Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:06, лекция
Изучить учебный материал темы № 18 согласно учебной программе.
Формировать основы экономического мышления студентов, интерес и практическую заинтересованность в изучении предмета, навыки работы на лекционном занятии.
Содержание
Введение.
Учебные вопросы (основная часть):
Развитие отечественной экономической мысли в IX – первой половине XIX века.
Взгляды русских экономистов второй половины XIX – начала XX века.
Заключение.
ЛЕКЦИЯ
№18
по
дисциплине ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ТЕОРИЯ
Раздел
V. История экономических учений
Тема
№ 18. Экономическая
мысль в России
Занятие 1. Зарождение и эволюция экономической мысли в России
с
IX по XIX век
Учебно-воспитательные
цели:
Содержание
Введение.
Учебные вопросы (основная часть):
Заключение.
а) основная
б) дополнительная
в) рекомендуемая
Учебно-материальное
обеспечение
Учебно-методический комплекс по теме № 18:
Текст
лекции
Введение
Русская
экономическая мысль
На
изучение темы №24 отводится 10 часов учебного
времени под руководством преподавателя:
две двухчасовые лекции, четырехчасовой
семинар и двухчасовая контрольная работа
по разделу курса «История экономических
учений», которая будет проведена по тестовым
заданиям.
Учебные
вопросы (основная часть)
1.
Развитие отечественной
экономической мысли
в IX – первой
половине XIX века
Одним из важнейших документов с позиции изучения экономической мысли Киевской Руси является «Русская Правда». Это свод законов, содержащий помимо прочего и нормы имущественных отношений, а также принципы возмещения нанесённого ущерба. Сохранилось несколько вариантов «Русской Правды» - «краткой» и «пространной», первоначальный и более полный вариант, созданный позднее. «Правда» складывалась при Ярославе Мудром (978–1054) и его преемниках, детях, внуке – Владимире Мономахе (1053–1125). «Поучение» Мономаха, содержащее наставления потомкам, можно считать комментарием к своду законов.
«Русская Правда» устанавливает нормы права в соответствии с канонами христианской религии. Она не признает решения судебных споров с помощью кровавого поединка («у кого меч острее, тот и берет верх»). Большинство статей «Пространной Правды» посвящено нормам хозяйственных взаимоотношений - праву собственности, принципам наследования, наказаниям за нарушение пахотной межи, практике возмещения денежных и натуральных долгов («за ссуду меда и жита возмещать надобно с надбавкой»).
«Русская Правда» упорядочивает систему имущественных отношений, долговых обязательств, нормы наказаний, степень ответственности представителей разных социальных групп «верви» (общины). Права собственности, нормы займа, правила взыскания долгов, принципы наследования, право на имущество, определение наказаний за присвоение чужого имущества занимают примерно половину статей «Краткой Правды». Здесь перечисляются обстоятельства, когда допускалось превращение зависимых и свободных людей в рабов (несостоятельность должника, растрата чужого имущества, добровольная продажа себя в холопы, бегство закупа, не уплатившего долга, и др.).
За нарушения имущественных прав и за преступления против личности широко практиковались денежные возмещения. Так, за убийство свободного человека был установлен штраф (вира) в 40 гривен, за убийство же боярина - 80 гривен (двойная вира). За убийство холопа виры не полагалось, а уплачивалась только его стоимость – 5 гривен.
Из «Русской Правды» мы узнаем о денежной системе, металлических деньгах и мехах, выполнявших роль денег, о торговых отношениях Руси с соседями, о ценах на товары. В ней указывается на развитие в Киевской Руси кредитных отношений. Она устанавливает льготы заемщика, если его постигло стихийное бедствие, и предоставляет кредитору право распоряжаться должником, если последний окажется злостным растратчиком денег, взятых взаймы.
В списках «Правды» есть таксы на постройку и починку мостов, изложены принципы распределения мостовой повинности, нормы взимания процентов с денежной ссуды, предоставленной в заем. Закон предусматривал брать 10 кун с гривны в год, т.е. взимать 40% от предоставленной денежной ссуды.
«Русская Правда» позволяет обрисовать основы имущественного и сословного деления. Верхний слой – «княжие люди» (дружина князя); затем идут «люди» (свободные земледельцы, купцы, обязанные платить дань князю). На нижней ступени - «холопы», за которых отвечает их господин.
Таким образом, «Русская Правда» – это исторический документ, раскрывающий картину хозяйственных отношений и экономических представлений древнерусского народа.
Кроме «Русской Правды» важные сведения о хозяйственном устройстве Древней Руси и господствовавших экономических взглядах содержат:
Вплоть до середины XVI в. экономическая мысль имела фрагментарный характер и не образовывала системы взглядов. Документы, уставы, трактаты содержат отдельные наблюдения, излагают правила ведения хозяйства, выдвигают поучения и советы, как правило, в сочетании и в соответствии с религиозными нормами и правилами. Признаки систематизации экономических знаний – откуда «богатство истекает», как вести «экономию государственную» – начинают проявляться лишь во второй половине XVII – начале XVIII в.
Одним из родоначальников систематизации русской экономической мысли был Юрий Крижанич (ок. 1618–1683), уроженец Хорватии, священник-католик. Он являлся сторонником идеи «славянского единства» и главную роль в осуществлении этой цели отводил Русскому государству. В 1661 г. во время второго посещения России Крижанич был по неизвестной причине арестован и сослан в Сибирь где пробыл около 15 лет.
Основной труд Крижанича, содержащий программу экономических и политических реформ для России, называется «Политические думы». По мнению автора, торговая политика государства Российского должна защищать интересы отечественного производства, т.е. надо больше вывозить и меньше ввозить. Крижанич был сторонником вывоза готовых изделий, он осуждал вывоз сырья и хлеба, поскольку в этом случае население страны испытывает нехватку продовольствия. Он понимал, что для развития торговли важное значение имеют наличие хороших дорог, а также гарантия перевоза грузов, т.е. охрана торговли. В этих своих взглядах Крижанич приближается к теории торгового баланса, выдвинутой меркантилистами. Однако, в отличие от западных ученых этого направления, он убежден, что активный торговый баланс – это не единственный источник богатства. Более стабильные доходы государство может получить, развивая производительные силы, т.е. промышленность, земледелие, ремесло, горное дело и другие отрасли.
В «Политических думах» Крижанича содержится понятийный аппарат экономической теории, хотя и не до конца разработанный. Мыслитель предпринял попытку определить общественное богатство, под которым понимал сумму материальных благ, и установить зависимость объема национального богатства от производительности труда. Он понимал различие между номинальной величиной и реальным содержанием монет, т.е. между функциями меры стоимости и масштаба цен. Крижанич раскрыл составляющие издержек производства, или цены товара. Эта цена включает «первоначальные» затраты на товар, транспортные расходы, среднюю прибыль (заранее регулируемую), а также пошлину. Пошлина представляет собой оплату труда торговца.
Крижанич призывал власти думать о сохранении и приумножении численности народа, а для этого надо, в частности, устранить разорительное налогообложение. В то же время он считал самодержавие идеальным государственным устройством и полагал, что феодально-крепостнический строй должен оставаться незыблемым.
В
правление царя Алексея Михайловича
главным управителем
Ордин-Нащокин выступал горячим защитником развития национальной торговли. Он отстаивал сословный характер торговли и считал необходимым все купечество объединить в товарищества. Для ограждения купечества от произвола воевод и дьяков он полагал нужным организовать специальный Приказ купецких дел. Купеческие товарищества, по его мнению, должны были обеспечить продажу товаров по высокой уставной цене и лишить иностранцев возможности скупать русские товары по низким ценам через мелких торговцев. Ордин-Нащокин стремился к расширению внешней торговли и был сторонником активной внешнеэкономической политики. Однако главным источником богатства он считал промышленный труд. Этот государственный деятель активно участвовал в организации различных мануфактур (бумажных, стекольных, кожевенных), а также в развитии металлургических и металлообрабатывающих предприятий.
В начале XVIII века в России происходили радикальные преобразования, связанные с деятельностью Петра I (1672–1725). Увеличилось количество мануфактур, углубилось общественное разделение труда, активизировался процесс образования всероссийского рынка. Дальнейшее развитие получила внешняя торговля, чему способствовали завоевания выходов к морям. Именно эта эпоха стала естественной точкой отсчета истинно научного развития экономической мысли в нашей стране. Первым же русским экономистом по праву считают Ивана Тихоновича Посошкова (1652–1726).