Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:06, лекция
Изучить учебный материал темы № 18 согласно учебной программе.
Формировать основы экономического мышления студентов, интерес и практическую заинтересованность в изучении предмета, навыки работы на лекционном занятии.
Содержание
Введение.
Учебные вопросы (основная часть):
Развитие отечественной экономической мысли в IX – первой половине XIX века.
Взгляды русских экономистов второй половины XIX – начала XX века.
Заключение.
Экономические
взгляды Плеханова
«Апрельские тезисы» Ленина Плеханов характеризовал как переход его (Ленина) на позиции анархистов, игнорировавших реальные условия, уровень экономического развития той или иной страны Призывы к социалистической революции означали, по его убеждению, разрыв с марксизмом. В России еще сохраняются отношения, характерные для древневосточных деспотий, поэтому торопливость проведения социалистических преобразований может быть опасной.
В произведениях Владимира Ильича Ленина (1870–1924) рассматривались преимущественно те экономические проблемы, которые были тесно связанны с его практической деятельностью как политика.
В работах «По поводу так называемого вопроса о рынках» (1893); «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве», «Развитие капитализма в России» (1899) и др. Ленин критикует взгляды народников и их модель аграрного социализма. Опираясь на схемы общественного воспроизводства Маркса, он отвергает постулат народников о том, что ограниченный спрос населения тормозит формирование внутреннего рынка, и это препятствует развитию капитализма. Рынок растет не только за счет личного потребления, но в еще большей мере за счет производительного потребления. Разорение крестьянства, разложение непосредственных производителей на капиталистов и рабочих создает внутренний рынок для капиталистического производства. В результате капитализм в России не только становится возможным, он фактически уже существует.
В работе «Аграрный вопрос и «критики» Маркса» (1901) Ленин рассматривает основу образования дифференциальной и абсолютной земельной ренты. Разрабатывая теоретические основы национализации и муниципализации земли, Ленин приходит к выводу, что в результате национализации уничтожается абсолютная рента, а получателем дифференциальной ренты становится государство.
Итоговым
произведением Ленина в анализе
современного ему капиталистического
общества явилась работа «Империализм,
как высшая стадия капитализма» (1917).
В ней он показал, что империализм следует
рассматривать как особую стадию в развитии
капитализма. Концентрации производства
ведёт к установлению господства крупнейших
предприятий, и на этой основе происходит
смена свободной конкуренции монополистическим
диктатом. Вырастая из конкуренции, монополия
не ликвидирует ее, а, существуя наряду
с ней, порождает острые конфликты и катаклизмы.
Ленин был убеждён, что монополизация
экономики, с одной стороны, подготавливает
материальные условия для перехода к социализму,
а с другой – обостряет противоречия капитализма,
создавая предпосылки для социалистической
революции. Социализм по мысли Ленина
- это государственно-
Создавая учение о социализме, Ленин разрабатывал вопросы соотношения экономики и политики, подчёркивая, что экономика выступает основой, а политика является концентрированным выражением экономики.
Экономическая
программа построения
социализма развивалась в работах:
«Грозящая катастрофа
и как с ней бороться»,
«Удержат ли большевики
государственную власть?» (1917). В них
Ленин ищет пути «подчинить общественное
производство и распределение продуктов
научным соображениям». Для этого необходимо
национализировать землю, промышленность
и банки, объединив их в один государственный
банк, создать сеть «потребительско-
Обосновывая необходимость перехода к новой экономической политике, Ленин решал теоретические вопросы применения в условиях социализма товарно-денежных отношений. В статьях «О продналоге», «О значении золота теперь и после полной победы социализма» (1921) и др. он показал, что рыночные отношения не являются чужеродным телом для социалистического общества, они совместимы с экономической структурой социализма.
В работе «О левом ребячестве и о мелкобуржуазности» Ленин характеризует пять сложившихся в хозяйстве России в начале 20-х гг. укладов: патриархальный, мелкотоварный, частно-хозяйственный капитализм, государственный капитализм, социализм.
Роль кооперации в преобразовании мелких хозяйств в крупные раскрыта Лениным в работе «О кооперации» (1923). В ней он признаёт «коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм». Нэп рассматривается как переход к «необычному» государственному и кооперативному капитализму. Ленин подчёркивает, что кооперация дает «все необходимое для построения полного социалистического общества», что социализм – это «строй цивилизованных кооператоров». Разрабатывая вопросы собственности, Ленин дал анализ общенародной и кооперативной форм собственности.
Важное значение Ленин придавал планомерности социалистического хозяйства. Планомерность, по его мнению, – это сознательно поддерживаемая пропорциональность экономики. О ней он писал 1918–1921 гг. в статьях: «Набросок плана научно-технических работ», «Об едином хозяйственном плане» и более крупной работе «Очередные задачи Советский власти». Ленину принадлежит также разработка вопросов о соотношении текущих и перспективных планов, учёте и контроле, директивном планировании, организации труда, социалистическом соревновании.
Выводы по 2 вопросу:
Заключение
Выводы по лекции:
Задание на самостоятельную подготовку:
Дополнить конспект лекции материалом из рекомендованных учебников.
Следующее занятие – вторая лекция по теме №24 «Экономическая мысль в России» (занятие 2 «Экономическая мысль в России в XX веке»), в ходе которой будут изучены следующие учебные вопросы:
На самоподготовке следует по рекомендованной литературе ознакомиться с материалом, входящим в содержание предстоящего лекционного занятия.
Учебно-материальное обеспечение следующего лекционного занятия:
Ответы на вопросы студентов.
Проверка
(выборочная) конспектов
лекции.
Разработчик – доцент кафедры № 5