Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Февраля 2012 в 18:56, реферат
На рубеже XXI в. Европейский союз вступает в новый, беспрецедентный этап своего рас-ширения. Число его членов за счет государств Центральной и Восточной Европы и Прибалти-ки намечается довести с 15 до 26. Учитывая сопутствующие гео-политические факторы, серь-езные наблюдатели сравнивают такое событие по зна-чимости с созданием самого Общего рынка сорок лет назад.
Введение 3
Современная социальная политика ЕС 4
Функции институтов Европейского Союза 6
Европейский Союз и Россия 12
Список использованной литературы 21
И наконец, хотелось бы обратиться к более общей и более де-ликатной теме -- вопросу о месте России в мире и в новом ев-ропейском порядке. Здесь есть ряд взаимосвязанных вопросов. С одной стороны, как должна Россия реагировать на расширение ЕС, на развитие европейской позиции в области безопасности и на деятельность Европейского союза на Балканах, в регионах Балтийского и Черного морей? И наоборот, как должен ЕС реа-гировать на способы разрешения Россией конфликта в Чечне?
ЕС был удовлетворен позитивным заявлением Президента Пу-тина на последнем саммите ЕС - Россия, что Россия приветствует расширение ЕС. Хотя Россия не может быть непосредственно во-влечена в решения, принимаемые сов-местно со странами -- кандидатами на вступление в ЕС, совершенно понятно, что она хотела бы знать о последствиях расширения и о том, какие зада-чи, требующие серьезного отношения, могут возникнуть в этой связи. Эти вопросы уже подробно обсуждаются в органах, соз-данных в рамках Соглашения о парт-нерстве и сотрудничестве.
В этом контексте часто поднимается вопрос о Калининграде. Комиссия только что представила документ для обсуждения, в котором изучается влияние расширения на Калининград, а также рассматриваются и другие вопросы, представляющие взаимный интерес, как, например, совместная работа по защите окружаю-щей среды в регионе Балтийского моря. Цель документа -- пре-доставить анализ и идеи для обсуждения с Россией, а также с Польшей и Литвой и гарантировать, что Калининград выиграет от громадной экономической экспансии, ожидаемой в результате расширения. Документ охватывает некото-рые весьма практиче-ские вопросы, такие, как визы и пограничные формаль-ности для поездок между Калининградом и остальной Россией, для ведения тор-говли и осуществления других экономических связей.
Что касается роли России в ближнем зарубежье, то это крайне тонкий воп-рос. Следует ли ЕС ожидать, что Россия долж-на играть роль в обеспечении мира и стабильности за ее преде-лами? Бесспорно. Но как Россия будет играть эту роль? Искренне ли хочет Россия работать вместе со своими партнерами по меж-дународному сообществу на основе общих норм и ценностей, со-гласованных, например, в Организации по безопасности и со-трудничеству в Европе и в Совете Европы? То, как Рос-сия отнеслась к этим вопросам на недавней встрече ОБСЕ на уровне министров, и то, как в отношениях с Грузией она при-меняет визовый режим и пользуется своей монополией на по-ставки газа, -- все это не может не вызывать полемики и опреде-ленной тревоги в Европейском союзе. Способствовало ли это улучшению международного имиджа России? Укрепило или нанесло ущерб ее усилиям играть роль честного брокера? ЕС гото-в поддер-жать суверенитет и целостность всех государств регио-на, включая саму Россию. Это вне сомнений. Любая страна, яв-ляющаяся членом ООН, ОБСЕ и Совета Европы, имеет право на международную поддержку, и если Россия должна взять на себя ту международную роль, она долж-на играть, то она должна исхо-дить из правил и критериев, под которыми мы все поставили свои подписи. Спо-ры, как, например, с Грузией, должны решаться путем переговоров, либо двусто-рон-них, либо через ОБСЕ. Я уверен, что международное сообщество и, безу-словно, Европейский союз будут позитивно и с решимо-стью работать с Россией, чтобы положить конец конфликтам на Кавказе.
Если определить одну тему, единую для всех этих четырех об-ластей -- поощрение торговли и инвестиций, ядерная безопас-ность и окружающая среда, борьба с преступностью и междуна-родная роль России, -- то это необходимость соблюдения разде-ляемых ценностей как внутри страны, так и за ее пределами. Достижение прогресса в любой из этих областей зависит от объ-ективного применения национальных и международных законов. Это является основой долгосрочного стратегического партнерства, которое ЕС хочет создать с Россией.
Россия -- великая страна с богатой историей и бесценными культурными достижениями. Любому более или менее образован-ному европейцу известно об огромном вкладе России в литерату-ру, художественное и музыкальное наследие европейской циви-лизации. Весь мир хочет, чтобы Россия играла полновесную роль в международном сообществе. Поэтому ее приоритетом должно стать при-нятие новых международных обязательств, включая правила Всемирной торговой организации, Договора к Европей-ской энергетической хартии и Многосторонней экологической программы сотрудничества в области утилизации отходов ядерной энергетики для России. Однако Россия также должна отдать при-оритет осу-ществлению и соблюдению тех обязательств, которые она приняла на себя в го-ды, последовавшие после создания госу-дарства, на всех уровнях в российском правительстве и обществе. Уважение международных обязательств является, в конце кон-цов, основополагающей частью правопорядка. Они включают основ-ные гарантии свободы выражения мнений, включая мне-ния, выражаемые средствами информации, свободы совести как в отношении политических, так и религиозных вопросов, а также другие индивидуальные права человека, которые страны ЕС и Россия, будучи членами ОБСЕ и Совета Европы, обяза-лись соблюдать. Европейский союз заинтересован работать с Россией, и рабо-тать над всеми задачами, о которых было сказано выше, в духе партнерст-ва. В сегодняшнем правительстве у ЕС есть надеж-ные партнеры, с которыми он может вести серьезный диалог как по краткосрочным, так и по долгосрочным вопросам. Этот диалог по политическим, экономическим и экологическим вопросам мо-жет достичь позитивных результатов. ЕС также готов сосредото-чить свое финансовое содействие на поддержке новой про-граммы реформ и целях, в част-ности в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве.
Хочется надеяться, что Европейский союз и Россия действительно по-хожи на тех слона и кита, которые никогда не встретятся из-за несовместимости своих сред обитания. ЕС и Россия договорились об общих ценностях и прин-ципах и изложили их в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве. Мы под-твердили приверженность этим ценностям, будучи членами соответствующих международ-ных органов. Как бы ни были отличны точки отсчета, мы жи-вем, объединенные географическими, политическими, коммерче-скими, экологи-ческими и культурными факторами.
Список использованной
литературы
1. МЭ и МО,
№ 8 - 2000
2. МЭ и МО,
№ 3 - 2001
3. «Европа» (журнал
Европейского Союза), №3 - 2001
4. «Регион: экономика и социология», №3, 1999