Автор: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2013 в 10:53, курсовая работа
Техническая вооруженность первобытного общества была настолько низкой, что человек своим трудом мог прокормить только себя и свою семью. Потом произошла «железная революция»: появились железные орудия труда. Производительность труда увеличилась, теперь человек мог производить больше пищи, чем потреблял, т.е. появился прибавочный продукт. Например, когда каменную мотыгу сменил железный плуг, земледелец мог обработать и засеять больше земли и получить больше зерна.
Зарождение экономической мысли в Древнем мире
Техническая вооруженность первобытного общества была настолько низкой, что человек своим трудом мог прокормить только себя и свою семью. Потом произошла «железная революция»: появились железные орудия труда. Производительность труда увеличилась, теперь человек мог производить больше пищи, чем потреблял, т.е. появился прибавочный продукт. Например, когда каменную мотыгу сменил железный плуг, земледелец мог обработать и засеять больше земли и получить больше зерна.
За счет этого прибавочного
продукта теперь могли существовать
люди, которые сами пищи не добывали.
Их руки и головы были освобождены
для других занятий: они могли
изготавливать ремесленные
Первые государства на Земле, первые очаги цивилизации сложились в строго определенных местах, в странах с жарким климатом, в долинах рек с плодородными наносными почвами: в долине Нила (за 3000 лет до н.э.), затем в долинах Тигра и Евфрата, в долине Ганга, в лессовых долинах китайских рек. Эти государства и принято называть государствами Древнего Востока.
Получить же прибавочный продукт можно было только, создав оросительные системы. Каждая община в одиночку не могла построить и регулировать такую систему. Для этого надо было объединить силы всего населения речной долины. Такое объединение сил было основой рождения государств Древнего Востока.
Особенности этих государств были следующие:
1) рабы не составляли
главную производительную силу
общества, т.е. производством
2) земля находилась
не в частной, а в
3) государства на Востоке
постепенно приобретали форму
«восточной деспотии», т.е. наб
Экономическая мысль тесно связана с периодом рабовладения, зародившегося на Востоке в IV тысячелетии до н.э. В недрах господствовавшего натурального хозяйства со временем развивались товарно-денежные отношения. Взаимодействуют общинная, государственная и частная формы собственности. Восточному рабству присуще масштабное участие государства в хозяйственной жизни: контроль над ирригационной системой и регламентация ростовщичества, долговой кабалы, торговых сделок и прочих правовых мер.
Рабство, которое принято называть античным (классическим), существовало в Древней Греции и Древнем Риме в V – IV вв. до н.э.
Общая черта экономической мысли Древнего мира состоит в стремлении сохранить приоритет натурального хозяйства, осудить с позиций нравов, морали и этики торгово-ростовщические операции, нарушающие эквивалентный и пропорциональный характер обмена товаров по их стоимости.
Из дошедших до нас
письменных источников самым ранним
считают «Поучение гераклеополь
Наиболее известным памятником экономической мысли является кодекс законов Вавилонии, принятый в XVIII в. царем Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.). Быстрое развитие товарно-денежных отношений в Месопотамии сопровождалось резким сокращением налоговых поступлений в казну и, следовательно, ослаблением государственных структур. Кодекс был направлен на то, чтобы «сильный не притеснял слабого».
Закрепленные в нем
правовые нормы жестко регламентировали
натурально-хозяйственные
Центральной фигурой древнекитайской экономической мысли являлся Конфуций (Кун Фу-Цзы) (551-479 гг. до н.э.). В его работах обоснована необходимость государственной защиты экономического благополучия родовой знати. Конфуций считал, что труд приумножает богатство народа и государя, поддерживается крестьянской общиной и патриархальной семьей. «Образованный правитель – отец народа, гарант правильного действия и более равномерного распределения богатства».
Регламентация патриархально-семейных отношений – основа стабильности общественного строя. Власть должна заботиться о равномерном распределении богатства, регламентации сельскохозяйственных работ, ограничении налогов и моральном совершенствовании людей. Этические нормы, провозглашенные Конфуцием, способствовали укреплению семьи и клана сородичей, а вместе с тем и общественного строя Китая.
В IV – III вв. до н.э. в Китае получили распространение идеи коллективного трактата «Гуань-цзы». В нем богатством признаются все материальные блага. С одной стороны, золоту отводится роль денег, а с другой стороны, золото провозглашается товаром, служащим мерой исчисления ресурсов государства. Проводится мысль о необходимости стабильного развития экономики: «Только там в селениях царит спокойствие, где цены на хлеб регулируются». Для регулирования экономики авторы рекомендуют создавать государственные запасы хлеба, ввести льготные кредиты землевладельцам.
Древнеиндийскую экономическую мысль IV – III вв. до н.э. представляет трактат «Артхашастра» (артха – польза, доход; шастра – наука). Автором считается Каутилья – советник царя Чандрагупты. Трактат посвящен материальной выгоде: приобретению земли, получению налогов, торговой прибыли, процентов. В нем выделена роль государя в выработке и реализации правильной экономической политики. Рабство признается естественным явлением для накопления богатства и достижения общественной пользы. Государственное богатство складывается из результатов труда населения, поэтому в вознаграждение ему оно должно расходоваться на нужды: охрана ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, борьба с торговцами-спекулянтами.
Основной целью политики
государства является пополнение казны
с помощью налогов и борьбы
с хищениями казенного
Своих вершин экономическая мысль достигла в V – IV вв. до н.э.
Одним из мыслителей того времени был Ксенофонт (430 – 354 гг. до н.э.) – автор трактата «Домострой». Он предложил использовать термин «экономия» - наука о домоводстве, домашнем хозяйстве.
Ксенофонт одним из первых обратился к изучению проблем разделения труда в обществе. Также он одним из первых осмыслил 2 стороны любого товара, выраженные в его полезных свойствах (потребительная стоимость) и способности к обмену (меновая стоимость). Он признавал необходимость и полезность денег, указал на 2 их функции – средства обращения и средства накопления. Будучи сторонником натурального хозяйства, Ксенофонт не отрицал и выгодность торговли. В своих трудах он давал советы о наилучших методах эксплуатации рабов – использовании материальных и моральных стимулов.
Платон (428 – 347 гг. до н.э.) в своем труде «Государство» привел характеристику одного из проектов государственного устройства. В нем высоко оценивается роль аристократии в обеспечении общественных интересов. Это сословие вместе с воинами образует аппарат управления. Они не будут в идеальном государстве обременены собственностью. Их материальное обеспечение возьмет на себя государство. Частная собственность осуждается Платоном, все принадлежит государству. Всякое личное имущество, превышающее установленный минимум, государство отнимает.
Семья находится под контролем государства, которое определяет браки и рождение детей. По сути, Платон создал модель государства примитивного коммунизма. Это одна из первых утопий.
Другой проект предложен Платоном в работе «Законы». Он считает, что в идеальном государстве все граждане смогут получить по жребию дом и земельный надел. Ценность общего имущества граждан не должна разниться более чем в 4 раза.
Как и Ксенофонт, Платон важнейшей отраслью экономики считал земледелие.
Аристотель (384 – 322 гг. до н.э.) был воспитателем Александра Македонского. В своих трудах «Никомаховая этика», «Политика» разработал проект идеального государства, определив семью в качестве его основы. Сущность государства – стремление к всеобщему благу.
Рабство Аристотель считал естественным, а раба – говорящим орудием. Он говорит о необходимости деления общества на свободных и рабов, а их труда – на умственный и физический. Все виды хозяйства и жизнедеятельности людей рассматриваются Аристотелем с точки зрения используемых каждым сословием способов приобретения богатства и относятся либо к естественной сфере – экономии, либо к неестественной – хрематистике.
Экономия представлена
деятельностью людей в
К хрематистике автор относит крупные торговые сделки и ростовщичество. Ее цель беспредельна, т.к. главное в этой сфере – обладание деньгами.
Экономическая мысль Средневековья
Экономические воззрения средневековья носят ярко выраженный богословский характер.
Наиболее значимым автором западноевропейской мысли средневековья является доминиканский итальянский монах Фома Аквинский (Аквинат) (1225 – 1274 гг.). Основной его труд – трактат «Сумма теологии», в нем дана морально-этическая характеристика экономических категорий.
Фома Аквинский стал
достойным продолжателем и
В период раннего средневековья экономическая мысль ранних канонистов категорически осуждала торговую прибыль и ростовщический процент, характеризуя их как результат неправильного обмена и присвоение чужого труда. Эквивалентный и пропорциональный обмен считался возможным только при условии установления «справедливых цен». Крупная торговля и ссудные операции, как явления грешные, запрещались.
Авторы церковных законов
(канонов) выступали против презрительного
отношения к физическому труду,
исключительного права на богатство
отдельных лиц в ущерб
Методологической базой, на которую опирались ранние канонисты, были авторитарность доказательств (ссылки на тексты священных писаний) и морально-этическая характеристика экономических категорий. К этим принципам поздние канонисты прибавили принцип двойственности оценок.
Например, если ранние канонисты, подразделяя труд на умственный и физический, исходили из божественного предназначения, то Аквинат уточняет это доказательство: «Деление людей по различным профессиям обусловлено, во-первых, божественным провидением, которое разделило людей по сословиям. Во-вторых, естественными причинами, которые определили то, что различные люди склонны к различным профессиям».
Разделение труда требует обмена, который возможен в 2-х видах: для собственного потребления и для наживы (получения прибыли).
Богатство рассматривалось ранними канонистами как совокупность материальных благ и признавалось грехом, если оно создано иными средствами, чем прилагаемый для этого труд. По Аквинскому, «справедливые цены» могут быть источником роста частной собственности и создания «умеренного» богатства, что грехом не является.
«Справедливая цена» - эта категория подменяла понятие «рыночная цена». Она устанавливалась и закреплялась на определенной территории феодальной знатью. Ее уровень ранние канонисты объясняли трудовыми и материальными затратами в процессе товарного производства. Аквинат считал, что продавец по праву продавать вещь дороже, чем она стоит сама по себе.
Торговая прибыль, ростовщический процент осуждались ранними канонистами. С определенными оговорками осуждал их и Ф. Аквинский. Необходимо, по его мнению, чтобы такого рода доходы являлись не самоцелью, а заслуженной платой за имеющие место в торговых и ссудных операциях труд, транспортные и прочие издержки и даже за риск.
Информация о работе Зарождение и развитие экономической мысли