Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 15:45, курс лекций
Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен.
Рассматриваются понятия экономических признаков на макро- и микроуровнях, принципы в тенденциях макро- и микроэкономики, признаки и порядок установления банкротства предприятий, стратегия и тактика антикризисного управления, ключевые факторы антикризисного управления, особое внимание уделено управлению персоналом кризисного предприятия.
Лекция № 1. Кризисы в тенденциях макро– и микроразвития
1. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии
2. Причины и последствия возникновения кризисов
3. Разновидности кризисов
4. Признаки кризиса
5. Сущность и закономерности экономических кризисов
6. Причины экономических кризисов
7. Фазы цикла и виды экономических кризисов
8. Кризисы государственного управления: причины, последствия, преодоление
9. Кризисы в развитии организации
Лекция № 2. Возможность, необходимость и содержание антикризисного управления
1. Необходимость и возможность антикризисного управления
2. Признаки и особенности антикризисного управления
3. Эффективность антикризисного управления
4. Понятие технологии антикризисного управления
5. Общая схема механизма управления в кризисной ситуации
6. Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении
7. Параметры контроля кризисных ситуаций в механизмах антикризисного управления
8. Аналитическая основа государственного регулирования кризисной ситуации
9. Роль государства в антикризисном управлении
10. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций
Лекция № 3. Банкротство предприятий
1. Признаки и порядок установления банкротства предприятия
2. Роль и деятельность арбитражного суда
3. Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур
4. Ликвидация предприятий
5. Основные параметры диагностирования банкротства
6. Этапы диагностики кризиса
7. Информация в диагностике
8. Особенности банкротства кредитных организаций
Лекция № 4. Стратегия и тактика антикризисного управления
1. Роль стратегии в антикризисном управлении
2. Разработка антикризисной стратегии в организации
3. Реализация выбранной антикризисной стратегии
4. Организация осуществления антикризисной стратегии
5. Цели и функции маркетинга в антикризисном управлении
6. Формирование маркетинговых стратегий в антикризисном управлении и их классификация
7. Использование средств маркетинга в антикризисном управлении
8. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта – программа вывода американской экономики из кризиса
9. Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда
10. Деятельность Ли Якокки в крупнейшей корпорации Крайслер
Лекция № 5. Ключевые факторы антикризисного управления
1. Природа и классификация управленческих рисков
2. Антикризисное управление риском
3. Методы оценки инвестиционного риска
4. Характеристика состояния инвестиционного процесса как база для принятия инвестиционных решений в антикризисном управлении
5. Источники финансирования инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов
6. Методы оценки инвестиционных проектов и привлекательности предприятий
7. Инвестиционный процесс как фактор антикризисного управления
8. Инновационный потенциал предприятий, его роль в антикризисном управлении
9. Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса
Лекция № 6. Человеческий фактор антикризисного управления
1. Характеристики управления персоналом кризисного предприятия
2. Система антикризисного управления персоналом
3. Стиль, типы, условия разработки кадровой политики на кризисном предприятии
4. Принципы и методы управления персоналом кризисного предприятия
5. Стратегия поведения антикризисного управляющего
6. Регулирование трудовых отношений в процессах антикризисного управления
7. Социальное партнерство в антикризисном управлении
8. Ведение переговоров с профсоюзами
9. Основные направления действий профсоюзов в условиях кризиса
10. Причины возникновения конфликтов на кризисном предприятии
11. Антикризисное управление конфликтами
Эти вопросы имеют очень большое значение при ведении переговоров профсоюзов с работодателями.
Конечно, многое зависит от умения сторон вести переговоры и приходить к определенным соглашениям. Переговоры с профсоюзами – это, как правило, коллективные переговоры, где есть свои особенности. Существуют определенные навыки при ведении переговоров подобного рода:
1) предварительная подготовка и анализ сложившейся ситуации, а также оценка противоположной стороны и ее возможных шагов. Выявление сильных и слабых сторон участников переговоров;
2) избегание конфликтных ситуаций, так как это может привести к затягиванию переговоров и их срыву;
3) продумывание альтернатив изменения своей позиции и точки зрения;
4) готовность к обсуждению и инициативному участию в переговорах.
Существуют также и различные стили ведения переговоров.
1. Агрессивный стиль – отличается сильным напором и давлением одной стороны на другую, минимальное сотрудничество.
В обычных условиях этот метод вряд ли приведет к хорошим результатам, однако он действенен в ситуации, очень ограниченной по временным рамкам или когда другие методы уже были использованы и не принесли желаемого результата.
2. Уклончивый стиль (отступательный) – также отличается слабым сотрудничеством, но вместе с тем здесь и слабое давление. Обычно он используется в ситуациях повышенной конфликтности, когда очередное обсуждение не сможет уравновесить интересы сторон, а лишь усугубит положение.
3. Умеренный стиль – здесь присутствует высокая готовность к сотрудничеству. Как правило, подобный стиль используется при обсуждении не остро стоящих проблем, а обычных. В таких переговорах большое внимание уделяется установлению контакта между сторонами, который будет использоваться при последующих переговорах на более серьезные темы.
4. Компромиссный стиль – в таких переговорах все условно разделяется поровну. Обычно используется при небольших различиях между силами и положениями сторон, но имеющими разные цели. Один из наиболее предпочтительных методов с точки зрения сегодняшних условий, однако все зависит от конкретной ситуации.
5. Сотруднический стиль – другой часто используемый стиль. Ситуацию, в которой обе стороны готовы и имеют желание сотрудничать, обсуждать вопросы и разрабатывать новые решения, можно назвать идеальной.
9. Основные направления действий профсоюзов в условиях кризиса
Действия профсоюзов осуществляются по нескольким направлениям.
Прежде всего, нужно отметить действия в отношении заработной платы:
1) соблюдение уровня минимальной оплаты труда;
2) увеличение заработной платы с уровня минимальной оплаты труда до уровня прожиточного минимума, и затем до уровня более высоких бюджетов;
3) соблюдение соотношения размера заработной платы работников с реальным доходом предприятия и ростом заработной платы руководящего персонала;
4) справедливое распределение доходов предприятия между работниками, особенно между руководителями и рядовыми сотрудниками;
5) в кризисных условиях важно наблюдение за реально имеющимися средствами предприятия и размером заработной платы, выплачивающейся в это время работникам (многие работодатели под предлогом кризиса неоправданно резко снижают доходы работников, хотя средства для оплаты труда имеются);
6) сокращение резкой дифференциации в оплате труда работников предприятия, так как это может явиться причиной дополнительных внутренних конфликтов;
7) разработка системы оплаты труда за сверхурочное время;
8) если в кризисных условиях нет средств для выплаты заработной платы, необходимо строго фиксировать отработанные часы и дни для последующей оплаты;
9) учет при рассмотрении структуры и размера оплаты труда изменяющихся социально-экономических показателей: цены, медицинских услуг, плата за жилье и т. д.;
10) в случае неправомочных нарушений выплаты заработной платы разработка мер и действий по устранению подобной ситуации, а также рассмотрение механизма возмещения ущерба, причиненного работнику задержкой выплаты заработной платы.
Таким образом, в условиях кризиса действия профсоюзов относительно заработной платы сводятся к наблюдению за неоправданными нарушениями прав работников и их последующее устранение.
Далее необходимо отметить действия в области социальных гарантий:
1) корректировка, дополнение и совершенствование практики заключения договоров и соглашений между работодателем и работниками;
2) непосредственное участие в разработке законодательства и социальных программ;
3) усиление социальной ориентации проводимых изменений и реформ, использование механизма социального партнерства;
4) разработка стратегии по системе социального страхования, соответствующей международным нормам МОТ, в которых предусматриваются гарантии по уровню и объему социальной защиты работников, а также пенсионеров и безработных;
5) наблюдение за осуществлением социальных проектов и программ.
Что касается сферы занятости населения, то здесь профсоюзами проводятся следующие меры:
1) реализация программ, создающих спрос на рабочую силу с использованием различных сил экономики: цен, инвестиций, налогов, системы государственных заказов;
2) реализация государственных программ по обеспечению высокого уровня занятости населения путем создания новых рабочих мест за счет развития отраслей и производства;
3) ограничение использования неполной и частичной занятости;
4) препятствие сокращению уровня заработной платы вследствие борьбы с безработицей населения и доходов в целом;
5) стимулирование инвестиционной деятельности предприятия, являющегося неотъемлемым условием наличия платежеспособного спроса на рабочую силу, а также обеспечение потока доходов в инвестиции;
6) составление и осуществление программ по поддержке развития малого и среднего предпринимательства и хозяйства как источника рабочих мест;
7) разработка целевых социально-экономических программ по следующим направлениям: создание рынков занятости для женщин, молодежи и социально слабых групп; создание новых и совершенствование старых рынков трудах в районах с плохой экономической ситуацией или имеющих широкие возможности для занятости, но с плохими условиями жизни и труда; развитие рынка жилья как составной части трудоустройства населения; обучение и повышение квалификации работников для соответствия изменяющимся тенденциям современного рынка.
И, наконец, действия профсоюзов в области охраны труда. В последнее время профсоюзы уделяют этому вопросу большое внимание, так как эта проблема становится все более острой в связи с большим количеством нарушений:
1) наблюдение и контроль за соблюдением условий договоров и соглашений между работниками и работодателями, причем обеими сторонами;
2) разработка норм и правил, обязательных для соблюдения как работниками, так и работодателем, включающих особые требования производства и технологий;
3) разработка системы наказаний и ответственности за нарушения на рабочем месте, а также за недопустимые рабочие условия;
4) создание специальных комиссий и профсоюзных органов по наблюдению и охране труда на предприятии;
5) разработка новых программ совместно с государственными органами, в которых в большей степени будет выделяться создание приемлемых рабочих условий.
Таким образом, независимо от направления, действия профсоюзов всецело посвящены созданию и защите достойных условий труда.
В своей работе они используют различные методы, которые постоянно приходится усовершенствовать и изменять в соответствии с преобразованиеми рынка.
10. Причины возникновения конфликтов на кризисном предприятии
Конфликты являются неотъемлемой частью деятельности любого предприятия, не говоря уже о кризисном.
Если раньше этому вопросу уделялось лишь поверхностное внимание, то сейчас эта проблема рассматривается достаточно широко и является предметом изучения каждого менеджера. Для того чтобы уметь бороться с конфликтами и преодолевать их, необходимо, прежде всего, выявлять причины их возникновения.
Они могут быть самыми разными: психологические, связанные с трудовой деятельностью людей и т. д.
1. Причины, имеющие психологическую основу.
Эти проблемы обычно связаны с другими причинами и являются следствием их:
1) неблагоприятная атмосфера в коллективе, вызванная различными факторами: нескоординированностью работ, резкой дифференциацией отдельных групп в коллективе, этническими различиями и т. д.;
2) низкий уровень коммуникации работников, т. е. отсутствие согласование своих действий с интересами коллег, нарушение личного пространства другого работника при выполнении работы, пренебрежение потребностями и желаниями остальных сотрудников;
3) личные конфликты отдельных работников, вызванные негативными взаимоотношениями.
Психологические проблемы в коллективе – это неизбежное явление, поскольку в процессе работы сталкиваются характеры и эмоции. Кроме того, на кризисном предприятии, эмоциональное состояние работника всегда отличается стрессом, поэтому здесь конфликты обычны.
2. Причины, связанные с трудовой деятельностью.
Трудовая деятельность – это сложный многогранный процесс, включающий взаимодействие людей, соотношение власти и подчинения, столкновение воли и правил. Поэтому трудовой процесс является очень глубокой системой, которая уже с самого начала несет в себе предпосылки возникновения конфликта. Трудовой процесс может быть разного характера, вследствие этого конфликты также различаются в зависимости от рода выполняемых задач. Поэтапно можно выделить следующие составляющие трудового процесса (естественно, он рассматривается здесь в общем виде без отдельных промежуточных стадий):
1) разработка и установление основных целей трудовой деятельности. В трудовом процессе это является первоначальным этапом, на котором могут возникнуть серьезные конфликтные ситуации. Дело в том, что здесь в большой степени сталкиваются личные позиции сторон, которые в постановке целей стремятся занять максимально выгодную позицию;
2) распределение обязанностей и полномочий между работниками в свете стоящих задач;
3) распределение ресурсов и необходимых средств. Проблема ограниченности ресурсов может присутствовать в любой организации. Для того чтобы деятельность организации осуществлялась быстро и эффективно, руководству необходимо принять решение о распределении всех имеющихся ресурсов (финансовых, материальных, кадровых) между различными отделами и подразделениями.
Это решение неизбежно приведет к возникновению конфликтов, так как одна из групп получит в результате меньший процент ресурсов;
4) взаимодействие (коммуникация) работников в ходе выполнения деятельности;
5) взаимозависимость задач. В случае, когда отдельный человек или целая группа находятся в зависимости при выполнении тех или иных задач от другого человека или группы, всегда есть риск возникновения конфликта.
Некоторые типы организационных структур сами как бы способствуют конфликту, который вытекает из взаимозависимости задач. Например, между линейным и штабным персоналом причиной конфликта будет являться именно взаимозависимость производственных отношений.
Кроме того, существуют определенные типы организационных структур, которые увеличивают возможность конфликтной ситуации. Речь идет о матричной структуре организации, где принцип единоначалия нарушается умышленно.
На каждом этапе возникают различного рода конфликты.
Помимо общих стратегических целей, каждый работник и сотрудник на предприятии имеет свои. В таких случаях эти цели не оформлены документально, работники просто преследуют их в своей повседневной деятельности. С психологической точки зрения, она может и не быть явной и не осознаваться человеком, однако все его действия будут носить отпечаток и направленность. Если в трудовом процессе возникнут условия, препятствующие выполнению целей отдельных работников или целых групп, то возникает напряженная атмосфера, приводящая к возникновению конфликта (например, трудовой процесс может препятствовать повышению заработной платы или продвижению по карьерной лестнице).
Часто конфликт возникает из-за противоположной направленности целей, т. е. их различия. Практически на любом предприятии и в любой организации имеются специализированные отделы и подразделения, деятельность которых связана, по большей части, с выполнением своих определенных частных целей, которые не всегда совпадают с целями других отделов и подразделений.
Зачастую приходится вмешиваться и самому руководителю, чтобы деятельность всех отделов соответствовала выбранной стратегической программе. В условиях кризиса проблема различия целей обостряется еще сильнее, так как большая часть сил бросается на борьбу с кризисом, оставляя вниманием сотрудников.