Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 12:27, контрольная работа
Являясь составной частью природной среды, животный мир выступает как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота веществ и энергии природы, активно влияющий на функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом.
Введение
Первый экологический закон
гласит: все взаимосвязано со всем, а значит,
и шага нельзя ступить, не задев чего – либо.
Каждый шаг человека по обычной лужайке
– это десятки погубленных микроорганизмов,
спугнутых насекомых, изменяющих миграционные
пути, а может
быть и снижающих свою естественную продуктивность.
Поэтому необдуманное поведение человеческого общества в природных
экосистемах напоминает поведение слона
в посудной лавке лишь с той разницей,
что разбитую слоном посуду можно заменить
вновь изготовленной, а
погубленные природные объекты и экологические
взаимосвязи между ними нарушаются необратимо.
Являясь составной частью природной среды, животный мир выступает как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота веществ и энергии природы, активно влияющий на функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом.
Вместе с тем животный мир имеет большое экономическое значение как источник получения пищевых продуктов промышленного, технического, лекарственного сырья и других материальных ценностей и поэтому выступает как природный ресурс для зверобойного, китобойного, рыболовного и других видов промысла.
Отдельные виды животных имеют большое культурное, научное, эстетическое, воспитательное, лечебное значение.
Объектом использования и охраны
являются только дикие животные (млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, земноводные
рыбы, а также моллюски, насекомые и др.),
обитающие в состоянии естественной свобод
на суше, в воде, атмосфере, в почве, постоянно
или временно
населяющие территорию страны. Не являются
таким объектом сельскохозяйственные
и другие домашние животные, а также
дикие животные, содержащиеся в неволе
или полуневоле для
хозяйственных, культурных, научных, эстетических
или иных целей. Они являются имуществом, принадлежащим на праве собственности
государству, кооперативным, общественным организациям, гражданам, и
используются и охраняются в соответствии
с законодательством,
касающимся государственной и личной
собственности1.
Особенностью животного мира является то, что он возобновляем, правда, для этого необходимо соблюдение определенных условий, непосредственно связанных с охраной животных. При истреблении, нарушении условий их существования определенные виды животных могут окончательно исчезнуть, и их возобновление будет невозможно. И наоборот, поддержание условий существования животного мира, регулирование численности животных, принятие мер к разведению исчезающих видов способствуют их восстановлению и возобновлению. Животный мир поддается преобразовательной деятельности человека: возможно одомашнивание диких животных, скрещивание и выведение новых видов, выращивание в искусственных условиях отдельных видов животных и переселение их в естественные места обитания.
__________
1. Б.В. Ерофеев. Экологическое право – М.: «Высшая школа», 2011. – С.120.
2. Государственное управление эколого – правовым режимом животного мира
К областям регулирования
отношений по охране и использованию животного
мира, в соответствии с действующим
законодательством, относятся: распоряжение
животным миром; определение общих мероприятий
и установление основных положений, правил
и норм в этой
области; разработка и утверждение общественных
планов по охране и рациональному использованию животного мира;
установление систем государственного
учета животных и их использования и порядка ведения
государственного кадастра животного
мира; государственный
контроль за охраной и использованием
животного мира и установление порядка
его осуществления; решение других
вопросов.
Государственное управление
в области эколого – правового режима
пользования животным миром осуществляется Советом
Министров РФ, местной администрацией,
а также специально уполномоченными на то государственными
органами по охране и регулированию использования
животного мира и иными государственными
органами.
Специально уполномоченными органами являются:
- по наземным животным и птицам – Главное \ управление охотничьего
хозяйства и заповедников при Совете Министров РФ;
- по рыбным запасам - министерства рыбного хозяйства республик, их органы рыбоохраны1.
Функции управления эколого – правовым режимом пользования животным миром следующие: государственный учет животных и их использование, государственный кадастр животного мира; планирование мероприятий в области охраны и использования животного мира; государственный контроль за охраной и использованием
_________
Животного мира; разрешение споров, связанных с пользованием животным
миром.
Согласно статье 31 Закона, для
обеспечения охраны и организации рационального использования животного мира
проводится государственный учет животных
и их использования и ведется государственный
кадастр животного мира, содержащий совокупность
сведений о географическом распространении
видов (групп видов) животных, их численности,
характеристики необходимых им угодий,
современного хозяйственного использования
животных и другие необходимые данные.
К животным, подлежащим учету и занесению
в кадастр, относятся животные, являющиеся в установленном порядке объектами
охоты, промысловые водные беспозвоночные
и промысловые морские млекопитающие,
насекомые (вредители леса и растений
и полезные для
леса и сельскохозяйственных культур),
животные, занесенные в Красную книгу,
занесенные в перечни, утвержденные Академией
наук РФ и Министерством здравоохранения
РФ, а также находящиеся на территории
государственных заповедников и природных
национальных парков.
Наряду с дикими животными объектом государственного
кадастра животного мира признаны также необходимые им угодья
(земельные, водные, лесные), что обусловлено
неразрывной органической связью животного
мира со средой его обитания и интересами
обеспечения
животных необходимыми условиями существования
и в первую очередь кормами.
Государственный контроль за охраной
и использованием животного мира имеет
своей задачей обеспечить выполнение
всеми министерствами, государственными
комитетами, кооперативными и другими общественными
предприятиями, учреждениями, организациями,
а также гражданами обязанностей
по охране животного мира, соблюдение
установленного
порядка пользования животным миром и
иных правил, установленным законодательством,
об охране и использовании животного
мира.
Государственный контроль за охраной
и использованием животного мира осуществляется соответствующим
Наряду с государственным контролем осуществляется также ведомственный контроль за охраной и использованием животного мира теми органами, в ведении которых находятся предприятия, учреждения, пользующиеся объектами животного мира.
Функции государственного контроля выполняет Государственная охотничья инспекция Главохоты РФ, ее подразделения в областях, краях, автономиях. Государственные инспекционные задачи по охране лесных животных осуществляет также и лесная охрана.
Государственный контроль за
охраной и воспроизводством рыбных запасов
выполняют Главное управление по охране
и воспроизводству рыбных запасов и регулированию
рыболовства (Главрыбвод) Минрыбхоза РФ,
бассейновые управления, инспекции рыбоохраны
по областям,
краям, автономиям, районам. В борьбе с браконьерством активную
роль играют органы внутренних дел. Совместно
с государственными органами
контроль за охраной и использованием
животного мира
производится и обществами охотников
и рыболовов, общественными инспекциями
по охране животного мира, создаваемыми
при органах охотнадзора и рыбоохраны.
3. Виды права пользования животным миром
Правовой основой природоохранительной деятельности государства в данной сфере являются Закон РСФСР «Об охране и использовании животного мира», а также охотничье и рыболовное законодательство.
Пользователями животного мира
(ст. 10 Закона) могут быть государственные, кооперативные и другие общественные
предприятия, учреждения, организации
и граждане. Они могут осуществлять следующие
виды пользования животным миром: охоту,
рыболовство
(включая добывание беспозвоночных и морских
млекопитающих, не относящихся к объектам охоты и рыболовства); в научных,
культурно-просвятительных, воспитательных
и эстетических целях; использование полезных
свойств жизнедеятельности животных –
почвообразователей,
естественных санитаров среди опылителей
растений и др.; в целях получения продуктов жизнедеятельности животных1.
Одним их основных видов пользования животным миром является охота (ст.12 Закона) – промысловое добывание диких зверей и птиц, любительская и спортивная охота.
Для организации спортивно – любительской охоты созданы добровольные общества – республиканские общества охотников, Всеармейское военно – охотничье общество, охотничье общество, которые наделено правом выдачи охотничьих билетов и приему испытаний по охотминимуму.
В этом случае удостоверением на охоту служат охотничий билет, путевка, выданная обществом охотников, и лицензия на отстрел (отлов) соответствующего вида и количества животных с указанием срока их отстрела (отлова) и места охоты. При промысловой охоте такими документами являются план – наряд на отстрел определенного вида промысловых животных или договор с охотопромысловым хозяйством на отстрел животных, лицензия на добычу лицензионных видов животных. Добывание диких животных в порядке научно-исследовательской охоты производится по разрешениям органов охраны животного мира и платным лицензиям на отстрел (отлов) животных.
Рыболовство (ст. 13 Закона) – промысловый лов рыбы, добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих, а также любительский и спортивный лов рыбы и добывание водных беспозвоночных –
__________
1. С.Г. Макевнин, А.А. Вакулин «Охрана природы» - М.: «Колос», 2011. – С. 104.
осуществляется в установленном порядке.
Все водоемы, которые используются
или могут быть использованы для промысловой добычи рыбы, других видов водных
животных либо имеют значение для воспроизводства
рыбных запасов, считаются рыбохозяйственными
и находятся в ведении Минрыбхоза РФ и
под его
контролем. Правилами рыболовства по отдельным
рыбохозяйственным водоемам и водным бассейнам определяются места
лова, сроки лова рыбы и других водных
животных, перечень запрещенных к отлову ценных
рыб, нормы вылова ценных пород рыбы на
одного гражданина,
список разрешенных и запрещенных орудий
лова и другие требования.
Промысловая добыча производится на рыбохозяйственных участках, предоставляемых в пользование по договорам с государственными, кооперативными и другими рыбозаготовительными организациями. За пределами данных участков лов рыбы этими организациями осуществляется по билетам органов рыбного хозяйства. Научно-исследовательские организации проводят лов рыбы по специальным разрешениям органов рыбоохраны.
Спортивно – любительский лов разрешается всем гражданам бесплатно на водоемах общего пользования: на водоемах (или отдельных участках этих водоемов), где рыболовство организуется обществами охотников и рыболовов, членами этих обществ, а на водоемах, которые определены органами рыбоохраны под организацию культурных рыбных хозяйств, обществ охотников и рыболовов, - по разрешениям, выдаваемым этими обществами бесплатно или за плату.
Предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам (ст. 14 Закона) разрешается добывание животных, не относящимся к объектам охоты и рыболовства.
Законодательством устанавливаю
В соответствии со ст. 16 Закона допускается использование полезных свойств жизнедеятельности животных без изъятия их из природной Среды, за исключением отдельных случаев. Согласно ст. 17 Закона использование животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности допускается без изъятия животных, а также без их уничтожения и без нарушения Среды их обитания.
Среди оснований прекращения права пользования животным миром (ст. 29 Закона) выделяются следующие: минование надобности в пользовании или отказ от него; истечение установленного срока пользования; возникновение необходимости изъятия из пользования объектов животного мира в целях охраны животных; ликвидация предприятия, учреждения, организации, которым было предоставлено право пользования; невыполнение пользователями установленных правил, норм и иных требований по охране и использованию животного мира.
4. Правовая охрана животного мира
Основные требования, которые должны соблюдаться при планировании и осуществлении мероприятий, могущих воздействовать на среду обитания животных и состояние животного мира.
К этим требованиям относятся: необходимость сохранения видового многообразия животных в состоянии естественной свободы; охрана Среды обитания, условий размножения и путей миграции животных; сохранение целостности естественных сообществ животных; научно обоснованное рациональное использование и воспроизводство животного мира; регулирование численности животных в целях охраны здоровья населения и предотвращение ущерба народному хозяйству. Последнее требование предусмотрено законом, в котором говорится, что мероприятия по регулированию численности отдельных видов животных должны осуществляться гуманными способами, исключающими причинение вреда другим видам животных и обеспечивающими сохранность среды обитания животных.
Меры охраны животного мира зафиксированы в статье 21 Закона. Некоторые требования получают конкретизацию в других статьях Закона.
Так, требование охраны Среды обитания, условий размножения и путей миграции конкретизируется применительно к хозяйственной деятельности, а именно: при размещении, проектировании, строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, в совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных территорий, прибрежных и занятых кустарником территорий, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения, а также при размещении, проектировании и строительстве железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, каналов, платин и иных гидротехнических сооружений должно быть обеспечено осуществление мероприятий по выполнению данного требования (ст. 23 Закона).