Экологическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 19:00, контрольная работа

Краткое описание

Термин «местное самоуправление» является довольно многозначным. В научной литературе принято рассматривать местное самоуправление как право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведывание местными делами; деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения; форму народовластия, т.е. способ осуществления народом принадлежащей ему власти; одну из разновидностей социального управления, которое существует наряду с государственным управлением; одну из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей (деление властей по горизонтали) определяет систему управления (деление властей по вертикали).

Оглавление

Введение 2
1. Понятие местного самоуправления 9
2. Система местного самоуправления 11
3. Гарантии права гражданина на осуществление местного самоуправления 13
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

экологическое право.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Термин «местное самоуправление»  является довольно многозначным. В научной литературе принято рассматривать местное самоуправление как право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведывание местными делами; деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения; форму народовластия, т.е. способ осуществления народом принадлежащей ему власти; одну из разновидностей социального управления, которое существует наряду с государственным управлением; одну из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей (деление властей по горизонтали) определяет систему управления (деление властей по вертикали).

Такая многозначность, безусловно, оказывает  влияние на понимание смысла категорий  «право на местное самоуправление», «право на осуществление местного самоуправления». В главе 2 Конституции РФ не содержится прямого установления таких прав. Хотя право граждан на осуществление местного самоуправления и не названо в числе прав и свобод человека и гражданина, содержащихся в главе 2 Конституции РФ, оно является конституционным по смыслу части 2 статьи 3, части 2 статьи 32, статей 130–133 Конституции РФ и реализуется гражданами путем референдумов, выборов, иных форм прямого волеизъявления. Кроме того, в статье 133 Конституции РФ речь идет о запрете на ограничение прав местного самоуправления.

Таким образом, местное самоуправление составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации и  представляет собой форму осуществления  народом своей власти, обеспечивающей самостоятельное и под свою ответственность  решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. Правовую основу местного самоуправления составляют общепризнанные принципы и нормы международного права, Конституция Российской Федерации, Федеральные законы, Указы Президента РФ, Постановления Правительства и другие нормативно-правовые акты.

 

 

 

 

 

 

9.5. Правовые основы  экологического страхования  

 Экологическое страхование  является одной из правовых мер охраны окружающей среды и представляет собой разновидность страхования, регулируемого Законом РФ от 27.11.1992 г. № 4015-1 (в ред. от 10.12.2003 г.) «Об организации страхового дела в Российской Федерации». Общие положения об экологическом страховании содержатся в Федеральном законе «Об охране окружающей среды» (ст. 18). 
   В ст. 2 Закона «Об организации страхового дела в Российской Федерации» дано правовое определение понятия «страхование». В соответствии с ним, страхование - это отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов. 
   Государственный надзор за страховой деятельностью в России осуществляется в целях соблюдения законодательства в сфере страхования, а также для эффективного развития рынка страховых услуг и защиты прав и интересов участников страховых отношений. Основными участниками страховых отношений являются: 
   - страхователи - юридические и дееспособные физические лица, имеющие страховой интерес и вступающие в отношения со страховщиком в силу закона или на основе двустороннего соглашения, оформленного договором страхования; 
   - страховщики - юридические лица любой организационно-правовой формы, имеющие лицензию на осуществление страхования соответствующего вида; 
   - страховые агенты - физические или юридические лица, действующие от имени страховщика и по его поручению в соответствии со своими полномочиями; 
   - страховые брокеры - юридические или физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей и осуществляющие посредническую деятельность по страхованию от своего имени и представляющие интересы страхователя или страховщика. Страховой рынок представляет собой сферу денежных отношений, формирующихся исходя из предложения и спроса, где объектом купли-продажи является такой товар, как страховая услуга. 
   Одной из основных особенностей страхования является вероятностный характер отношений, поскольку невозможно предугадать, когда наступит страховой случай и каков будет размер причиненных убытков. Именно эта особенность и определила порядок возмещения материального вреда путем распределения его на солидарной основе между отдельными заинтересованными собственниками. У страхования есть и другие отличительные черты, в частности, возвратность средств - страховые платежи после их объединения в страховой фонд подлежат выплате страхователям за вычетом расходов за услуги страховой компании, а также целевое использование создаваемого фонда (расходование страховых средств осуществляется в строго определенных случаях, обусловленных условиями договора страхования). 
   В подтверждение заключенного договора страхователь получает страховое свидетельство (полис) с приложением правил страхования, а котором содержатся перечень страховых рисков, размер страховой суммы и страховой премии, порядок изменения и прекращения действия договора и другие условия, регулирующие правовые отношениясторон. При заключении договоров страхователи могут назначать физических или юридических лиц для получения страховых премий. Кроме того, страхователи имеют право заключать со страховщиком договоры о страховании третьих лиц в пользу застрахованных. Страхование выполняет следующие функции3: 
   - предупредительную - страховые компании могут использовать временно свободные средства страхователей, например, на профилактические мероприятия, для инвестирования в промышленность, социально-экономические, экологические и другие программы и т.д.; 
   - восстановительную (защитную) - при наступлении страхового случая и выплате обусловленной договором денежной суммы происходит полное или частичное погашение потерь, понесенных юридическими и физическими лицами; 
   - сберегательную - при использовании страхования как средства защиты не только личных и имущественных потерь, но и самих денежных средств, вложенных в качестве страховых взносов; 
   - контрольную - страховые платежи собираются в страховом фонде на строго определенные цели и используются также в строго обусловленных случаях и строго определенным кругом лиц. Страховые услуги предоставляются на условиях обязательности или добровольности. Страхование классифицируется по двум направлениям: по объектам страхования и по роду опасностей. 
   Статья 4 Закона «Об организации страхового дела» определяет, что объектами страхования могут быть не противоречащие законодательству имущественные интересы, связанные: 
   - с жизнью, здоровьем, трудоспособностью и пенсионным обеспечением страхователя или застрахованного лица (личное страхование); 
   - с владением, пользованием, распоряжением имуществом (имущественное страхование); 
   - с возмещением страхователем причиненного им вреда личности или имуществу физического лица, а также вреда, причиненного юридическому лицу (страхование ответственности). В свою очередь, эти три отрасли страхования подразделяются на множество видов. Согласно ст. 18 Закона «Об охране окружающей среды», экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков. В Российской Федерации может осуществляться обязательное государственное экологическое страхование. 
   Обязательное экологическое страхование представляет собой осуществляемое в силу закона страхование гражданско-правовой ответственности предприятий, организаций, учреждений, чья деятельность является источником повышенной опасности для окружающей среды, за причинение вреда гражданам и юридическим лицам в результате негативного воздействия на природные объекты вследствие аварий и техногенных катастроф на указанных предприятиях, и в результате воздействия загрязненных природных объектов на население и территории. 
   Обязательное экологическое страхование предусмотрено, в частности, Федеральным законом от 21.11.1995 г. № 170-ФЗ (в ред. от 11.11.2003 г.) «Об использовании атомной 
   энергии». В соответствии со ст. 18 Закона, определенный круг лиц подлежит обязательному бесплатному страхованию личности от риска радиационного воздействия за счет средств собственников или владельцев (пользователей) объектов использования атомной энергии. В этот круг входят работники ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения, командированные на указанные объекты, а также граждане, проживающие, осуществляющие трудовую деятельность или проходящие военную службу в пределах зоны наблюдения ядерных установок, радиационных источников и пунктов хранения. 
   Кроме того, к обязательному экологическому страхованию можно отнести страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта. Согласно ст.15 Федерального закона от 21.07.1997 г. № 116-ФЗ (в ред. от 10.01.2003 г.) «О промышленной безопасности опасных производственных объектов», организации, эксплуатирующие такие объекты, обязаны страховать ответственность за причинение вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц и окружающей природной среде в случае производственной аварии. Приказом Минприроды России от 26 июля 1994 г. № 233 был закреплен порядок проведения эксперимента по развитию экологического страхования в 15 регионах России. 
   Основным документом в области добровольного экологического страхования является Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации, утвержденное Минприроды России и Российской государственной страховой компанией в 1992 г. 
   В экологическом страховании объектом страхования выступает риск гражданской ответственности, выражающийся в предъявлении страхователю имущественных претензий физическими или юридическими лицами в соответствии с нормами гражданского законодательства о возмещении вреда за загрязнение земельных угодий, водной среды или воздушного бассейна на территории действия конкретного договора страхования. 
   Страховым событием является случай - внезапное, непреднамеренное нанесение ущерба окружающей среде в результате аварий, приведших к неожиданному выбросу загрязняющих веществ в атмосферу, к загрязнению земной поверхности, сбросу сточных вод. Перечень загрязняющих веществ и причин страховых событий, ущербы по которым подлежат возмещению, оговариваются в каждом конкретном случае при заключении договора страхования. 
   В Типовом положении определены страховые события, по которым страховщик не несет ответственности. Это события: 
   - прямо или косвенно связанные с последствиями военных действий, восстаний, путчей, забастовок, внутренних беспорядков, боевых действий; 
   - вызванные радиоактивным загрязнением, облучением и другими последствиями деятельности, связанной с использованием ядерного топлива; 
   - связанные с умышленными действиями страхователя при условии, что он знал вредные последствия этой деятельности; 
   - вызванные нарушением законов и других нормативных актов; 
   - связанные с управлением производственным персоналом, не уполномоченным на это или просрочившим время инструктажа, переподготовки, а также лицами, страдающими душевными болезнями и другими заболеваниями, ограничивающими их дееспособность; 
   - некоторые другие страховые события. Основанием возникновения страховых отношений является договор страхования, заключаемый между страхователем и страховщиком. Такой договор заключается на основании письменного заявления страхователя и анкеты, содержащей его реквизиты. На основании предъявленных данных решается вопрос о приеме на страхование и рассчитываются страховые платежи. 
   Страховые платежи уплачиваются страхователем по тарифным ставкам, которые устанавливаются в процентах от размера годового оборота предприятия. На основании данных об уплате платежей страхователю выдается страховое свидетельство (полис). С этого момента договор экологического страхования вступает в силу. Он заключается сроком на один год с последующей пролонгацией. 
   При заключении договора экологического страхования страховщик производит непосредственный осмотр предприятия. Условия страхования экологической ответственности предусматривают установление предельных сумм выплат страхового возмещения (лимиты ответственности) и собственного участия страхователя в оплате убытков (франшиза). 
   Лимиты ответственности могут быть установлены для выплат как по одному иску, так и по серии исков, вытекающих из одного страхового случая. Страховое возмещение выплачивается в размерах, предусмотренных гражданским законодательством, определяемых в результате рассмотрения дел в судебном или другом предусмотренном порядке. Страховое возмещение включает в себя: 
   - компенсацию ущерба, вызванного повреждением или гибелью имущества; 
   - сумму убытков, связанную с ухудшением условий жизни и окружающей среды; 
   - расходы по очистке загрязненной территории и приведению ее в состояние, соответствующее нормативам, при условии, что на них дано предварительное согласие страховщика; 
   - расходы, необходимые для спасения жизни и имущества лиц, которым в результате страхового случая причинен вред, или по уменьшению ущерба, причиненного страховым случаем; 
   - связанные с предварительным расследованием, проведением судебных процессов и другие расходы по улаживанию любых исков, предъявляемых страхователю, которые могут быть предметом возмещения по договору, при условии, что на эти расходы дано предварительное согласие страховщика. Типовое положение определяет конкретные убытки, которые страховщиком не возмещаются. Это убытки: 
   - связанные с генетическими последствиями загрязнения окружающей природной среды; 
   - причиненные работникам страхователя во время их нахождения на службе (работе); 
   - связанные с действием причин, о которых страхователю было известно до начала действия договора; 
   - штрафы, неустойки и т.п.; 
   - ущерб имуществу, находящемуся на территории, принадлежащей, занимаемой, используемой, находящейся под охраной или под контролем страхователя. В целях регулирования экологического страхования субъекты Федерации могут принимать соответствующие нормативные правовые акты (см., например, Постановление губернатора Московской области от 16 января 1998 г. № 10-ПГ «О координационном совете по страхованию ответственности организаций - источников повышенной экологической и радиационной опасности за загрязнение окружающей природной среды в Московской области»).

Контрольные вопросы  

1. Назовите элементы экономико-правового  механизма природопользования и  охраны окружающей среды. 
   2. Дайте характеристику системы финансирования охраны окружающей среды России. 
   3. Раскройте содержание принципа платности природопользования. 
   4. Что такое экологическое страхование? Назовите виды страхования. 
   5. В чем заключается планирование охраны окружающей среды?

Рекомендуемая литература

Основная литература  

1. Крассов О.И. Экологическое  право: Учебник. - М.: Дело, 2001. - 768 с. 
   2. Бринчук М.М. Экологическое право: Учебник. - 2-е изд. - М.: Юристъ, 2003. - 670 с. 
   3. Экологическое право: Учебник для вузов /Н.Д. Эриашвили, Ю.В. Трунцевский, В.В. Курочкина и др. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2004. - 367 с.

Дополнительная литература  

4. Экологическое право. Курс  лекций и практикум /Под ред.  д.ю.н., проф. Ю.Е. Винокурова. - М.: Экзамен, 2003. - 528 с. 
   5. Петрова Т.В. Правовые проблемы экономического механизма охраны окружающей среды. - М.: Зерцало, 2000. - 192 с. 
   6. Дроздов И.А. Договоры на передачу в пользование природных ресурсов. Учебнопрактическое пособие. - М.: Проспект, 2001. - 120 с. 
   7. Платежи за пользование природными ресурсами. Новые документы, комментарии. - М.: ФБК-ПРЕСС, 1998. - 144 с. 
   8. Абалкина И.Л. Страхование экологических рисков (из практики США). - М.: ИНФРА-М, 1998. - 88 с. 
   9. Нецветаев А. Г.. Жилкина М.С. Экологическое страхование - надежный инструмент экономико-правового механизма охраны окружающей среды / / Юридический мир. 1999. № 9. С. 8-15. 
   10. Петрова Т.В. Плата за загрязнение окружающей природной среды: платежи или налоги? // Вестник МГУ. (Право). 1999. № 3. С. 62-73. 
   11. Серов Г.П. Экологическая безопасность населения и территорий Российской Федерации (Правовые основы, экологическое страхование и экологический аудит): Учебное пособие. - М.: Анкил, 1998. - 207 с. 
   12. Моткин Г.А. Основы экологического страхования. - М., 1996. 
   13. Дубовик О.Л. Экологическое право: Учебник. - ТК «Велби», Проспект, 2003. - 584 с. 
   14. Экологическое право. Курс лекций: Учебное пособие / Под ред.А.П. Анисимова. - М.: Приор-издат, 2003. - 272 с.

Нормативные правовые акты  

15. Федеральный закон от 10.01.2002 г.  № 7-ФЗ «Об охране окружающей  среды» // Собрание законодательства  РФ. 2002. № 2. Ст. 128. 
   16. Закон РФ от 11.10.91г. (в ред. от 29.12.1998г.) «О плате за землю» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 1. Ст. 4. 
   17. Федеральный закон от 06.05.1998 г. (С изменениями и дополнениями, внесенными ФЗ от 30.03.1999 г.) «О плате за пользование водными объектами» // Собрание законодательства РФ. 1998. № 19. Ст. 2067; 1999. № 14. Ст. 1652. 
   18. Лесной Кодекс Российской Федерации от 29.01.1997 г. // Собрание законодательства РФ. 1997. № 5. Ст. 610. 
   19. Водный кодекс Российской Федерации от 18.10.1995 г. // Собрание законодательства РФ. 1995. № 47. Ст. 4471. 
   20. Федеральный закон от 24.04.1995 г. «О животном мире» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 17. Ст. 1027. 
   21. Закон РФ от 21.02.1992 г. «О недрах» (в ред. от 03.03.1995 г.) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 10. Ст. 823. 
   22. Федеральный закон от 21.11.1995г. «Об использовании атомной энергии» / / Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4552. 
   23. Федеральный закон от 21.07.1997г. «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» // Российская газета. - 1997. - 30 июля (№ 145). 
   24. Земельный кодекс РФ от 25.10.2001 г. № 136-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2001. № 44. Ст. 4147. 
   25. Закон РФ от 27.11.1992г. № 4015-1 (в ред. от 20.11.1999г.) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» / / Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1993. № 2. Ст. 56. 
   26. Федеральный закон от 20.07.1995 г. «О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1995. № 30. Ст. 2871. 
   27. Постановление Правительства РФ от 29.07.1992г. № 442 «О федеральном экологическом фонде РФ и экологических фондах на территории РФ» // Экологическое право России: Сборник нормативных правовых актов и документов / Под ред. проф. А.К. Голиченкова. - М.: БЕК, 1997. С. 415-420. 
   28. Постановление Правительства РФ от 07.12.2001 г. № 860 «О федеральной целевой программе «Экология и природные ресурсы России (2002-2010 годы)» / / Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (часть 2). Ст. 4973. 
   29. Постановление Правительства РФ от 29.09.1997г. № 1251 (в ред. от 08.02.1999 г.) «О плате за пользование объектами животного мира и ее предельных размерах» // Собрание законодательства РФ. 1997. № 40. Ст. 4607. 
   30. Типовое положение о порядке добровольного экологического страхования в Российской Федерации: [Утверждено Минприроды РФ и Российской страховой компанией 20.11.1992 - 03.12.1992]. // Закон. - 1993. - № 3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Понятие местного самоуправления

 

Местное самоуправление - форма осуществления народом своей власти, обеспечивающая в пределах, установленных Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций.

Местное самоуправление в муниципальном  образовании осуществляется гражданами Российской Федерации путем местного референдума, муниципальных выборов, других форм прямого волеизъявления, а также через представительный и иные органы местного самоуправления.

Иностранные граждане, постоянно или  преимущественно проживающие на территории муниципального образования, обладают при осуществлении местного самоуправления правами в соответствии с международными договорами Российской Федерации и федеральными законами.

Общие принципы организации системы  местного самоуправления устанавливаются  Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют  местный бюджет, устанавливают местные  налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

Местное самоуправление в Российской Федерации гарантируется правом на судебную защиту, на компенсацию  дополнительных расходов, возникших  в результате решений, принятых органами государственной власти, запретом на ограничение прав местного самоуправления, установленных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Система местного самоуправления

 

 

Система местного самоуправления представляет собой совокупность форм прямого волеизъявления граждан, органов местного самоуправления, других организационно-правовых форм осуществления местного самоуправления, посредством которых население муниципального образования реализует признаваемую и гарантируемую Конституцией РФ власть, решает вопросы местного самоуправления, исходя из своих собственных интересов, исторических и местных традиций.

Существуют следующие формы  непосредственного осуществления  населением местного самоуправления:

1) местный референдум;

2) муниципальные выборы;

3) голосование  по отзыву депутата, члена выборного органа, выборного

должностного  лица местного самоуправления;

4) голосование  по вопросам изменения границ, преобразования

муниципального  образования;

5) сход граждан и др.

Формами участия  населения в осуществлении местного самоуправления являются:

1) правотворческая инициатива граждан;

2) территориальное общественное самоуправление;

3) публичные слушания;

4) собрание граждан;

5) конференция граждан (собрание делегатов);

6) опрос граждан;

7) обращения граждан в органы местного самоуправления и др.

Органы местного самоуправления не входят в систему  органов государственной власти. В структуру органов местного самоуправления, устанавливаемую уставом муниципального образования, входят следующие органы и должностные лица местного самоуправления:

представительный  орган муниципального образования;

глава муниципального образования;

местная администрация;

контрольный орган муниципального образования;

избирательная комиссия муниципального образования;

депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное  лицо местного самоуправления;

иные органы местного самоуправления.

В соответствии с федеральным законом существуют следующие основные варианты структуры органов местного самоуправления:

представительный орган избирается населением, глава муниципального образования  избирается населением и возглавляет  представительный орган, глава местной  администрации назначается по контракту;

представительный орган избирается населением, глава муниципального образования  избирается населением и возглавляет  местную администрацию;

представительный орган избирается населением, глава муниципального образования  избирается представительным органом из своего состава и возглавляет представительный орган, глава местной администрации назначается по контракту.

В муниципальном районе допускается  такой вариант структуры органов  местного самоуправления: представительный орган местного самоуправления формируется из глав и делегатов представительных органов поселений.

В сельских поселениях глава муниципального образования может независимо от способа его избрания возглавлять  и местную администрацию, и представительный орган. В сельских поселениях с численностью менее 100 человек глава муниципального образования является главой местной администрации и избирается населением, а функции представительного органа осуществляются сходом граждан.

Таким образом, систему местного самоуправления составляют различные формы волеизъявления граждан в совокупности с осуществлением населением своей власти через органы местного самоуправления, а также другие организационно-правовые формы его осуществления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Гарантии права гражданина на осуществление местного самоуправления

 

Под гарантиями права гражданина на осуществление местного самоуправления  понимаются условия и средства, обеспечивающие их реализацию и правовую защиту. Гарантии права гражданина на осуществление местного самоуправления  можно подразделить на политические, социально-экономические, духовные и юридические. Особое место среди них занимают юридические гарантии.

Юридическими гарантиями реализации права гражданина на осуществление  местного самоуправления являются правовые средства обеспечения этого права, установленные как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов Российской Федерации. Правовые средства обеспечения права на осуществление местного самоуправления могут быть предусмотрены также нормативными актами органов местного самоуправления. Юридические гарантии призваны обеспечить переход провозглашенного права на осуществление местного самоуправления путем прямого волеизъявления от декларации к реалиям, осуществлению контроля за его соблюдением. Они в равной мере значимы и для индивида, стремящегося к защите своих прав, и для властных структур, для которых соблюдение и защита прав человека - конституционная обязанность. Виды юридических гарантий реализации права гражданина на осуществление местного самоуправления достаточно многообразны.

Информация о работе Экологическое право