Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 19:00, контрольная работа
Термин «местное самоуправление» является довольно многозначным. В научной литературе принято рассматривать местное самоуправление как право граждан, местного сообщества на самостоятельное заведывание местными делами; деятельность граждан по самостоятельному разрешению вопросов местного значения; форму народовластия, т.е. способ осуществления народом принадлежащей ему власти; одну из разновидностей социального управления, которое существует наряду с государственным управлением; одну из основ конституционного строя, основополагающий принцип организации власти, который наряду с принципом разделения властей (деление властей по горизонтали) определяет систему управления (деление властей по вертикали).
Введение 2
1. Понятие местного самоуправления 9
2. Система местного самоуправления 11
3. Гарантии права гражданина на осуществление местного самоуправления 13
Список литературы 17
В теории муниципального права присутствует мнение о разделении гарантий на несколько групп, причем деление происходит по разным критериям. Так, выделяются гарантии реализации, охраны, защиты и восстановления права на осуществление местного самоуправления.
А по целевому назначению выделяются
гарантии территориальной, организационной,
финансово-экономической
В гарантировании права гражданина на осуществление местного самоуправления участвует весь механизм государства, все государственные органы. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 18) права и свободы человека и гражданина «определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием».
Из этой конституционной формулы
вытекает принцип связанности
Одним из элементов системы гарантий являются гарантии организационной самостоятельности местного самоуправления. Так, ст. 131 Конституции РФ четко определяет, что структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
Однако на самом деле, на практике, такой самостоятельности не наблюдается. Мало того, что структура органов местного самоуправления очень четко расписана в ст. 34 Федерального закона №131 от 06.10.2003 года, так и внутреннее распределение моделей их организации тоже определяется не населением.
Ярким примером подобной ситуации может служить процедура изменения в Уставе Нижневартовска, которые открыли дорогу применению механизма так называемого сити-менеджера (главы администрации, осуществляющего свои полномочия по контракту). Причем эти изменения вызвали широкую волну протеста среди населения , но депутаты сделали вопреки позиции горожан.
Практика применения института сити-менеджера в российских регионах действительно далеко неоднозначна, и роль населения здесь мало заметна. Так, южноуральские власти настоятельно рекомендуют муниципалитетам вернуться к традиционной схеме управления. Соответствующие письма правительства Челябинской области уже разосланы на места. По мнению руководителей региона, многочисленные конфликты между избранными главами администрации и наемными руководителями - сити-менеджерами приводят к потере управляемости территорий. А в условиях экономического кризиса это «может негативным образом отразиться на положении населения». В качестве примера приводится ситуация в городе Верхнем Уфалее, Верхнеуральском, Чесменском, некоторых других районах Челябинской области. Оказалось, что сосуществование двух глав зачастую приводит к ненужному противостоянию. Поэтому должность сити-менеджера предлагается упразднить как не прошедшую проверку практикой.
Таким образом, можно задуматься о роли данного института в системе управления муниципальным образованием, а также о гарантии самостоятельности населения в решении подобных вопросов.
Степень гарантированности прав и свобод граждан на местное самоуправление является важным показателем зрелости и уровня развития всей системы местного самоуправления. Поэтому крайне важно предусмотреть и внедрять в практику такие средства гарантирования, которые позволят сделать процедуру реализации гражданином своего конституционного права на местное самоуправление простой и эффективной.
В правовом государстве крайне важно иметь широкую систему защиты прав и свобод личности, в частности на уровне местного самоуправления – систему гарантий права на местное самоуправление, опираясь на которую каждый мог бы успешно реализовать свои права и свободы.
Понятие «местное самоуправление» включает в себя комплексное и многообразное представление об организации жизнедеятельности общества и государства, которое естественно предполагает различные подходы к его толкованию. Обычно под местным самоуправлением понимается конституционно закреплённая организация власти на местах, предполагающая самостоятельное решение населением вопросов местного значения. Следовательно, местное самоуправление является:
а) основой конституционного строя страны;
б) правом населения на самостоятельное решение вопросов местного значения;
в) формой народовластия.
Конституция Российской
Признание местного
Статьи 32(п.2) и 130 Конституции
РФ определяют местное
Право населения на местное самоуправление обеспечивается правом каждого гражданина РФ на осуществление местного самоуправления. Это право закреплено в статье 3 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и закона Республики Хакасия «О местном самоуправлении в Республике Хакасия». Согласно данной статье Закона граждане имеют равные права на осуществление местного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям.
Гражданам гарантируется
Право населения на
И наконец, согласно статье
3 Конституции РФ народ
Определение местного
Хотя законодатель
Итак, местное самоуправление как форма народовластия имеет следующие основные признаки:
1) местное самоуправление имеет особый субъект: население муниципального образования;
2) местное самоуправление ¾ особая форма демократического механизма управления обществом и государством;
3) местное самоуправление имеет особый объект управления: вопросы местного значения;
4) местное самоуправление имеет особую форму организации и осуществления власти: самостоятельность;