Экологическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 19:00, контрольная работа

Краткое описание

Термин «местное самоуправление» является довольно многозначным. В научной литературе принято рассматривать местное самоуправление как право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведывание местными делами; деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения; форму народовластия, т.е. способ осуществления народом принадлежащей ему власти; одну из разновидностей социального управления, которое существует наряду с государственным управлением; одну из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей (деление властей по горизонтали) определяет систему управления (деление властей по вертикали).

Оглавление

Введение 2
1. Понятие местного самоуправления 9
2. Система местного самоуправления 11
3. Гарантии права гражданина на осуществление местного самоуправления 13
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

экологическое право.doc

— 313.50 Кб (Скачать)
  • Ø Гарантии, обеспечивающие организационную самостоятельность местного самоуправле-

ния. Эти гарантии закреплены:

прежде всего в положении  о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной  власти;

в праве населения муниципальных  образований самостоятельно непосредственно или через выборные органы местного самоуправления определять формы и пути реализации местного самоуправления, его организационную структуру и процедуры деятельности;

в том, что контроль государственных  органов за деятельностью органов местного самоуправления имеет оговорённые законом пределы (ст. 5, 6 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»);

и в том, что для решения местных  вопросов и возлагаемых на них  задач органы местного самоуправления наделяются собственной компетенцией.

  • Ø Гарантии, обеспечивающие финансово-экономическую самостоятельность местного са

моуправления. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепляет в качестве обязательных атрибутов муниципального образования муниципальную собственность и местный бюджет (ст.1). При этом Закон устанавливает, что муниципальным образованиям должна обеспечиваться экономическая и финансовая самостоятельность в соответствии с разграничением предметов ведения между муниципальными образованиями (ст.6).

  • Ø Гарантии, обеспечивающие судебные и иные правовые формы защиты местного самоуп-

равления. Особую роль в системе гарантий, обеспечивающих правовую защиту местного самоуправления, играет право местного самоуправления на судебную защиту (ст.76 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»).            

 Гарантией правовой защиты  местного самоуправления является  также обязательность решений,  принятых путём прямого волеизъявления  граждан, решений органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления всеми расположенными на соответствующей территории предприятиями, организациями, учреждениями, независимо от форм собственности, органами местного самоуправления и гражданами (ст.75).           

  К гарантий правовой защиты  местного самоуправления относится  и право обращения органов  и должностных лиц местного  самоуправления в органы государственной  власти и к государственным  должностным лицам, предприятиям, учреждениям и организациям (ст.77 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»).           

 Обеспечению правовой защиты  местного самоуправления служит  право муниципальных образований  объединяться в союзы и ассоциации (ст.9 закона «О местном самоуправлении  в Республике Хакасия»).           

  К числу, если можно так выразиться  опосредованных1 гарантий местного самоуправления необходимо отнести и гарантии депутатам представительных органов местного самоуправления, осуществляющих свою деятельность на постоянной основе, выборным должностным лицам местного самоуправления и муниципальным служащим. Закон предусматривает статус, соответствующие льготы и социальные гарантии выше перечисленным категориям лиц (ст. 22, 23, 78 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»).

§3. Заключение.           

 Являясь одним из элементов  конституционного строя Российской  Федерации, местное самоуправление, имеет большое значение для  формирования новой российской  государственности. В нём, согласно Европейской Хартии о местном самоуправлении, наиболее полно реализуется идея приближения власти к её источнику ¾ народу. Сейчас становится всё более очевидным, что с имеющимися многочисленными проблемами наше общество не справится, если не будет подлинного местного самоуправления, развитие которого необходимо для решения задач, связанных с организацией территориального управления. Этнические и исторические особенности России, сложившаяся социально-экономическая и политическая ситуация делают невозможным управление страной только из центра; поэтому организация общественной жизни должна включать и механизмы самоуправления территорий, местных сообществ, которые, фактически, на сегодняшний день находятся ещё в стадии становления, развития, а также в стадии осознания понятия местного самоуправления большинством населения страны.           

 И потому сейчас так важно  государству, его соответствующим  органам видеть и анализировать  опыт функционирования местного  самоуправления на местах, определять  тенденции его развития, ошибки и проблемы становления и, в связи с этим корректировать свою политику в вопросах местного самоуправления.            

 Например, практика последних  лет показывает, что население  муниципальных образований в  основной своей массе по прежнему считает органы местного самоуправления государственными органами, а своё участие в решении вопросов местной жизни, в самоуправлении видят только в разовой акции ¾ выборах представительных органов и должностных лиц местного самоуправления. Причины такого положения дел в следующем. Во-первых, в сознании многих людей остаются стереотипы и стандарты организации местной власти прошлых лет. Во-вторых, сохраняется отчуждённость от власти народа, выражающаяся в сакраментальной фразе: «как народ не решит ¾ власть, всё равно, сделает по своему». В-третьих, ¾ правовая неосведомлённость населения в вопросах местного самоуправления.           

 Названные проблемы будут  усугубляться, если не проводить  конкретных мероприятий, например, по непосредственному участию населения в актах управления муниципальным образованием, решения вопросов местного значения в таких как: местный референдум по принятию устава муниципального образования. К сожалению, практика наших дней показывает, что ни в одной из территорий нашей Республики Хакасия, имеющих уставы муниципальных образований ( г. Абакан, г. Черногорск, г. Абаза Таш-

тыпского района) не были приняты  эти уставы прямым волеизъявлением  населения муниципальных образований. Не смотря на то, что такие мероприятия  не потребовалось бы тратить денежные средства местных бюджетов, поскольку их можно было приурочить к каким-либо из систематически проходящим федеральным выборам. Отсюда становится понятной ситуация, когда многие жители соответствующих муниципальных образований не знают не только основные положения устава муниципального образования ( в создании и разработке которого они должны принимать участие), но и о существовании самого устава.           

 Крайне необходимо проводить  пропаганду среди населения правовых  положений о местном самоуправлении через средства массовой информации; встречи с населением; через издание соответствующих брошюр, методических пособий для населения, разъясняющих их права и обязанности в вопросах местного самоуправления; и наконец, в целях формирования человека нового менталитета, через введение в школьную программу предмета основ государства и права курса «местное самоуправление». Тогда, возможно, заработают «мёртвые»* в настоящее время статьи муниципального законодательства о правотворческой инициативе населения по вопросам местной жизни, о территориальном общественном самоуправлении и о местных референдумах и собраниях (сходах) граждан. Возможно и не будут появляться статьи в газетах, подобных статье А. Сиротенко «Господи, вразуми их!» в газете «Хакасия» от 7 апреля 2000 г. №66. Из содержания этой статьи можно сделать вывод о том, что из-за правовой неосведомлённости населения, возможно со стороны органов местного самоуправления, грубейшее нарушение конституционного права на самостоятельное решение населением вопросов местного значения, на получение достоверной и полной информации о деятельности и принимаемых решениях органами и должностными лицами местного самоуправления по вопросам, затрагивающим жизненные интересы населения их права и свободы.           

 Практика организации местного  самоуправления на местах выявила,  на мой взгляд, ещё одну негативную  тенденцию, не позволяющую наиболее  полно отражать интересы всех  слоёв населения муниципального образования при формировании представительных органов местного самоуправления.           

 Эффективность деятельности  представительного органа в значительной  степени определяется численностью  его состава. Общий подход в  данном случае формируется следующим образом: «Численность представительного органа местного самоуправления должна быть достаточно большой, чтобы быть демократичной и достаточно малой, чтобы быть эффективной». «Оптимальная численность», может быть определена только в

процессе деятельности конкретных органов местного самоуправления.           

 Очевидно, под лозунгом отрицания  опыта организации органов власти  в советский период, считается,  что численность депутатского  корпуса в прошлом в нашей  стране была явно завышенной. Наверно под влиянием этого фактора, наш Республиканский законодатель в статье 14 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» установил границы численного состава представительных органов местного самоуправления, причём значительно в сторону уменьшения по сравнению с численностью депутатов местных органов власти прошлых лет.           

 Это, во-первых, является фактом  ущемления прав местного самоуправления  муниципальных образований в  Республике Хакасия в соответствии  со статьёй 15 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Во-вторых, уменьшение численности представительных органов приводит к уменьшению демократизма в их работе, к сужению круга мнений, идей, новаций, необходимых для эффективного функционирования органов. Не исключается также и риск возникновения узких корпоративных интересов, не в полной мере соответствующих ( а то и игнорирующих) интересам населения.            

 В-третьих, надо заметить, что  каждый депутат выборного органа  местного самоуправления является «носителем» определённой гаммы интересов отдельных слоёв населения или его групп, проживающих на данной территории, а также, что нельзя отбрасывать, и интересов того предприятия, на котором этот депутат работает на постоянной основе. Отсюда следует очевидный вывод о том, что чем меньше численный состав представительного органа власти, тем меньший спектр интересов населения, его выбравшего он представляет.            

 Можно отметить в русле  начатого разговора и ещё ряд  проблем связанных, например, с реальным осуществлением принципов гласности, открытости в работе органов и должностных лиц местного самоуправления; их подотчётности и ответственности перед населением муниципальных образований. Все эти и другие моменты с неизбежностью будут появляться и исчезать в ходе становления, развития и подлинного утверждения идей и положений местного самоуправления на территории нашей республики и в других регионах Российской Федерации.            

 Древнекитайский мыслитель  Конфуций верно подметил, что «начав учиться, узнаёшь о собственном несовершенстве». И поэтому становиться понятным, что реальная, продуктивная и эффективная работа всей системы местного самоуправления возможна только при развитой инициативе жителей муниципальных образований, их самоорганизации, осознания ими своих прав и интересов, их заинтересованности в решении вопросов местного значения.  

 

Литература

1.   Конституция Российской Федерации.

2.   Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации».

3.   Гражданский кодекс Российской Федерации.

4.   Конституция Республики Хакасия.

5.   Закон Республики Хакасия «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» от 17 ноября 1998 г.

6.   Закон Республики Хакасия «Об органах местного самоуправления в Республике Хакасия» от 19 октября 1994 г.

7.   Закон Республике Хакасия «О выборах депутатов представительных органов власти района, города республиканского значения и представительных органов местного самоуправления в Республике Хакасия» от 19 октября 1994 г.

8.   Закон о статусе депутата районного, городского, сельского, поселкового совета депутатов в Республике Хакасия» от 22 мая 1996 г.

9.   Закон Республики Хакасия «О порядке отзыва главы администрации района, города республиканского значения, главы местного самоуправления в Республике Хакасия» от 21 мая 1996 г.

10. Федеральный закон «Об основах  муниципальной службы в Российской  Федерации» от 8 января 1998 г.

11. Закон Республики Хакасия  «О муниципальной службе в  Республике Хакасия» от 22 февраля 2000 г.

12. Собрание актов Президента  и Правительства Российской Федерации. 1993 г., №41, 44, 46.

13. Деловой вестник местного  самоуправления №6. М. 1995 г.

14. Комментарии к Федеральному  закону «Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации» под редакцией Ю.А. Тихомирова. ¾ М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА×М, 1999 г.

15. О.Е. Кутафин, В.И. Фадеев. Муниципальное  право Российской Федерации. М.: Юристъ, 1997 г.

16. В.Г. Стрекозов, Ю.Д. Казанчеев.  Государственное (конституционное) право Российской Федерации. М.: Былина, 1995 г.

17. Муниципальное право: вопросы  и ответы./ Под редакцией профессора  А.И. Коваленко. ¾ М: Новый  юрист, 1998 г.

18. Ф. Энгельс. Происхождение  семьи, частной собственности  и государства. М.: Политическая литература 1982 г.

19. В.И. Ленин. Государство и  революция. / Избранные сочинения  в 10 томах. М.: Политическая литература 1986 г.

20. Всероссийское совещание по  вопросам реализации конституционных  положений о местном самоуправлении  и организации государственной власти в субъектах Российской Федерации. Москва 17 февраля 1995 г. ¾ м.: Юридическая литература. 1995г.

Информация о работе Экологическое право