Анализ инвестиционных процессов в регионах Российской Федерации, формирование концепции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:02, дипломная работа

Краткое описание

Переход России к рыночной системе ведения хозяйства сопряжен с формированием новой модели инвестиционного процесса. Если раньше он по сути монопольно осуществлялся государством, то теперь в него все более активно включаются частные структуры (отечественные и зарубежные юридические и физические лица, выступающие как прямые или портфельные инвесторы), а также экономические субъекты, содействующие инвестированию, - коммерческие банки, финансовые учреждения, поставщики оборудования, агентства по страхованию экспортных кредитов, информационные и консультационные фирмы и другие. Сложности качественных преобразований в инвестиционной сфере резко усиливаются общей обстановкой системного кризиса экономики.

Оглавление

Введение 4
1 Теоретические основы осуществления инвести- 6
ционного процесса в условиях переходной
экономики
2 Инвестиционный климат в России 11
Межрегиональный анализ капитальных 11
вложений в Россию
Оценка инвестиционной привлекательности 13
регионов Российской Федерации
Методика оценки инвестиционного клима- 14
та регионов Российской Федерации
Сравнительный анализ инвестиционного 20
состояния в областях Центрально-Черноземного
региона Российской Федерации
3 Законодательно-правовые и организационные 26
мероприятия в инвестиционной деятельности
Воронежской области
Основные задачи инвестиционной службы 26
Воронежской области
Организационное структуирование инвести- 27
ционной службы Воронежской области
Законодательство в поддержку инве- 28
стиционной деятельности на территории Воро-
нежской области
Механизм прохождения инвестиционного 30
проекта
3.5 Комплексные мероприятия по финансовому 32
оздоровлению предприятий
3.6 Некоторые предложения по управлению 34
отраслевыми предприятиями агропромы-
шленного комплекса
Концепция инвестиционной политики 36
Воронежской области
Заключение 41
Список использованных источников 42

Файлы: 1 файл

Диплом Николенко.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

Министерство общего и профессионального образования

Российской Федерации

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ       

                                     ПРИ  ПРЕЗИДЕНТЕ РФ       

Воронежский филиал

Кафедра   Экономики и менеджмента 

      ДИПЛОМНАЯ  РАБОТА

  Тема  Анализ инвестиционных процессов в регионах                 

  Российской  Федерации.  Формирование  концепции   

  инвестиционной  политики  Воронежской  области

                       

   Разраб. слушатель

   группы  1 ГМУ                                                         Н.Н.Николенко 

  Руководитель                                                          Ю.И.Трещевский

  кандидат экономических  наук 

  Члены комиссии    
 

   Нормоконтролер 

   Защищен _______________________  Оценка  _______________

г . Воронеж

      1998 г. 
 
 

      СОДЕРЖАНИЕ 

      Введение                                                                                               4

      1  Теоретические основы осуществления инвести-                    6

          ционного процесса в условиях  переходной

           экономики

      2  Инвестиционный климат в России                                           11

    1. Межрегиональный  анализ капитальных                         11

          вложений в Россию

    1. Оценка инвестиционной привлекательности                   13

      регионов Российской Федерации

    1. Методика оценки инвестиционного клима-                      14

    та регионов Российской Федерации

    1. Сравнительный анализ инвестиционного                        20

    состояния в областях Центрально-Черноземного

       региона Российской Федерации

      3  Законодательно-правовые и организационные                    26

        мероприятия в инвестиционной деятельности

        Воронежской области

    1. Основные задачи инвестиционной службы                      26

    Воронежской области

    1. Организационное структуирование инвести-                  27

    ционной службы Воронежской области

    1. Законодательство в поддержку инве-                                28

    стиционной деятельности на территории Воро-

    нежской области

    1. Механизм прохождения инвестиционного                       30

    проекта

    3.5 Комплексные мероприятия по финансовому                  32

       оздоровлению предприятий

    3.6 Некоторые предложения по управлению                           34

    отраслевыми предприятиями агропромы-

    шленного комплекса

  1. Концепция инвестиционной политики                               36

    Воронежской области

          Заключение                                                                                          41

          Список использованных источников                                            42

          Приложения                                                                                        44

                                                                                                           
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

      Введение 

      Переход России к рыночной системе ведения хозяйства сопряжен   с   формированием   новой   модели  инвестиционного процесса. Если раньше он по сути монопольно осуществлялся государством, то теперь в него все более активно включаются частные структуры (отечественные и зарубежные юридические и физические лица, выступающие как прямые или портфельные инвесторы), а также экономические субъекты, содействующие инвестированию, - коммерческие банки, финансовые учреждения, поставщики оборудования, агентства по страхованию экспортных кредитов, информационные и консультационные фирмы и другие. Сложности качественных преобразований в инвестиционной сфере резко усиливаются общей обстановкой системного кризиса экономики.

      За сменой сути дела следует соответствующая смена терминов: если прежде было принято говорить о « капитальных вложениях», то теперь в ходу понятие «инвестиции», охватывающее гораздо более широкий круг экономических отношений, который и предстоит охарактеризовать.

      Инвестиционная деятельность оформляется как область бизнеса, формируются инвестиционный рынок и разнообразные инвестиционные институты. В рыночной экономике объективно действуют иные (в сравнении с централизованной плановой экономикой) критерии отбора инвестиционных проектов и оценки их эффективности. Инвестиционный процесс происходит в более подвижной, быстро меняющейся среде, действует фактор неопределенности и риска. В этих условиях требуется высокопрофессиональное управление инвестиционным циклом, в связи с чем появляются новые профессии, прежде всего профессия инвестиционного менеджера. На макро-, мезо- и микроэкономических уровнях стала необходимой разработка инвестиционных программ, определяющих процедуры предосталения  кредитов  и  гарантий  инвесторам,  алгоритмы  создания

институциональных структур информационного и технического содействия инвестициям, и т.п.

       Поэтому целью настоящей дипломной работы является провести системный анализ теоретических основ осуществления инвестиционного процесса в  современном   понимании, практический анализ прохождения инвестиционных   процессов в Воронежской области  в сравнении  с другими    субъектами   Российской Федерации, формирование инвестиционной инфраструктуры  и   разработка   концепции   инвестиционной    программы Воронежской области на 1999 год. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

      1 Теоретические основы осуществления инвестиционного

       процесса в условиях переходной экономики 

      Происходящий в России инвестиционный кризис вызван рядом причин . Каждая из них имеет определенное самостоятельное значение,но они взаимосвязаны. В числе этих причин и те, что в или иной мере, отражают особенности инвестиционного процесса в России и негативные тенденции, сложившиеся еще в 70-80 годы (инвестиционную сферу кризис поразил с конца 90 г.) Другой комплекс причин связан уже с тем, как проводилась рыночная реформа и расчетами в государственной экономической политике 90-х годов, приведшими к практически полной управляемости народным хозяйством. В этой  ситуации инвестиционная деятельность пострадала в наибольшей степени, что проявилось в быстром сокращении абсолютных объемов накоплений, существенном падении их удельного веса в национальном доходе, резком снижении бюджетных ассигнований, уменьшении доли прибыли предприятий, направляемой на расширение производства.

      Начальный, во многом стихийный этап формирования нового инвестиционного механизма связан с преобразованиями второй половины 80-х годов, когда госпредприятия получили право использовать часть имеющихся у них средств на капиталовложения, появились первые негосударственные хозяйствующие субъекты (кооперативы, арендные предприятия), несколько активизировалось индивидуальное строительство. В условиях нехватки централизованных инвестиций зародился и стал усиливаться стихийный перенос центра тяжести финансирования капитальных вложений непосредственно на предприятия. Однако быстро обнаружилось. Что это привело не к росту , а к уменьшению их инвестиционного потенциала, все большей перекачке инвестиционных средств в сферу потребления.

      На основе анализа принятых в 90-е годы официальных документах можно выделить два этапа формирования концепции нового государственного инвестиционной политики. Первый в течении которого были заложены основы федерального законодательства в данной области, охватывает 1991 - 1993 гг. ( законы «Об инвестиционной деятельности РСФСР», « Об иностранных инвестициях в РСФСР», « Об инвестиционном налоговом кредите» и другие). Принятые нормативные акты были направлены на : 1) создание условий для смешанного финансирования и привлечения в экономику частных инвестиций; 2) формирование организационных структур, обеспечивающих государственные гарантии частным капиталовложениям ; 3) предоставление налоговых льгот инвесторам в целях активизации для деятельности.

      Второй этап, начавшийся с 1994 г. и продолжающийся по настоящее время , выявил степень действительности принятых нормативных актов в условиях углубления инвестиционного кризиса. Степень эта оказалась низкой и сейчас для создания более благоприятных условиях в инвестирования требуется принятие новых серьезных решений, которые могли бы воплотиться в практику хозяйствования.

      Основные положения новой инвестиционной концепции России изложены в среднесрочной программе Правительства Российской Федерации «Реформы и развитие российской экономики в 1995 - 1997 годах», президентском послании Правительству РФ «О бюджетной политике в 1996 году», федеральных инвестиционных программах последних лет и - в суммированном изложении - в «Концепции государственной инвестиционной политике на 1995 и последующие годы». Представляется , что в концентрированном виде эти положения могут быть сведены к нескольким пунктам.

  1. Государство целенаправленно и последовательно децентрализует инвестиционный процесс на основе многообразных форм собственности, повышения роли внутренних (собственных) источников накоплений предприятий для финансирования их инвестиционных проектов.
  2. В той мере, в какой сохраняется государственная поддержка предприятий за счет централизованных инвестиций, она осуществляется путем переноса центра тяжести с безвозвратного бюджетного финансирования на кредитование на возвратной и платной основе. Безвозвратное бюджетное финансирование сохраняется главным образом для социально значимых некоммерческих объектов, не располагающих  собственными источниками; практически такое финансирование должно охватывать лишь важные жизнеобеспечивающие производства и социальную сферу.
  3. Еще более важным становиться усиление государственного контроля за целевым расходованием средств федерального бюджета направляемых на инвестиции.
  4. Намечается значительное расширение практики совместного (долевого) государственно-коммерческого финансирования инвестиционных проектов, в том числе и с привлечением капиталов из стран СНГ и независимого бизнеса.
  5. Часть централизованных (кредитных) инвестиционных средств следует использовать на реализацию особо быстро окупаемых и эффективных инвестиционных проектов и объектов малого бизнеса.
  6. Постоянно совершенствуется нормативная база привлечения иностранных инвестиций.

Информация о работе Анализ инвестиционных процессов в регионах Российской Федерации, формирование концепции