Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 12:27, контрольная работа
Являясь составной частью природной среды, животный мир выступает как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота веществ и энергии природы, активно влияющий на функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом.
Введение
Первый экологический закон 
гласит: все взаимосвязано со всем, а значит, 
и шага нельзя  ступить, не задев чего – либо. 
Каждый шаг человека по обычной лужайке 
– это десятки  погубленных микроорганизмов, 
спугнутых насекомых, изменяющих миграционные 
пути, а может  
быть и снижающих свою естественную продуктивность. 
Поэтому необдуманное поведение  человеческого общества в природных 
экосистемах напоминает поведение слона 
в посудной  лавке лишь с той разницей, 
что разбитую слоном посуду можно заменить 
вновь изготовленной, а  
погубленные природные объекты и экологические 
взаимосвязи между ними нарушаются необратимо. 
Являясь составной частью природной среды, животный мир выступает как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота веществ и энергии природы, активно влияющий на функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом.
Вместе с тем животный мир имеет большое экономическое значение как источник получения пищевых продуктов промышленного, технического, лекарственного сырья и других материальных ценностей и поэтому выступает как природный ресурс для зверобойного, китобойного, рыболовного и других видов промысла.
Отдельные виды животных имеют большое культурное, научное, эстетическое, воспитательное, лечебное значение.
Объектом использования и охраны 
являются только дикие животные (млекопитающие,  птицы, пресмыкающиеся, земноводные 
рыбы, а также моллюски, насекомые и др.), 
обитающие в  состоянии естественной свобод 
на суше, в воде, атмосфере, в почве, постоянно 
или временно  
населяющие территорию страны. Не являются 
таким объектом сельскохозяйственные 
и другие  домашние животные, а также 
дикие животные, содержащиеся в неволе 
или полуневоле для  
хозяйственных, культурных, научных, эстетических 
или иных целей. Они являются имуществом,  принадлежащим на праве собственности 
государству, кооперативным, общественным  организациям, гражданам, и 
используются и охраняются в соответствии 
с законодательством,  
касающимся государственной и личной 
собственности1. 
Особенностью животного мира является то, что он возобновляем, правда, для этого необходимо соблюдение определенных условий, непосредственно связанных с охраной животных. При истреблении, нарушении условий их существования определенные виды животных могут окончательно исчезнуть, и их возобновление будет невозможно. И наоборот, поддержание условий существования животного мира, регулирование численности животных, принятие мер к разведению исчезающих видов способствуют их восстановлению и возобновлению. Животный мир поддается преобразовательной деятельности человека: возможно одомашнивание диких животных, скрещивание и выведение новых видов, выращивание в искусственных условиях отдельных видов животных и переселение их в естественные места обитания.
__________
1. Б.В. Ерофеев. Экологическое право – М.: «Высшая школа», 2011. – С.120.
2. Государственное управление эколого – правовым режимом животного мира
 К областям регулирования 
отношений по охране и использованию животного 
мира, в  соответствии с действующим 
законодательством, относятся: распоряжение 
животным миром; определение общих мероприятий 
и установление основных положений, правил 
и норм в этой  
области; разработка и утверждение общественных 
планов по охране и рациональному использованию животного мира; 
установление систем государственного 
учета животных и их использования и порядка ведения 
государственного кадастра животного 
мира; государственный  
контроль за охраной и использованием 
животного мира и установление порядка 
его осуществления; решение других 
вопросов. 
Государственное управление 
в области эколого – правового режима 
пользования животным миром осуществляется Советом 
Министров РФ, местной администрацией, 
а также специально уполномоченными на то государственными 
органами по охране и регулированию использования  
животного мира и иными государственными 
органами. 
Специально уполномоченными органами являются:
- по наземным животным и птицам – Главное \ управление охотничьего
хозяйства и заповедников при Совете Министров РФ;
- по рыбным запасам - министерства рыбного хозяйства республик, их органы рыбоохраны1.
Функции управления эколого – правовым режимом пользования животным миром следующие: государственный учет животных и их использование, государственный кадастр животного мира; планирование мероприятий в области охраны и использования животного мира; государственный контроль за охраной и использованием
_________
Животного мира; разрешение споров, связанных с пользованием животным
миром.
Согласно статье 31 Закона, для 
обеспечения охраны и организации рационального использования животного мира 
проводится государственный учет животных 
и их использования и ведется государственный 
кадастр животного мира, содержащий совокупность 
сведений о географическом распространении 
видов (групп видов) животных, их численности,  
характеристики необходимых им угодий, 
современного хозяйственного использования 
животных и другие необходимые данные.  
          К животным, подлежащим учету и занесению 
в кадастр, относятся животные, являющиеся в установленном порядке объектами 
охоты, промысловые водные беспозвоночные 
и промысловые морские млекопитающие, 
насекомые (вредители леса и растений 
и полезные для  
леса и сельскохозяйственных культур), 
животные, занесенные в Красную книгу, 
занесенные в перечни, утвержденные Академией 
наук РФ и Министерством здравоохранения 
РФ, а также находящиеся на территории 
государственных заповедников и природных 
национальных парков.  
Наряду с дикими животными объектом государственного 
кадастра животного мира признаны также необходимые им угодья 
(земельные, водные, лесные), что обусловлено 
неразрывной органической связью животного 
мира со средой его обитания и интересами 
обеспечения  
животных необходимыми условиями существования 
и в первую очередь кормами.  
            Государственный контроль за охраной 
и использованием животного мира имеет 
своей задачей обеспечить выполнение 
всеми министерствами, государственными 
комитетами, кооперативными и другими общественными 
предприятиями, учреждениями, организациями, 
а также гражданами обязанностей 
по охране животного мира, соблюдение 
установленного  
порядка пользования животным миром и 
иных правил, установленным законодательством, 
об охране и использовании животного 
мира.  
            Государственный контроль за охраной 
и использованием животного мира осуществляется соответствующим
Наряду с государственным контролем осуществляется также ведомственный контроль за охраной и использованием животного мира теми органами, в ведении которых находятся предприятия, учреждения, пользующиеся объектами животного мира.
Функции государственного контроля выполняет Государственная охотничья инспекция Главохоты РФ, ее подразделения в областях, краях, автономиях. Государственные инспекционные задачи по охране лесных животных осуществляет также и лесная охрана.
Государственный контроль за 
охраной и воспроизводством рыбных запасов 
выполняют Главное управление по охране 
и воспроизводству рыбных запасов и регулированию 
рыболовства (Главрыбвод) Минрыбхоза РФ, 
бассейновые управления, инспекции рыбоохраны 
по областям,  
краям, автономиям, районам. В борьбе с браконьерством активную 
роль играют органы внутренних дел. Совместно 
с государственными органами 
контроль за охраной и использованием 
животного мира  
производится и обществами охотников 
и рыболовов, общественными инспекциями 
по охране животного мира, создаваемыми 
при органах охотнадзора и рыбоохраны. 
3. Виды права пользования животным миром
Правовой основой природоохранительной деятельности государства в данной сфере являются Закон РСФСР «Об охране и использовании животного мира», а также охотничье и рыболовное законодательство.
Пользователями животного мира 
(ст. 10 Закона) могут быть государственные, кооперативные и другие общественные 
предприятия, учреждения, организации 
и граждане. Они могут осуществлять следующие 
виды пользования животным миром: охоту, 
рыболовство  
(включая добывание беспозвоночных и морских 
млекопитающих, не относящихся к объектам охоты и рыболовства); в научных, 
культурно-просвятительных, воспитательных 
и эстетических целях; использование полезных 
свойств жизнедеятельности животных – 
почвообразователей,  
естественных санитаров среди опылителей 
растений и др.; в целях получения продуктов жизнедеятельности животных1. 
Одним их основных видов пользования животным миром является охота (ст.12 Закона) – промысловое добывание диких зверей и птиц, любительская и спортивная охота.
Для организации спортивно – любительской охоты созданы добровольные общества – республиканские общества охотников, Всеармейское военно – охотничье общество, охотничье общество, которые наделено правом выдачи охотничьих билетов и приему испытаний по охотминимуму.
В этом случае удостоверением на охоту служат охотничий билет, путевка, выданная обществом охотников, и лицензия на отстрел (отлов) соответствующего вида и количества животных с указанием срока их отстрела (отлова) и места охоты. При промысловой охоте такими документами являются план – наряд на отстрел определенного вида промысловых животных или договор с охотопромысловым хозяйством на отстрел животных, лицензия на добычу лицензионных видов животных. Добывание диких животных в порядке научно-исследовательской охоты производится по разрешениям органов охраны животного мира и платным лицензиям на отстрел (отлов) животных.
Рыболовство (ст. 13 Закона) – промысловый лов рыбы, добывание водных беспозвоночных и морских млекопитающих, а также любительский и спортивный лов рыбы и добывание водных беспозвоночных –
__________
1. С.Г. Макевнин, А.А. Вакулин «Охрана природы» - М.: «Колос», 2011. – С. 104.
осуществляется в установленном порядке.
Все водоемы, которые используются 
или могут быть использованы для промысловой добычи рыбы, других видов водных 
животных либо имеют  значение для воспроизводства 
рыбных запасов, считаются рыбохозяйственными 
и находятся в ведении Минрыбхоза РФ и 
под его  
контролем. Правилами рыболовства по отдельным 
рыбохозяйственным водоемам и водным бассейнам определяются места 
лова, сроки лова рыбы и других водных 
животных, перечень запрещенных к отлову ценных 
рыб, нормы вылова ценных пород рыбы на 
одного гражданина,  
список разрешенных и запрещенных орудий 
лова и другие требования. 
Промысловая добыча производится на рыбохозяйственных участках, предоставляемых в пользование по договорам с государственными, кооперативными и другими рыбозаготовительными организациями. За пределами данных участков лов рыбы этими организациями осуществляется по билетам органов рыбного хозяйства. Научно-исследовательские организации проводят лов рыбы по специальным разрешениям органов рыбоохраны.
Спортивно – любительский лов разрешается всем гражданам бесплатно на водоемах общего пользования: на водоемах (или отдельных участках этих водоемов), где рыболовство организуется обществами охотников и рыболовов, членами этих обществ, а на водоемах, которые определены органами рыбоохраны под организацию культурных рыбных хозяйств, обществ охотников и рыболовов, - по разрешениям, выдаваемым этими обществами бесплатно или за плату.
Предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам (ст. 14 Закона) разрешается добывание животных, не относящимся к объектам охоты и рыболовства.
Законодательством устанавливаю
В соответствии со ст. 16 Закона допускается использование полезных свойств жизнедеятельности животных без изъятия их из природной Среды, за исключением отдельных случаев. Согласно ст. 17 Закона использование животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности допускается без изъятия животных, а также без их уничтожения и без нарушения Среды их обитания.
Среди оснований прекращения права пользования животным миром (ст. 29 Закона) выделяются следующие: минование надобности в пользовании или отказ от него; истечение установленного срока пользования; возникновение необходимости изъятия из пользования объектов животного мира в целях охраны животных; ликвидация предприятия, учреждения, организации, которым было предоставлено право пользования; невыполнение пользователями установленных правил, норм и иных требований по охране и использованию животного мира.
4. Правовая охрана животного мира
Основные требования, которые должны соблюдаться при планировании и осуществлении мероприятий, могущих воздействовать на среду обитания животных и состояние животного мира.
К этим требованиям относятся: необходимость сохранения видового многообразия животных в состоянии естественной свободы; охрана Среды обитания, условий размножения и путей миграции животных; сохранение целостности естественных сообществ животных; научно обоснованное рациональное использование и воспроизводство животного мира; регулирование численности животных в целях охраны здоровья населения и предотвращение ущерба народному хозяйству. Последнее требование предусмотрено законом, в котором говорится, что мероприятия по регулированию численности отдельных видов животных должны осуществляться гуманными способами, исключающими причинение вреда другим видам животных и обеспечивающими сохранность среды обитания животных.
Меры охраны животного мира зафиксированы в статье 21 Закона. Некоторые требования получают конкретизацию в других статьях Закона.
Так, требование охраны Среды обитания, условий размножения и путей миграции конкретизируется применительно к хозяйственной деятельности, а именно: при размещении, проектировании, строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, в совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных территорий, прибрежных и занятых кустарником территорий, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения, а также при размещении, проектировании и строительстве железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, каналов, платин и иных гидротехнических сооружений должно быть обеспечено осуществление мероприятий по выполнению данного требования (ст. 23 Закона).