Экологические права

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:53, дипломная работа

Краткое описание

В системе правовых категорий, эффективно обеспечивающих рациональное природопользование и охрану окружающей среды, особое место занимает правопорядок, являясь одной из ведущих правовых категорий, от научной разработки, которой зависят как состояние самой науки экологического права, так и практика законотворческая и практика по установлению экологического правового порядка.

Оглавление

Введение
Глава 1 Права граждан в сфере природопользования
1.1 Понятие и общая характеристика прав природопользователей
1.2 Права граждан в области охраны окружающей среды
1.3 Экологические права и обязанности граждан и их объединений
1.4 Применение методов защиты нарушенных экологических прав граждан
Глава 2 Экологические правонарушения и их меры пресечения
2.1 Понятие экологических правонарушений
2.2 Негативное воздействие деятельности предприятий
2.3 Виды ответственности за экологические правонарушения
Глава 3 Судебная практика в области защиты экологических прав

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 323.50 Кб (Скачать)

Право общего природопользования имеет внеэкономический характер, так  как не направлено на извлечение прибыли  от использования природных ресурсов.

Специальное природопользование — это направленное на удовлетворение экономических интересов природопользователей использование природных ресурсов, осуществляемое в соответствии с  разрешительной системой регулирования  природопользования и предполагающее, как правило, выделение природного объекта в обособленное пользование отдельным субъектам.

Специальное природопользование реализуется в формах комплексного природопользования и специального пользования водами, недрами, объектами  животного мира, другими природными ресурсами.

Комплексное природопользование — это использование предприятием природоресурсного потенциала территории, включающей совокупность природных  ресурсов, объектов, системообразующих  факторов и условий (в том числе  климатических, геологических, гидрологических и др.) таким образом, что эксплуатация (добыча, изъятие) одного вида природного ресурса наносит наименьший ущерб другим природным ресурсам, а хозяйственная деятель¬ность природопользователя оказывает в целом минимально возможное вредное воздействие на окружающую среду.

Имеются следующие виды специального природопользования:

• особое водопользование (ст. 87 ВК. РФ) — водные объекты, находящиеся  в федеральной собственности, по решению Правительства РФ могут  предоставляться в особое пользование: для обеспечения нужд обороны, федеральных энергетических систем, федерального транспорта, а также для иных государственных и муниципальных нужд;

• пользование водными  объектами для сброса сточных  вод (ст. 144 ВКРФ);17

• пользование атмосферой — для выброса загрязняющих веществ предприятиями и иными стационарными источниками (ст. 15—22 ФЗ «Об охране атмосферного воздуха»).18

 

 

 

 

 

1.3 Экологические права  и обязанности граждан и их  объединений

 

Структура юридической  обязанности соответствует структуре  субъективного права и тоже включает в себя четыре компонента: необходимость совершать определенные действия либо воздержаться от них; необходимость для правообязанного лица отреагировать на обращенные к нему законные требования управомоченного; необходимость нести ответственность за неисполнение этих требований; необходимость не препятствовать контрагенту пользоваться тем благом, в отношении которого он имеет право. 19

Очевидно, что мы можем  рассчитывать на соблюдение принадлежащего нам от рождения права на благоприятную окружающую среду, лишь если сами будем охранять природу и беречь ее богатства. Без соответствующих обязанностей права и свободы "зависают", не будучи обеспечены должными действиями других лиц, организаций, государства, от которых зависит нормальная реализация этих прав и свобод. Принимая на себя обязательства по обеспечению прав граждан, государство вправе требовать от них правомерного поведения, которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических нормах.20

Если субъективные экологические права - новое явление российского экологического законодательства, то регламентация обязанностей является традиционным требованием этого законодательства. В ст. 58 Конституции России установлена обязанность каждого сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам. Примерно в такой форме эта обязанность была выражена в предыдущей Конституции России.

Обязанность каждого  сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к  природным богатствам можно рассматривать  как правовую и как моральную. Каждый человек и гражданин, если его жизнедеятельность связана с вредным воздействием на окружающую среду и использованием природных богатств, обязан соблюдать соответствующие адресованные им требования законодательства, нарушение которых влечет правовые последствия. Юридическая ответственность выполняет функцию гарантии исполнения гражданами возложенных на них обязанностей. В то же время в цивилизованном обществе забота о природе, охрана окружающей среды являются проявлением культуры этого общества и нравственным долгом его членов. Забота о природе - моральный долг каждого и по отношению к экологическим интересам последующих поколений.

Юридическим критерием  соблюдения обязанностей сохранять  природу и окружающую среду и  бережно относиться к природным богатствам служит осуществление человеком деятельности, связанной с вредным воздействием на окружающую природную среду и природопользованием, в соответствии с требованиями экологического законодательства.

Конституционные обязанности  сохранять природу и окружающую среду и бережно относиться к природным богатствам развиты в действующем законодательстве РФ. Статья 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» устанавливает обязанности граждан сохранять природу и окружающую среду; бережно относиться к природе и природным богатствам; соблюдать иные требования законодательства. Обратим внимание на то, что в Конституции субъектом обязанности является «каждый», а в Законе - граждане. Юридическое понятие «каждый» более широкое.

Наиболее полно обязанности граждан по охране природы и бережному использованию природных богатств как природопользователей определены в природоресурсном законодательстве.

Так, в соответствии со ст. 42 Земельного кодекса РФ собственники земельных участков, а также лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны: использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вреда окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами; своевременно приступить к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами; своевременно производить платежи за землю; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные Земельным кодексом и федеральными законами.

Обязанности пользователей  других природных ресурсов определены Законом Российской Федерации «О недрах» (ст. 22), Водным кодексом РФ (ст. 39), Федеральным законом «О животном мире» (ст. 40), Федеральным законом «Об охране атмосферного воздуха» (ст. 30).

Нарушение установленных в законодательстве обязанностей влечет применение мер юридической ответственности.

 Для более эффективной  и организованной защиты своих  экологических прав граждане  вправе создавать общественные  и иные некоммерческие экологические  объединения.

 Действующая норма  ст. 12 Закона «об охране окружающей среды» является более прогрессивной по сравнению с ранее предусматривавшейся аналогичной нормой Закона «об охране окружающей природной среды» 1991 г., согласно которой в Российской Федерации действовали экологические и иные общественные объединения.

 Такая классификация  форм участия общественности  в области охраны окружающей  среды конкретизировалась и в  иных экологических законах. Например, согласно ст. 20 Закона об экологической  экспертизе, общественная экологическая экспертиза может проводиться только теми общественными объединениями, основным направлением деятельности которых в соответствии с их уставами является охрана окружающей природной среды, в том числе организация и проведение экологической экспертизы.

 В действующем законе  предлагается другая классификация  форм экологического объединения  граждан, упоминая наряду со  ставшими традиционными формами  - общественными объединениями - еще и некоммерческие экологические  объединения.

 С позиций гражданского законодательства, некоммерческие объединения (юридические лица) - это категория родовая, включающая в себя в качестве разновидности и общественные объединения. Юридические лица, являющиеся некоммерческими организациями, могут создаваться в форме потребительских кооперативов, общественных или религиозных организаций (объединений), финансируемых собственником учреждений, благотворительных и иных фондов, а также в других формах, предусмотренных законом. Так, Федеральный закон от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» предусматривает, кроме указанных в ГК, и ряд других организационно-правовых форм некоммерческих объединений, таких, например, как некоммерческое партнерство или автономная некоммерческая организация, создаваемые для достижения общественно полезных целей.21

 На сегодняшний  день наиболее характерной для  Российской Федерации формой  организации граждан пока продолжает  оставаться общественное объединение.  Такие объединения в соответствии  со ст. 7 Федерального закона от 19.05.1995 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» могут создаваться в нескольких организационно-правовых формах: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятельности.22

 Общественные экологические объединения по критерию численности могут различаться от насчитывающих в своем составе нескольких человек до нескольких десятков и даже сотен; по территориальному охвату они могут быть локальные, региональные и общероссийские; по уровню решаемых проблем - от локальных до глобальных; по специализации от небольшого числа рассматриваемых проблем до проведения широкого комплекса экологически значимых работ; по отношению к государственным органам - от сотрудничества до выступления с альтернативных позиций.23

 В настоящий момент в Российской Федерации действует более одной тысячи общественных экологических объединений.

 Все экологические  организации (объединения) по  критерию характера осуществляемых  видов деятельности можно подразделить  на три группы.

Во-первых, общественные объединения, осуществляющие открытый перечень неюридических видов природоохранной деятельности, например, научную, образовательную, воспитательную, культурно-оздоровительную и т.д.

Во-вторых, общественные организации, занимающиеся конкретными проблемами охраны окружающей среды, например, охраной животных (Межреспубликанский благотворительный фонд в защиту животных «Россиянин») или сохранением видового разнообразия птиц (Союз охраны птиц в России).

В-третьих, общественные объединения, участвующие в разработке нормативных правовых актов, парламентских слушаниях, осуществляющие защиту экологических прав граждан в судах и другую правовую помощь населению, проводящие общественные экологические экспертизы, участвующие в подготовке референдумов по экологическим вопросам и т.д.24

 Именно осуществление  судебной защиты экологических  прав и законных интересов  граждан представляется наиболее  важным в практическом отношении  видом деятельности общественных  и иных некоммерческих объединений.25

 Формирование института участия общественности в процедуре принятия экологически значимых решений является необходимым условием становления демократического правового государства в Российской Федерации, поскольку именно гражданские инициативы являются той движущей силой, которая способствует недопущению негативного воздействия на окружающую среду при размещении потенциально опасных промышленных объектов.

 Наиболее эффективной  формой участия общественности  в принятии таких решений является  участие граждан и их объединений  в обсуждении генеральных планов городских округов и поселений, а также правил землепользования и застройки, поскольку именно этими видами градостроительной документации определяются стратегические параметры застройки территории муниципальных образований, и на этой стадии оптимальнее всего обратить внимание органов власти на недопустимость игнорирования экологических интересов населения.

 

 

 

 

1.4 Применение методов  защиты нарушенных экологических  прав граждан

 

Самозащита 

 

Конституция Российской Федерации предусматривает, что каждый гражданин вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом (п. 2 ст. 45). Среди незапрещенных законом способов следует упомянуть самозащиту своего права каждым гражданином. Она прямо предусмотрена ГК РФ (ст. 12) при защите гражданских прав.

Самозащита – это  такой порядок защиты гражданских  прав, при котором управомоченный субъект защищает свои права собственными действиями, без обращения в суд  или иной юрисдикционный орган.

Способы самозащиты должны быть соразмерны нарушению и не выходить за пределы действий, необходимых для его пресечения.

Закон "Об охране окружающей природной среды" (ст. 11) тоже указывает  способы, которыми обеспечивается право  каждого гражданина на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды, вызванного хозяйственной или иной деятельностью, аварий, катастроф, стихийных бедствий. Среди названных способов право на самозащиту не упоминается. Но это не значит, что самозащита гражданами сложившегося благоприятного экологического правопорядка не допустима. Она возможна уже в силу упомянутого конституционного предписания.

Самозащита гражданами и юридическими лицами экологического правопорядка означает, прежде всего, их собственные деяния по реализации своего конституционного права на благоприятную окружающую среду. Она допустима лишь правомерными деяниями (активными и пассивными). При самозащите должны учитываться правила необходимой обороны (при защите жизни и здоровья) и крайней необходимости (при защите иных прав).

 

Следует различать индивидуальную и коллективную самозащиту экологического правопорядка.

Индивидуальная самозащита осуществляется субъектом (гражданином  и юридическим лицом) от своего имени  и своими средствами. Объектами индивидуальной самозащиты гражданина выступают жизнь, здоровье гражданина и принадлежащие ему имущество и природные объекты. Объектами самозащиты юридического лица могут быть только имущество и природные объекты и ресурсы.

Способы такой самозащиты могут быть самые разнообразные. Обязательным условием их использования выступает правомерность действий, препятствующих правонарушителю осуществлять свое негативное воздействие на экологический правопорядок. Когда правомерность самозащиты прямо не вытекает из предписанных законом действий, то граждане и юридические лица, на наш взгляд, должны руководствоваться принципом "правомерности действий по самозащите свих экологических прав, если не доказано иное". При этом не допускаются действия граждан и юридических лиц, осуществляемые исключительно с намерением причинить вред другому лицу, а также злоупотребление правом в иных формах" (ст. 10 ГК РФ). По аналогии можно и нужно при этом учитывать правило о том, что в случаях, когда закон ставит защиту гражданских прав в зависимость от того, осуществлялись ли эти права разумно и добросовестно, разумность действий и добросовестность участников гражданских правоотношений предполагаются (ст. 10 ГК РФ). При самозащите жизни и здоровья граждан нельзя превышать пределы необходимой обороны, а при защите имущества и природных объектов руководствоваться правилами о крайней необходимости.

Информация о работе Экологические права