Зарождение экономической мысли в россии

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:06, лекция

Краткое описание

Изучить учебный материал темы № 18 согласно учебной программе.
Формировать основы экономического мышления студентов, интерес и практическую заинтересованность в изучении предмета, навыки работы на лекционном занятии.
Содержание
Введение.
Учебные вопросы (основная часть):
Развитие отечественной экономической мысли в IX – первой половине XIX века.
Взгляды русских экономистов второй половины XIX – начала XX века.
Заключение.

Файлы: 1 файл

Тема 18 Зарожд экон мысли в России.doc

— 194.00 Кб (Скачать)

      Экономические взгляды Плеханова формировались  в ходе дискуссий, постоянной полемики с оппонентами. Он известен как один из главных критиков экономических взглядов представителей народничества, экономистов исторической школы, ревизионистских взглядов Бернштейна.

      «Апрельские тезисы» Ленина Плеханов характеризовал как переход его (Ленина) на позиции анархистов, игнорировавших реальные условия, уровень экономического развития той или иной страны Призывы к социалистической революции означали, по его убеждению, разрыв с марксизмом. В России еще сохраняются отношения, характерные для древневосточных деспотий, поэтому торопливость проведения социалистических преобразований может быть опасной.

      В произведениях Владимира Ильича Ленина (1870–1924) рассматривались преимущественно те экономические проблемы, которые были тесно связанны с его практической деятельностью как политика.

      В работах «По поводу так называемого вопроса о рынках» (1893); «Экономическое содержание народничества и критика его в книге г. Струве», «Развитие капитализма в России» (1899) и др. Ленин критикует взгляды народников и их модель аграрного социализма. Опираясь на схемы общественного воспроизводства Маркса, он отвергает постулат народников о том, что ограниченный спрос населения тормозит формирование внутреннего рынка, и это препятствует развитию капитализма. Рынок растет не только за счет личного потребления, но в еще большей мере за счет производительного потребления. Разорение крестьянства, разложение непосредственных производителей на капиталистов и рабочих создает внутренний рынок для капиталистического производства. В результате капитализм в России не только становится возможным, он фактически уже существует.

      В работе «Аграрный вопрос и «критики» Маркса» (1901) Ленин рассматривает основу образования дифференциальной и абсолютной земельной ренты. Разрабатывая теоретические основы национализации и муниципализации земли, Ленин приходит к выводу, что в результате национализации уничтожается абсолютная рента, а получателем дифференциальной ренты становится государство.

      Итоговым  произведением Ленина в анализе современного ему капиталистического общества явилась работа «Империализм, как высшая стадия капитализма» (1917). В ней он показал, что империализм следует рассматривать как особую стадию в развитии капитализма. Концентрации производства ведёт к установлению господства крупнейших предприятий, и на этой основе происходит смена свободной конкуренции монополистическим диктатом. Вырастая из конкуренции, монополия не ликвидирует ее, а, существуя наряду с ней, порождает острые конфликты и катаклизмы. Ленин был убеждён, что монополизация экономики, с одной стороны, подготавливает материальные условия для перехода к социализму, а с другой – обостряет противоречия капитализма, создавая предпосылки для социалистической революции. Социализм по мысли Ленина - это государственно-монополистическая структура, обращенная на пользу всего народа.

      Создавая  учение о социализме, Ленин разрабатывал вопросы соотношения экономики и политики, подчёркивая, что экономика выступает основой, а политика является концентрированным выражением экономики.

      Экономическая программа построения социализма развивалась в работах: «Грозящая катастрофа и как с ней бороться», «Удержат ли большевики государственную власть?» (1917). В них Ленин ищет пути «подчинить общественное производство и распределение продуктов научным соображениям». Для этого необходимо национализировать землю, промышленность и банки, объединив их в один государственный банк, создать сеть «потребительско-производственных коммун», содействовать образованию товариществ по «общей обработке земли». Социализм он связывал с созданием современной крупной промышленности, сельского хозяйства, ориентированных на новейшие достижения НТП.

      Обосновывая необходимость перехода к новой  экономической политике, Ленин решал теоретические вопросы применения в условиях социализма товарно-денежных отношений. В статьях «О продналоге», «О значении золота теперь и после полной победы социализма» (1921) и др. он показал, что рыночные отношения не являются чужеродным телом для социалистического общества, они совместимы с экономической структурой социализма.

      В работе «О левом ребячестве и о мелкобуржуазности» Ленин характеризует пять сложившихся в хозяйстве России в начале 20-х гг. укладов: патриархальный, мелкотоварный, частно-хозяйственный капитализм, государственный капитализм, социализм.

      Роль  кооперации в преобразовании мелких хозяйств в крупные раскрыта Лениным в работе «О кооперации» (1923). В ней он признаёт «коренную перемену всей точки зрения нашей на социализм». Нэп рассматривается как переход к «необычному» государственному и кооперативному капитализму. Ленин подчёркивает, что кооперация дает «все необходимое для построения полного социалистического общества», что социализм – это «строй цивилизованных кооператоров». Разрабатывая вопросы собственности, Ленин дал анализ общенародной и кооперативной форм собственности.

      Важное  значение Ленин придавал планомерности социалистического хозяйства. Планомерность, по его мнению, – это сознательно поддерживаемая пропорциональность экономики. О ней он писал 1918–1921 гг. в статьях: «Набросок плана научно-технических работ», «Об едином хозяйственном плане» и более крупной работе «Очередные задачи Советский власти». Ленину принадлежит также разработка вопросов о соотношении текущих и перспективных планов, учёте и контроле, директивном планировании, организации труда, социалистическом соревновании.

      Выводы  по 2 вопросу:

  1. В конце XIX – начале ХХ веков в России формировались национальные школы экономической мысли: историко-социальная (А.И. Чупров, М.И. Туган-Барановский),историческая (А.Н. Миклашевский, В.В. Святловский), экономико-математическая (В.К. Дмитриев, Ю.Г. Жуковский, Л.З. Слонимский) и др.
  2. Развитие русской экономической науки в данный период связано с нуждами практики. Ее характеризует борьба направлений, постепенное обогащение взглядов, преемственность ведущих идей, методов научных изысканий.
  3. По-прежнему объектом споров, дискуссий остается теоретическое наследие марксистов, особенно В.И. Ульянова (Ленина).
 

      Заключение

      Выводы  по лекции:

  1. Развитие экономической мысли в России, как и в других странах, шло параллельно прогрессу производительных сил. Самые ранние сведения о хозяйственном строе восточных славян и их экономических взглядах содержатся в документах периода существования Киевской Руси.
  2. Попытки представить свои экономические идеи в виде определённой системы стали предприниматься российскими мыслителями в конце XVII–XVIII вв. Практическое формирование научной экономической школы в России приходится на первые десятилетия XIX в.
  3. Главной проблемой отечественной науки во второй половине XIX – начале XX в. стало определение путей развития российской экономики. Представители различных течений (буржуазные либералы, народники, марксисты) давали своё видение перспектив развития капиталистических отношений, эволюции крестьянских хозяйств, роли общинного землевладения, оценки движущих сил социально-экономических преобразований в российском обществе.
  4. Лучшие достижения отечественных экономистов этого периода получали высокую оценку ведущих учёных других стран и воздействовали на развитие мировой экономической науки.

      Задание на самостоятельную  подготовку:

     Дополнить конспект лекции материалом из рекомендованных  учебников.

      Следующее занятие – вторая лекция по теме №24 «Экономическая мысль в России» (занятие 2 «Экономическая мысль в России в XX веке»), в ходе которой будут изучены следующие учебные вопросы:

  1. Экономические дискуссии в СССР 20-х гг. ХХ века. Наследие А.В. Чаянова и Н.Д. Кондратьева.
  2. Развитие отечественной экономической науки после Второй мировой войны.

      На  самоподготовке следует по рекомендованной литературе ознакомиться с материалом, входящим в содержание предстоящего лекционного занятия.

      Учебно-материальное обеспечение следующего лекционного занятия:

    1. Конспекты лекций.
    2. «Лектор-2000».
    3. Выставка литературы.

      Ответы на вопросы студентов.

      Проверка (выборочная) конспектов лекции. 

      Разработчик – доцент кафедры № 5

                                                                    к.э.н., доцент                         Рощина Н.В.

Информация о работе Зарождение экономической мысли в россии