Экологическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2012 в 05:06, контрольная работа

Краткое описание

Экологические правоотношения — это отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности, урегулированные нормами экологического и смежных отраслей права.

Оглавление

1. Субъекты экологических отношений…………………………...……………….3
2. Международная эколого-правовая ответственность………………..………….5
Задача 1……………………………………………………………………………….8
Задача 2……………………………………………………………………………….9
Список использованных источников…………………………………..………….10

Файлы: 1 файл

экологическое право.doc

— 49.00 Кб (Скачать)


 

План

 

1. Субъекты экологических отношений…………………………...……………….3

2. Международная эколого-правовая ответственность………………..………….5

Задача 1……………………………………………………………………………….8

Задача 2……………………………………………………………………………….9

Список использованных источников…………………………………..………….10


1. Субъекты экологических отношений

 

Экологические правоотношения — это отношения в сфере охраны, оздоровления и улучшения окружающей природной среды, предупреждения и устранения вредных последствий воздействия на нее хозяйственной и иной деятельности, урегулированные нормами экологического и смежных отраслей права.

Экологические правоотношения могут быть классифицированы по различным основаниям: по субъектам, то есть участникам экологических правоотношений, их объектам, степени правовой охраны и др. Так, в соответствии с Законом "Об охране окружающей среды" следует различать правовые отношения в сфере:

- естественных экологических систем и озонового слоя атмосферы;

- земельных, водных, лесных отношений, отношений по поводу использования и охраны атмосферного воздуха, животного мира, микроорганизмов, генетического фонда, природных ландшафтов;

- особо охраняемых природных объектов (заповедников, заказников, национальных природных парков и др.).

Субъекты экологического права – это лица, которые обладают правами и обязанностями, предусмотренными экологическим законодательством.

Конституцией РФ предусмотрено, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются как основа жизни и деятельности народов. Государство гарантирует защиту экологических прав человека и гражданина. Из этого следует, что государство как субъект в лице своего компетентного органа является участником экологических правоотношений. Государство является субъектом экологических правоотношений и в том случае, если природные ресурсы на законных основаниях переходят в собственность юридических или физических лиц или передаются им во владение, постоянное или временное пользование (аренду).

Юридическое или физическое лицо, которое воздействует на природную среду с целью ее использования, воспроизводства или охраны также выступает в качестве субъекта экологических отношений. К таким субъектам относятся также граждане, иностранные и хозяйствующие субъекты.

Хозяйствующие субъекты – предприятия, учреждения, организации, которые воздействуют на природную среду, в том числе граждане, которые занимаются предпринимательской деятельностью, а также граждане, которые осуществляют общее или специальное природопользование.

Носителями полномочий по управлению и контролю в области охраны окружающей природной среды являются государственные органы.

Объекты экологических правоотношений – природные объекты. В их качестве могут выступать как отдельные природные объекты, так и естественная среда обитания в целом.

Законом предусмотрено, что в определенных условиях объектами экологических правоотношений могут быть природные комплексы – заповедники, заказники, памятники природы, лечебно—оздоровительные районы и т. д.

Особенности содержания экологических правоотношений находятся в зависимости от природного объекта, в отношении которого они возникают. Исходя из того различают права и обязанности в земельном, водном, лесном и недренном правоотношениях, которые связаны с использованием и охраной земель, вод, лесов, недр. При этом особо выделены отраслевые права и обязанности, которые направлены на защиту отдельных природных объектов. Однако наряду с отраслевыми существуют и комплексные полномочия. Они устанавливают права и обязанности относительно охраны всей природной среды. Такими полномочиями наделены специальные органы государства по охране природной среды и хозяйствующие субъекты – природопользователи, которые используют природу для выполнения своих практических задач.

 

 

2. Международная эколого-правовая ответственность

 

Экологическая ответственность – сложный социальный и эколого-правовой институт: в перспективном смысле – это обязанность соблюдать нормы взаимоотношений общества и природы с целью сохранения научно-обоснованного сочетания экологических и экономических интересов, в ретроспективном – обязанность претерпевать неблагоприятные последствия нарушения норм взаимодействия общества и природы. В основе экологической ответственности лежит экологическое нарушение, которое выражается в несоблюдении или невыполнении норм, обеспечивающих гармоничное, научно-обоснованное сочетание экологии и экономики в процессе общественного развития. В основе экологических нарушений – объективное противоречие между экологическими и экономическими интересами, существующее в системе "общество-природа". Экологическими нарушениями следует считать не согласованное с интересами охраны экологической среды поведение человека, продиктованное удовлетворением экономических потребностей, причиняющее вред природной среде.

Таким образом, экологическая ответственность – это экономико-правовой комплекс, соединяющий в себе нормы и соответствующие им отношения по возмещению и предупреждению вреда природной среде.

Экологическая ответственность выполняет три функции: стимулирующую, компенсационную, превентивную.

Стимулирующая функция проявляется в наличии экономических и правовых стимулов, понуждающих в охране экологических интересов; компенсационная направлена на восстановление потерь природной среды в форме натуральной или денежной компенсации; превентивная предупредительно воздействует на поведение контрагента путем применения мер наказания и взыскания ущерба.

Существуют экономическая и юридическая формы данной ответственности. Экономическая ответственность базируется на правомерной деятельности и регулируется экономическими методами. Юридическая ответственность порождается неправомерными деяниями и регулируется административно-правовыми методами. Экономическая ответственность в отличие от юридической, которая наступает по факту правонарушения, возникает по факту причинения вреда.

Механизм эколого-экономической ответственности зависит от конкретных видов данной ответственности. Эколого-правовая ответственность – одна из разновидностей юридической ответственности, действующая в системе латвийского права.

Первая ее часть возникает из природоохранительных правоотношений по факту нарушения требований охраны природной среды.

Вторая часть рождается из уголовных, административных, гражданских, трудовых правоотношений, возникающих в связи с применением соответствующих санкций за допущенные правонарушения.

Говоря о международном сотрудничестве в целях охраны природы, можно констатировать то, что человечество наконец осознало нависшую над собой опасность и стало принимать активные меры по предотвращению дальнейшего загрязнения окружающей среды. Для реализации этих мер и были созданы различные международные организации. Кроме того, их создание было обусловлено и тем, что загрязнение окружающей среды приобрело глобальный характер и усилий отдельно взятых государств стало недостаточно для их решения.

На данный момент в мире существует несколько групп организаций занимающихся охраной окружающей среды. Во-первых это организации системы ООН, во-вторых это различные межправительственные и неправительственные организации, в-третьих это системы мониторинга и наблюдения за состоянием окружающей среды, а также различные научные и учебные заведения занимающиеся изучением данной проблемы.

Сегодня становится всё более очевидной необходимость более серьёзного взаимодействия между различным экологическими организациями для максимально действенной охраны окружающей среды.

Конечно, здесь приведены сведения далеко не все о всех международных организациях системы ООН в целях охраны природы. Приведены примеры лишь наиболее известных организаций, деятельность которых в той или иной мере связанна с охраной окружающей среды. Их вклад в дело охраны природы трудно переоценить, ведь чаще всего под эгидой именно этих организаций создавались различные фонды, общества и другие объединения, призванные оберегать природу. Кроме того, организации системы ООН, зачастую, являются самыми многочисленными по числу членов, так как во многих случаях они объединяют государства входящие в ООН.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача 1

 

По окончании разработки угольного карьера горнообогатительная фабрика решила использовать карьер для захоронения отходов производства и сброса сточных вод.

Оцените ситуацию и разъясните порядок ликвидации месторождений полезных ископаемых.

 

Решение:

 

Действия фабрики не законны. Перечень видов работ, мероприятий, которые должны быть проведены при ликвидации или консервации предприятия по добыче полезных ископаемых, определены Постановлением Госгортехнадзора РФ от 2.06.1999г. № 33 "Об утверждении Инструкции о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами", Инструкцией Госгортехнадзора от 22.05.2002г. № 22 "О порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов". Невыполнение этих работ влечет административную ответственность в соответствии со ст. 8.10 КоАП РФ.

 


Задача 2

 

Золотухин В.М., не имея права на охоту, незаконно отстрелял лося в охотничьих угодьях общества охотников, разделал тушу убитого зверя и при помощи Павлихина А.С. перевез на его лошади к нему домой на хранение, за что передал Павлихину часть лося. Позднее Золотухин пытался на принадлежащей ему автомашине "Москвич" перевезти незаконно добытое в город, но был задержан органами милиции. Продукты незаконной охоты и автотранспортное средство, на котором они доставались, были конфискованы. Павлихин был привлечен к уголовной ответственности.

Решите дело.

 

Решение:

 

Согласно ч.1 ст.258 УК РФ незаконная охота на территории заповедника, заказника либо в зоне экологического бедствия или в зоне чрезвычайной экологической ситуации наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев.

 


Список использованных источников

 

1.                   Российская Федерация. Законы. Уголовный кодекс Российской Федерации [Текст]: федер. закон [принят 13.06.1996 № 63-ФЗ (ред. от 31.10.2002) // СЗ РФ. – 1996. - № 25. – Ст. 2954.

2.                   Российская Федерация. Законы. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях [Текст]: федер. закон [принят Гос. Думой 30 декабря 2001г.] // СЗ РФ. – 2002. - № 1. – Ст. 1.

3.                   Российская Федерация. Постановления. Об утверждении Инструкции о порядке ведения работ по ликвидации и консервации опасных производственных объектов, связанных с пользованием недрами [Текст]: Постановление Госгортехнадзора РФ от 2.06.1999г. № 33.

4.                   Российская Федерация. Инструкции. О порядке ликвидации, консервации скважин и оборудования их устьев и стволов [Текст]: Инструкция Госгортехнадзора от 22.05.2002г. № 22.

5.                   Желваков, Э. Н. Экологические правонарушения и ответственность. - М.: ЭАО Бизнес-школа "Интел-Синтез", 2004.

6.                   Ерофеев, Б. В. Экологическое право. Учебник. Издание второе, переработанное и дополненное. - М.: Юрист, 2006.

7.                   Балашенко, С.А., Демичев, Д.М. Экологическое право. Издание второе. - Минск "УРАДЖАЙ". 2005. – 398с.

 

5

 



Информация о работе Экологическое право