Экологические права

Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Мая 2013 в 20:53, дипломная работа

Краткое описание

В системе правовых категорий, эффективно обеспечивающих рациональное природопользование и охрану окружающей среды, особое место занимает правопорядок, являясь одной из ведущих правовых категорий, от научной разработки, которой зависят как состояние самой науки экологического права, так и практика законотворческая и практика по установлению экологического правового порядка.

Оглавление

Введение
Глава 1 Права граждан в сфере природопользования
1.1 Понятие и общая характеристика прав природопользователей
1.2 Права граждан в области охраны окружающей среды
1.3 Экологические права и обязанности граждан и их объединений
1.4 Применение методов защиты нарушенных экологических прав граждан
Глава 2 Экологические правонарушения и их меры пресечения
2.1 Понятие экологических правонарушений
2.2 Негативное воздействие деятельности предприятий
2.3 Виды ответственности за экологические правонарушения
Глава 3 Судебная практика в области защиты экологических прав

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Word (2).doc

— 323.50 Кб (Скачать)

Коллективная самозащита гражданами экологических прав и  экологического правопорядка предусмотрена  законодательством более развернуто. Такая самозащита используется гражданами, прежде всего, в сочетании их с правом на объединение в общественные организации в области охраны окружающей природной среды. Общественные объединения могут создаваться в одной из следующих организационно-правовых форм: общественная организация, общественное движение, общественный фонд, общественное учреждение, орган общественной самодеятельности. Все они, независимо от их организационно-правовых форм, равны перед законом[41].

Закон (ст. 13 Закона "Об охране окружающей природной среды") предоставляет названным общественным экологическим объединениям полномочия в области охраны окружающей природной среды.

Коллективные формы  защиты экологического правопорядка важны  и необходимы тогда, когда право  на благоприятную окружающую среду  нарушается у значительного числа  граждан либо у целого региона населения. Избрание той или иной формы коллективной самозащиты предопределяется характером экологического правонарушения, его опасности и размерами проявления.

Среди форм коллективной самозащиты следует специально остановиться на необходимости проведения референдумов. По этой форме коллективных действий в области охраны окружающей природной среды сложилась определенная позиция некоторых авторов. По мнению председателя Центра экологической политики России члена-корреспондента РАН, профессора А. В. Яблокова, референдум - самое мощное оружие решения экологических проблем. Но этот способ не был использован при разработке Концепции обеспечения экологической безопасности Москвы на период до 2002 года.

Учитывая характеристики экологической обстановки в г. Москве наверное было правильным обсуждение Концепции вынести на референдум и не ограничивать ее тремя годами жизни, пока ее утвердят, пока доведут до исполнителей, срок ее действия и закончится, а средства финансирования будут использованы на другие нужды.

 

Следует согласиться  с выводом профессора С. А. Боголюбова[42], что инициаторы проведения референдума  должны быть готовы к тому, что спор о необходимости референдума  и правомочности формулировки вопроса, предлагаемого на референдум, придется решать в судебном порядке. Этого не следует бояться, так как такой судебный процесс должен быть направлен на поиск справедливости и привлечет внимание населения. Сам факт нежелания властей дать населению возможность высказаться по животрепещущему вопросу резко укрепит позиции экологической организации и создаст благоприятные возможности для дальнейшего укрепления экологического правопорядка.

 

Защита в судебном порядке

 

В тех ситуациях, когда  поиски компромисса с государственными органами оказываются безуспешными либо диалог с властью имущими не удается, граждане и экологические организации могут обратиться в судебные органы. В сегодняшних реалиях России это достаточно мощная альтернатива стратегии действий для граждан. Действующее законодательство предусматривает весьма широкие возможности для судебной защиты прав граждан.

Перечислим основные формы юридической деятельности, доступные для граждан России, которые заинтересованы в улучшении  окружающей среды:

1. Защита  экологических прав граждан в Конституционном  Суде РФ

2. Защита  экологических прав Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации

3. Защита  экологических прав и Европейский  суд по правам человека

 

Защита  экологических прав граждан в Конституционном  Суде РФ

Важная  роль в механизме защиты экологических  прав граждан принадлежит Конституционному Суду РФ. Статья 125 Конституции РФ определяет круг нормативно-правовых актов, конституционность которых проверяет Конституционный Суд РФ. Это -- федеральные законы, нормативные акты Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ; конституции республик, уставы, а также законы и Другие нормативные акты субъектов Российской Федерации; договоры между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов Федерации; не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации.

Конституционный Суд РФ осуществляет проверку конституционности  указанных актов, однако, не по собственной  инициативе, а по запросам. Правом на обращение в Конституционный  Суд с запросом имеют Президент РФ, Совет Федерации, Государственная Дума, одна пятая членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы, Правительство РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ, органы законодательной и исполнительной власти субъектов Федерации.     

Наряду  с проверкой конституционности  законов и других актов, защита экологических прав граждан в рамках Конституционного Суда связана с реализацией права граждан на конституционную жалобу. В соответствии с Законом “О Конституционном Суде Российской Федерации” правом на обращение в Конституционный Суд с индивидуальной или коллективной жалобой на нарушение конституционных прав и свобод обладают граждане, чьи права и свободы нарушаются законом, примененным или подлежащим применению в конкретном деле, и объединения граждан. Таким правом обладают также иные лица и органы, указанные в Федеральном законе (ст. 96).     

По  итогам рассмотрения жалобы на нарушение  законом конституционных экологических прав принимается одно из двух решений: о признании закона либо отдельных его положений соответствующими Конституции РФ; о признании закона либо отдельных его положений не соответствующими Конституции РФ или создающими возможность не соответствующего Конституции истолкования судом или иным органом. В случае признания закона, примененного в конкретном деле, не соответствующим Конституции, это дело подлежит пересмотру соответствующим органом в обычном порядке.

Защита  экологических прав Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации     

Нарушенные  экологические права человека и  гражданина могут быть защищены и  Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации. Эта должность учреждена в соответствии со ст. 103 Конституции РФ в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан, их соблюдения и уважения государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами.     

Институт  Уполномоченного по правам человека, существующий в более чем 100 государствах, помогает, дополняет и расширяет  традиционные контрольные функции  парламента в отношении других государственных  органов с позиций соблюдения и защиты прав граждан. Он назначается на должность и освобождается от должности Государственной Думой в порядке, предусмотренном Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 г. “Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации”. Учреждение должности Уполномоченного по правам человека способствует восстановлению нарушенных прав, совершенствованию законодательства России о правах человека и гражданина и приведению его в соответствие с общепризнанными принципами и нормами международного права, развитию международного сотрудничества в области прав человека, правовому просвещению по вопросам прав и свобод человека, форм и методов их защиты.

 

Защита  экологических прав и Европейский  суд по правам человека     

С момента, когда Россия стала членом Совета Европы, ее граждане получили право обращаться за защитой нарушенных экологических прав в Европейский суд по правам человека. Рассмотрим процедуру реализации этого права.     

Обращение направляется заявителем лично либо через адвоката в Европейскую комиссию по правам человека (Страсбург), где проходит отбор на право быть принятым к рассмотрению, или непосредственно в суд. В обращении указывается заявитель, правительство, ответственное за нарушение, объект претензии и статьи Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, которые, по мнению заявителя, были нарушены. Кроме того, должны быть представлены документы, подтверждающие, что в России он исчерпал все доступные средства правовой защиты.      

Такими  документами могут быть ответы Генеральной прокуратуры РФ, Верховного Суда РФ и др. При этом обращение в Европейскую комиссию должно быть направлено в течение шести месяцев со времени получения отрицательного ответа из последней инстанции.     

Европейская комиссия по правам человека, изучив обращение, принимает решение  о его рассмотрении по существу, если удостоверится, что исчерпаны  все доступные внутригосударственные  средства правовой защиты и не истек  шестимесячный срок после принятия решения на национальном уровне. Комиссия устанавливает юридические факты, относящиеся к делу. Одновременно она предпринимает усилия к дружественному разрешению спора. Если они не приводят к положительному результату, Комиссия готовит доклад, в котором указываются нарушения положений Конвенции, допущенные правительством. Доклад поступает в Комитет министров Совета Европы, который решает вопрос о том, была ли нарушена Конвенция. В случае утвердительного ответа он обязывает соответствующее государство принять в течение определенного времени предписанные ему решением Комитета меры. По истечении этого периода в случае невыполнения государством вынесенных предписаний Комитет министров решает вопрос о том, какие дополнительные меры должны быть приняты для выполнения его первоначального решения. Это решение Комитета принимается большинством в две трети голосов его членов. Комитет министров рассматривает жалобы лишь в том случае, если они не были переданы в Европейский суд по правам человека. Дела в суд передаются Комиссией по правам человека.

 

Роль общественных объединений в защите экологических прав граждан.     

Возможности граждан обеспечивать соблюдение и  защищать свои экологические права возрастают при объединении усилий путем создания экологических организаций, наделенных более широкими полномочиями, чем отдельные граждане.     

Полномочия  общественных экологических объединений  в области охраны окружающей природной среды предусмотрены рядом законодательных актов. Наиболее концентрированно они выражены в Законе “Об охране окружающей природной среды ” ФЗ от 10.01.2002г. «Об охране окружающей среды» // Росс. газ. 2002, 12 января. - Ст. 12..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Экологические правонарушения и их меры пресечения

 

Правильное понимание  экологического правонарушения, как отмечается в юридической литературе, служит научной базой, научной предпосылкой правотворческого процесса. Исследователи предлагают самые различные определения данного понятия. При этом каждое определение до некоторой степени отражает своеобразный подход к составу экологического деяния. Ориентируясь на общее понятие правонарушения и содержащиеся в нём элементы, рассмотрим, что представляет собой такая правовая категория как экологическое правонарушение.

При изучении данного вопроса наибольший интерес представляют работы Ивакина В.И. «К вопросу о понятии и видах экологических правонарушений»26, и «Понятие и состав экологического правонарушения»27, в которых автор подробно рассматривает понятие и виды названной правовой категории, приводит доводы других ученых-экологов по данному вопросу. Также можно отметить работу Журавского И.М. «Составы экологических правонарушений и ответственность юридических лиц», где подробно описываются составы экологических правонарушений, и поднимается проблема ответственности юридических лиц за совершение экологических правонарушений.28

 

 

 

 

 

 

2.1   Понятие экологического правонарушения

 

Легитимное определение  понятия экологического правонарушения, отмечает профессор О.Л. Дубовик, впервые  в отечественной законодательной практике было дано в ст. 81 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды». Указанная норма гласила, что экологическое правонарушение – это виновное, противоправное деяние, нарушающее природоохранительное законодательство и причиняющее вред окружающей природной среде и здоровью человека.29

Однако принятый в 2002 г. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» не содержит данного  понятия. Но категория «экологическое правонарушение» имеется в ст. 42 Конституции Российской Федерации.

Так, авторы научно-практического  комментария к Федеральному закону «Об охране окружающей среды» под  экологическим правонарушением  понимают запрещённое эколого-правовыми  нормами РФ и её субъектами под  угрозой применения мер юридической  ответственности виновное деяние, посягающее на конституционное право граждан на благоприятную окружающую среду. При этом, как отмечают учёные, деяние причиняет вред природной среде (отдельным её объектам) либо содержит реальную угрозу его причинения.30

Своеобразное, весьма интересное и отличное от других понятий определение данной категории даёт профессор А.К. Голиченков. По мнению учёного, экологическое правонарушение, как разновидность правонарушения, представляет собой конституционный родовой термин (ст. 42 Конституции РФ), обозначающий нарушение правовых норм, регулирующих экологические общественные отношения. Экологическое правонарушение, полагают некоторые авторы, - это виновное противоправное деяние, нарушающее законы об охране природной среды и причиняющее вред природной среде, здоровью человека, либо создающее угрозу такого причинения вреда. Для данного определения характерны такие недостатки, как тавтология, само понятие содержит не все признаки правонарушения, и не всегда, как уже было показано, можно говорить о виновности экологического деяния.

Информация о работе Экологические права