Источники экологического права

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2014 в 14:26, реферат

Краткое описание

Важной предпосылкой формирования и становления экологического права в качестве самостоятельной отрасли российского права с точки зрения общей теории права является наличие обширного и кодифицированного экологического законодательства, системы его источников. Она включает многочисленные нормативные акты, которые регулируют использование и охрану окружающей природной среды.
Новейшее российское законодательство в этом плане опережает законодательство других государств и международные документы, в которых понятие "экологическая безопасность" используется чрезвычайно редко.

Оглавление

Введение.………………………………………………………………………..…3
1. Общее понятие источников экологического права………………………..…4
2. Классификация источников экологического права. …………………...……6
3. Основные источники экологического права………………………………….8
Заключение…………………………………………………………………….....15
Список использованной литературы …………………………….…………….16

Файлы: 1 файл

Источники экологического права.docx

— 41.85 Кб (Скачать)

 

 

Содержание

 

Введение.………………………………………………………………………..…3

1. Общее понятие источников экологического права………………………..…4

2. Классификация источников экологического права. …………………...……6

3. Основные источники экологического права………………………………….8

Заключение…………………………………………………………………….....15

Список использованной литературы …………………………….…………….16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Важной предпосылкой формирования и становления экологического права в качестве самостоятельной отрасли российского права с точки зрения общей теории права является наличие обширного и кодифицированного экологического законодательства, системы его источников. Она включает многочисленные нормативные акты, которые регулируют использование и охрану окружающей природной среды.

Новейшее российское законодательство в этом плане опережает законодательство других государств и международные документы, в которых понятие "экологическая безопасность" используется чрезвычайно редко.

Такое состояние российского экологического законодательства иногда квалифицируется как неоправданное забегая вперед по сравнению с законодательством других стран, своего рода увлечение правовой риторикой, манипулирование понятийно-терминологическим аппаратом.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Общее понятие источников экологического права.

Под источниками права в юридическом смысле понимается особая форма выражения правил поведения, делающая их общеобязательными. То или иное правило поведения, чтобы стать юридически обязательным, должно быть облечено в определенную правовую форму. Оно должно быть выражено в виде закона, указa, постановления, решения, приказа, инструкции или в иной установленной форме.

Под источниками экологического права понимаются нормативно-правовые акты, содержащие нормы, регулирующие отношения в сфере взаимодействия общества и природы.

Источники права окружающей среды имеют ряд особенностей. Так, с учетом того, что земельное, водное, лесное законодательство, законодательство о недрах и об охране окружающей среды отнесено Конституцией РФ к предметам совместного ведения Федерации и ее субъектов, эколого-правовые нормы устанавливаются на обоих уровнях. Еще одна наиболее существенная особенность предопределена характером самой отрасли как комплексной в системе российского права. Правовые нормы данной отрасли имеют «прописку» в разных отраслях права. Наряду со специальным законодательством об окружающей среде, природоресурсным законодательством, они содержатся в актах гражданского, конституционного, предпринимательского, уголовного и иного законодательства.

В целом можно выделить три основные группы признаков, по которым правовые нормы не совпадают с их носителями - источниками экологического права:

1) по форме выражения. Источник права может быть  выражен только нормативным текстом, и поэтому устных источников  экологического права не существует. Источник существует только в  виде каких-либо нормативно-правовых  актов: закон, кодекс, устав, положение, инструкция и т.п. Правовая же  норма может быть выражена  и отсутствием того или иного  нормативно-правового акта или  его молчанием.

2) по структуре  отраслей. Если эколого-правовые  нормы составляют экологическое  право как отрасль права, то  нормативно-правовые акты составляют  отрасль законодательства. Отрасль  права имеет только вертикальную  структуру, а отрасль законодательства  может иметь наряду с вертикальной и горизонтальную структуру. Например, наряду с земельным законодательством РФ существует земельное законодательство и других субъектов РФ;

3) по структуре  первичных элементов, составляющих  норму права и нормативный  акт. Если норма права имеет  постоянную структуру (гипотезу, диспозицию, санкцию), то нормативно-правовой  акт может содержать бесконечное  многообразие внутренних элементов: статьи, пункты, абзацы и т.п. Соответственно  в одном пункте, статье закона  и другом элементе нормативно-правового  акта может содержаться несколько  правовых норм либо одна правовая  норма может содержаться в  нескольких нормативно-правовых  актах.

Источники экологического права должны отвечать следующим требованиям:

1. Нормативно-правовой  акт должен иметь объективно  выраженную форму в виде документа, издаваемого соответствующим компетентным  органом.

2. Не всякий документ  может быть нормативно-правовым  актом, а лишь принятый уполномоченным  на то государственным органом  либо негосударственной организацией, которой делегированы права на  принятие данных нормативных  актов.

3. Принятые уполномоченными  органами государства нормативно-правовые  акты должны иметь форму, определенную  законом. Так, Государственная Дума  принимает федеральные законы, федеральные  конституционные законы и постановления; Правительство РФ - постановления  и распоряжения; Президент РФ  издает указы и распоряжения; федеральные министерства и ведомства, а также другие органы исполнительной  власти издают приказы и инструкции  и т.п. В случае нарушения формы  принятого нормативного акта  он должен быть отменен.

4. Наконец, для того, чтобы тот или иной документ  стал источником экологического  права, он должен быть принят  в условиях установленной процессуальной  формы правотворчества. Не может  считаться нормативно-правовым актом  решение компетентного органа, сели  оно принято по конкретному  делу и в отношении конкретных  лиц. Так, не считаются нормативно-правовыми  решения правительства о финансировании  того или иного объекта, о выделении  материально-технических средств  на проведение природоохранных работ и т.п.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Классификация источников экологического права.

 

В цивилизованном юридическом пространстве, где функционируют различные исторически обусловленные правовые системы, существуют следующие виды источников правовой обычай, нормативный акт, судебный прецедент, договор, общие принципы, идеи идоктрины, религиозные тексты. Не все эти источники права действуют одновременно и с одной силой — на их действие влияют специфические черты правовых систем той или иной страны особенности национального права в рамках единой правовой семьи, периоды развития, традиции. Для России характерно главенствование нормативных актов в большинстве отраслей права, но в последнее время, и прежде всего в области охраны среды, начинают приобретать значение общие принципы, договоры и обычаи.

Источники экологического права могут быть классифицированы по следующим основаниям:

1. По юридической силе  все источники подразделяются  на законы и подзаконные акты.

Законы как источники экологического права представляют собой нормативные акты, принимаемые представительным и законодательным органом РФ - Федеральным Собранием, состоящим из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Среди законов можно выделить федеральные законы, занимающие верховное место среди нормативно-правовых актов и являющиеся руководящими основами в дальнейшей правотворческой деятельности по совершенствованию экологического законодательства. К числу федеральных законов относят прежде всего Конституцию РФ, федеральные конституционные законы (так, Закон о статусе депутатов регламентирует реализацию депутатами конституционных положений, направленных на реализацию экологического благополучия в стране); иные федеральные законы, не имеющие значения конституционных, которые регулируют отдельные аспекты природопользования. Например, Законом о животном мире предусмотрены меры по взаимодействию общества с миром дикой фауны, Федеральный закон РФ от 21 июля 1994 г. "О Конституционном Суде РФ" , который обеспечивает механизм действия законодательства конституционного уровня.

Подзаконные нормативные акты как источники экологического права представляют собой документы правового характера, принимаемые Правительством РФ, правительствами республик РФ, органами исполнительной власти субъектов Федерации, министерствами и ведомствами, а также иными органами и должностными лицами, имеющими право на принятие данных актов.

2. По предмету регулирования  все источники экологического  права делятся на общие и специальные.

Общие источники характерны тем, что предмет их регулирования охватывает как экологические общественные отношения, так и иные, не относящиеся к сфере экологии. Например, Конституция РФ регулирует не только экологические отношения, но и гражданские, жилищные, семейные и прочие отношения.

Специальные источники отличаются от общих тем, что имеют предметом регулирования только экологические общественные отношения.

3. По направленности правового  регулирования все источники  можно подразделить на материальные и процессуальные.

Материальные источники имеют предметом своего регулирования экологические общественные отношения, складывающиеся по поводу тех или иных природных объектов. Например, таковыми являются отношения по непосредственной эксплуатации земель, водных объектов, участков леса, выделенных под рубку и т.п.

Процессуальные источники в отличие от материальных направлены на процедуру обеспечения природопользования, являются формой его обеспечения. Так, для получения земельного участка в пользование законом предусмотрена процедура обращения в местные органы исполнительной власти, оформления землеустроительных документов, выбора места отвода, согласования места отвода участка с заинтересованными лицами и т.п.

4. По характеру нормативно-правовых  актов источники можно условно  подразделить на кодифицированные и не являющиеся таковыми.

К кодифицированным относятся нормативные акты, в которых в ходе правотворческой деятельности произведена и приведена в соответствие с системой регулируемых отношений систематизация нормативного материала. Такие нормативные акты отличаются более высоким качеством и, как правило, являются головными в той или иной отрасли права. К их числу следует отнести прежде всего Закон РФ об охране окружающей природной среды.

Подавляющее число экологических нормативно-правовых актов относится к числу некодифицированных, они регулируют отдельные стороны сферы природопользования. Систематизация нормативных актов осуществляется на практике, как правило, в форме инкорпорации, то есть объединения в каком-либо источнике по предметному признаку без изменения формы самих нормативно-правовых актов.

5. По степени значимости  в регулировании экологических  общественных отношений источники  экологического права можно подразделить  на основные нормативно-правовые  акты и вспомогательные.

Основные нормативно-правовые акты составляют конструкцию действующего законодательства и представляют собой закрепленные в этих актах правила общего характера, распространяемые на неопределенный круг лиц. Например, земельным законодательством предусмотрена обязанность рационально использовать закрепленную за землепользователями землю. Вспомогательные нормативно-правовые акты имеют, в основном, технико-юридический характер и позволяют применять тот или иной нормативный акт к регулируемому правоотношению. Отсутствие вспомогательных нормативных актов затрудняет применение и основных.

3. Основные источники  экологического права.

Систему источников экологического права образуют:

  1. Конституция Российской Федерации;

  1. Федеративные договоры;

  1. Международные договоры РФ, общепризнанные принципы международного права;

  1. Законы (конституционные и федеральные);

  1. Указы и распоряжения Президента РФ;

  1. Постановления и распоряжения Правительства РФ;

  1. Конституции, уставы, законы, иные нормативные правовые акты субъектов РФ;

  1. Нормативные правовые акты министерств и ведомств;

  1. Нормативные правовые акты органов местного самоуправления;

  1. Локальные нормативные правовые акты;

  1. Судебные решения.

3.1. Конституция Российской Федерации.

При анализе Конституции РФ как источника экологического права можно выделить две группы норм: общего характера, важных с точки зрения последовательного обеспечения охраны окружающей среды, рационального природопользования и экологической безопасности, и непосредственно экологические.

     В соответствии  со ст. 7 Конституции Российская  Федерация - социальное государство, политика которого направлена  на создание условий, обеспечивающих  достойную жизнь и свободное  развитие человека. Эта норма  имеет непосредственное отношение  к экологическому праву, прежде  всего в части обеспечения, соблюдения  и защиты, экологических прав  каждого. "Достойная жизнь человека", которая должна обеспечиваться  в социальном государстве, включает  в свое содержание, наряду с  материальной обеспеченностью, благополучием, также экологические аспекты.

     Конституция  устанавливает, что земля и другие  природные ресурсы используются  и охраняются в Российской  Федерации как основа жизни  и деятельности народов, проживающих  на соответствующей территории (ч. 1 ст. 9). Это положение может оцениваться как конституционное закрепление экологической функции государства и субъектов – природопользователей. Оно содержит их обязанность обеспечить охрану окружающей среды и отдельных природных ресурсов.

Информация о работе Источники экологического права