Экологическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 19:00, контрольная работа

Краткое описание

Термин «местное самоуправление» является довольно многозначным. В научной литературе принято рассматривать местное самоуправление как право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведывание местными делами; деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения; форму народовластия, т.е. способ осуществления народом принадлежащей ему власти; одну из разновидностей социального управления, которое существует наряду с государственным управлением; одну из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей (деление властей по горизонтали) определяет систему управления (деление властей по вертикали).

Оглавление

Введение 2
1. Понятие местного самоуправления 9
2. Система местного самоуправления 11
3. Гарантии права гражданина на осуществление местного самоуправления 13
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

экологическое право.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

 

Полномочия местного самоуправления.            

 Конституция Российской Федерации,  признавая и гарантируя местное  самоуправление, определяя его статус  в системе народовластия, использует  понятия: «полномочия местного  самоуправления» (ст. 12), «права местного самоуправления» (ст. 133). Юридическая наука использует термин «полномочия» для характеристики прав и обязанностей какого-либо органа, должностного лица, т.е. этот термин в равной степени охватывает права и обязанности.           

  Следовательно, под полномочиями  местного самоуправления нужно  понимать закрепляемые нормами муниципального права за населением, выборными и иными органами местного самоуправления права и обязанности, необходимые для осуществления задач и функций местного самоуправления на территории муниципальных образований.            

 Полномочия местного самоуправления  реализуются, во-первых, непосредственно  населением муниципальных образований.  Населению муниципального образования  принадлежит исключительное право  избирать представительные органы местного самоуправления, выражать свою волю на местном референдуме. Населению принадлежит право определять структуру органов, а также устав местного самоуправления непосредственно или через своих выборных представителей. Население , в соответствии с уставом муниципального образования, в праве отозвать, выразить недоверие или досрочно прекратить полномочия выборных органов и должностных лиц местного самоуправления и др. , в соответствии с законодательством о местном самоуправлении.           

 Во-вторых, полномочия местного  самоуправления реализуются органами  местного самоуправления и должностными  лицами местного самоуправления. (Более подробное описание этих  полномочий, в привязке к Республиканскому  законодательству, было рассмотрено нами в п.4 данного параграфа).           

 Естественно, полномочия местного  самоуправления делятся на две  группы:

1.   «Собственные» полномочия местного самоуправления, т.е. те полномочия, которые признаёт за муниципальным образованием государство и которые обеспечивают самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

2.   Отдельные государственные полномочия, которыми могут законом наделяться органы местного самоуправления.           

 Наделение органов местного  самоуправления отдельными государственными полномочиями осуществляется, согласно закону, только федеральными законами, законами или уставами субъектов РФ с одновременной передачей необходимых материальных и финансовых средств и оговорёнными условиями и порядком контроля государственными органами за осуществлением данных полномочий органами местного самоуправления. 

 

6. Основы местного самоуправления. 

 

 

            Реальное  и эффективное местное самоуправление  возможно лишь при наличии  определённых предпосылок и условий,  которые в своей совокупности составляют основы местного самоуправления: правовую, территориальные, организационную, финансово-экономическую.

Правовая основа местного самоуправления.            

 Правовую основу местного  самоуправления составляют: Конституция  Российской Федерации, Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», другие федеральные законы; конституции, уставы субъектов Российской Федерации, законы субъектов Российской Федерации, а также уставы муниципальных образований и другие нормативные правовые акты, регулирующие вопросы организации и деятельности местного самоуправления. Например, Закон Республики Хакасия «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» от 17 ноября 1998 г. в статье 2 устанавливает, что правовой основой местного самоуправления в Республике Хакасия являются:           

 Конституция Российской Федерации;            

 федеральные законы и иные  нормативные правовые акты Российской  Федерации;           

 Конституция Республики Хакасия;            

  законы и иные нормативные  правовые акты Республики Хакасия;            

 уставы муниципальных образований.            

 Кроме того, составной частью  правовой основы местного самоуправления  в РФ можно по существу считать  Европейскую Хартию о местном  самоуправлении, поскольку, как указывалось ранее в этой работе, её основные принципы и положения легли в основу российского законодательство о местном самоуправлении.            

 Необходимый элемент правовой  основы местного самоуправления  ¾ устав муниципального образования, который является совершенно новым понятием в юридической практике и теории в нашей стране. Федеральный и республиканский законы о местном самоуправлении устанавливают, что каждое муниципальное образование имеет свой устав. Статья 8 указанных законов определяет круг основных вопросов, регулируемых уставом муниципального образования, принципы его разработки, принятия и порядок государственной регистрации. В соответствии с Законом, устав муниципального образования разрабатывается муниципальным образованием самостоятельно в соответствии с законодательством. Порядок его разработки, принятия и изменения находится в ведении муниципального образования. Практически устав ¾ это местное законодательство, разработанное самим населением непосредственно или через выборные органы муниципального образования, а не закон, как было раньше, «спущенный» государством сверху. Государство имеет право вмешаться в процедуру создания устава только в случае, если положения устава противоречат законодательству РФ или её субъектов. Для этого предусмотрена процедура государственной регистрации устава муниципального образования. Устав может приниматься представительным органом местного самоуправления или населением непосредственно, т.е. местным референдумом или на сходе граждан и вступать в силу только после государственной регистрации и официального опубликования (обнародования) (ст.8 ч.3-5 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»).

Территориальные основы местного самоуправления.            

 Конституция Российской Федерации не дает однозначного ответа на вопрос о территориальных основах местного самоуправления. Согласно статье 131 Конституции РФ «местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учётом исторических и иных местных традиций». Конституция, таким образом, не связывает напрямую территориальную организацию местного самоуправления с административно-территориальным устройством, но и не исключает возможности такого решения вопроса территориальной основы местного самоуправления.           

 Федеральный закон «Об общих  принципах организации местного  самоуправления в Российской  Федерации» вслед за Гражданским  кодексом РФ (ч. 1) ввёл понятие  в наше законодательство: «муниципальное  образование». Поэтому осуществление местного самоуправления, его территориальную организацию новый Закон связывает не с административно-территориальными единицами (что не исключает осуществление местного самоуправления в их границах), а с муниципальными образованиями, на территории которых и осуществляется местное самоуправление.            

 Закон не содержит также  (в отличие от ранее действовавшего  закона о местном самоуправлении) перечня территориальных единиц, в пределах которых реализуется  местное самоуправление. Например, статья 12 Республиканского закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия», во-первых устанавливает, что местное самоуправление осуществляется на всей территории Республики Хакасия. Во-вторых, Закон называет основные территориальные единицы, в границах которых осуществляется местное самоуправление: города республиканского значения, города районного значения, поссоветы, сельсоветы и иные территории. Закон также относит к муниципальным образованиям и часть поселения. Речь идёт прежде всего о внутригородских муниципальных образованиях, которые упоминаются в п. 3 рассматриваемой нами статьи Закона. Таким образом, Закон, по существу, закрепляя те же территориальные единицы, которые были и в предшествующих законах основами местной власти, оставляет этот перечень открытым и не связывает его жёстко с административно- территориальным делением.           

 Статья 12 Федерального закона  о местном самоуправлении гласит: «Население городского, сельского  поселения не может быть лишено  права на осуществление местного  самоуправления». Это право может быть реализовано путём: а) создания самостоятель-

ного муниципального образования; б) присоединения к какому-нибудь муниципальному образованию; в) организации  территориального общественного самоуправления, правовые гарантии которого, к примеру, закреплены в статьях 55-60 Закона Республики Хакасия «О местном самоуправлении в Республике Хакасия». 

 

Организационные основы местного самоуправления.            

 Понятие «организационные основы  местного самоуправления» характеризует:            

 а) структуру органов местного  самоуправления;           

 б) порядок, формы и принципы деятельности органов местного самоуправления;            

 в) организацию муниципальной  службы.

Конституционный принцип самостоятельного определения населением структуры  органов местного самоуправления означает, что вопрос о структуре органов может решаться населением как непосредственно, так и через избираемые им органы. Законодательство о местном самоуправлении фактически связывает решение данного вопроса с принятием устава муниципального образования. Согласно статье 8 Республиканского закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» в уставе указываются структура и порядок формирования органов местного самоуправления; условия и порядок организации муниципальной службы и другие организационные основы деятельности органов местного самоуправления. Кроме представительного (выборного) органа местного самоуправления, наличие которого Закон считает обязательным (ст. 13), муниципальное образование должно определить в своём уставе, опираясь на законодательство1 , какие органы, должностные лица и на основе каких принципов должны осуществлять исполнительно-распорядительные функции в системе местного самоуправления.  

 

Финансово-экономические основы местного самоуправления.           

 Финансово-экономические основы  местного самоуправления составляют:                        

 а) муниципальная собственность;                        

 б) местные бюджеты и иные  финансовые ресурсы местного  самоуправления;                       

 в) имущество, находящееся в государственной собственности и переданное в управление органам местного самоуправления, а также, в соответствии с законом, иная собственность, служащая удовлетворению потребностей населения муниципального образования.           

 В целях обеспечения этой основы органы государственной власти:

  • регулируют законами порядок передачи объектов государственной собственности в муниципальную собственность;
  • передают органам местного самоуправления материальные и финансовые средства, необходимые им для осуществления отдельных государственных полномочий, которыми могут наделяться законом данные органы;
  • разрабатывают и устанавливают государственные минимальные социальные стандарты;
  • регулируют отношения между федеральным бюджетом и местными бюджетами, между бюджетом субъекта РФ и местными бюджетами;
  • обеспечивают сбалансированность минимальных местных бюджетов на основе нормативов минимальной бюджетной обеспеченности;
  • обеспечивают гарантии финансовой самостоятельности местного самоуправления;
  • компенсируют местному самоуправлению дополнительные расходы, возникающие в результате решений, принятых органами государственной власти;
  • участвуют в решении местных задач через целевые федеральные и региональные программы.

 

            Федеральный  (ст. 29) и Республиканский (ст.62) законы о местном самоуправлении определяют перечень состава муниципальной собственности, права собственника и правила управления муниципальной собственностью.            

 Имущество, находящееся в  собственности муниципального образования, делится на две части. Одна часть муниципального имущества закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями на првае хозяйственного ведения и праве оперативного управления. Другая его часть, т.е. средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, составляет согласно статье 215 Гражданского кодекса РФ, муниципальную казну соответствующего городского, сельского или другого муниципального образования.           

 Статья 132 Конституции Российской  Федерации закрепляет право органов  местного самоуправления самостоятельно формировать, утверждать и исполнять местный бюджет. Вопросы формирования и использования местных финансовых ресурсов решаются соответственными органами местного самоуправления или непосредственно населением

муниципального образования в соответствии с законодательством. Например, в статье 68 закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия») указывается, что формирование, утверждение и исполнение местных бюджетов, контроль за их исполнением осуществляется органами местного самоуправления самостоятельно в соответствии с уставом муниципального образования. В тоже время указывается в данной статье, что формирование местного бюджета осуществляется путём применения единой методологии, государственных минимальных социальных стандартов, социальных норм, устанавливаемых органами государственной власти. Гарантирует также этот Закон и обеспечение минимальных местных бюджетов (ст.69) путём закрепления органами государственной власти РФ и РХ доходных источников. Для пополнения доходной части местных бюджетов муниципальные образования имеют право самостоятельно устанавливать местные налоги и сборы (ст.71) в соответствии с законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», взимать плату за пользование природными ресурсами (ст. 72), образовывать внебюджетные и валютные фонды, участвовать в кредитных отношениях (ст.72-74). 

 

7. Гарантии местного самоуправления. 

 

 

            Государство  (Российская Федерация), признав  местное самоуправление как одну  из форм осуществление власти  народа на местах, обязано обеспечить гарантированность прав местного самоуправления. Обобщая материал изложенный в данной работе, можно сделать вывод о том, что гарантии местного самоуправления, обеспечиваемые государством подразделяются на:

Информация о работе Экологическое право