Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:53, дипломная работа
В системе правовых категорий, эффективно обеспечивающих рациональное природопользование и охрану окружающей среды, особое место занимает правопорядок, являясь одной из ведущих правовых категорий, от научной разработки, которой зависят как состояние самой науки экологического права, так и практика законотворческая и практика по установлению экологического правового порядка.
Введение
Глава 1 Права граждан в сфере природопользования
1.1 Понятие и общая характеристика прав природопользователей
1.2 Права граждан в области охраны окружающей среды
1.3 Экологические права и обязанности граждан и их объединений
1.4 Применение методов защиты нарушенных экологических прав граждан
Глава 2 Экологические правонарушения и их меры пресечения
2.1 Понятие экологических правонарушений
2.2 Негативное воздействие деятельности предприятий
2.3 Виды ответственности за экологические правонарушения
Глава 3 Судебная практика в области защиты экологических прав
Загрязнение среды
Комаричский районный суд Брянской области, рассмотрев гражданское дело о нарушении экологических интересов тридцати пчеловодов совхозом "Марьинский", установил, что химической авиаобработкой садов грубо нарушена технология, не соблюдались границы санитарно-защитных зон, опыление производилось не в утренние и вечерние часы, в результате чего окружающая среда оказалась загрязненной, а отравление пчел приняло массовый характер.
Истцы преодолели ряд трудностей. Администрация совхоза уклонилась от выдачи документации о ядохимикатах, от подписей в протоколах и участия в обследовании; к отбору проб на каждой пасеке был привлечен представитель органов местного самоуправления, а идентификацию ядохимикатов произвела Брянская областная контрольно-токсикологическая экспертиза. Расчеты материального ущерба по каждому из истцов признаны судом правильными и обоснованными*\
Однако по указанному делу, решенному в соответствии с ГК РФ, остается ряд вопросов, трудно разрешимых судебной практикой в настоящее время.
Во-первых, почему суд не руководствовался статьей ГК РФ о причинении вреда источником повышенной опасности, и перенесении бремени доказывания на совхоз и авиапредприятие, деятельность которых связана с повышенной опасностью для окружающих (авиапредприятие, привлеченное в качестве соответчика, было по просьбе совхоза освобождено от ответственности)?
Во-вторых, размер вреда ограничился убытками, выразившимися в гибели пчел; между тем не могла не пострадать остальная часть фауны – различные насекомые, в том числе бабочки, иные представители животного мира; каков вообще экологический ущерб от неправильного применения сильнодействующих ядов в сельском хозяйстве?
Наконец, в-третьих, каково влияние на человека систематического опыления его пестицидами? Вряд ли разбрасывание в течение месяца этих веществ не причинило вреда здоровью человека. Согласно ст. 89 Закона об охране окружающей природной среды, при определении величины вреда здоровью граждан должны учитываться необходимые затраты на восстановление здоровья, упущенные профессиональные возможности, затраты, связанные с необходимостью изменения образа жизни, профессии, потери, связанные с моральными травмами. Эти профессиональные вопросы не были поставлены ни в иске, ни в ходе судебного заседания, и в аналогичных делах их следует рассматривать.
Судебные требования граждан
Довольно часто вопросы охраны окружающей природной среды переплетаются в гражданском деле с другими исковыми требованиями, что еще больше усложняет рассмотрение дела. Гр-н А. и еще двести истцов, проживающие на Московском проспекте Санкт-Петербурга, обратились к концерну "Ленинец", выпускающему радиодетали, с требованием выполнить обещание о переселении жильцов из санитарно-защитной зоны концерна, застроенной очистными сооружениями, освобожденной от зеленых насаждений. Иск подкреплялся требованиями граждан о прекращении в соответствии со ст. 91 Закона РФ об охране окружающей природной среды экологически вредной деятельности концерна, причиняющей вред здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству и окружающей природной среде: решение суда о прекращении экологически вредной деятельности является основанием для прекращения ее финансирования соответствующими банковскими учреждениями.
Московский районный суд Санкт-Петербурга, исследовав материалы дела, использовал многочисленные предусмотренные законом меры для урегулирования спора, которые затруднялись тяжелым финансовым положением предприятия, продажей на сторону обещанного жильцам дома, изменением организационно-правовых форм предприятия. В конце концов, дело закончилось заключением сторонами мирового соглашения и утверждения его судом в соответствии с п. 5 ст. 219 ГПК РСФСР, согласно которому ответчик дал письменное обязательство о предоставлении истцам новой жилой площади и в качестве гарантии – об оплате покупки гражданами нового жилья, а истцы не настаивали на рассмотрении своего иска до конца.
Более решительно поступил
Санкт-Петербургский городской
Пока дело готовилось к слушанию, изучалось, вещества с ионизирующим излучением продолжали перевозиться, в том числе мимо мест проживания людей. Заявления и жалобы граждан, органов местного самоуправления, общественной организации снова поступили в городской суд, который принял дело к своему производству.
Выяснилось, что транспортировка свалки не имела проекта, который, соответственно, не мог быть подвергнут государственной экологической экспертизе согласно требованиям Закона об обязательности экспортирования всех предпроектных и проектных материалов по объектам и мероприятиям, намечаемым к реализации на территории Российской Федерации, независимо от их сметной стоимости и принадлежности. Не оценивалось и воздействие проводимого мероприятия на окружающую природную среду, и здоровье человека. В суде председатель экологического подразделения городской администрации пояснил, что проект на перевозку радиоактивных отходов не мог быть заказан ввиду отсутствия надлежащих средств у города, хотя регламент перевозки был составлен и в основном выполнялся.
При таких обстоятельствах
Санкт-Петербургский суд
Предметом другого спора стало согласие субпрефекта муниципального округа "Алтуфьевский" г. Москвы на строительство автостоянок на сорок автомобилей с уничтожением 1800 кв. м зеленых насаждений.
В обоснование своего обращения в суд. истцы ссылались на нарушения Временного положения об органах управления в муниципальном округе Москвы, утвержденного распоряжением мэра Москвы 1 августа 1991 г., согласно которому надо контролировать экологическую обстановку в округе и вносить предложения по ее оздоровлению, а также ст. 28 ЗК РСФСР 1991 г., согласно которой при выборе участка учитываются экологические и иные последствия предполагаемого занятия земель, информируется население о возможном (предстоящем) предоставлении земель для размещения объектов, деятельность которых затрагивает его интересы, выясняется мнение граждан через собрания, сходы, иные формы непосредственной демократии, а граждане, общественные организации, объединения и органы территориального общественного самоуправления имеют право участвовать в рассмотрении вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков, затрагивающих интересы населения.
Были нарушены: ст. 3 Закона РФ от 19 декабря 1991 г., в соответствии с которой при осуществлении хозяйственной и управленческой деятельности надо руководствоваться приоритетом охраны жизни и здоровья человека, обеспечения благоприятных экологических условий для жизни, труда и отдыха населения, научно обоснованным сочетанием экологических и экономических интересов общества, обеспечивающих реальные гарантии прав человека на здоровую и благоприятную для жизни окружающую среду, гласностью в работе и тесной связью с общественными организациями и населением в решении природоохранных задач; ст. 41 Закона РФ об охране окружающей природной среды, в соответствии с которой при размещении сооружений должно быть обеспечено выполнение требований по охране окружающей природной среды, рациональному использованию и воспроизводству природных ресурсов, учету ближайших и отдаленных экологических, экономических, демографических, нравственных последствий деятельности указанных объектов при приоритете охраны здоровья человека и благосостояния населения.
В период судебных разбирательств истцы отстаивали принцип прямого действия Закона об охране окружающей природной среды, требовали привлечения в соответствии со ст. 14 этого Закона должностных лиц, препятствующих выполнению гражданами их экологических прав и обязанностей, вытекающих из Конституции и указанного Закона, к ответственности.
До вынесения решения по делу строительство было приостановлено, а затем и прекращено, разрешение на него аннулировано ввиду указанных выше оснований и отсутствия положительного заключения государственной экологической экспертизы.
1 Гейт Н.А. Экологическое право: курс лекций. - "ТК Велби", "Изд-во Проспект", 2009.
2 Одум Ю. Экология т.т. 1,2. Мир,2010.
3 Федеральный закон Российской Федерации от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ
"Об охране окружающей среды"
4 Экологическое право_Бринчук М.М_Учебник_2009_670с
5 Экологическое право. Шпаргалки_Сазыкин А.В_2008 -32с
6 Конституция Российской Федерации (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации
о поправках к Конституции
от 30.12.2008 N 6-ФКЗ и от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)
7 Рио-де-Жанейрская декларация по окружающей среде и развитию. Принята Конференцией ООН по окружающей среде и развитию, Рио-де-Жанейро, 3–14 июня 1992 года
8 Закон РФ от 21 июля 1993 г. N 5485-I "О государственной тайне" (с изменениями и дополнениями)
9 Федеральный закон от 23 ноября 1995 г. N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе" (с изменениями и дополнениями)
10 Федеральный закон от 30 марта 1999 г. N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" (с изменениями и дополнениями)
11 Постановление Правительства РФ от 24 марта 1997 г. N 334
"О Порядке сбора и обмена
в Российской Федерации
12 Постановление от 24 февраля 1994 г. N 73 "О подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды"
13 Декларация тысячелетия Организации Объединенных Наций. Принята резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи от 8 сентября 2000 года
14 Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 года N 136-ФЗ
15 Закон Российской Федерации от 21 февраля 1992 г. N 2395-1 "О недрах" (с изменениями и дополнениями)
16 Лесной кодекс Российской Федерации от 4 декабря 2006 г. N 200-ФЗ. С изменениями и дополнениями от 13 мая, 22, 23 июля, 25 декабря 2008 г., 14 марта, 17, 24 июля, 27 декабря 2009 г., 22 июля, 29 декабря 2010 г., 14 июня, 1, 11, 18 июля, 21 ноября, 6 декабря 2011 г., 25 июня, 28 июля 2012 г.
17 Водный кодекс Российской Федерации от 3 июня 2006 г. N 74-ФЗ. С изменениями и дополнениями от 4 декабря 2006 г., 19 июня 2007 г., 14, 23 июля 2008 г., 24 июля, 27 декабря 2009 г., 28 декабря 2010 г., 11, 18, 19, 21 июля, 21 ноября, 6, 7 декабря 2011 г., 25 июня, 28 июля 2012 г.
18 Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (с изменениями и дополнениями)
19 Матузов Н.И. Правовые отношения // Теория государства и права: Курс лекции. Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. 2-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2011. С. 527.
20 Общая теория прав человека / Отв. ред. д.ю.н. Е.А. Лукашева. М.: Норма, 2009. С. 28, 37.
21 Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях". С изменениями и дополнениями от. 10 января, 2 февраля, 3 ноября, 30 декабря 2006 г., 2 марта, 17 мая, 26 июня, 29 ноября, 1 декабря 2007 г., 13 мая, 22, 23 июля 2008 г., 3 июня, 17 июля 2009 г., 5 апреля, 8, 19 мая, 22 июля, 29 декабря 2010 г., 4 июня, 11, 18 июля, 6, 16 ноября 2011 г., 20, 28 июля, 30 декабря 2012 г., 11 февраля 2013 г.
22 Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях". С изменениями и дополнениями от 8 декабря 2003 г., 29 июня, 2 ноября 2004 г., 10 января, 2 февраля 2006 г., 23 июля 2008 г., 19 мая, 22 июля 2010 г., 1 июля 2011 г., 20 июля 2012 г.
23 Николайкин Н.И., Николайкина Н.Е., Мелехова О.П. Экология. 2-е изд.Учебник для вузов. М.: Дрофа, 2008. – 624 с. Рекомендован Минобр. РФ в качестве учебника для студентов технич. вузов.
24 Бродский А.К. Общая экология: Учебник для студентов вузов. М.: Изд. Центр «Академия», 2008. - 256 с. Рекомендован Минобр. РФ в качестве учебника для бакалавров, магистров и студентов вузов.
25 Экологическое право России: Учебник для юридических вузов. М.: Московский государственный университет путей сообщения, 2009. 18 п.л. (в соавторстве).
26 Ивакин В.И. к вопросу о понятии и видах экологического правонарушения // Право и государство: теория и практика – 2010 г. №9.- с.64 – 71;
27 Ивакин В.ИПонятие и виды экологических правонарушений // Право и государство: теория и практика – 2008 г. №11. – с. 83 – 86;
28 Журавский И.М. Составы экологических правонарушений и ответственность юридических лиц // теория и практика – 2007 г. №3. – с. 78 – 95;
29 Дубовик О.Л. Экологическое право М.: Проспект; ТК Велби, 2008. - 584 с.
30 Комментарий к Закону Российской Федерации «Об охране окружающей природной среды». ML: Норма, 2007. С. 17.
31 Экологические правонарушения и ответственность / Жевлаков Э.Н. - М.: Интел-Синтез, 2012. - 77 c.
32 Экология. Под ред. проф.В.В.Денисова. Ростов-н/Д.: ИКЦ «МарТ», 2008. – 768 с.