Антикризисное управление

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 13:21, реферат

Краткое описание

Цель данной дисциплины – на основе изучения законодательства РФ «О несостоятельности (банкротстве)», оценки данных о его применении, изучения концепции финансового управления в кризисных ситуациях, сформировать комплекс теоретических знаний в области принятия эффективных управленческих решений на любой стадии банкротства.

Оглавление

Введение………………………………………………………………...….2
1. Теоретическая часть……………………………………………………….4
1.1 Процедуры банкротства в системе антикризисного управления….4
1.2 Финансовый анализ предприятия – инструмент арбитражного управляющего………………………………………………………….….7
2. Практическая часть……………………………………………………....25
Задача 1……………………………………………………………………25
Задача 2………………………………………………………………...….26
Задача 3………………………………………………………………...….26
Задача 4……………………………………………………………………29
Задача 5…………………………………………………………………....29
Задача 6……………………………………………………………………30
Задача 7………………………………………………………………..…..31
Задача 8………………………………………………………………..…..33
Заключение……………………………………………………………….37
Список использованной литературы………………………………..…..38

Файлы: 1 файл

АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ.docx

— 64.56 Кб (Скачать)

 

 

 

Содержание:

 

 

Введение………………………………………………………………...….2

  1. Теоретическая часть……………………………………………………….4

1.1 Процедуры  банкротства в системе антикризисного  управления….4

1.2 Финансовый анализ предприятия – инструмент арбитражного управляющего………………………………………………………….….7

  1. Практическая часть……………………………………………………....25

Задача 1……………………………………………………………………25

Задача 2………………………………………………………………...….26

Задача 3………………………………………………………………...….26

Задача 4……………………………………………………………………29

Задача 5…………………………………………………………………....29

Задача 6……………………………………………………………………30

Задача 7………………………………………………………………..…..31

Задача 8………………………………………………………………..…..33

Заключение……………………………………………………………….37

Список использованной литературы………………………………..…..38

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Становление рыночной экономики в  России объективно обусловливает возникновение  и развитие механизмов, регулирующих процессы производства, сбыта и потребления  товаров и услуг. Процесс неравномерного развития экономики и тем более  отдельных ее частей, колебания объемов  производства и сбыта, возникновение  значительных спадов производства, что  характеризуется как кризисная  ситуация, следует рассматривать  как некую общую закономерность, свойственную рыночной экономике.

Кризисные ситуации, для преодоления  которых не было принято соответствующих  профилактических мер, могут привести к чрезмерному разбалансированию  экономики предприятия с соответствующей  неспособностью продолжения финансового  обеспечения производственного  процесса, что квалифицируется как  банкротство предприятия.

Для осуществления радикальных  перемен требуется особый механизм управления, с помощью которого можно  было бы на базе рыночных отношений  повысить эффективность производства. В связи с этим в настоящее  время актуальным становится антикризисное  управление – это сложная и  многогранная система управления экономикой в целом, так и каждым предприятием в отдельности с учетом его  специфики. Основной функцией антикризисного управления является адаптация предприятий  к новым условиям хозяйствования посредством рационального и  эффективного применения к ним профилактических и оздоровительных мер, будь то реструктуризация, формирование новых организационных  структур, внедрение прогрессивных  коммуникаций в управление. Антикризисное  управление представляет собой эффективный  инструмент структурной перестройки  экономики, обеспечения благоприятного инвестиционного климата и качественного  реформирования предприятий.

Необходимость обусловлена более глубоким изучением теории и практики управления предприятием в ситуации несостоятельности (банкротства).

Предметом изучения является система  управленческих, экономических, производственных отклонений, складывающихся на предприятии  в процессе антикризисного управления. Цель данной дисциплины – на основе изучения законодательства РФ «О несостоятельности (банкротстве)», оценки данных о его  применении, изучения концепции финансового  управления в кризисных ситуациях, сформировать комплекс теоретических  знаний в области принятия эффективных  управленческих решений на любой  стадии банкротства.

Задачами  являются:

    • изучить понятия и закономерностей возникновения кризисных явлений в экономике и ситуаций на предприятиях;
    • показать роль государства в регулировании кризисного состояния предприятий;
    • добиться твердых знаний и понимания основных положений законодательства о несостоятельности (банкротстве), других нормативных-правовых актов, обеспечивающих конкретные процедуры антикризисного управления предприятием;
    • продемонстрировать последовательность мер антикризисного управления – от диагностики финансового состояния предприятия до принятия мер тактического и стратегического решения, направленных на восстановление его платежеспособности и дальнейшего функционирования;
    • изучить технологию разработки плана финансового оздоровления неплатежеспособного предприятия;
    • доказать необходимость использования полученных знаний при определении степени эффективности антикризисного управления в правовых условиях и выявления резервов его повышения.

 

 

1. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОЦЕДУР АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ В УСЛОВИЯХ НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЯ

1.1. ПРОЦЕДУРЫ БАНКРОТСТВА В СИСТЕМЕ АНТИКРИЗИСНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

Антикризисное управление имеет своей целью  устранение возможности банкротства  компании. В России процедуры банкротства  регламентируются Федеральным законом  Российской Федерации от 27.09.2002 №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» 

Несостоятельность (банкротство) трактуется как признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Заявление о признании должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к должнику - юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей и указанные требования не погашены в течение трех месяцев.

Правом на обращение в арбитражный  суд с заявлением о признании должника банкротом в связи с неисполнением денежных обязательств и обязательных платежей обладают должник, кредиторы, налоговые и иные уполномоченные в соответствии с федеральным законом органы. Кредиторы и уполномоченные органы обращаются в арбитражный суд, когда перед ними не исполнены обязательства по оплате задолженности. Руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд, в случае, если, удовлетворение требований одного кредитора или нескольких кредиторов приводит к невозможности исполнения должником денежных обязательств, обязанностей по уплате обязательных платежей и (или) иных платежей в полном объеме перед другими кредиторами, обращение взыскания на имущество должника существенно осложнит или сделает невозможной хозяйственную деятельность должника, а также при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворения требований кредиторов в полном объеме.

Следует отметить, что обращение в арбитражный  суд кредиторов является добровольным. Руководитель должника обязан обратиться с заявлением должника в арбитражный суд при выявлении вышеуказанных причин. В противном случае это влечет субсидиарную ответственность руководителя должника по обязательствам должника перед кредиторами, а в отдельных случаях и уголовную.

При рассмотрении дела о банкротстве должника −  юридического лица применяются следующие  процедуры антикризисного управления:

- наблюдение;

- внешнее управление;

- конкурсное производство;

- финансовое оздоровление;

- мировое соглашение.

Финансово-хозяйственная  деятельность компании Финансовое состояние  и устойчивость компании. Процедуры  антикризисного управления Досудебная санация СОБСТВЕННИКИ Судебная санация  КРЕДИТОРЫ Наблюдение Финансовое оздоровление Внешнее управление Конкурсное производство Банкротство Ликвидация компании Арбитраж Мировое соглашение.

Наблюдение  - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов, т.е. это фактически вспомогательная процедура, введенная для того, чтобы сохранить имущество должника от растаскивания и подготовки решения арбитражного суда о возможности санации предприятия.

Внешнее управление (судебная санация) − процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности, с передачей полномочий по управлению должником внешнему управляющему. В результате внешнего управления должно произойти удовлетворение всех обязательств должника, возникших на момент введения внешнего управления, а предприятие вернуться в разряд нормально функционирующих. Хотя закон о банкротстве и направлен в первую очередь на удовлетворение интересов кредиторов, а не собственников предприятия успех внешнего управления должен определятся не только и не столько удовлетворением требований кредиторов, сколько восстановлением производства.

Конкурсное  производство - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. На этой стадии уже не может идти речи о восстановлении финансово-хозяйственных параметров предприятия на докризисном уровне, в следствие этой процедуры предприятие как правило ликвидируется.

Финансовое  оздоровление - процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Мировое соглашение - процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Оно должно содержать положения о размерах, порядке и сроках исполнения обязательств должника и (или) о прекращении обязательств должника предоставлением отступного, новацией обязательства, прощением долга либо иными способами, предусмотренными гражданским законодательством. Мировое соглашение может быть заключено на любой стадии процесса о банкротстве и фактически является результатом реструктуризации долгов предприятия. Заключение мирового соглашения это одно из направлений работы с кредиторской задолженностью в рамках антикризисного управления.

Следует отметить, что антикризисное управление может происходить и вне рамок  процедур банкротства предприятия. Тем более, что и закон о  банкротстве допускает возможность  проведения так называемой досудебной санации. По своему смыслу и методам данная процедура (досудебная санация) совпадает с, так называемой, судебной санацией. Различие состоит лишь в том, что досудебную санацию инициируют собственники компании, которые своей целью ставят собственно избежание процедур банкротства, т.к. в этом случае они зачастую теряют контроль за деятельностью компании, а процедуру внешнего управления инициируют кредиторы, которые своей основной целью считают возврат долгов.

 

1.2. ФИНАНСОВЫЙ АНАЛИЗ ПРЕДПРИЯТИЯ – ИНСТРУМЕНТ АРБИТРАЖНОГО УПРАВЛЮЩЕГО

 

Важную  роль в оценке состоятельности должника играет арбитражный управляющий. В  соответствии с ФЗ «О банкротстве» выделяются следующие виды арбитражных управляющих:

- временный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

- административный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с настоящим Федеральным законом;

- внешний управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий;

- конкурсный управляющий - арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий;

Правила проведения финансового анализа  арбитражными управляющими были утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации №367 от 25 июня 2003 г. и представляют собой документ, регулирующий работу управляющих и принятый в соответствии с законодательством о банкротстве.

При проведении финансового анализа арбитражный  управляющий производит проверку финансового  состояния должника на определенную дату, его финансовую, хозяйственную  и инвестиционную деятельность, положение  на товарных и иных рынках.

Документы, содержащие анализ финансового состояния  должника, представляются арбитражным  управляющим собранию (комитету) кредиторов, в арбитражный суд, в производстве которого находится дело о несостоятельности (банкротстве) должника, в порядке, установленном  Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)», а также саморегулируемой организации арбитражных управляющих, членом которой он является, при проведении проверки его деятельности.

Анализ  финансового состояния предприятия  проводится арбитражным управляющим в целях:

- подготовки предложения о возможности (невозможности) восстановления платежеспособности должника и обоснования целесообразности введения в отношении должника соответствующей процедуры банкротства;

- определения возможности покрытия за счет имущества должника судебных расходов;

- подготовки плана внешнего управления;

- подготовки предложения об обращении в суд с ходатайством о прекращении процедуры финансового оздоровления (внешнего управления) и переходе к конкурсному производству;

- подготовки предложения об обращении в суд с ходатайством о прекращении конкурсного производства и переходе к внешнему управлению.

При проведении финансового анализа арбитражный  управляющий, выступая как временный  управляющий, использует результаты ежегодной  инвентаризации, проводимой должником, как внешний (конкурсный) управляющий - результаты инвентаризации, которую он проводит при принятии в управление (ведение) имущества должника, как административный управляющий - результаты инвентаризации, проводимой должником в ходе процедуры финансового оздоровления.

Информация о работе Антикризисное управление