Экологическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 17:37, реферат

Краткое описание

Экологическое право - это самостоятельная отрасль казахстанского право, которое призвано изучать направление деятельности государства в области правого регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Предметом экологического права являются общественные отношения, складывающиеся в сфере взаимодействия общества и природы.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 14.41 Кб (Скачать)

Экологическое право - это самостоятельная  отрасль казахстанского право, которое  призвано изучать направление деятельности государства в области правого  регулирования природопользования и охраны окружающей среды. Предметом  экологического права являются общественные отношения, складывающиеся в сфере  взаимодействия общества и природы.

Эколого-правовой метод регулирования  проявляется через императивный и диспозитивный подходы к  установлению обязанностей и правового  статуса субъектов права.

Общая часть экологического права  включает понятие, предмет, метод, принципы, источники экологического права; право  собственности на природные ресурсы; право природопользования; государственное  регулирование и управление экологопользованием  и охраной окружающей среды; экологический  контроль, экологическая экспертиза, экологический мониторинг; ответственность  за нарушение экологического законодательства. В особенной части расположены  институты эколого-правового режима использования и охраны природных  ресурсов.

Классификация источников экологического права:

- по юридической силе: законы  и подзаконные акты;

- в соответствии с законом  РК о нормативно-правовых актах  (24.03.98г): основные и производные; 

- по предмету регулирования:  общие и специальные; 

- по отраслям законодательства (нормы земельного, водного т.д.);

- по характеру правового регулирования  (материальные и процессуальные);

- по содержанию (комплексные, природоохранные,  природно-ресурсовые, средозащитные);

- по степени значимости (основные и вспомогательные).

 Конституция РК и ГК РК  определяют общее содержание  и формы собственности на природные  ресурсы и иное имущество. В  экологическом законодательстве  закрепляются специфические черты  и формы собственности на конкретные  природные ресурсы, а также  особенности механизма реализации  правомочий собственника земли,  вод, недр и т.д. 

 Субъекты права собственности  на природные ресурсы: государство,  физические лица, юридические лица  и исполнительные органы. Экологопользование  подразделяют на три основные  группы: в зависимости от объекта  (общее, специальное); в зависимости  от субъектов (организации и  граждан); в зависимости от вида  эксплуатируемых природных объектов (землепользование, лесопользование, недропользование т.д.).

 Под природопользованием понимается  использование полезных для человека  свойств окружающей природной  среды — экологических, экономических,  культурных, оздоровительных. Выделяют  общее и специальное природопользование.

Общее природопользование не требует  какого-либо специального разрешения. Оно осуществляется гражданами в  силу принадлежащих ему естественных (гуманитарных) прав, возникающих и  существующих как результат его  рождения и существования (пользование  атмосферным воздухом, водой для  питьевых, коммунально-бытовых и  лечебно-оздоровительных нужд и т.д.).

Специальным природопользованием  признается такое, которое реализуется  гражданами и хозяйствующими субъектами на основе разрешений компетентных органов  государства. Оно носит целевой  характер и по видам используемых объектов подразделяется на землепользование, пользования недрами, лесопользование, водопользование, пользование животным миром (дикими животными и птицами  и рыбными запасами), использование  атмосферного воздуха. Специальное  природопользование связано с потреблением природного ресурса. В этой части  оно соотносится через правовое регулирование с отраслевым природноресурсовым законодательством Земельным, Лесным, Водным кодексами, Законом о недрах, Законом об охране, воспроизводстве  и использовании животного мира, Законом об охране атмосферного воздуха.

 При специальном природопользовании  природные ресурсы предоставляются  природопользователям в установленном  порядке. Право специального природопользования  может быть постоянным или  временным, отчуждаемым или неотчуждаемым,  приобретаемым возмездно или  безвозмездно, первичным или вторичным.  Например, в соответствии ч. 8 п. 3 ст. 107 Земельного кодекса в населенных  пунктах к общему землепользованию  относятся земли, занятые и  предназначенные для занятия  площадями, улицами, тротуарами, проездами, дорогами, набережными,  парками, скверами, городскими лесами, бульварами, водоемами, пляжами,  кладбищами и иными объектами,  предназначенными для удовлетворения  нужд населения (водопроводы,  отопительные трубы, очистные  сооружения и другие инженерные системы общего пользования).

Принципы природопользования: производность  прав пользования; рационального природопользования; экосистемность; целевое использование; устойчивость права природопользование; платность природопользования.

 

 Государственное регулирование  и управление экологопользованием  и охраной окружающей среды  выражается в трёх формах: правотворческая,  правоприменительная и правоохранительная.

 Методы управления: императивный, рекомендательный, санкционирование, разрешение.

 Система государственных органов  регулирование экологопользования  и охраны окружающей среды:  органы общей компетенции; органы  специальной компетенции; органы  межотраслевой компетенции; функциональные органы.

Объектом правового регулирования  государства выступает природа (окружающая среда) и ее отдельные элементы - земля, недра, воды и др., поэтому  можно сказать, что предметом  являются общественные отношения по поводу природы или окружающей среды.

Виды экологического контроля: государственный; ведомственный; производственный; общественный.

Формы экологического контроля: интегрированный; комплексный; дифференцированный.

Виды экологической экспертизы: государственная; общественная; научная; нормативная; санитарная; правовая.

Мониторинг окружающей природной  среды включает следующие элементы: систему общегосударственной службы наблюдения за состоянием окружающей среды (республиканские, территориальные, региональные уполномоченные органы, посты, станции, центры наблюдения); мониторинг природных объектов.

Эколого-правовая ответственность  это комплексный институт экологического права, регулирующий правоотношения, возникающие  и связанные с применением  санкции за экологические правонарушения между органом правомочным применять  санкции и экологическим правонарушителем.

Виды эколого-правовой ответственности: уголовная, административная, гражданская, дисциплинарная, материальная.


Информация о работе Экологическое право