Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Апреля 2012 в 15:02, дипломная работа
Переход России к рыночной системе ведения хозяйства сопряжен с формированием новой модели инвестиционного процесса. Если раньше он по сути монопольно осуществлялся государством, то теперь в него все более активно включаются частные структуры (отечественные и зарубежные юридические и физические лица, выступающие как прямые или портфельные инвесторы), а также экономические субъекты, содействующие инвестированию, - коммерческие банки, финансовые учреждения, поставщики оборудования, агентства по страхованию экспортных кредитов, информационные и консультационные фирмы и другие. Сложности качественных преобразований в инвестиционной сфере резко усиливаются общей обстановкой системного кризиса экономики.
Введение 4
1 Теоретические основы осуществления инвести- 6
ционного процесса в условиях переходной
экономики
2 Инвестиционный климат в России 11
Межрегиональный анализ капитальных 11
вложений в Россию
Оценка инвестиционной привлекательности 13
регионов Российской Федерации
Методика оценки инвестиционного клима- 14
та регионов Российской Федерации
Сравнительный анализ инвестиционного 20
состояния в областях Центрально-Черноземного
региона Российской Федерации
3 Законодательно-правовые и организационные 26
мероприятия в инвестиционной деятельности
Воронежской области
Основные задачи инвестиционной службы 26
Воронежской области
Организационное структуирование инвести- 27
ционной службы Воронежской области
Законодательство в поддержку инве- 28
стиционной деятельности на территории Воро-
нежской области
Механизм прохождения инвестиционного 30
проекта
3.5 Комплексные мероприятия по финансовому 32
оздоровлению предприятий
3.6 Некоторые предложения по управлению 34
отраслевыми предприятиями агропромы-
шленного комплекса
Концепция инвестиционной политики 36
Воронежской области
Заключение 41
Список использованных источников 42
Таким образом, государство видит свою главную задачу в создании благоприятных условий для активизации инвестиционной деятельности, в стимулировании частных инвестиций при ограничении своей деятельности в качестве непосредственно инвестора.
Введение нового механизма инвестирования (как и хозяйствования в целом) в России должно осуществляться постепенно, поэтапно, с тем, чтобы предприятия и основные инвестиционные институты смогли подготовиться к принципиально новому для них режиму деятельности.
Согласно принятой на высшем государственном уровне новой инвестиционной концепции, придающей как уже отмечалось, решающее значение росту объема и эффективности негосударственных инвестиций, основным источником таковых должны стать собственные и привлеченные средства предприятий (до 70 % от общего объема производственных капитальных вложений). Предусматривается усиление роли в инвестиционном процессе вторичной эмиссии ценных бумаг для которых в общем объеме капитальных вложений должны достигнут 2,5 %. Для укрепления базы инвестиционного самофинансирования предприятий большое значение предается новой амортизационной политике и использованию их прибыли. Однако если исходит из реального состояния дел, надо признать что в ближайшие годы собственные средства предприятий не смогут стать основными источниками финансирования валовых капиталовложений.
Внешними источниками инвестиций для предприятий, если ориентироваться на официальные расчеты, должны выступать средства банков, различных институциональных инвесторов (инвестиционных и страховых компаний, негосударственных пенсионных фондов и др.) и населения.
Таким образом, государству пока не удается «запустить» рыночную модель инвестиционного процесса, - прежде всего потому, что на основе проводимой им экономической политики не удалось добиться положительных сдвигов в народном хозяйстве. В 1996 г. спад производства не только не был преодолен, но даже усилился по сравнению с 1995 г. Чтобы реально заработали все источники инвестиций, на которые ориентируется новая инвестиционная концепция России, требуется время и последовательные целенаправленные действия государства, Только так можно осуществить важнейшие меры оздоровления инвестиционного климата на макро- и микро-уровне. В этом контексте необходимы: достижение макроэкономической финансовой стабилизации с доведением темпов инфляции до 15-20 % в год; минимизация инвестиционных рисков путем соответствующих институциональных преобразований; стимулирование сбережений и частных инвестиций, в том числе в форме долевого участия государства, предоставления государственных гарантий и страхования инвестиций. По ряду направлений государство обязано закрепить за собой роль стратегического инвестора.
Поскольку
выбор российской инвестиционной стратегии
резко осложняется ограниченностью
ресурсов, при ранжировании отраслей требуется
дифференцированный подход : важно определить,
где в преобладающей мере можно
опереться на иностранные инвестиции,
а где приходиться рассчитывать только
отечественные источники ; в каких отраслях
и производствах будет активен частный
капитал, а в каких не обойтись без государственных
капитальных вложений. Исходя их опыта
инвестирования в странах развитой рыночной
экономики можно утверждать, что частный
капитал стремиться возложить на государство
финансирование наименее выгодных производств.
Отсюда и особые сложности постоянного
выбора при распределении ограниченных
ресурсов между различными сферами.
2
Инвестиционный климат в России
В предлагаемом материале проведен анализ инвестиционного климата, под которым следует понимать социально-экономические условия и факторы, определяющие характер и активность инвестиционной деятельности в стране или регионе. Проведена региональная оценка достигнутого объема и динамики капитальных вложений и выявлены зависимости этих показателей от уровня социально-экономического развития и источников финансирования.
Кроме
того, приведена оценка инвестиционной
привлекательности регионов Российской
Федерации и одной из наиболее критичной
отрасли народного хозяйства - агропромышленного
комплекса.
2.1
Межрегиональный анализ капитальных вложений
в России
Если в 1996 году спад инвестиций в основной капитал по сравнению с 1995 годом нарастал, то в 1997 году наметилась обратная тенденция - темпы спада начали сокращаться. Увеличилось число регионов, где имел место рост инвестиций в основной капитал: с 5 % в 1996 году до 14 % в 1997 году. В них было сосредоточено соответственно 3 % и 20 % всех капитальных вложений в России.
В 1997 году в число указанных регионов вошли как относительно благополучные (Тюменская, Томская, Орловская, Магаданская, и Курская области), так и отстающие субьекты Российской Федерации (республики Кабардино-Балкария, Чувашия, Тува, Калмыкия и Мордовия, Астраханская область).
Максимальный спад инвестиционной активности наблюдался в республиках Алтай, Ингушетия, Адыгея, Хакасия, в Брянской, Смоленской, Читинской, Липецкой областях, Среди перечисленных регионов
преобладают также отстающие субъекты Федерации. Однако в целом между динамикой капитальных вложений и сводным уровнем социально-экономического развития регионов какой-либо жесткой зависимости нет.
В 1997 году разрыв между 10 регионами с максимальной динамикой инвестиций в основной капитал и 10 регионами с минимальным значением этого показателя составил 146 %, что на 9 % ниже аналогичного показателя 1996 года.
Продолжающийся финансовый кризис предприятий не позволил в достаточной мере наполнить налоговые доходы государственного бюджета, чтобы в необходимом объеме проинвестировать экономику регионов и России в целом. Расходы бюджетов различных уровней предназначены прежде всего для решения первоочередных социальных проблем и содержания государственных структур, а не для реализации инвестиционных программ.
В условиях ограниченных средств федерального бюджета выделяемые из него инвестиции следует использовать на то, что даст наибольший эффект: на поддержку ключевых, наиболее эффективных производств и быстро окупаемых инвестиционных проектов, реорганизацию и перепрофилирование убыточных, но перспективных предприятий. Перечисленные объекты финансирования сосредоточены в большинстве случаев в преуспевающих регионах. В результате бюджетные капитальные вложения продолжают аккумулироваться, как правило, в экономически развитых регионах.
Продолжает оставаться незначительно роль иностранных инвестиций в экономику России. Только в 16 субъектах Федерации их объем превысил 10 % от обьема капитальных вложений. Это Москва, Республика Татарстан, Красноярский край, Омская, Новгородская, Магаданская, Смоленская, Томская, Ленинградская и Нижегородская области и г.Санкт-Петербург. В этих регионах сосредоточен 91 % всех иностранных инвестиций (31 % всех капитальных вложений), что говорит о высокой доле их территориальной концентрации. Подавляющая часть иностранных инвестиций находится в Москве (67,4 %), в Республике Татарстан (6,5 %), Красноярском крае (3,5 %), Омской области (3,5 %). Только в 10 регионах, включая перечисленные, их доля превышает 1 %, а в 10 регионах их вообще нет. Увеличение иностранных инвестиций идет по затухающей. Если в 1995-1996 годах их рост превышал двукратный рубеж, то в 1997 году их объем по отношению к 1996 году составил 61 %.
Из сказанного видно, что инвестиционная активность в регионах зависит прежде всего от участия отечественных предприятий: чем больше предприятия выделяют средств на капитальные вложения, тем выше инвестиционная активность в регионах Российской Федерации.
Основным
источником капвложений предприятий является
прибыль: чем выше ее объем, тем больше
размер инвестиций в основной капитал
по субъектам Федерации. В 1997 году финансовое
положения предприятий продолжало ухудшаться.
Большинство из них не могут обеспечить
себя оборотными фондами, не говоря уже
о выделении финансовых средств на капитальные
вложения.
2.2 Оценка инвестиционной привлекательности
регионов
Российской Федерации
На степень инвестиционной активности существенно влияют социально-экономическое положение и общественно-политическая обстановка в регионах, которые в основном определяют их инвестиционную и региональную привлекательность. Для оценки последней использована методика, позволяющая учитывать следующие факторы: геополитическое положение региона и его природно-ресурсный потенциал, производственный, финансово-экономический, трудовой потенциалы региона, состояние потребительского рынка, уровень развития инфраструктуры, а также риски, связанные с социально-политической обстановкой и изменением
финансово-экономического
положения региона. На этой основе
рассчитан рейтинг инвестиционной привлекательности
регионов по степени благоприятствования
инвестирования и выделено восемь
групп регионов по принципу качественной
однородности факторов.
2.3 Методика оценки инвестиционного климата
в
регионах Российской Федерации
Проведенный в настоящей дипломной работе анализ инвестиционного климата в регионах РФ состоит из трех этапов:
- ранжирование регионов по степени инвестиционного потенциала и риска на основе экспертного подхода и табличных преобразований; при этом использовались индексы социально-экономического и общественно-политического развития регионов, рассчитанные в рамках решаемых в ГУИС ФАПСИ комплексов задач. Входной информацией за 1997 год и 1 квартал 1998 года;
- обобщение данных, приводимых в региональных СМИ по инвестиционному состоянию за январь-июнь 1998 года, включая инвестиционное законодательство и особенности региона;
-комплексный анализ по результатам первых двух этапов, обоснование ранжирования регионов по инвестиционному климату.
2.3.1
Оценка инвестиционного потенциала регионов
РФ
Для оценки инвестиционного потенциала кроме традиционно наиболее стабильных характеристик (природных ресурсов и инфраструктуры) были использованы основные показатели производства и потребления:
- интегральный индекс экономического развития региона;
- интегральный индекс уровня развития производства;
- дешевые объемы капитальных вложений и вложений за счет собственных средств предприятий;
- потребительский потенциал (отношение денежных доходов населения к прожиточному минимуму).
Расчет интегрального индекса инвестиционного потенциала был осуществлен по методу Харрингтона на основе анализа сочетаний оценок регионов в координатных плоскостях пространства исходных критериев и присвоения промежуточных экспертных оценок сочетания критериев.
Принадлежность региона определенному классу устанавливается с помощью шкалы:
1,0 - 0,8 - очень высокий потенциал;
0,8 - 0,63 - высокий потенциал;
0,63 - 0,37 - средний потенциал;
0,37 - 0,2 - низкий потенциал;
0,2 - 0 - очень низкий потенциал.
Инвестиционный
потенциал является в меньшей степени
изменяемой величиной по отношению к другим
составляющим инвестиционной привлекательности,
поэтому во многих инвестиционных оценках
может выступать в качестве самостоятельной
величины.
2.3.2
Оценка инвестиционного риска регионов
РФ
Для оценки инвестиционного риска были использованы характеристики экономической и социальной составляющей развития регионов, а также «политическая направленность»:
- душевой объем промышленного производства;
- прибыль предприятий в расчете на одного трудоспособного;
- индекс уровня социальной напряженности;
- число безработных на 100 человек трудоспособного населения;
-
количество преступлений на 100 000 человек.
2.3.3
Комплексный анализ инвестиционного климата
Анализ данных региональных СМИ (по данным на 30 июня 1998 года) и в первую очередь по инвестиционному законодательству вносит определенные коррективы в окончательное разбиение на классы: