Экологическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 19:00, контрольная работа

Краткое описание

Термин «местное самоуправление» является довольно многозначным. В научной литературе принято рассматривать местное самоуправление как право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведывание местными делами; деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения; форму народовластия, т.е. способ осуществления народом принадлежащей ему власти; одну из разновидностей социального управления, которое существует наряду с государственным управлением; одну из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей (деление властей по горизонтали) определяет систему управления (деление властей по вертикали).

Оглавление

Введение 2
1. Понятие местного самоуправления 9
2. Система местного самоуправления 11
3. Гарантии права гражданина на осуществление местного самоуправления 13
Список литературы 17

Файлы: 1 файл

экологическое право.doc

— 313.50 Кб (Скачать)

В теории муниципального права присутствует мнение о разделении гарантий на несколько  групп, причем деление происходит по разным критериям. Так, выделяются гарантии реализации, охраны, защиты и восстановления права на осуществление местного самоуправления.

А по целевому назначению выделяются гарантии территориальной, организационной, финансово-экономической самостоятельности  местного самоуправления, а также  защиты права на осуществление местного самоуправления. Общие ценностные подходы  к охране и защите прав человека сформулированы в ст. 2 Конституции Российской Федерации, провозгласившей, что «человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства». Этот общий подход получил признание в ч.1 ст. 45 Конституции Российской Федерации, закрепляющей обязанность государства защищать права и свободы человека и гражданина. Эту обязанность Российского государства можно считать наиболее общей гарантией права гражданина на осуществление местного самоуправления.

В  гарантировании  права  гражданина  на  осуществление  местного самоуправления участвует весь механизм государства, все государственные органы. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 18) права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».

Из этой конституционной формулы  вытекает принцип связанности законодателя основными правами человека. «Главным ценностным ориентиром при принятии законов становятся не интересы государства, его органов, должностных лиц, а естественные, неотчуждаемые права человека» . Исходя из  этого принципа органы государственной власти  РФ призваны регулировать и защищать права граждан на осуществление местного самоуправления. 

Одним из элементов системы гарантий являются гарантии организационной  самостоятельности местного самоуправления. Так, ст. 131 Конституции РФ четко определяет, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

Однако на самом деле, на практике, такой самостоятельности не наблюдается. Мало того, что структура органов  местного самоуправления очень четко  расписана в ст. 34 Федерального закона №131 от 06.10.2003 года, так и внутреннее распределение моделей их организации тоже определяется не населением.

Ярким примером подобной ситуации может  служить процедура изменения  в Уставе Нижневартовска, которые  открыли дорогу применению механизма  так называемого сити-менеджера (главы администрации, осуществляющего свои полномочия по контракту). Причем эти изменения вызвали широкую волну протеста среди населения , но депутаты сделали вопреки позиции горожан.

Практика применения института  сити-менеджера в российских регионах действительно далеко неоднозначна, и роль населения здесь мало заметна. Так, южноуральские власти настоятельно рекомендуют муниципалитетам вернуться к традиционной схеме управления. Соответствующие письма правительства Челябинской области уже разосланы на места. По мнению руководителей региона, многочисленные конфликты между избранными главами администрации и наемными руководителями - сити-менеджерами приводят к потере управляемости территорий. А в условиях экономического кризиса это «может негативным образом отразиться на положении населения». В качестве примера приводится ситуация в городе Верхнем Уфалее,  Верхнеуральском, Чесменском, некоторых других районах Челябинской области. Оказалось, что сосуществование двух глав зачастую приводит к ненужному противостоянию. Поэтому должность сити-менеджера предлагается упразднить как не прошедшую проверку практикой.

Таким образом, можно задуматься о  роли данного института в системе  управления муниципальным образованием, а также о гарантии самостоятельности населения в решении подобных вопросов.

Степень гарантированности прав и  свобод граждан на местное самоуправление является важным показателем зрелости и уровня развития всей системы местного самоуправления. Поэтому крайне важно  предусмотреть и внедрять в практику такие средства гарантирования, которые позволят сделать процедуру реализации гражданином своего конституционного права на местное самоуправление простой и эффективной.

В правовом государстве крайне важно  иметь широкую систему защиты прав и свобод личности, в частности на уровне местного самоуправления – систему гарантий права на местное самоуправление, опираясь на которую каждый мог бы успешно реализовать свои права и свободы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    1. Механизм реализации конституционного права граждан на осуществление местного самоуправления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации по состоянию на 20 октября 2011 г
  2. Гражданское право. Учебник. ч. III /Под ред. Сергеева А.П., Толстого Ю.К. М., Проспект, 2008. С. 87.
  3. Сергеев А.П. Право интеллектуальной собственности в РФ. Учебник. М., Проспект, 2002, 704 с.
  4. Андреев С.Е. Договор: заключение, изменение, расторжение. М., Проспект, 2007, 376 с.
  5. Близнец И.А., Леонтьев К.Б "Авторское право и смежные права: Учебник. М., Проспект, 2011
  6. Корчагин А.Д. Интеллектуальная собственность: Словарь-справочник. М., ИНФРА, 2008.
  7. Чернышева С.А. Авторский договор в гражданском праве России. М., 2006, 104 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

         Понятие «местное  самоуправление» включает в себя комплексное и многообразное представление об организации жизнедеятельности общества и государства, которое естественно предполагает различные подходы к его толкованию. Обычно под местным самоуправлением понимается конституционно закреплённая организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Следовательно, местное самоуправление является:

а) основой конституционного строя  страны;

б) правом населения на самостоятельное  решение вопросов местного значения;

в) формой народовластия.           

 Конституция Российской Федерации,  определяя российское государство  как демократическое, закрепляет  важнейшие устои его демократизма, находящие выражение прежде всего  в народовластии, разделении властей  на законодательную, исполнительную и судебную, идеологическом и политическом многообразии, а также местном самоуправлении. Местное самоуправление* признаётся и гарантируется в статьях 3(п.2), 12, 130-133 и др. Конституции, а в Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в статье 2 прямо указывается: «Местное самоуправление как выражение власти народа составляет одну из основ конституционного строя Российской Федерации».           

 Признание местного самоуправления  в качестве одной из основ  конституционного строя предполагает  установление децентрализованной  системы управления, закрепление  иных основ взаимоотношений федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В соответствии со статьёй 12 Конституции РФ органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Следовательно, они не могут рассматриваться как структурное подразделение государственной системы управления. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» определяет предметы ведения местного самоуправления, затем разграничивает полномочия органов государственной власти РФ (ст.4) и органов государственной власти субъектов РФ (ст.5) в области местного самоуправления. В свою очередь закон Республики Хакасия ( как субъекта РФ) от 17 ноября 1998 г. «О местном самоуправлении в Республике Хакасия», аналогично определяет предметы ведения местного самоуправления (ст.7), а также разграничивает полномочия органов государственной власти РХ (ст.5) и территориальных органов государственной власти районов (ст.6) в области местного самоуправления.           

 Статьи 32(п.2) и 130 Конституции  РФ определяют местное самоуправление  как право населения на самостоятельное решение вопросов местного значения путём формирование органов местного самоуправления и через прямое участие(референдумы, выборы и другие формы волеизъявления) граждан в интересах всего населения. Российское законодательство признаёт основным субъектом права на самоуправление население городских и сельских поселений. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» закрепил: «Население городского, сельского поселения независимо от его численности не может быть лишено права на осуществление местного самоуправления» (ст.12).           

 Право населения на местное  самоуправление обеспечивается правом каждого гражданина РФ на осуществление местного самоуправления. Это право закреплено в статье 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и закона Республики Хакасия «О местном самоуправлении в Республике Хакасия». Согласно данной статье Закона граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.           

 Гражданам гарантируется право  избирать и быть избранными  в органы местного самоуправления, право равного доступа к муниципальной службе (ст.3 закона РХ «О муниципальной службе в Республике Хакасия» от 22 февраля 2000 г.), право обращаться в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления и др.           

 Право населения на осуществление  местного самоуправления предполагает также и другие формы его реализации. Это прежде всего территориальное общественное самоуправление, под которым закон понимает самоорганизацию граждан по месту жительства на части территории муниципального образования (это может быть и территория поселения, не являющегося муниципальным образованием, и территории микрорайонов, кварталов, улиц, дворов) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения (глава Х закона «О местном самоуправлении в Республике Хакасия»).           

 И наконец, согласно статье 3 Конституции РФ народ осуществляет  свою власть: а) непосредственно  (т.е. путём референдумов, выборов); б) через органы государственной  власти; в) через органы местного  самоуправления. Таким образом, местное самоуправление ¾ это одна из форм реализации народом принадлежащей ему власти.           

 Определение местного самоуправления, характеризующее его как форму  народовластия, содержится в Федеральном  законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Статья 2 данного Закона гласит: «Местное самоуправление в Российской Федерации ¾ признаваемая и гарантируемая Конституцией Российской Федерации самостоятельная и под свою ответственность деятельность населения по решению непосредственно или через органы местного самоуправления вопросов местного значения, исходя из интересов населения, его исторических и иных местных традиций». В статье 1 закона Республики Хакасия «О местном самоуправлении в Республике Хакасия» прямо указывается, что местное самоуправление в Хакасии ¾ признаваемая и гарантируемая Конституциями РФ и РХ форма народовластия.            

 Хотя законодатель констатирует  тот факт, что местное самоуправление  автономно не только в решении вопросов местного значения, но и в несении ответственности за свои действия, следует отметить, что местное самоуправление не является замкнутым для государства образованием, как бы «государством в государстве». В соответствии со статьёй 132 Конституции РФ органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями, участвовать в осуществлении государственных функций. Государственные органы вправе в этом случае осуществлять контроль за их реализацией, а также осуществлять контроль за соответствием Конституции, законодательству РФ, субъектов РФ действий местного самоуправления и их органов при решении ими различных вопросов местного значения. Однако Федеральный закон и закон РХ (ст.13, п.6) запрещает осуществление местного самоуправления органами государственной власти и государственными должностными лицами. Значит местное самоуправление не может быть отнесено исключительно к институтам гражданского общества, ибо местное самоуправление ¾ это не просто форма самоорганизации населения для решения местных вопросов. Это и форма осуществления публичной власти, власти народа. Следовательно, муниципальная власть и власть государственная ¾ это две формы власти народа.           

 Итак, местное самоуправление  как форма народовластия имеет следующие основные признаки:

1) местное самоуправление имеет особый субъект: население муниципального образования;            

2) местное самоуправление ¾ особая форма демократического механизма управления обществом и государством;            

3) местное самоуправление имеет особый объект управления: вопросы местного значения;           

4) местное самоуправление имеет особую форму организации и осуществления власти: самостоятельность;            

Информация о работе Экологическое право