Антикризисное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2012 в 17:37, контрольная работа

Краткое описание

В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне решаются проблемы, связанные с конкурентоспособностью предприятия, его финансовым состоянием, риском хозяйственной деятельности, применением высокопроизводительной техники и технологий, снижением издержек производства и реализации продукции.
В условиях перехода к рыночной экономике устойчивое развитие предприятия во многом зависит от того, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, обеспечит высоким доходом работников.

Оглавление

Введение 3
1. Управляемые и неуправляемые процессы антикризисного развития 5
2. Возможность, необходимость и проблематика антикризисного управления 8
3. Признаки и особенности антикризисного управления 10
4. Эффективность антикризисного управления 15
Заключение 19
Список литературы 21

Файлы: 1 файл

Антикризисное_управление вариант №8.doc

— 1.24 Мб (Скачать)

Министерство  образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство  по образованию

«Российский государственный  торгово-экономический университет»

Воронежский филиал

 

Кафедра «Менеджмента и мировой экономики»

 

Контрольная работа

По дисциплине

«Антикризисное управление»

Тема №8: «Основные черты антикризисного управления»

 

 

 

Выполнил: ст. группы Мз-106-8858

Паршин А.И.

Проверила: доцент, кандидат экономических наук  Голикова Н.В.

 

 

 

 

 

 

г. Воронеж 2011

Содержание

Введение                                                                                                             3

1. Управляемые  и неуправляемые процессы антикризисного  развития      5

2. Возможность, необходимость  и проблематика антикризисного  управления                                                                                                         8

3. Признаки и особенности  антикризисного управления                            10

4. Эффективность антикризисного  управления                                            15

Заключение                                                                                                       19

Список литературы                                                                                          21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

     В условиях рыночных отношений центр экономической деятельности перемещается к основному звену всей экономики - предприятию. Именно на этом уровне решаются проблемы, связанные с конкурентоспособностью предприятия, его финансовым состоянием, риском хозяйственной деятельности, применением высокопроизводительной техники и технологий, снижением издержек производства и реализации продукции.

     В условиях перехода к рыночной экономике устойчивое развитие предприятия во многом зависит от того, кто наиболее грамотно и компетентно определит требования рынка, создаст и организует производство продукции, обеспечит высоким доходом работников. Решение данных задач может быть осуществлено только при наличии, во-первых, целостной концепции устойчивого функционирования предприятий, а, во-вторых, чувствительной корректной методики диагностики и мониторинга текущей хозяйственной деятельности экономического субъекта.

     Диагностика экономического состояния предприятия чрезвычайно масштабная задача. Наличие конкретной цели ограничивает ее и делает практически разрешимой. В этом случае диагностика экономического состояния предприятия становится одним из этапов разработки и реализации стратегии предприятия, и цели такой диагностики привязываются к конкретным вопросам стратегического планирования, которое направлено на его устойчивое развитие.

     Следует заметить, что некоторые проблемы диагностики экономического состояния предприятия в России, связанные с повышением эффективности деятельности и обеспечением устойчивого развития, требуют дальнейшего изучения. Прежде всего, это относится к экономическим основам организации управления предприятием, и, в частности, к изучению экономической стратегии предприятия, разработке и производству конкурентоспособных товаров, организации мониторинга экономического состояния предприятия, владению информационным потоком, планированию деятельности предприятия. 1

     На современном этапе развития особенно актуально исследование данных проблем и разработка методических рекомендаций для предприятий, на которых практика применения диагностики экономического состояния находится в стадии постановки. Следовательно, недостаточность теоретических и методологических разработок инструментария диагностики экономического состояния предприятий ведет к существенным убыткам и снижению финансово-экономического благополучия предприятия в условиях рынка. Указанные обстоятельства обуславливают актуальность темы исследования так как цель работы изучить реакцию и поведение организации в нештатных ситуациях, что и является антикризисым управлением.2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Управляемые и  неуправляемые процессы антикризисного развития

 

     Все процессы, происходящие в организации, можно разделить на две группы: управляемые и неуправляемые. Управляемые процессы — это процессы, которые поддаются изменению в определенном направлении при сознательном воздействии на них. Неуправляемые — когда невозможно изменить по тем или иным причинам их направленность и характер. Они протекают по собственным законам. В результате этих процессов все равно случится то, что должно случиться.3 
     Управляемые и неуправляемые процессы находятся в определенном соотношении и состоянии динамических изменений, что отражает, помимо всего прочего, совершенство и искусство управления. Управляемые процессы при определенных условиях могут стать неуправляемыми и наоборот. Преобладание неуправляемых процессов ведет к анархии и кризисам, превалирование управляемых процессов ограничено эффективностью управления и в соответствующих условиях тоже ведет к кризисным ситуациям. Так, бюрократизм в отрицательных формах своего проявления рождает социальную напряженность, конфликтные ситуации, снижение эффективности управления. Часто ранее использовавшийся термин «заорганизованность» помимо слепого следования букве организационного положения характеризует и стремление всем и всячески управлять, даже в тех случаях, когда в этом нет реальной необходимости. Часто это возникает на почве амбициозности менеджера.4 
     Кроме того, что управляемые процессы отражают лишь часть всех процессов функционирования и развития организации, они сами имеют меру управления, т. е. являются управляемыми до определенной степени.   Например, подчиненный — хороший и четкий исполнитель не будет выполнять распоряжений, идущих вопреки здравому смыслу или юридическим законам. 
     Из этих рассуждений можно сделать вывод: не все процессы могут быть и являются управляемыми, управляемые процессы не могут быть абсолютно управлемыми. Это положение имеет прямое отношение к антикризисному развитию и управлению им.5 
     К кризису может приводить «невидение» тех процессов, которыми можно управлять, которые надо направлять. Но они в этом случае превращаются в стихийные. Кризис может возникнуть и тогда, когда существует стремление управлять неуправляемыми процессами, когда нет механизмов управления, но предпринимаются попытки его осуществления. Это приводит к пустой трате ресурсов. 
     Антикризисное развитие — это управляемый процесс предотвращения или преодоления кризиса, отвечающий целям организации и соответствующий объективным тенденциям ее развития.6 
     Известно, что многие процессы развития характеризуются нарастающей сложностью организации. Так происходит с производством, экономикой, социальной сферой. Усложняющаяся технология изготовления продукта, его разнообразие и функциональное назначение ведут к усложнению экономических связей, все более разнообразными становятся интересы человека. Это определяется образованием, урбанизацией жизни, культурой и другими факторами. 
     Процессы развития цикличны, и изменение, точнее возрастание, сложности происходит по логистической кривой. Она характеризует этапы возникновения предпосылок, проявление процессов усложнения, исчерпание сложившейся основы и накопление потенциала дальнейших изменений. 
     Логистическая кривая отражает четыре этапа развития. Но если так развивается организация, производство, фирма и др., то таким же образом происходит и развитие управления. Ведь управление является частью социально-экономической системы и обладает всеми ее признаками. Однако развитие управления происходит по «сдвинутой» логистической кривой. Это отражает его статус, его соотносительность с тенденциями развития социально-экономической системы, его возможность и ограниченность реагирования на процессы изменений в социально-экономической системе в целом. 
     Первый этап развития отражает простое управление. Это управление, обозримое по всем своим характеристикам и связям, не требующее больших затрат на обеспечение его эффективности, не отличающееся многообразием в своем функциональном содержании, предполагающее элементарные организационные формы. 
     При нарастании сложности производства управление в своем развитии должно опережать развитие производства. Только тогда оно может быть эффективным. Это потребует реконструкции управления, естественно поведет за собой его усложнение в функциональном, организационном, мотивационном, информационном отношении, потребует профессионализации управления, что связано с организацией образовательных и исследовательских структур.7 
     Тенденция развития управления, опережающая развитие производства, сменяется периодом замедления темпов и накопления потенциала для последующей его реконструкции. Здесь возможно возникновение нового несоответствия сложности производства и управления, нарушения соотносительности управляющей и управляемой систем. Это уже опасность кризиса управления. 
     Антикризисное управление, в этом ракурсе его анализа, выглядит как максимальное сближение ветвей логистических кривых на начальных и заключительных этапах развития производства и управления, и как максимальное опережение тенденции развития управления относительно тенденции развития производства на срединных этапах проявления этих тенденций.8

 

 

 

 

 

 

Возможность, необходимость  и проблематика антикризисного управления

 

     Как уже указывалось ранее, в любой момент существует опасность кризиса, даже тогда, когда кризис не наблюдается, когда его фактически нет. Это определяется тем, что в управлении всегда существует риск, что социально-экономическая система развивается циклично, что меняется соотношение управляемых и неуправляемых процессов, изменяются человек, его потребности и интересы. 
     Управление социально-экономической системой в определенной мере должно быть всегда антикризисным. 
     Антикризисное управление — это управление, в котором поставлено определенным образом предвидение опасности кризиса, анализ его симптомов, мер по снижению отрицательных последствий кризиса и использования его факторов для последующего развития.9 
     Возможность антикризисного управления определяется в первую очередь человеческим фактором. Осознанная деятельность человека позволяет искать и находить пути выхода из критических ситуаций, концентрировать усилия на решении наиболее сложных проблем, использовать накопленный, в том числе тысячелетиями, опыт преодоления кризисов, приспосабливаться к возникающим ситуациям. 
     Кроме того, возможность антикризисного управления определяется и знанием циклического характера развития социально-экономических систем. Это позволяет предвидеть кризисные ситуации, готовиться к ним. Наиболее опасными являются неожиданные кризисы.10 
     Необходимость антикризисного управления определяется целями развития. Например, возникновение кризисных ситуаций в экологии, грозящих существованию человека, его здоровью, заставляет искать и находить новые средства антикризисного управления, к которому относится и принятие решений об изменении технологии. Так, атомная энергетика — область деятельности с повышенной опасностью кризисных ситуаций. И здесь антикризисное управление выражается в необходимости повышения профессионализма технического персонала, укреплении дисциплины, поиске новых технологий и пр. 
     Проблематика антикризисного управления обширна и разнообразна. Всю совокупность проблем можно представить четырьмя группами. 
     Первая группа включает проблемы распознавания предкризисных ситуаций. Это непростое дело — своевременно увидеть наступление кризиса, обнаружить его первые признаки, понять его характер. От этого зависит предотвращение кризиса. Но не только от этого. Механизмы предотвращения кризиса надо построить и запустить в действие. И это тоже проблема управления.11 
     Но не все кризисы можно предотвратить, многие из них надо пережить, преодолеть. И это достигается посредством управления. Оно решает проблемы жизнедеятельности организации в период кризиса, способствует выходу из кризиса и ликвидации его последствий. 
     Вторая группа проблем антикризисного управления связана с ключевыми сферами жизнедеятельности организации. Это прежде всего методологические проблемы ее жизнедеятельности. В процессах их решения формулируются миссия и цель управления, определяются пути, средства и методы управления в условиях кризисной ситуации. Эта группа включает комплекс проблем финансово-экономического характера. Например, в экономическом антикризисном управлении возникает необходимость определения типов диверсификации производства или проведения конверсии. Это требует дополнительных ресурсов, поиска источников финансирования. Существуют также проблемы организационного и правового содержания, множество социально-психологических проблем. 
     Проблематику антикризисного управления можно представить и в дифференциации технологий управления (третья группа проблем). Она включает в самом общем виде проблемы прогнозирования кризисов и вариантов поведения социально-экономической системы в кризисном состоянии, проблемы поиска необходимой информации и разработки управленческих решений. Проблемы анализа и оценки кризисных ситуаций также имеют большое значение. В этой же группе можно рассматривать и проблемы разработки инновационных стратегий, которые способствуют выводу организации из кризиса. 
     Четвертая группа проблем включает конфликтологию и селекцию персонала, которая всегда сопровождает кризисные ситуации. Нельзя упускать из структуры антикризисного управления и проблемы инвестирования антикризисных мер, маркетинга, а также проблемы банкротства и санации предприятий. 
     Антикризисное управление составом своих типичных проблем отражает то обстоятельство, что оно является особым типом управления, обладающим как общими для управления чертами, так и специфическими его характеристиками.12

 

Признаки и  особенности антикризисного управления

 

     Одной из характеристик всякого управления является его предмет. В обобщенном представлении предметом управления всегда выступает деятельность человека. Управление организацией — это управление совместной деятельностью людей. Эта деятельность состоит из множества проблем, которые так или иначе разрешаются самой этой деятельностью или в процессе ее. Поэтому предмет управления при более конкретном его рассмотрении можно представить как совокупность проблематики деятельности человека. Именно таким образом выделяется стратегическое управление, экологический менеджмент и др. 
     Антикризисное управление имеет предмет воздействия — проблемы и предполагаемые и реальные факторы кризиса, т. е. все проявления неумеренного совокупного обострения противоречий, вызывающих опасность крайнего проявления этого обострения, наступления кризиса. 
Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным и тем более становиться антикризисным по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия, учет его способствует безболезненному, «бархатному» прохождению кризисных ситуаций.13

 
     Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:

     управление процессами выхода из кризиса способно ускорять 
      эти процессы и минимизировать их последствия; 
      кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать; 
      кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, 
      отодвигать; 
      к кризисам можно и необходимо готовиться; 
      кризисы можно смягчать; 
      управление в условиях кризиса требует особых подходов, спе 
      циальных знаний, опыта и искусства; 
      кризисные процессы могут быть до определенного предела 
      управляемыми.14

 

     Кризисы различны и управление ими может быть различным. Это многообразие помимо прочего проявляется в системе и процессах управления (алгоритмах разработки управленческих решений) и, особенно в механизме управления.

 
     Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами. Главными из них являются:

 
      гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи мат 
      ричным систамам управления; 
      склонность к усилению неформального управления, мотива 
      ция энтузиазма, терпения, уверенности; 
      диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых 
      типологических признаков эффективного управления в сложных 
      ситуациях; 
      снижение централизма для обеспечения своевременного ситу 
      ационного реагирования на возникающие проблемы; 
      усиление интеграционных процессов, позволяющих концент 
      рировать усилия и более эффективно использовать потенциал ком 
     петенции.15

 
     Антикризисное управление имеет особенности в части его процессов и технологий. Главными из них являются:

 
      мобильность и динамичность в использовании ресурсов, про 
      ведении изменений, реализации инновационных программ; 
      осуществление программно-целевых подходов в технологиях 
      разработки и реализации управленческих решений; 
      повышенная чувствительность к фактору времени в процессах 
      управления, осуществлению своевременных действий по динамике 
      ситуаций; 
      усиление внимания к предварительным и последующим оцен 
      кам управленческих решений и выбора альтернатив поведения и 
      деятельности; 
      использование антикризисного критерия качества решений при 
      их разработке и реализации.16

 
     Механизм управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Не всегда обычные средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.

    В механизме антикризисного управления приоритеты должны отдаваться:

 
      - мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, 
      экономии ресурсов, избежанию ошибок, осторожности, глубокому 
      анализу ситуаций, профессионализму и пр.; 
      - установкам на оптимизм и уверенность, социально-психоло 
      гическую стабильность деятельности; 
      - интеграции по ценностям профессионализма; 
      - инициативности в решении проблем и поиску наилучшихва- 
      риантов развития; 
      - корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке 
      инноваций.

 
     Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Стиль антикризисного управления должен характеризоваться: профессиональным доверием, целеустремленностью, антибюрократичностью, исследовательским подходом, саморганиза-цией, принятием ответственности.17

 
     Некоторые из характеристик антикризисного управления требуют более подробного рассмотрения. 
     1. Функции антикризисного управления — это виды деятельнос 
ти, которые отражают предмет управления и определяют его резуль 
тат. Они отвечают на простой вопрос: что надо делать, чтобы управ 
лять успешно в преддверии, процессе и последствиях кризиса. В 
этом отношении можно выделить шесть функций: предкризисное 
управление, управление в условиях кризиса, управление процессами 
выхода из кризиса, стабилизация неустойчивых ситуаций (обеспече 
ние управляемости), минимизация потерь и упущенных возможно 
стей, своевременное принятие решений. 
     Каждый из этих видов деятельности (функций управления) имеет свои особенности, но в своей совокупности они характеризуют антикризисное управление. 
     В развитии любого управления две его противоположности — 
интеграция и дифференциация — находятся в диалектической связи. Усиление интеграции всегда ведет к ослаблению дифференциации и наоборот. Эти процессы отражают тенденцию логистической кривой. Связь интеграции и дифференциации в переломных моментах изменения кривой характеризует формирование новых организационных форм управления или организаций нового типа. В этом взаимодействии есть точки кризиса организации. Как правило, это точки, отражающие опасность «распада», разрушения организационных основ. Выход из кризиса — изменение соотношения интеграции и дифференциации управления на новой организационной основе.18 
     Нет управления без ограничений, которые могут внутренними 
и внешними. И эти две группы ограничении находятся в определенном, но меняющемся соотношении. В зависимости от того, как строится это соотношение, изменяется и вероятность кризисных явлений. 
     Но ограничения можно регулировать, и в этом также суть антикризисного управления. Внутренние ограничения снимаются или посредством отбора персонала, его ротации, обучения, или посредством совершенствования системы мотивации. Информационноеобеспечение управления также способствует снятию внутренних ограничений эффективного управления. Внешние ограничения регулируются развитием маркетинга, системы паблик рилейшнз. 
     Одной из важных характеристик антикризисного управления является сочетание формального и неформального управления. В разнообразных видах такого сочетания существует зона рациональной организации антикризисного управления. Она может сужаться или расширяться. Ее сужение отражает повышение опасности кризиса или опасности наиболее острого его проявления.19 
     Для антикризисного управления особое значение имеет возможность выбрать и построить рациональную стратегию развития. 
     Существуют разные стратегии антикризисного управления. Наиболее важными являются следующие:

Информация о работе Антикризисное управление