Анализ рынка производство кирпича

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 23:40, курсовая работа

Краткое описание

Кирпич – это искусственный камень правильной формы, сформированный из минеральных материалов и приобретающий камнеподобные свойства (прочность, водостойкость, морозостойкость) после обжига или обработки паром.
Кирпич классифицируется по многим признакам, основными из которых являются: назначение, размер, пустотность, состав и технология изготовления, качество поверхности, прочность, морозостойкость, водопоглощение.

Файлы: 1 файл

Экономика отраслевых рынков.doc

— 124.50 Кб (Скачать)

* По данным территориальных управлений ФАС России

    Как видно из таблицы 2, территориальный  разброс производства глиняного (керамического) кирпича по стране неравномерен. Большая  часть – 27,6% и 27,1% – приходятся на Центральный и Приволжский федеральные  округа, второе место занимает Сибирский федеральный округ (16,2%), 10,3 % приходится на предприятия Южного федерального округа. Два округа – Уральский и Северо-Западный – производят каждый по 8,9-8,2 %% от общего выпуска по стране. Самые скромные показатели выпуска глиняного (керамического) кирпича, как в количественном, так и в процентном отношении, у Дальневосточного федерального округа – 1,7% от производства по стране.

    Наиболее  крупными производителями глиняного (керамического) кирпича на территории Российской Федерации (по федеральным округам) являются: 

Производители Доля %
Центральный федеральный округ
ООО «Объединение строительных материалов и бытовой техники» 5,84%
ЗАО «Норский керамический завод» 5,15%
ОАО «Голицинский керамический завод» 4,95%
Северо-Западный федеральный округ
ОАО «Победа  ЛСР» 56,01%
ЗАО «Завод стройматериалов «Эталон» 5,41%
ООО «Керамик-Сервис» 5,05%
Южный федеральный округ
ООО «Новокубанский завод керамических стеновых материалов» 10,13%
ЗАО «Сальский  кирпичный завод» 9,67%
ОАО «Кирпично-черепичный завод» 7,23%
Уральский федеральный округ
ОАО «Ревденский  кирпичный завод» 21,15%
ОАО «Кемма» 13,78%
ЗАО «Винзилинский  завод керамических стеновых материалов» 12,24%
Приволжский федеральный округ
ОАО «Чебоксарский  завод строительных материалов» 4,24%
ООО «Башкирский  кирпич» 4,44%
ООО «Завод керамического кирпича» 3,89%
Сибирский федеральный округ
ОАО «Черепановский завод строительных материалов» 10,49%
ОАО «Иркутский кирпичный завод» 8,85%
ООО «Сибирский элемент» 6,15%
Дальневосточный федеральный округ
ОАО «Корфовский  каменный карьер» 50,96%
ООО «Завод строительной керамики» 11,59%
ООО «Нордфлок» 10,37%
 

    Доли  других хозяйствующих субъектов  не превышают 6%.

    Во  всех федеральных округах производство и реализацию глиняного (керамического) кирпича осуществляют более 15 хозяйствующих субъектов. Коэффициент рыночной концентрации CR-3 составляет:

    - Центральный ФО – 15,94%;

    - Северо-Западный ФО – 66,47%;

    - Южный ФО – 27,03%;

    - Приволжский ФО – 12,57%;

    - Уральский ФО – 47,17%;

    Сибирский ФО – 25,49%;

    Дальневосточный ФО – 72,92%.

    Таким образом, в 2007 году уровень концентрации данного товарного рынка в  Центральном, Южном, Сибирском и  Приволжском ФО является низким, в  Северо-Западном, Дальневосточном и  Уральском ФО – умеренным.

      В рамках проведения обзора глиняного (керамического) кирпича был проведен опрос потребителей, которые оценили рынок глиняного (керамического) кирпича в большинстве случаев как конкурентный и умеренно конкурентный, также практически все (от 60% до 90% в зависимости от федерального округа) потребителей отметили, что не сталкивались с проблемами во взаимоотношениях с производителями, такими как:

      - отказ от заключения договора, необоснованное повышение цен  и несоблюдения сроков поставки  продукции. 

  1. Объем товарного рынка и долей хозяйствующих субъектов на рынке.

   Проведем расчеты показателей, характеризующих концентрацию основных производителей кирпича.

Коэффициент рыночной концентрации трех крупнейших хозяйствующих субъектов составил:

CR3 = 15,94% 

Индекс рыночной концентрации – Герфиндаля-Гиршмана

 

= 267,59%

Соответственно  тип анализируемого рынка – низкоконцентрированный. 

    5. Барьеры входа на рынок.  

    В качестве барьеров входа на рынок  глиняного (керамического) кирпича потенциальных конкурентов можно отметить:

    - необходимость осуществления значительных  первоначальных капитальных вложений  для организации производства  и реализации кирпича, а также  длительные сроки окупаемости  этих вложений, т.е. для входа  на рынок глиняного (керамического) кирпича и поддержания конкурентоспособности на нем, потенциальным конкурентам потребуются значительные материальные средства, в объеме, способном обеспечить как создание собственного производства (приобретение современного производственного оборудования для производства конкурентного товара, необходимых транспортных средств, и т.п.) так и для поддержания его производственной деятельности (формирование кадрового состава, реклама, затраты на производство продукции, обслуживание ОС, услуги иных организаций и т.п.);

  • рост тарифов на продукцию и услуги естественных монополий (электро- и газоснабжение, ГСМ);
  • сезонность потребления продукции;
  • ограниченность ресурсов, несмотря на большое количество запасов, ресурсы, как правило, уже распределены между действующими хозяйствующими субъектами, а проведение геологоразведочных работ и освоение новых месторождений требуют больших первоначальных инвестиций, что повышает риски вложений;
  • существуют также административные ограничения, связанные с получением лицензий на освоение того или иного месторождения; на оформление разрешительных документов уходит до 3 лет. Кроме того, сказывается отсутствие действенного механизма конкурсного получения соответствующих лицензий;

    - экологические и санитарно-эпидемологические ограничения, которые должны соблюдать производители кирпича (по нормативам САНПИНа 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защищенные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов», за предприятиями по производству кирпича закреплен КЛАСС1 – санитарно-защитная зона 1000 м.);

    -  условия, связанные с сертификацией  деятельности согласно ГОСТ.

6. Основные экономические характеристики отрасли. 

    
  1. Анализ продуктовых границ рынка позволил выделить 2 обособленных рынка строительного кирпича: рынок глиняного (керамического) кирпича и рынок силикатного кирпича.
  2. Проведенный анализ глиняного (керамического) кирпича показывает, что рассматриваемый рынок в пределах определенных географических границ, является: в границах 4 федеральных округах низкоконцентрированным, а в 3 – умеренноконцентрированным.
  3. Рынок глиняного (керамического) кирпича характеризуется значительными барьерами, в т.ч. административными, связанными с необходимостью получения лицензий.
  4. По официальным данным, полученным от Росстата изменение цен на глиняный (керамический) кирпич в 2006-2007 гг. составило:

    Российская Федерация – 2006 г. - 23%; 2007 г. - 29%;

    Центральный федеральный округ – 2006 г. - 18%; 2007 г. - 28%;

    Северо-Западный федеральный округ – 2006 г. - 17%; 2007 г. - 21%;

    Южный федеральный округ – 2006 г. - 21%; 2007 г. - 53%;

    Приволжский федеральный округ – 2006 г. - 28%; 2007 г. - 46%;

    Уральский федеральный округ – 2006 г. - 33%; 2007 г. - 39%;

    Сибирский федеральный округ – 2006 г. - 30%; 2007 г. - 36%;

    Дальневосточный федеральный округ – 2006 г. - 1%; 2007 г. - 0%.

    Рост цен на глиняный (керамический) кирпич носил неравномерный характер. Наблюдалось как повышение цен, так и их снижение, в том числе в границах одних субъектов Российской Федерации. Изменение цен во многом связано с общей инвестиционной активностью региона. На рост цен также существенное влияние оказывает рост тарифов на  ГСМ и электроэнергию, на которую приходится около 40% себестоимости глиняного (керамического) кирпича.

  1. В последнее время наблюдается рост спроса на глиняный (керамический) кирпич (5-7% в год), связанный, в том числе с реализацией государственных программ (например, национальный проект «Доступное и комфортное жилье – гражданам России»).

Информация о работе Анализ рынка производство кирпича