирована большая часть ее экспорта в ЕС, но в равной мере это важно и для других секторов, чтобы она могла расширить свою экспортную базу. Действительно, только нефть и газ составили 45 процентов экспорта России в ЕС в 1999 году, а в 2000 -- возможно, и значи-тельно больше. Нефть и газ, продаваемые Россией Европейскому союзу, могут составить 20 % все-го экспорта России всему миру. Более того, зависимость ЕС от импорта угле-водород-ного сырья, судя по всему, возрастет. Таким образом, как об-суждалось на нашем саммите в октябре прошлого года в Париже, диалог в области энергетики будет ключевым элементом в экономических отношениях с Россией на долгое время. Это не только тор-говый вопрос. Это по большей части, если не более, инвестицион-ный вопрос, и здесь примени-мы те же доводы: как Россия может быть надежным энергетическим постав-щиком для ЕС на дли-тельное время без технологий и капитала для гарантированного увеличения добычи? И как это может быть гарантиро-вано без правильного правового климата? Это первая задача, которую надо решить.

Во-вторых, такие  вопросы, как здоровье человека и  окру-жающая среда, затрагивают всех. Россия столкнулась с та-кими новыми и тревожными проб-лемами, как распространение  ВИЧ. В то же время неблагоприятные пос-ледствия прежней со-ветской политики являются предметом всеобщей озабо-ченно-сти. Промышленное загрязнение повлияло на здоровье части российс-кого населения. Утечки нефти и газа привели к пораже-нию целых регионов. Имеется широкий круг вопросов по ядерной безопасности, которыми необхо-димо заниматься. Но нет ничего более насущного, чем ядерная безопасность и подводные лодки. В морях и на побережье Кольского полуострова находит-ся около 300 ядерных реакторов -- примерно 20 % имею-щихся в мире -- и тысячи элементов отработанного ядерного то-плива. Отсутствие соответст-вующего хранения или установок по утилизации отработанного топлива и радиоактивных отходов реакторов ядерных лодок -- это дамоклов меч, висящий над на-шим будущим.

Поэтому ЕС так заин-тересован в скорейшем прогрессе международных усилий в ре-шении этого вопроса. Многосторонняя экологическая программа сотрудничества в области утилизации отходов ядерной энерге-тики в Рос-сийской Федерации была создана, чтобы объединить усилия России и между-народного сообщества в решении вопроса относительно этого печального наследства; продолжаются пе-реговоры с Россией по правовой базе. Необходимо мобилизо-вать ядерную промышленность ЕС для выполнения работы по очистке этого радиоактивного материала, и они будут участвовать в этом, только если будут соответственно защищены их инте-ресы. Да, сущест-вуют проблемы суверенитета, а также финансо-вые и юридические вопросы. Но нужно двигаться вперед и делать это быстро. Нет сомнений,, что ядерная безопасность останется ключевым элементом взаимоотношений ЕС и России.

Третья задача - организованная преступ-ность и  незаконная торговля. Эта проблема становится все серь-езнее во всех странах, а развал советских структур и трудности в обеспечении  правопорядка в стране в целом привели к угрожаю-щему темпу роста преступности в России. Необходимо совме-стно работать над массой проблем -- незаконное отмывание де-нег, торговля наркотиками и краденными товарами, особенно автомобилями, незаконная миграция и -- наиболее острая из всех -- торговля людьми, особенно моло-дыми женщинами. Только увидев фотографии этих людей, понимаешь всю глубину стра-даний и деградации, которая порождает этот вид преступно-сти. Это оскорбление не только национальной гордости России и гордости стран-членов ЕС, но и чувства человечности всех нас. Россия настроена реши-тельно бороться с этим; и уже согласовала направления сотрудничества между су-дебными и правоохранительными органами России и ЕС. Новый орган ЕС по сотрудничеству правоохранительных органов -- Европол также получил мандат на ведение переговоров с Россией по соглаше-нию о сотруд-ничестве в этой области. Необходимо срочно создать эффективные структуры для борьбы с незакон-ной иммиграцией.

Информация о работе Европейский союз