Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Февраля 2013 в 19:18, контрольная работа
Контрольная работа содержит ответы на пять вопросов по предмету "Экологическое право"
I. Охарактеризуйте кадастры природных ресурсов
II. Раскройте сущность права водопользования, охарактеризуйте виды водопользования
III. Охарактеризуйте понятие и виды экологически неблагоприятных ситуаций
IV. Дайте правовую оценку предложенной ситуации
Объекты, которые оказывают или могут оказывать вредное воздействие на окружающую среду, виды и количество выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, виды и величина вредных физических и иных воздействий на окружающую среду подлежат государственному учету, проводимому территориальными органами Министерства природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Государственный учет в области охраны окружающей среды осуществляется в целях государственного регулирования природоохранной деятельности, а также текущего и перспективного планирования мероприятий по снижению вредного
воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
Юридические лица и индивидуальные предприниматели при осуществлении хозяйственной и иной деятельности обязаны вести учет используемых природных ресурсов, выбросов и сбросов загрязняющих веществ в окружающую среду, обращения с отходами, а также учет иных видов вредного воздействия на окружающую среду. Данные об используемых природных ресурсах, выбросах и сбросах загрязняющих веществ в окружающую среду, обращении с отходами, а также об иных видах вредного воздействия на окружающую среду подлежат учету в экологическом паспорте предприятия и государственному статистическому учету.
Выполнение функции учета природных ресурсов и ведение государственных кадастров природных ресурсов имеет первостепенное значение для учета количественных, качественных и иных характеристик природных ресурсов, а также для учета объема, характера и режима их использования, организации рационального природопользования, воспроизводства, охраны и защиты окружающей среды.
В настоящее время на территории республики ведется 10 видов
природно-ресурсных кадастров: земельный, недр, водный, атмосферного воздуха, лесной, растительного мира, животного мира, климатический, торфяного фонда, отходов. Порядок ведении учета природных ресурсов и ведения природных кадастров регулируется отдельными законодательными актами природоресурсного законодательства. Кроме того в Республике Беларусь ведется государственный градостроительный кадастр.
Ведение государственных кадастров природных ресурсов осуществляют Министерство природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и иные специально уполномоченные республиканские органы государственного управления в соответствии с их компетенцией.
Информация о состоянии окружающей среды накапливается в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и составляет государственный фонд данных о состоянии окружающей среды и вредных воздействиях на нее.
Право водопользования представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих порядок и условия рационального использования вод. Субъектами права водопользования выступают физические и юридические лица. От водопользователей необходимо отличать водопотребтителей, т.е. лиц, получающих в установленном порядке воду для обеспечения своих нужд и не являющихся субъектами водных отношений.
Объектом рассматриваемого права являются водные объекты или их части. В соответствии со ст.20 ВК водные объекты представляются в пользование для следующих целей:
Водные объекты могут предоставляться в пользование для одной или нескольких целей. Приоритет имеет использование водных объектов для питьевых, хозяйственно-бытовых и других нужд населения, которое может осуществляться на условиях централизованного и нецентрализованного водоснабжения населения. Вода, используемая для этих целей, должна соответствовать качественным характеристикам, предусмотренным действующими санитарными нормами и правилами. Специальное правовое регулирование деятельности, направленной на обеспечение потребностей физических и юридических лиц в питьевой воде, обеспечивается Законом Республики Беларусь «О питьевом водоснабжении».
Водопользование может быть:
Общее водопользование осуществляется юридическими лицами и гражданами Республики Беларусь, в том числе индивидуальными предпринимателями, как правило, без применения сооружений или технических устройств, влияющих на состояние вод, и не требует специального разрешения.
Требования и условия общего водопользования на водных объектах определяется соответствующими местными исполнительными и распорядительными органами по согласованию с органами государственного санитарного надзора, органами государственного управления по природным ресурсам и в области внутреннего водного транспорта.
Специальное водопользование представляет собой забор воды из водных объектов и отведение сточных вод в окружающую среду с применением сооружений и технических устройств. Перечень видов специального водопользования утвержден Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь. Специальное водопользование осуществляется на основании разрешений, выдаваемых Министерством природных ресурсов и охраны окружающей среды Республики Беларусь и его территориальными органами на основании ходатайств водопользователей.
Обособленным является водопользование одного юридического или физического лица на основании решения соответствующих исполнительных и распорядительных органов о предоставлении в обособленное водопользование водных объектов (их частей).
В обособленное водопользование юридическим лицам могут быть переданы водные объекты (их части) для целей питьевого водоснабжения, нужд энергетики, обеспечения обороны Республики Беларусь. В обособленном водопользование гражданам Республики Беларусь для хозяйственно-бытовых целей могут быть переданы непроточные пруды площадью до 0,2 га, расположенные на земельных участках, предоставляемых им в собственность, пожизненное наследуемое владение или аренду.
Право обособленного водопользования удостоверяется Государственным актом на право обособленного водопользования. Порядок предоставления водных объектов (их частей) в обособленное водопользование определен Советом Министров Республики Беларусь.
В совместном водопользовании находятся водные объекты (их части), не предоставленные в обособленное водопользование.
Водопользователи, осуществляющие право обособленного водопользования водными объектами (первичные водопользователи), вправе разрешать другим юридическим и физическим лицам вторичное водопользование по согласованию с органами, предоставившими водный объект в обособленное водопользование, и органами государственного управления по природным ресурсам и охране окружающей среды. В разрешениях на вторичное водопользование указываются цели и основные условия пользования соответствующими водными объектами.
Гражданско-правовые формы использования водных объектов допускается в виде аренды, концессии и безвозмездного пользования.
На территории Республики Беларусь могут происходить чрезвычайные события, которые вызывают резкие изменения в природной среде, нарушают нормальные процессы существования окружающей среды.
Чрезвычайное событие (явление) – это отклонение в процессах су-
ществующих систем (компонентов природной среды или техногенных) от нормы, которые вызывают отрицательное воздействие на экологические системы, жизнедеятельность граждан, экономику, социальную сферу.
Чрезвычайные ситуации могут порождаться техногенными или
природными отклонениями (нарушениями), биологическими, экологи- ческими или социальными причинами.
Совокупность чрезвычайных событий и условий, произошедших на данной территории, называется чрезвычайной ситуацией.
Ситуации чрезвычайного характера, вызываемые техногенными
причинами:
• аварии на атомных электростанциях (объектах) с разрушением производственных сооружений, с радиоактивным загрязнением территории;
• аварии, катастрофы на ядерных установках научно-исследова-
тельских учреждений с радиоактивным загрязнением территорий;
• аварии (катастрофы) на химически опасных объектах с попаданием в окружающую среду сильнодействующих, ядовитых веществ (СДЯВ), которые привели к загрязнению почвы, воды, атмосферы и поражению людей;
• аварии (катастрофы) на научно-исследовательских, военных объектах, занимающихся изучением, разработкой, изготовлением, переработкой, хранением, транспортировкой бактериальных средств, других опасных биологических веществ, где произошло их попадание в окружающую среду;
• авиационные катастрофы со значительной гибелью людей, требующие поисково-спасательных работ, обезвреживания территории;
• железнодорожные катастрофы, сход с рельсов железнодорожных составов, возникновение пожаров, разлив сильнодействующих и ядовитых веществ, взрывы со значительными разрушениями путей и сооружений, поражение людей, загрязнение окружающей среды;
• аварии на водных системах, вызвавшие значительные заболева-
ния и жертвы среди людей, загрязнение поверхностных и подземных вод ядовитыми веществами;
• аварии и катастрофы на трубопроводном транспорте, вызвавшие значительный выброс транспортируемых веществ в окружающую среду, загрязнение природной среды;
• аварии на электросистемах, энергосистемах, вызвавшие значи-
тельные нарушения функционирования систем жизнеобеспечения (подача воды, канализация, транспорт);
• аварии на очистных сооружениях, угроза загрязнения природной среды;
• гидродинамические аварии (разрушение плотин, дамб, затопле-
ние территорий);
• пожары на взрывоопасных и химических объектах.
Катастрофа, авария – это выход из строя какого-либо механизма
(объекта), что влечет внезапную остановку или отклонение в технологических процессах производства, энергетических объектах, транспорте, вызывает разрушение, повреждение зданий, сооружений, оборудования и поражению людей или создает угрозу. Почти всегда аварии сопровождаются пожарами, гибелью людей, выбросом в атмосферу, воду, почву сильнодействующих ядовитых веществ. Причины аварий самые разнообразные – от человеческого фактора до несовершенства системы.
Катастрофы, аварии, вызванные аномальными явлениями природно- космического характера: геофизические явления, применительно к Республике Беларусь – землетрясения; геологические явления – просадка почвы, земной поверхности; метеорологические, агрометеорологические явления, ураган, смерч, буря, ливень, снегопад, гололедица, заморозки, засуха; гидрологические явления, наводнения; пожары – лесные, торфяники; космические явления – излучение большой интенсивности, падение больших метеоритов.
Чрезвычайные ситуации биологического характера – массовые за-
болевания людей, сельскохозяйственных животных, поражение растительности болезнями и вредителями (заболевания людей носят инфекционный характер, в том числе могут быть вызваны попаданием в окружающую среду бактериологического оружия).
Чрезвычайные ситуации, вызванные деградацией природной среды,
загрязнением, истощением. Изменения климата из-за антропогенной деятельности.
Чрезвычайные ситуации социального характера – войны (разные),
голод, забастовки могут повлечь появление других чрезвычайных ситуаций.
Появление чрезвычайных ситуаций повышается в условиях кризи-
сов - экономического, политического, экологического и других. При экономическом кризисе усиливается опасность технических катастроф, аварий.