Анализ инвестиционных процессов в регионах Российской Федерации, формирование концепции

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:02, дипломная работа

Краткое описание

Переход России к рыночной системе ведения хозяйства сопряжен с формированием новой модели инвестиционного процесса. Если раньше он по сути монопольно осуществлялся государством, то теперь в него все более активно включаются частные структуры (отечественные и зарубежные юридические и физические лица, выступающие как прямые или портфельные инвесторы), а также экономические субъекты, содействующие инвестированию, - коммерческие банки, финансовые учреждения, поставщики оборудования, агентства по страхованию экспортных кредитов, информационные и консультационные фирмы и другие. Сложности качественных преобразований в инвестиционной сфере резко усиливаются общей обстановкой системного кризиса экономики.

Оглавление

Введение 4
1 Теоретические основы осуществления инвести- 6
ционного процесса в условиях переходной
экономики
2 Инвестиционный климат в России 11
Межрегиональный анализ капитальных 11
вложений в Россию
Оценка инвестиционной привлекательности 13
регионов Российской Федерации
Методика оценки инвестиционного клима- 14
та регионов Российской Федерации
Сравнительный анализ инвестиционного 20
состояния в областях Центрально-Черноземного
региона Российской Федерации
3 Законодательно-правовые и организационные 26
мероприятия в инвестиционной деятельности
Воронежской области
Основные задачи инвестиционной службы 26
Воронежской области
Организационное структуирование инвести- 27
ционной службы Воронежской области
Законодательство в поддержку инве- 28
стиционной деятельности на территории Воро-
нежской области
Механизм прохождения инвестиционного 30
проекта
3.5 Комплексные мероприятия по финансовому 32
оздоровлению предприятий
3.6 Некоторые предложения по управлению 34
отраслевыми предприятиями агропромы-
шленного комплекса
Концепция инвестиционной политики 36
Воронежской области
Заключение 41
Список использованных источников 42

Файлы: 1 файл

Диплом Николенко.doc

— 100.00 Кб (Скачать)

      - законодательные условия инвестирования;

      - источники инвестирования;

      - сферы приложения капитала;

      - индекс социально-экономического развития региона.

      С учетом комплексного анализа классы инвестиционной привлекательности  распределились следующим образом: 

      2.3.4 Инвестиционные потенциалы и риски регионов 

      Очень высокий потенциал

      Низкий риск

      г.Москва

      Средний риск

      Республика Татарстан, Тюменская область, Самарская область, Краснодарский край, г.Санкт-Петербург. 

      Высокий потенциал

      Низкий риск

      Липецкая область, Нижегородская область.

      Средний риск

      Свердловская область, Вологодская область, Мурманская область, Белгородская область, Пермская область, Кемеровская область,

Челябенская область, Томская область, Ярославская область, Омская область, Иркутская область, Магаданская область.

      Высокий риск

      Республика Коми.

      Средний потенциал

      Низкий риск

      Оренбургская область.

      Средний риск

      Саратовская область, Краснодарский край, Орловская область,

      Республика Удмуртия, Камчатская область, Республика Саха (Якутия), Костромская область, Московская область, Рязанская область, Курская область, Волгоградская область, Хабаровский край, Тульская область, Ульяновская область, Амурская область.

      Высокий риск

      Новгородская область, Сахалинская область, Республика Карелия, Республика Мордовия, Приморский край, Ленинградская область. 

      Низкий потенциал

      Средний риск

      Ставропольский край, Владимирская область, Тверская область, Калужская область, Воронежская область, Новосибирская область, Смоленская область, Ростовская область.

      Очевидно, что с ростом социальной напряженности в текущем году ряд регионов может передвинуться в зону повышенного риска. Вместе с тем активизация процесса приятия инвестиционного законодательства и стабилизации местных властных структур после прошедших выборов во многих регионах может существенно снизить инвестиционный риск при том же потенциале.

      Из анализа состояния и динамики инвестиционных характеристик в российских регионах следует, что по-прежнему привлекательными для инвестирования являются регионы, обладающие мощным промышленным потенциалом, высококвалифицированной рабочей силой, и развитой инфраструктурой (Свердловская область, Самарская область, Тюменская область, Республика Татарстан, Нижегородская область).

      Важной особенностью является расширение группы регионов с высоким инвестиционным потенциалом и средним риском, охватывающих почти все экономические районы. В тоже время, чисто сырьевые регионы, из-за отсутствия транспортной инфраструктуры и низкой квалификации основной части населения не входят в число привлекательных.

      Инвесторов продолжают привлекать уже действующие добывающие промышленности. Как иностранные, так и отечественные инвесторы стараются вложить средства в ресурсно-сырьевые регионы, чтобы быстро извлечь прибыль, используя дешевые сырье, энергию и рабочую силу, Тем самым продолжается тенденция дальнейшей  «примитивизации» отечественной экономики.

      Выводы

  1. В 1997 году и начале 1998 года темпы спада инвестиций, по сравнению с 1996 годом, начали сокращаться. Увеличилось количество регионов, где имел место рост инвестиций в основной капитал: с в 1996 году до 14 в 1997 году.
  2. В 1997 году и начале 1998 года в большинстве субъектов Федерации продолжалось ухудшение финансового положения производственных предприятий как основного источника повышения инвестиционной активности.
  3. Практически незаметной остается роль иностранных инвестиций в развитии экономики большинства регионов России. Только в 16 субъектах Федерации их объем превысил 10 % от объема капитальных вложений.
  4. Увеличился разрыв между наиболее и наименее инвестиционно-активными субъектами Федерации и как результат - усилилась  поляризация относительно благополучных и депрессивных регионов России.
  5. Сложившиеся в 1997 году пропорции и тенденции в области инвестиционной деятельности сохранились и в первом квартале 1998 года.
  6. На ближайшее пятилетие капитальные вложения, в том числе и бюджетные, будут аккумулироваться, как правило, в преуспевающих субъектах Федерации. Хозяйства этих регионов станут основой экономического подъема, а перечисляемые ими финансовые средства в федеральные фонды и бюджет будут катализатором социально-экономического развития отстающих районов России.
  7. Несмотря на падение инвестиционной активности, потенциал аграрного сектора Российской Федерации достаточно высок, что позволяет рассчитывать на оправданный риск при увеличении бюджетных затрат.
  8. Продолжается сокращение инвестиций в АПК за счет федерального бюджета, но в ряде регионов наблюдается рост поддержки за счет бюджетов субъектов Федерации, что привело к снижению темпов падения уровня рентабельности сельскохозяйственных предприятий.
  9. В целом к настоящему времени законы об инвестициях действуют в 26 регионах и еще в 16 регионах - федеральные целевые программы социально-экономического развития и постановления местной исполнительной власти по защите и стимулированию инвестиционных процессов.
 
 
 
  1. Сравнительный анализ инвестиционного состояния областей    

      Центрально-Черноземного региона   Российской Федерации 

    1. Орловская область
 

      Администрация Орловской области смогла обеспечить действенную законодательную поддержку инвесторов и производителей,

наращивающих объемы производства, организовала приток инвестиций в наиболее динамичные отрасли и предприятия. Меры администрации, в том числе и принятие областной Думой законов, облегчающих положение инвесторов, позволил в 1997 году довести объем инвестиций в экономику области почти до 888 млн. руб., что значительно больше, чем в предшествующем году (здесь и далее цифры приводятся с учетом деноминации). Инвестиции в промышленность составили 200 млн. руб. Итоги 1-го квартала 1998 года подтверждают тенденцию к увеличению притока инвестиций в Орловскую область.

      Наиболее важным нормативным документом является Закон «Об инвестиционной деятельности в Орловской области», который полностью освобождает от уплаты налогов на прибыль, зачисляемую в областной бюджет, часть налогооблагаемой прибыли банков, инвестиционных институтов и других финансово-кредитных учреждений, направленную на реализацию инвестиционных программ предприятий.

      В 1997 году были приняты постановления областной администрацией «О развитии стимулирующей функции системы налогообложения» и соответствующее постановление областной Думы. Основная цель этих документов - создание законодательным путем благоприятных условий для экономического развития и стимулирования инвестиционной деятельности промышленных предприятий. Этот документ гарантирует предприятиям, реализующим целевые инвестиционные программы, а также увеличивающим объемы производства , снижение налогового бремени главным образом по так называемым «старым долгам» и обеспечение на этой основе поступления в бюджет текущих налогов.

      Кроме того, в настоящее время в дополнение к закону об инвестициях в Орловской области готовится очередной законодательный и нормативный блок документов, который создает инвесторам  в реальный сектор самые благоприятные перспективы, а в областной Думе рассматриваются предложения по освобождению инвесторов от местных налогов.

      В 1997 году значительно увеличился приток иностранных инвестиций в экономику Орловской области, направленных на развитие промышленности и сельского хозяйства. На каждого жителя области приходится 21,6 тыс. долл. иностранных инвестиций. По этому показателю Орловская область уступает лишь только Москве.  По состоянию на 1 января 1998 года на территории Орловской области зарегистрировано 133 совместных и иностранных предприятия, из которых фактически действует лишь каждое четвертое. По сравнению с предыдущим годом число работающих совместных и иностранных предприятий выросло в 1,9 раза. Совместные предприятия созданы при участии иностранных инвесторов из 23 государств.

      Прошедшая в конце мая 1998 года ярмарка инвестиций «Орел-98» позволила привлечь 1 млрд. руб. инвестиционных средств. В ее рамках состоялось подписание ряда соглашений администрации Орловской области с крупными финансовыми структурами и компаниями.

      Вместе с тем пока еще не удалось полностью использовать те огромные возможности роста инвестиций, которые связаны с личными сбережениями граждан. Один только Сбербанк РФ аккумулировал в Орловской области около 1 млрд. руб. Кроме того, значительные средства обменены на валюту и хранятся на руках у населения. 

      2.4.2 Курская область 

      Администрация Курской области только планирует внести в областную Думу проекты законов об инвестициях, налоговых льготах для малого и среднего бизнеса.

      Общая сумма привлекаемых инвестиционных и кредитных ресурсов для реализации программы инвестиционной  деятельности (около 40 прорабатываемых  проектов) составляет от 800 миллионов до 1 миллиарда долларов. Заслуживает внимание программа оснащения сельского хозяйства современной сельхозтехникой, тракторами, внедрения трех агрокомплексов с использованием современных технологий по выращиванию и переработке картофеля. Намечено строительство 141 тыс. кв. м жилья  с участием фирм Португалии и Бельгии за счет выпуска облигаций жилищного займа. В 1997 году удалось реализовать четыре жизненно важных проекта. Предусматривается привлечение кредитных и инвестиционных средств банков - поставщиков оборудования и технологий при наличии гарантий администрации области, подтвержденной первоклассными коммерческими банками РФ. Но это тормозится тем, что областная Дума еще не приняла закон, предусматривающий обязательства по погашению предоставляемых кредитов в течение срока, на который такие кредиты предоставляются.

      В 1 квартале 1998 года собираемость налогов выросла более чем в 2 раза по сравнению с 1 кварталом 1997 года, на 30 млн. рублей уменьшились недоимки в бюджет. Тем не менее, возвращать долги нечем, так как не погашены кредиты, взятые в прошлом году (около 50 млн. руб).

      2.4.3 Белгородская область 

      В целях содействия развитию экономики Белгородской области, улучшения использования ее промышленного, сельскохозяйственного и сырьевого потенциала, привлечения товаропроизводителей из других регионов России, СНГ и стран дальнего зарубежья администрацией области принято постановление об организации на базе выставочно-ярмочного цен  тра «Белэспоцентр» постоянно действующей выставки производимой в области продукции и инвестиционных проектов.

      На 1 апреля текущего года долгосрочные финансовые вложения нарастающим итогом составили 562 тыс. рублей, из них инвестиции в другие организации - 46 тыс. рублей, в иные финансовые вложения - 516 тыс. рублей. Инвестиции в основной капитал за первый квартал 1998 года составили 3541 тыс. рублей, что почти в два раза больше, чем за соответствующий период прошлого года.

      В интересах развития экономики области действует Белгородпромстройбанк - старейший и крупнейший самостоятельный банк на территории области (всего в области их насчитывается восемь). Он занимает первое место по размерам капитала - 74,8 млрд. рублей, который увеличен на 10 %. По оценке Главного управления ЦБ РФ по Белгородской области, банк отнесен к первой классификационной группе - «Банки без признаков финансовых затруднений». Высок его рейтинг и среди региональных банков России. В минувшем году он обслуживал более 70 тыс. клиентов, из них 3430 юридических лиц. Известно, большинство банков, особенно московских филиалов, очень неохотно вкладывают инвестиции в промышленность регионов. А потому значительные суммы «уходят» в столицу, где быстрее и проще заработать и получить прибыль. Бедгородпромстройбанк действует иначе - в экономику области были направлены 197,3 млрд. рублей кредитов. С помощью кредитов банка предприятия имеют возможность выплачивать заработную плату, своевременно платить налоги в областной и федеральный бюджеты, приобретать сырье и материалы. А это дает возможность не только сохранить, но и создавать новые рабочие места. Банк постоянно поддерживает местных товаропроизводителей, проводя активную инвестиционную политику, - в 1997 году общая сумма инвестиционных кредитов предприятиям и организациям области составила 29,5 млрд. рублей. Это позволило им расширить производственную базу, сохранить стабильную социальную обстановку в трудовых коллективах. 

      2.4.4 Липецкая область 

      Проделанная работа по развитию внешнеэкономических связей, устойчивая социально-экономическая ситуация, по оценке специалистов Института экономики Российской академии наук, вывела область в число первых девяти субъектов России по степени благоприятности инвестиционного климата.

      По экономическому рейтингу 1996-1997 гг. Липецкая область занимает седьмое место и считается одной из наиболее привлекательных регионов России. Эту привлекательность руководство области старается подкрепить местным инвестиционным законодательством. В частности, в прошлом году был принят специальный Закон «О поддержке инвестиций в экономику Липецкой области», определяющий целый ряд льгот для отечественных и иностранных инвесторов.

Информация о работе Анализ инвестиционных процессов в регионах Российской Федерации, формирование концепции