Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2015 в 15:45, курс лекций
Конспект лекций соответствует требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Доступность и краткость изложения позволяют быстро и легко получить основные знания по предмету, подготовиться и успешно сдать зачет и экзамен.
Рассматриваются понятия экономических признаков на макро- и микроуровнях, принципы в тенденциях макро- и микроэкономики, признаки и порядок установления банкротства предприятий, стратегия и тактика антикризисного управления, ключевые факторы антикризисного управления, особое внимание уделено управлению персоналом кризисного предприятия.
Лекция № 1. Кризисы в тенденциях макро– и микроразвития
1. Понятие кризиса в социально-экономическом развитии
2. Причины и последствия возникновения кризисов
3. Разновидности кризисов
4. Признаки кризиса
5. Сущность и закономерности экономических кризисов
6. Причины экономических кризисов
7. Фазы цикла и виды экономических кризисов
8. Кризисы государственного управления: причины, последствия, преодоление
9. Кризисы в развитии организации
Лекция № 2. Возможность, необходимость и содержание антикризисного управления
1. Необходимость и возможность антикризисного управления
2. Признаки и особенности антикризисного управления
3. Эффективность антикризисного управления
4. Понятие технологии антикризисного управления
5. Общая схема механизма управления в кризисной ситуации
6. Технология разработки управленческих решений в антикризисном управлении
7. Параметры контроля кризисных ситуаций в механизмах антикризисного управления
8. Аналитическая основа государственного регулирования кризисной ситуации
9. Роль государства в антикризисном управлении
10. Виды государственного регулирования кризисных ситуаций
Лекция № 3. Банкротство предприятий
1. Признаки и порядок установления банкротства предприятия
2. Роль и деятельность арбитражного суда
3. Виды и порядок осуществления реорганизационных процедур
4. Ликвидация предприятий
5. Основные параметры диагностирования банкротства
6. Этапы диагностики кризиса
7. Информация в диагностике
8. Особенности банкротства кредитных организаций
Лекция № 4. Стратегия и тактика антикризисного управления
1. Роль стратегии в антикризисном управлении
2. Разработка антикризисной стратегии в организации
3. Реализация выбранной антикризисной стратегии
4. Организация осуществления антикризисной стратегии
5. Цели и функции маркетинга в антикризисном управлении
6. Формирование маркетинговых стратегий в антикризисном управлении и их классификация
7. Использование средств маркетинга в антикризисном управлении
8. «Новый курс» Ф. Д. Рузвельта – программа вывода американской экономики из кризиса
9. Антикризисная направленность реформ Л. Эрхарда
10. Деятельность Ли Якокки в крупнейшей корпорации Крайслер
Лекция № 5. Ключевые факторы антикризисного управления
1. Природа и классификация управленческих рисков
2. Антикризисное управление риском
3. Методы оценки инвестиционного риска
4. Характеристика состояния инвестиционного процесса как база для принятия инвестиционных решений в антикризисном управлении
5. Источники финансирования инвестиций в условиях ограниченных финансовых ресурсов
6. Методы оценки инвестиционных проектов и привлекательности предприятий
7. Инвестиционный процесс как фактор антикризисного управления
8. Инновационный потенциал предприятий, его роль в антикризисном управлении
9. Формирование инновационных инфраструктур как условие выхода из кризиса
Лекция № 6. Человеческий фактор антикризисного управления
1. Характеристики управления персоналом кризисного предприятия
2. Система антикризисного управления персоналом
3. Стиль, типы, условия разработки кадровой политики на кризисном предприятии
4. Принципы и методы управления персоналом кризисного предприятия
5. Стратегия поведения антикризисного управляющего
6. Регулирование трудовых отношений в процессах антикризисного управления
7. Социальное партнерство в антикризисном управлении
8. Ведение переговоров с профсоюзами
9. Основные направления действий профсоюзов в условиях кризиса
10. Причины возникновения конфликтов на кризисном предприятии
11. Антикризисное управление конфликтами
Специалист по антикризисному управлению.
До недавнего времени считалось, что специалист по антикризисному управлению работал лишь в специальных организациях, предоставляющих услуги по вопросам кризисных ситуаций и неплатежеспособности организации. Но это довольно узкий подход. В настоящее время практически каждой организации требуются подобные специалисты.
Стратегия его поведения зависит от многих факторов: личных качеств, условий конкретной ситуации, уровня профессионализма и др. Вообще, нужно отметить, что антикризисный управляющий должен быть очень хорошо подготовлен как с теоретической точки зрения, так и с практической.
Стратегия поведения складывается из большого числа составляющих. Деятельность антикризисного управляющего будет эффективна только в случае наличия определенных условий.
1. Возможность руководства – фактически антикризисный управляющий руководит организацией, определяет ее стратегию, основные методы и способы преодоления кризиса. Ему приходится не только заниматься выбором различных альтернатив, но еще и ставить конкретные задачи.
2. Лидерское положение в организации – антикризисный управляющий имеет возможность добиться поставленной цели только в том случае, если сотрудники признают его лидером и готовы подчиняться. Здесь большую роль играет психологический аспект.
3. Консультирование – антикризисный управляющий часто располагает навыками, неизвестными другим сотрудникам. Он должен не только раздавать, но и объяснять поставленные задачи.
Для того чтобы выработать стратегию поведения, управляющему необходимо четко разобраться в ситуации и определить временные рамки. Кроме того, он должен иметь данные обо всех имеющихся в наличии средствах, готовых быть использованными для преодоления ситуации.
Очень часто антикризисный управляющий первым делом создает свою команду, которая совместно работает над ситуацией. В нее, как правило, входят различные специалисты – экономисты, юристы, маркетологи и т. д.
На первоначальном этапе происходит оценка сложившейся ситуации и выявление причин ее возникновения. Это позволяет оценить масштабы кризиса и план примерных действий.
Выбранная стратегия не всегда бывает успешной. Ее успех зависит не только от достоверности полученных данных и правильного выбора альтернативы, но также и от отношения антикризисного управляющего с другими сотрудниками организации и его адаптации.
Стратегия поведения антикризисного управляющего в немалой степени содержит в себе психологический фактор. Разные специалисты в одной и той же ситуации могут выбрать разную тактику. Стратегия может быть жесткой или достаточно мягкой – это зависит от того, как персонал реагирует на происходящие изменения. Кроме того, многое зависит от индивидуальных особенностей управляющего.
Нужно сказать, что стратегия поведения – это первоначальный этап в работе. Она определяет процесс анализа и диагностирования предприятия, способы общения с персоналом и т. д. Необходимо с первых же моментов четко обозначить свою позицию для всех остальных сотрудников для их более быстрой адаптации.
Многие специалисты по антикризисному управлению имеют какую-то определенную стратегию поведения, однако постоянное ее использование может в какой-то период не сработать. Жесткие меры не всегда приносят хороший результат, а долгая подготовка может стать причиной упущения сроков.
Поэтому определяющим для любой стратегии поведения является оценка ситуации. Причем важно в короткие сроки получить максимум данных, что могут лишь высококвалифицированные специалисты.
6. Регулирование трудовых отношений в процессах антикризисного управления
Согласно Трудовому кодексу Российской Федерации, принятому 21 декабря 2001 года (в редакции декабря 2006 и апреля 2007), трудовые отношения – это отношения, в основе которых лежит соглашение между работодателем и работником о личном выполнении работником за определенную плату трудовой функции. Кроме того, здесь предусматривается подчинение работника внутренним правилам при предоставлении работодателем условий труда, рассмотренных трудовым законодательством, соглашениями, различными видами договоров.
Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, который заключается ими в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (в ред. Федерального закона от 30.06.2006 № 90-ФЗ), согласно которому трудовые отношения возникают по следующим основаниям:
1) избрания (выборов) на должность. Возникают в случае, если избрание (выборы) по своей сути представляет собой исполнение работником определенной трудовой функции;
2) избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности. Трудовые отношения возникают, если законом, нормативным актом или уставом организации определены перечень должностей, подлежащих замещению по конкурсу, и порядок конкурсного избрания на эти должности;
3) назначения на должность или утверждения в данной должности;
4) направления на работу уполномоченными законом органами в счет установленной квоты;
5) судебного решения о заключении трудового договора.
В настоящее время существует три основных вида договоров.
1. Индивидуальный трудовой договор – правовой акт, заключающийся между работником и его работодателем, который предполагает обязательства работника по выполнению трудовой функции, а работодателя – по предоставлению условий труда.
В нем содержатся следующие положения:
1) фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (физического лица), заключивших трудовой договор;
2) место работы;
3) дата начала работы;
4) наименование должности, в соответствии с уставом организации или конкретная трудовая функция;
5) права и обязанности работника;
6) права и обязанности работодателя;
7) описания условий труда, компенсации, льготы и выплаты работникам за работу в особо тяжелых, опасных или вредных условиях;
8) условия оплаты труда (сюда также входит размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты и поощрительные выплаты);
9) виды и условия социального страхования.
В статье 21 Трудового кодекса Российской Федерации отражены основные права и обязанности работника и работодателя.
Работник имеет право на:
1) заключение, изменение и расторжение трудового договора и его отдельных глав;
2) предоставление ему должности, обусловленной трудовым договором;
3) рабочее место, соответствующее государственным нормативным требованиям охраны труда и условиям, предусмотренным коллективным договором;
4) своевременную выплату заработной платы в соответствии с уровнем своей квалификацией, количеством и качеством выполненной работы;
5) отдых, предоставляемый в соответствии с установлением нормальной продолжительности рабочего времени, сокращенного рабочего времени для отдельных профессий и категорий работников, предоставлением еженедельных выходных дней, нерабочих праздничных дней, оплачиваемых ежегодных отпусков;
6) полную и точную информацию об условиях труда и требованиях охраны труда на рабочем месте;
7) профессиональную подготовку, переподготовку и повышение своей квалификации;
8) объединение, включая право на создание профессиональных союзов и вступление в них для защиты своих трудовых прав, свобод и законных интересов;
9) участие в управлении организацией;
10) ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений через своих представителей, а также на информацию о выполнении коллективного договора, соглашений;
11) защиту своих трудовых прав, свобод и законных интересов всеми не запрещенными законом способами;
12) разрешение индивидуальных и коллективных трудовых споров, включая право на забастовку;
13) возмещение вреда, причиненного работнику в связи с исполнением им трудовых обязанностей, и компенсацию морального вреда;
14) обязательное социальное страхование в случаях, предусмотренных федеральными законами.
Работник обязан:
1) ответственно исполнять свои трудовые обязанности, возложенные на него трудовым договором;
2) соблюдать правила внутреннего трудового распорядка организации;
3) соблюдать трудовую дисциплину;
4) выполнять установленные нормы труда;
5) соблюдать требования по охране труда и обеспечению безопасности труда;
6) бережно относиться к имуществу работодателя и других работников;
7) незамедлительно сообщить работодателю либо непосредственному руководителю о возникновении ситуации, представляющей угрозу жизни и здоровью людей, сохранности имущества работодателя.
Работодатель имеет право:
1) заключать, изменять и расторгать трудовые договоры с работниками;
2) вести коллективные переговоры и заключать коллективные договоры;
3) поощрять работников за добросовестный эффективный труд;
4) требовать от работников исполнения ими трудовых обязанностей и бережного отношения к имуществу работодателя и других работников, соблюдения правил внутреннего трудового распорядка организации;
5) привлекать работников к дисциплинарной и материальной ответственности;
6) принимать локальные нормативные акты;
7) создавать объединения работодателей в целях представительства и защиты своих интересов и вступать в них.
Работодатель обязан:
1) соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров;
2) предоставлять работникам работу, обусловленную трудовым договором;
3) обеспечивать безопасность труда и условия, отвечающие требованиям охраны и гигиены труда;
4) обеспечивать работников оборудованием, инструментами, технической документацией и иными средствами, необходимыми для исполнения ими трудовых обязанностей;
5) обеспечивать работникам равную оплату за труд равной ценности;
6) выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные настоящим Кодексом, коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка организации, трудовыми договорами;
7) вести коллективные переговоры, а также заключать коллективный договор в порядке, установленном настоящим Кодексом;
8) предоставлять представителям работников полную и достоверную информацию, необходимую для заключения коллективного договора, соглашения и контроля за их выполнением;
9) своевременно выполнять предписания федеральных органов исполнительной власти, уполномоченных на проведение государственного контроля и надзора, уплачивать штрафы, наложенные за нарушения законов, иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
2. Коллективный договор – правовой акт, который регулирует социально-трудовые отношения между работниками предприятия и работодателем.
Его содержание определяется сторонами по следующим вопросам:
1) форма и размер оплаты труда, различные пособия, компенсации, доплаты;
2) регулирование оплаты труда в соответствии с изменением цен, уровнем инфляции;
3) подготовка, обучение, переподготовка работников;
4) улучшение условий работы и охраны труда работников;
5) медицинское страхование (добровольное и обязательное);
6) безопасность для жизни и охрана здоровья работников на рабочих местах; система льгот;
7) порядок внесения изменений в коллективный договор, ответственность сторон, социальное партнерство.
Коллективный договор может включать и другие обязательства в зависимости от условий его заключения. Однако те положения, которые закреплены в законодательных актах, и существует предписании об обязательном внесении их в договор, вносятся независимо от желания сторон.
3. Соглашение – правовой акт, который регулирует социально-трудовые отношения и заключается на уровне Российской Федерации или субъекта Российской Федерации. Законодательством предусмотрена разновидность соглашений в зависимости от уровня регулируемых отношений.
На федеральном уровне заключаются следующие виды соглашений:
1) генеральное соглашение – между общероссийскими объединениями профессиональных союзов, общероссийскими объединениями работодателей, правительством РФ;
2) отраслевое (межотраслевое) тарифное соглашение – между общероссийскими профессиональными союзами, объединениями работодателей, министерством труда;
3) профессиональное тарифное соглашение – между профессиональными союзами, объединениями работодателей.
На региональном уровне:
1) соглашение между профессиональными союзами, объединениями работодателей, органом исполнительной власти субъекта РФ об общих принципах регулирования социально-трудовых отношений на уровне субъекта РФ;
2) отраслевое (межотраслевое) тарифное и профессиональное соглашение между профессиональными союзами, объединениями работодателей, органом по труду субъекта РФ о нормах оплаты труда и других условиях труда, социальных гарантиях и льготах для работников отрасли.