Экологическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 19:00, контрольная работа

Краткое описание

Термин «местное самоуправление» является довольно многозначным. В научной литературе принято рассматривать местное самоуправление как право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведывание местными делами; деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения; форму народовластия, т.е. способ осуществления народом принадлежащей ему власти; одну из разновидностей социального управления, которое существует наряду с государственным управлением; одну из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей (деление властей по горизонтали) определяет систему управления (деление властей по вертикали).

Оглавление

Введение 2
1. Понятие местного самоуправления 9
2. Система местного самоуправления 11
3. Гарантии права гражданина на осуществление местного самоуправления 13
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

экологическое право.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

10) государственная гарантия местного самоуправления.            

 Осуществление рассматриваемого  принципа означает прежде всего  создание системы правовых гарантий защиты прав местного самоуправления. Государство устанавливает правовые основы организации и деятельности местного самоуправления, правовые гарантии финансовой, экономической и организационной самостоятельности местного самоуправления(ст.1, 2, 13(6), 61, 62, 63, 67-745 закона РХ «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»), принципы взаимодействия органов местного самоуправления с органами государственной власти (ст. 49, 50, 75, 76). Помимо этого, государство в рамках Федеральной программы государственной поддержки местного самоуправления взяло на себя создание системы подготовки и переподготовки кадров для органов местного самоуправления.

3. Функции местного самоуправления.           

 

С учётом роли местного самоуправления в организации и осуществлении власти народа, задач , решаемых в процессе муниципальной деятельности и полномочий местного самоуправления, можно выделить следующие основные функции местного самоуправления:           

 а) обеспечение участия населения в решении вопросов местного значения. Муниципальное право закрепляет правовые гарантии участия населения в осуществлении муниципальной деятельности как через выборные и другие органы местного самоуправления, так и непосредственно. В соответствии со статьёй 3 закона РХ «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» граждане имеют право участвовать в местных референдумах, сходах, выборах других формах прямого волеизъявления, избирать и быть избранными в органы местного самоуправления, равного доступа к муниципальной службе, обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления по вопросам местной жизни, получать полную и объективную информацию о деятельности органов местного самоуправления, знакомиться с документами и материалами непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина, защищать свои права на участие в местном самоуправлении в судебном порядке. Статья 51 данного Закона предусматривает возможность осуществления полномочий представительных органов, контроля за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления собраниями (сходами) граждан. Для принятия решений по наиболее важным вопросам местного значения либо для выявления общественного мнения, в порядке определяемым уставом муниципального образования, может проводиться местный референдум (ст.52), в котором имеют право участвовать все граждане, проживающие на территории местного самоуправления. Институт муниципальной демократии обеспечивает тесную связь выборных органов и должностных лиц местного самоуправления с населением, их подконтрольность населению. Устав муниципального образования(ст.8) регулирует порядок отзыва, выражения недоверия населением или досрочного прекращения полномочий выборных органов и выборных должностных лиц местного самоуправления. Статья 53 Республиканского закона закрепляет институт народной правотворческой инициативы Население в соответствии с уставом муниципального образования вправе 1) вносить проекты правовых актов по вопросам местного значения в органы местного самоуправления, которые обязаны их рассматривать на открытых заседаниях с участием представителей населения; 2) вносить запросы в органы местного самоуправления, ответы на которые подлежат официальному опубликованию в местных средствах массовой информации. Кроме того законодатель РХ, не регламентирует уставом местного самоуправления право населения на индивидуальные и коллективные обращения в органы и к должностным лицам местного самоуправления, определяя жёсткий срок ответа (1 месяц) по существу обращений граждан (ст.54). И наконец Закон предусматривает реализацию права населения на участие в решении вопросов местной жизни через систему территориального общественного самоуправления (ст.55), которое в наибольшей степени отвечает требованию Европейской Хартии о местном самоуправлении: «...обеспечивает эффективное, и, одновременно, приближенное к гражданину управление».           

 б) управление муниципальной собственностью, финансовыми средствами местного самоуправления.            

 В соответствии с статьёй  4 закона РХ «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» каждое муниципальное образование имеет муниципальную собственность и местный бюджет. Права собственника в отношении имущества и местных финансов от имени муниципального образования осуществляют органы местного самоуправления, а в случаях, предусмотренном законом РХ (ст.51), населением непосредственно.            

 Органы местного самоуправления  в соответствии с законом вправе  передавать объекты муниципальной  собственности во временное пользование  физическим и юридическим лицам, сдавать в аренду, а также отчуждать в установленном порядке, они также вправе совершать с муниципальным имуществом и иные сделки, определять в договорах и соглашениях условия использования приватизируемых или передаваемых в пользование объектов муниципальной собственности; устанавливать условия использования земель, находящихся в границах муниципального образования; образовывать целевые внебюджетные фонды, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации; выпускать муниципальные займы и др. (ст. 29, 39 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»).            

 Реализация этих и иных  полномочий, связанных с осуществлением  рассматриваемой функции, должна  осуществляться в интересах населения муниципального образования, служить удовлетворению его потребностей. Это обеспечивается прежде всего деятельностью органов местного самоуправления, избираемых населением. Статья 26 республиканского закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» относит к исключительному ведению представительного органа местного самоуправления полномочия по утверждению местного бюджета и отчёта о его исполнении, установлению местных налогов и сборов; установлению порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью.           

 в) обеспечение комплексного развития территории муниципального образования.           

 Статья 7 закона «О местном  самоуправлении в Республике  Хакасия» от носит к ведению  местного самоуправления вопросы  комплексного социально-экономического развития муниципального образования. Комплексное развитие муниципального образования призвано обеспечить повышение эффективности местного хозяйства, решение социально-культурных, экологических задач, а также рациональное использование трудовых, природных и других местных ресурсов, создание необходимых условий жизни и отдыха граждан.           

 Проблемы комплексного социально-экономического  развития муниципальных образований  во многом связаны с деятельностью  предприятий, учреждений, не находящихся в муниципальной собственности. В соответствии со статьёй 65, выше указанного Закона, органы местного самоуправления вправе координировать участие данных предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-экономическом развитии территории местного самоуправления.           

 г) обеспечение удовлетворения потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и других жизненно важных услугах.           

 Для реализации этой функции  органы местного самоуправления, во-первых, организуют, содержат, развивают соответствующие муниципальные предприятия, учреждения, организации и службы. Право органов местного самоуправления на создание предприятий, учреждений и организаций закрепляет статья 63 Закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» , а статья 7-обязывает органы местного самоуправления заниматься вопросами организации содержания и развития муниципальных учреждений дошкольного , основного общего и профессионального образования; муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации и др. Закон также возлагает на органы местного самоуправления вопросы организации снабжения населения топливом; утилизации и переработки бытовых отходов; транспортного обслуживания населения; ритуальных услуг и т.д.           

  Во-вторых, муниципальные органы  обязаны создавать условия для  жилищного и социально-культурного  строительства; для обеспечения  населения услугами торговли, общественного  питания и бытового обслуживания; для деятельности учреждений  культуры, средств массовой информации, организации зрелищных мероприятий и т.п. Кроме того органы местного самоуправления обеспечивают санитарное благополучие населения; социальную поддержку и содействие занятости населения; противопожарную безопасность в муниципальном образовании.            

 В третьих, органы местного  самоуправления осуществляют в  этой сфере регулирующую и  контрольную деятельность, что служит  созданию необходимых предпосылок  для полной и эффективной реализации  прав и свобод граждан, обеспечению  стабильного правового режима муниципального образования. Необходимо отметить также, что органы местного самоуправления в соответствии со статьёй 69 (п.4) Республиканского закона обязаны обеспечивать удовлетворение основных жизненных потребностей населения в сферах, отнесённых к ведению муниципальных образований, на уровне, не ниже минимальных государственных социальных стандартов, выполнение которых гарантируется государством путём закрепления в доходы местных бюджетов федеральными органами государственной власти, органами государственной власти Республики Хакасия отчислений от федеральных налогов и налогов Республики Хакасия.            

 д) охрана общественного порядка.           

 Статья 132 Конституции Российской  Федерации устанавливает, что  органы местного самоуправления осуществляют охрану общественного порядка. Охрану общественного порядка в муниципальном образовании главным образом обеспечивают муниципальные органы охраны общественного порядка, которые в соответствии со статьёй 7(п.8) закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» организует и содержит местное самоуправление и осуществляет контроль за их деятельностью. В настоящее время охрана общественного порядка обеспечивается органами местного самоуправления с помощью милиции общественной безопасности (местной милиции), которая согласно Закону РФ «О милиции» (1991 г.) является составной частью милиции РФ и входит в структуру Министерства внутренних дел РФ.           

 В обеспечении охраны общественного  порядка на территории муниципального  образования принимают участие комиссии, функционирующие при местной администрации: административные, по делам несовершеннолетних и др. Кроме того , возможно и участие населения в реализации данной функции через создание добровольных дружин и других форм общественной самодеятельности граждан. Закон Республики Хакасия «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» (ст.45, п.6) предписывает органам местного самоуправления содействовать созданию и деятельности таких добровольных общественных формирований по охране общественного порядка.           

 е) защита интересов и прав местного самоуправления, гарантированных Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями, уставами и законами субъектов РФ.           

 В Российской Федерации действует  система государственных гарантий  местного самоуправления, включая право на судебную защиту. Поэтому органы местного самоуправления, взаимодействуя с государственными и иными органами и организациями в различных сферах местной жизни, должны отстаивать и защищать интересы населения муниципальных образований, активно использовать свои конституционные полномочия на судебные и иные формы защиты интересов и прав местного самоуправления в случае их игнорирования или нарушения (ст.76 Закона РХ «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»). Кроме того, органы и должностные лица местного самоуправления вправе обращаться в органы государственной власти, к администрации предприятий, учреждений и организаций, в том числе и по вопросам соблюдения прав местного самоуправления, учёта интересов населения муниципального образования. Данные обращения подлежат обязательному рассмотрению (ст.77).           

 Защиту интересов местного  самоуправления, более эффективное  осуществление своих прав и  интересов муниципальные образования  могут проводить через создаваемые ими ассоциации и союзы муниципальных образований (ст.9). 

 

4. Органы местного самоуправления в системе народовластия. 

 

 

            Согласно  Конституции Российской Федерации  (ст. 130) местное самоуправление в  Российской Федерации осуществляется  гражданами как путём различных форм прямого волеизъявления, так и через органы местного самоуправления. В соответствии с Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (ст. 14) к органам местного самоуправления относятся:                       

 представительные органы местного  самоуправления;                       

 иные органы местного самоуправления, образуемые в соответствии с  уставами муниципальных образований.            

 Согласно Закону наличие  выборных органов местного самоуправления муниципальных образований является обязательным. Наименование органов местного самоуправления устанавливаются уставами муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации с учётом национальных, исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно. Закон «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» отдаёт прерогативу определения структуры органов местного самоуправления исключительно представительному органу местного самоуправления (ст. 13, п.5) Органы местного самоуправления являются юридическими лицами в соответствии с уставом муниципального образования.           

 Органы местного самоуправления  организуют исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, правовых актов субъектов РФ, оказывают содействие федеральным органам государственной власти, расположенным на их территории, и органам государственной власти субъектов РФ, осуществляют координацию деятельности органов территориального общественного самоуправления.

Представительные органы местного самоуправления.            

 Представительными органами  местного самоуправления являются  думы, муниципальные собрания, муниципальные  комитеты, советы депутатов и  т.д. Они состоят из депутатов, избираемых на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании в соответствии с федеральными и региональными законами субъектов РФ. Согласно закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» (ст. 14), представительные органы местного самоуправления в Республике Хакасия называются Советами депутатов. Численный состав представительного органа местного самоуправления, в соответствии с Федеральным законном (ст. 15), определяется уставом муниципального образования. Однако закон «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» (ст. 14) регламентирует нижнюю и верхнюю границы численного состава Совета депутатов: для городов республиканского значения не менее 15 и не более 35; для городов районного значения, сельсоветов и поссоветов соответственно 7 и 15.

Информация о работе Экологическое право