Экологические права

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:53, дипломная работа

Краткое описание

В системе правовых категорий, эффективно обеспечивающих рациональное природопользование и охрану окружающей среды, особое место занимает правопорядок, являясь одной из ведущих правовых категорий, от научной разработки, которой зависят как состояние самой науки экологического права, так и практика законотворческая и практика по установлению экологического правового порядка.

Оглавление

Введение
Глава 1 Права граждан в сфере природопользования
1.1 Понятие и общая характеристика прав природопользователей
1.2 Права граждан в области охраны окружающей среды
1.3 Экологические права и обязанности граждан и их объединений
1.4 Применение методов защиты нарушенных экологических прав граждан
Глава 2 Экологические правонарушения и их меры пресечения
2.1 Понятие экологических правонарушений
2.2 Негативное воздействие деятельности предприятий
2.3 Виды ответственности за экологические правонарушения
Глава 3 Судебная практика в области защиты экологических прав

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 323.50 Кб (Скачать)

Права граждан в Российской Федерации в рамках норм природоохранительного  законодательства содержатся в п. 2 ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды». Но перечень данного пункта исчерпывающим не является.

Среди имеющихся прав согласно ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» можно выделить следующие основные группы прав:

1) общественные права  граждан в области охраны окружающей  среды;

2) информативные права  граждан в области охраны окружающей среды;

3) права по защите  прав граждан в области охраны  окружающей среды.

Так, согласно п. 2 указанной  статьи граждане имеют право:

 

    • создавать общественные объединения, фонды и иные некоммерческие организации, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды. Перечень прав самих общественных объединений, осуществляющих деятельность в области охраны окружающей среды, предусмотрен ст. 12 Федерального закона "Об охране окружающей среды";
    • направлять обращения в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, иные организации и должностным лицам о получении своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, мерах по ее охране;
    • принимать участие в собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетировании, сборе подписей под петициями, референдумах по вопросам охраны окружающей среды и в иных не противоречащих законодательству Российской Федерации акциях;
    • выдвигать предложения о проведении общественной экологической экспертизы и участвовать в ее проведении в установленном порядке;
    • оказывать содействие органам государственной власти Российской Федерации, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, органам местного самоуправления в решении вопросов охраны окружающей среды;
    • обращаться в органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и иные организации с жалобами, заявлениями и предложениями по вопросам, касающимся охраны окружающей среды, негативного воздействия на окружающую среду, и получать своевременные и обоснованные ответы;
    • предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде;
    • осуществлять другие предусмотренные законодательством права.

 

В свое время был подготовлен  проект закона о гарантиях прав граждан  на экологическую информацию, но до сих пор данный законопроект не принят. Право граждан на информацию о состоянии окружающей среды, закрепленное Конституцией РФ, дает возможность реализовывать иные права в области охраны окружающей среды самими же гражданами, в том числе возможность возмещения ущерба, причиненного здоровью экологическим правонарушением. Причем как таковой обязанности граждан обоснования запрашиваемой экологической информации законодателем не предусматривается. Экологическая информация не относится к информации с ограниченным доступом и информации, подлежащей засекречиванию (Федеральные законы «Об информации, информатизации и защите информации», «О государственной тайне»).8

Право требовать соответствующую  экологическую информацию гражданами предусматривается в Федеральных законах «Об экологической экспертизе»9, «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения».10

Во исполнение Федерального закона «О защите населения и территории от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Правительством РФ было принято постановление от 24 марта 1997 г. N 334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». Согласно утвержденному Порядку информация должна содержать сведения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера и их последствиях, о радиационной, химической, медико-биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях, а также сведения о деятельности предприятий, учреждений и организаций независимо от форм собственности (далее - организации), органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти в этой области.

Сбор и обмен информацией осуществляются организациями, органами местного самоуправления, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и федеральными органами исполнительной власти в целях принятия мер по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - чрезвычайные ситуации), а также своевременного оповещения населения о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях.

Органы местного самоуправления и органы исполнительной власти субъектов  Российской Федерации осуществляют сбор и обмен информацией, как правило, через постоянно действующие органы управления, специально уполномоченные на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Организации представляют информацию в орган местного самоуправления, а также в федеральный орган исполнительной власти, к сфере деятельности которого относится организация.

Органы местного самоуправления осуществляют сбор, обработку и обмен  информацией на соответствующих  территориях и представляют информацию в органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации  осуществляют сбор, обработку и обмен  информацией на соответствующих  территориях и представляют информацию в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

Федеральные органы исполнительной власти осуществляют сбор, обработку  и обмен информацией в своей  сфере деятельности и представляют информацию в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.11

Кроме того, федеральные  органы исполнительной власти, которые  осуществляют наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, доводят информацию о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях до органов местного самоуправления и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных  бедствий:

    • координирует работу по сбору и обмену информацией;
    • осуществляет сбор и обработку информации, представляемой федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
    • представляет в Правительство Российской Федерации информацию о трансграничных, федеральных, региональных и территориальных чрезвычайных ситуациях и принимаемых мерах по их ликвидации, а также ежегодный государственный доклад о состоянии защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;
    • ведет учет чрезвычайных ситуаций.

 

Прямым источником получения  экологической информации являются ежегодные государственные доклады о состоянии природных ресурсов и об охране окружающей среды.

Так, в Республике Татарстан  Кабинетом министров с целью  обеспечения населения и государственных  органов управления республики полной достоверной информацией о состоянии  окружающей среды и мерах по ее охране было принято постановление от 24 февраля 1994 г. N 73 «О подготовке ежегодного государственного доклада о состоянии окружающей природной среды».

Этот государственный  доклад является официальным документом, подготавливаемым в целях обеспечения государственных органов управления и населения Республики Татарстан объективной систематизированной аналитической информацией о качестве окружающей природной среды, состоянии природных ресурсов и тенденциях их изменения под влиянием хозяйственной деятельности; он содержит сведения об осуществляемых на территории Республики Татарстан правовых, организационных, технических и экономических мерах по охране природы, сбережению и восстановлению природных ресурсов.

Доклад призван служить  основой для уточнения приоритетных областей и направлений природоохранной деятельности, а также программ, направленных на улучшение экологической обстановки в Республике Татарстан.

Доклад должен содержать  рекомендации по осуществлению вытекающих из анализа организационных, правовых и экономических мер по охране окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.

В докладе используются официальные данные государственной  статистики и отчетности кадастров  природных сред, мониторинга, других материалов.12

Декларация тысячелетия  Организации Объединенных Наций, утвержденная резолюцией 55/2 Генеральной Ассамблеи  ООН от 8 сентября 2000 г., определила: "Мы не должны жалеть усилий в деле избавления всего человечества, и  прежде всего наших детей и  внуков, от угрозы проживания на планете, которая будет безнадежно испорчена деятельностью человека и ресурсов которой более не будет хватать для удовлетворения их потребностей".13

Право природопользования производно от права собственности  на природные ресурсы. Природопользователи осуществляют свое право либо в силу принадлежащего им права собственности на природный объект, либо на основе предоставляемого собственником природных ресурсов титульного права пользования природным объектом, например, права аренды, права постоянного или временного пользования и т. д.

Объектами субъективного  права приропользования являются конкретные природные объекты или их части, участки.

Объектом права природопользования могут являться лишь те природные  объекты, которые могут быть индивидуализированы в установленном правовом порядке. Такими объектами являются земля, недра, водные объекты, животный мир, леса. В предмет права природопользования не входят, например, отношения пользования атмосферным воздухом для дыхания, пользование солнечной энергией для удовлетворения физиологических потребностей. Эти отношения составляют предмет регулирования природоохранительного права.

Формы природопользования классифицируются в зависимости  от вида субъективного права природопользования. Выделяют две формы природопользования:

1) право природопользования, осуществляемое собственниками  природных ресурсов;

2) право природопользования  лиц, не являющихся собственниками  природных ресурсов.

Право природопользования реализуется самим собственником  в тех случаях, когда субъектом права собственности является физическое или юридическое лицо. Государство и муниципальные образования субъектами права природопользования не являются, несмотря на то, что обладают правом собственности на природные объекты.

Право пользования природными ресурсами, находящимися в государственной или муниципальной собственности, осуществляется юридическими и физическими лицами на основе производного титула природопользования.

Право природопользования лиц, не являющихся собственниками природных  ресурсов, подразделяется на два вида:

I. общее природопользование;

II. специальное природопользование.

Общее природопользование — это пользование природными ресурсами как естественной средой обитания человека, осуществляемое гражданами в Целях удовлетворения собственных нужд, не связанных с получением экономической выгоды, основанное на дозволительном методе регулирования данных отношений и не требующее получения специального разрешения на право придопользования.

Примером общего природопользования является сбор грибов и ягод в лесах, купание в водоемах общего пользования и т. д.

В земельном законодательстве прямо не предусматривается общее  землепользование, однако в составе  земель городов (ст. 76 ЗК) определен  такой их вид, как земли общего пользования в городах, поселках и сельских населенных пунктах, которые состоят из земель:

• используемых в качестве путей сообщения (площади, улицы  переулки и т.п.);

• служащих для удовлетворения культурно-бытовых потребностей населения (парки, пляжи...);

• полигонов для захоронения не утилизированных промышленных\бытовых отходов;

• других земель, служащих для удовлетворения нужд города.14

Закон РФ от 21 февраля 1992 г. «О недрах» закрепил право общего пользования ресурсами недр.15 Статья 21 ЛК РФ устанавливает общее лесопользование — публичный лесной сервитут, в соответствии с которым граждане имеют право свободно пребывать в лесном фонде и лесах, не входящих в лесной фонд, если иное не предусмотрено российским законодательством.16  В соответствии со ст. 86 ВК РФ общее водопользование представляет собой использование водных объектов без применения сооружений, технических средств и устройств.

Информация о работе Экологические права