Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:42, контрольная работа
Основные современные экономические понятия, термины и принципы являются продуктом длительного процесса развития экономической науки и хозяйственной практики. Экономическую науку можно условно разделить на теоретическую и прикладную науку. В настоящей главе речь пойдет, прежде всего, о процессе становления экономической теории, имея в виду, что история прикладной экономической науки пока еще мало исследована.
I. Краткий очерк истории экономических учений
Зачем надо изучать историю экономической науки
Возникновение экономической мысли
Экономические учения мира античности
Экономическая мысль в первом тысячелетии новой эры. Экономика и религия
Экономика и религия во втором тысячелетии новой эры
II. Первые экономические школы
Меркантилизм
1.1 Критика меркантилистов
Физиократизм
Термин "физиократизм" (власть природы) был введен в оборот Адамом Смитом. Сами французские физиократы называли себя экономистами. Теория физиократизма развивалась в Германии, Польше, Швеции и других странах, но только во Франции эта система воззрений приобрела наиболее развитую форму и существовала в виде теоретической школы. Основателем физиократического учения был Франсуа Кенэ (1694-1774), наиболее крупными представителями Виктор де Мирабо (1715-1789), Дюпон Неймур (1739-1817) и Жак Тюрго (1727-1781).
Физиократизм был естественной реакцией французских интеллигентов на недостатки меркантилистской политики кольбертизма, о которых было сказано в предыдущем разделе. Физиократы считали богатством не деньги, а "произведения земли". Сельскохозяйственное производство, а не торговля и промышленность, с их точки зрения, является источником богатства общества, что и определяется "естественным" законом, установленным самим Богом.
Для физиократов богатство нации прирастает в том случае, если существует и постоянно воспроизводится разница между продукцией, которая производится в сельском хозяйстве, и продукцией, которая была использована для производства этой продукции в течение года, то есть так называемая земельная рента в натуральной форме. Ф. Кенэ называл эту разницу "чистым продуктом" и считал единственным "производительным классом" в обществе класс землевладельцев. Кенэ утверждал, что "среди всех средств для приобретения имущества нет ни одного, которое было бы для человека лучше, выгоднее, приятнее и приличнее, даже достойнее для свободного человека, чем земледелие".
Главное произведение Ф. Кенэ "Экономическая таблица" (1758) содержит схему разделения общества на три основных класса:
1)
производительный класс
2) класс земельных собственников;
3) "бесплодный класс" - люди, занятые не в сельском хозяйстве.
Все
три общественных класса находятся
в определенном экономическом взаимодействии.
Через механизм покупки и продажи
продукции происходит процесс распределения
и перераспределения "чистого
продукта" и создаются необходимые
предпосылки для постоянного
возобновления
-
фермеры-земледельцы арендуют
-
собственники скупают продукты
у земледельцев и промышленные
изделия у ремесленников, в
результате чего часть
- фермеры закупают промышленные товары у промышленников;
-
промышленники закупают
В итоге фермеры вновь получают денежные средства для аренды земли.
Таким образом, хозяйственный процесс представлялся физиократам как естественная гармония, которая может быть даже описана строго математически. Впоследствии эта идея получила дальнейшее развитие в различных попытках построения математически точных моделей производства и распределения продукции и в современной экономической науке существует в виде многочисленных отраслевых и продуктовых балансов, межотраслевых моделей, формализованных вариантов теорий макроэкономического равновесия и экономического роста.
Составной частью экономической теории физиократизма является идея невмешательства правительства в естественный ход экономической жизни. Если исходить из схемы, предложенной Ф. Кенэ, места для какой-либо сознательной, активной политики правительства в области экономики просто не остается. Точнее, по мнению Ф. Кенэ, государство должно установить такие законы, которые бы соответствовали "естественным законам" природы, и на этом экономические функции государства можно будет считать исчерпанными.
Попытку
практической реализации экономической
концепции физиократов
Ж. Тюрго прославился не только как видный государственный деятель, но стал известен и как один из крупнейших теоретиков. Главное его сочинение "Размышления о создании и распределении богатств" (1776) содержит не только уже известные нам положения физиократической школы в духе Ф. Кенэ, но и ряд новых для этого учения положений. Так, в его работе содержится положение о том, что чистый продукт производится не только в сельском хозяйстве, но и в промышленности; классовая структура общества по Тюрго более сложна, чем по Кенэ, за счет того, что внутри каждого класса существует дифференциация; "бесплодный класс" Ж. Тюрго делит на класс предпринимателей и наемных работников. Кроме этого, он закладывает научную основу анализа заработной платы наемных работников, которую сводит к минимуму средств существования в результате конкуренции между лицами наемных профессий на рынке труда. Серьезным вкладом Ж. Тюрго в развитие экономической науки была формулировка "закона уменьшения земельного продукта", согласно которому увеличение приложения труда к земле приводит к тому, что каждая последующая затрата труда оказывается менее производительной, то есть действует закон убывающего плодородия почв, который в современной экономической теории трактуется в виде закона убывающей производительности.
Таким
образом, если практическая реализация
физиократического учения была явно
неудачной, то теоретический вклад
этой школы трудно переоценить. Во всяком
случае, хорошо известно, что именно
знакомство с трудами французских
физиократов, а также личное знакомство
и общение с ними стимулировало
интерес к экономической
Классическая школа политической экономии относится к числу зрелых направлений экономической мысли, оставивших глубокий след в истории экономических учений. Экономические идеи классической школы не потеряли своего значения до наших дней. Классическое направление зародилось в XVII веке и расцвело в XVIII и в начале XIX века. Величайшая заслуга классиков состоит в том, что они поставили в центр экономики и экономических исследований труд как созидательную силу и стоимость как воплощение ценности, положив тем самым начало трудовой теории стоимости. Классическая школа стала провозвестницей идей экономической свободы, либерального направления в экономике. Представители классической школы выработали научное представление о прибавочной стоимости, прибыли, налогах, земельной ренте. В недрах классической школы, по сути, зародилась экономическая наука.
Первым
представителем и прародителем классической
школы следует считать
Классическая
школа представлена несколькими
основоположниками и рядом
Как
и их предшественники, основатели классической
школы рассматривали
висят в конечном счете от уровня накопления капитала и способов его использования.
Разделение
труда, представляющее функциональную
специализацию работников в рамках
отдельного предприятия, рассматривается
как естественный и непременный
путь развития производства. Чем выше
степень специализации
Интересно,
что при такой трактовке
О том, насколько многогранным было проникновение А. Смита в экономическую теорию, свидетельствует содержание его фундаментального труда "Исследование о природе и причинах богатства народов", состоящего из пяти книг:
1.
"Причины увеличения
2. "О природе капитала, его накоплении и применении".
3. "О развитии благосостояния у разных народов".
4.
"О системах политической
5.
"О доходах государя или
государства (учение о
Адам
Смит не только вписал свое имя золотыми
буквами в историю
Значение экономической концепции, предложенной А. Смитом, настолько велико, что остается лишь сослаться на высказывание по этому поводу историка Генри Бокля, автора "Истории цивилизации в Англии". Он писал: "Об Адаме Смите можно сказать, не боясь опровержения, что этот одинокий шотландец изданием одного сочинения больше сделал для благоденствия человечества, чем было когда-либо сделано совокупно взятыми способностями всех государственных людей и законодателей, о которых сохранились достоверные сведения в истории".