Экологическое право

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2014 в 12:27, контрольная работа

Краткое описание

Являясь составной частью природной среды, животный мир выступает как неотъемлемое звено в цепи экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота веществ и энергии природы, активно влияющий на функционирование естественных сообществ, структуру и естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства воды и качество окружающей природной среды в целом.

Файлы: 1 файл

ЭКОЛОГИЧЕСКОЕ ПРАВО.docx

— 40.87 Кб (Скачать)

 

 

Введение 

Первый экологический закон гласит: все взаимосвязано со всем, а значит, и шага нельзя  ступить, не задев чего – либо. Каждый шаг человека по обычной лужайке – это десятки  погубленных микроорганизмов, спугнутых насекомых, изменяющих миграционные пути, а может  
быть и снижающих свою естественную продуктивность. Поэтому необдуманное поведение  человеческого общества в природных экосистемах напоминает поведение слона в посудной  лавке лишь с той разницей, что разбитую слоном посуду можно заменить вновь изготовленной, а  
погубленные природные объекты и экологические взаимосвязи между ними нарушаются необратимо. 

Являясь составной частью природной среды, животный мир выступает как неотъемлемое звено  в цепи экологических систем, необходимый компонент в процессе круговорота веществ и энергии  природы, активно влияющий на функционирование естественных сообществ, структуру и  естественное плодородие почв, формирование растительного покрова, биологические свойства  воды и качество окружающей природной среды в целом.

Вместе с тем животный мир имеет  большое экономическое значение как источник получения пищевых продуктов промышленного,  технического, лекарственного сырья и других материальных ценностей и поэтому выступает как  природный ресурс для зверобойного, китобойного, рыболовного и других видов промысла. 

Отдельные виды животных имеют большое культурное, научное, эстетическое, воспитательное, лечебное значение. 

 

 

 

 

 

  1. Животный мир как объект эколого – правового режима 

Объектом использования и охраны являются только дикие животные (млекопитающие,  птицы, пресмыкающиеся, земноводные рыбы, а также моллюски, насекомые и др.), обитающие в  состоянии естественной свобод на суше, в воде, атмосфере, в почве, постоянно или временно  
населяющие территорию страны. Не являются таким объектом сельскохозяйственные и другие  домашние животные, а также дикие животные, содержащиеся в неволе или полуневоле для  
хозяйственных, культурных, научных, эстетических или иных целей. Они являются имуществом,  принадлежащим на праве собственности государству, кооперативным, общественным  организациям, гражданам, и используются и охраняются в соответствии с законодательством,  
касающимся государственной и личной собственности1. 

Особенностью животного мира является то, что он возобновляем, правда, для этого необходимо соблюдение определенных условий, непосредственно связанных с охраной  животных. При истреблении, нарушении условий их существования определенные виды животных  могут окончательно исчезнуть, и их возобновление будет невозможно. И наоборот, поддержание условий существования животного мира, регулирование численности животных, принятие мер к  разведению исчезающих видов способствуют их восстановлению и возобновлению. Животный  мир поддается преобразовательной деятельности человека: возможно одомашнивание диких  животных, скрещивание и выведение новых видов, выращивание в искусственных условиях  отдельных видов животных и переселение их в естественные места обитания. 

 

 

__________

1. Б.В. Ерофеев. Экологическое право – М.: «Высшая школа», 2011. – С.120.

2. Государственное  управление эколого – правовым режимом животного мира 

 К областям регулирования отношений по охране и использованию животного мира, в  соответствии с действующим законодательством, относятся: распоряжение животным миром; определение общих мероприятий и установление основных положений, правил и норм в этой  
области; разработка и утверждение общественных планов по охране и рациональному использованию животного мира; установление систем государственного учета животных и их использования и порядка ведения государственного кадастра животного мира; государственный  
контроль за охраной и использованием животного мира и установление порядка его осуществления; решение других вопросов. 

Государственное управление в области эколого – правового режима пользования животным миром осуществляется Советом Министров РФ, местной администрацией, а также специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования  
животного мира и иными государственными органами. 

Специально уполномоченными органами являются: 

- по наземным животным  и птицам – Главное \ управление охотничьего

хозяйства и заповедников при Совете Министров РФ;

- по рыбным запасам - министерства  рыбного хозяйства республик, их  органы рыбоохраны1. 

Функции управления эколого – правовым режимом пользования животным миром следующие: государственный учет животных и их использование, государственный кадастр животного мира; планирование мероприятий в области охраны и использования животного мира; государственный контроль за охраной и использованием

       _________

  1. Н.Н. Родзевич, К.В. Пашканг «Охрана и преобразование природы» - М.: «Просвещение», 2012. С. 87. 

 

Животного мира; разрешение споров, связанных с пользованием животным      

миром. 

Согласно статье 31 Закона, для обеспечения охраны и организации рационального использования животного мира проводится государственный учет животных и их использования и ведется государственный кадастр животного мира, содержащий совокупность сведений о географическом распространении видов (групп видов) животных, их численности,  
характеристики необходимых им угодий, современного хозяйственного использования животных и другие необходимые данные.  
          К животным, подлежащим учету и занесению в кадастр, относятся животные, являющиеся в установленном порядке объектами охоты, промысловые водные беспозвоночные и промысловые морские млекопитающие, насекомые (вредители леса и растений и полезные для  
леса и сельскохозяйственных культур), животные, занесенные в Красную книгу, занесенные в перечни, утвержденные Академией наук РФ и Министерством здравоохранения РФ, а также находящиеся на территории государственных заповедников и природных национальных парков.  
Наряду с дикими животными объектом государственного кадастра животного мира признаны также необходимые им угодья (земельные, водные, лесные), что обусловлено неразрывной органической связью животного мира со средой его обитания и интересами обеспечения  
животных необходимыми условиями существования и в первую очередь кормами.  
            Государственный контроль за охраной и использованием животного мира имеет своей задачей обеспечить выполнение всеми министерствами, государственными комитетами, кооперативными и другими общественными предприятиями, учреждениями, организациями, а также гражданами обязанностей по охране животного мира, соблюдение установленного  
порядка пользования животным миром и иных правил, установленным законодательством, об охране и использовании животного мира.  
            Государственный контроль за охраной и использованием животного мира осуществляется соответствующими органами исполнительной власти, а также специально уполномоченными на то органами. 

Наряду с государственным контролем осуществляется также ведомственный контроль за охраной и использованием животного мира теми органами, в ведении которых находятся предприятия, учреждения, пользующиеся объектами животного мира. 

Функции государственного контроля выполняет Государственная охотничья инспекция Главохоты РФ, ее подразделения в областях, краях, автономиях. Государственные инспекционные задачи по охране лесных животных осуществляет также и лесная охрана. 

Государственный контроль за охраной и воспроизводством рыбных запасов выполняют Главное управление по охране и воспроизводству рыбных запасов и регулированию рыболовства (Главрыбвод) Минрыбхоза РФ, бассейновые управления, инспекции рыбоохраны по областям,  
краям, автономиям, районам. В борьбе с браконьерством активную роль играют органы внутренних дел. Совместно с государственными органами контроль за охраной и использованием животного мира  
производится и обществами охотников и рыболовов, общественными инспекциями по охране животного мира, создаваемыми при органах охотнадзора и рыбоохраны. 

 

          3. Виды права пользования животным миром 

Правовой основой природоохранительной деятельности государства в данной сфере являются Закон РСФСР «Об охране и использовании животного мира», а также охотничье и рыболовное законодательство. 

Пользователями животного мира (ст. 10 Закона) могут быть государственные, кооперативные и другие общественные предприятия, учреждения, организации и граждане. Они могут осуществлять следующие виды пользования животным миром: охоту, рыболовство  
(включая добывание беспозвоночных и морских млекопитающих, не относящихся к объектам охоты и рыболовства); в научных, культурно-просвятительных, воспитательных и эстетических целях; использование полезных свойств жизнедеятельности животных – почвообразователей,  
естественных санитаров среди опылителей растений и др.; в целях получения продуктов жизнедеятельности животных1. 

Одним их основных видов пользования животным миром является охота (ст.12 Закона) – промысловое добывание диких зверей и птиц, любительская и спортивная охота.

Для организации спортивно – любительской охоты созданы добровольные общества – республиканские общества охотников, Всеармейское военно – охотничье общество, охотничье общество, которые наделено правом выдачи охотничьих билетов и приему испытаний по охотминимуму.

В этом случае удостоверением на охоту служат охотничий билет, путевка, выданная обществом охотников, и лицензия на отстрел (отлов) соответствующего вида и количества животных с указанием срока их отстрела (отлова) и места охоты. При промысловой охоте такими документами являются план – наряд на отстрел определенного вида промысловых животных или договор с охотопромысловым хозяйством на отстрел животных, лицензия на добычу лицензионных видов животных. Добывание диких животных в порядке научно-исследовательской охоты производится по разрешениям органов охраны животного мира и платным лицензиям на отстрел (отлов) животных. 

Рыболовство (ст. 13 Закона) – промысловый лов рыбы, добывание водных беспозвоночных  и морских млекопитающих, а также любительский и спортивный лов рыбы и добывание водных беспозвоночных –

 

          __________

1. С.Г. Макевнин, А.А. Вакулин «Охрана природы» - М.: «Колос», 2011. – С. 104.

 

осуществляется в установленном порядке. 

Все водоемы, которые используются или могут быть использованы для промысловой добычи рыбы, других видов водных животных либо имеют значение для воспроизводства рыбных запасов, считаются рыбохозяйственными и находятся в ведении Минрыбхоза РФ и под его  
контролем. Правилами рыболовства по отдельным рыбохозяйственным водоемам и водным бассейнам определяются места лова, сроки лова рыбы и других водных животных, перечень запрещенных к отлову ценных рыб, нормы вылова ценных пород рыбы на одного гражданина,  
список разрешенных и запрещенных орудий лова и другие требования. 

Промысловая добыча производится на рыбохозяйственных участках, предоставляемых в пользование по договорам с государственными, кооперативными и другими рыбозаготовительными организациями. За пределами данных участков лов рыбы этими организациями осуществляется по билетам органов рыбного хозяйства. Научно-исследовательские организации проводят лов рыбы по специальным разрешениям органов рыбоохраны. 

Спортивно – любительский лов разрешается всем гражданам бесплатно на водоемах общего пользования: на водоемах (или отдельных участках этих водоемов), где рыболовство организуется обществами охотников и рыболовов, членами этих обществ, а на водоемах, которые определены органами рыбоохраны под организацию культурных рыбных хозяйств, обществ охотников и рыболовов, - по разрешениям, выдаваемым этими обществами бесплатно или за плату. 

Предприятиям, учреждениям, организациям и гражданам (ст. 14 Закона) разрешается добывание животных, не относящимся к объектам охоты и рыболовства.

Законодательством устанавливаются перечни животных, добывание которых осуществляется только по разрешениям, выдаваемыми специально уполномоченными на то государственными органами по охране и регулированию использования животного мира, а также перечни тех видов, добывание которых запрещается.

В соответствии со ст. 16 Закона допускается использование полезных свойств жизнедеятельности животных без изъятия их из природной Среды, за исключением отдельных случаев. Согласно ст. 17 Закона использование животных в целях получения продуктов их жизнедеятельности допускается без изъятия животных, а также без их уничтожения и без нарушения Среды их обитания.

Среди оснований прекращения права пользования животным миром (ст. 29 Закона) выделяются следующие: минование надобности в пользовании или отказ от него; истечение установленного срока пользования; возникновение необходимости изъятия из пользования объектов животного мира в целях охраны животных; ликвидация предприятия, учреждения, организации, которым было предоставлено право пользования; невыполнение пользователями установленных правил, норм и иных требований по охране и использованию животного мира.

 

 

4. Правовая охрана  животного мира 

Основные требования, которые должны соблюдаться при планировании и осуществлении мероприятий, могущих воздействовать на среду обитания животных и состояние животного мира.

К этим требованиям относятся: необходимость сохранения видового многообразия животных в состоянии естественной свободы; охрана Среды обитания, условий размножения и путей миграции животных; сохранение целостности естественных сообществ животных; научно обоснованное рациональное использование и воспроизводство животного мира; регулирование численности животных в целях охраны здоровья населения и предотвращение ущерба народному хозяйству.   Последнее требование предусмотрено законом, в котором говорится, что мероприятия по регулированию численности отдельных видов животных должны осуществляться гуманными способами, исключающими причинение вреда другим видам животных и обеспечивающими сохранность среды обитания животных.

Меры охраны животного мира зафиксированы в статье 21 Закона. Некоторые требования получают конкретизацию в других статьях Закона.

Так, требование охраны Среды обитания, условий размножения и путей миграции конкретизируется применительно к хозяйственной деятельности, а именно: при размещении, проектировании, строительстве населенных пунктов, предприятий, сооружений и других объектов, в совершенствовании существующих и внедрении новых технологических процессов, введении в хозяйственный оборот целинных земель, заболоченных территорий, прибрежных и занятых кустарником территорий, мелиорации земель, осуществлении лесных пользований, проведении геологоразведочных работ, добыче полезных ископаемых, определении мест выпаса и прогона сельскохозяйственных животных, разработке туристических маршрутов и организации мест массового отдыха населения, а также при размещении, проектировании и строительстве железнодорожных, шоссейных, трубопроводных и других транспортных магистралей, линий электропередачи и связи, каналов, платин и иных гидротехнических сооружений должно быть обеспечено осуществление мероприятий по выполнению данного требования (ст. 23 Закона).

Информация о работе Экологическое право