Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2012 в 22:06, лекция
Изучить учебный материал темы № 18 согласно учебной программе.
Формировать основы экономического мышления студентов, интерес и практическую заинтересованность в изучении предмета, навыки работы на лекционном занятии.
Содержание
Введение.
Учебные вопросы (основная часть):
Развитие отечественной экономической мысли в IX – первой половине XIX века.
Взгляды русских экономистов второй половины XIX – начала XX века.
Заключение.
Экономические
взгляды Пестеля нашли
Антикрепостническая программа Пестеля строилась на основе теории «естественного права», по которой создание и структура общества, его государственное устройство должны сообразовываться с рациональными и естественными требованиями каждого индивида, с его стремлением к благоденствию. Исходя из этого, Пестель требовал уничтожения сословных привилегий. Краеугольным камнем гражданского права Пестель считал право собственности. Частная собственность, по его убеждению, священна и неприкосновенна.
Наиболее радикальный характер носит аграрный проект Пестеля, изложенный в «Русской правде». Всю землю Пестель предполагал разделить в будущем на две части: общественную и частную. Общественная земля не может быть ни продана, ни заложена. Частная земля, в свою очередь, тоже подлежит разделению на две части: принадлежащую казне и принадлежащую частным лицам. Часть, принадлежащая казне, может быть арендована частными лицами или продана им. Для создания такого земельного фонда Пестель предлагал конфисковать часть земли у крупных помещиков. Реализация предложений Пестеля означала бы вступление России на капиталистический путь развития.
Пестель составил план постепенного освобождения от крепостнической зависимости сначала дворовых людей, а потом и всех остальных крестьян. Таким образом, «Русская правда» Пестеля – это проект будущего государственного устройства России, т.е. проект Конституции.
Николай Иванович Тургенев (1789–1871) был одним из руководителей Северного общества декабристов. Выходец из старинного не очень богатого рода, он учился сначала в Московском университете, а затем в Германии в университете Геттингена, где и познакомился с учением Адама Смита, повлиявшим на формирование его мировоззрения.
В 1810 г. Тургенев написал свое первое экономическое сочинение – «Рассуждение о банках». Следующая его работа – «Опыт теории налогов». В предисловии к ней автор дает высокую оценку значения экономической науки для правильного общественного устройства, в основе которого должна лежать политическая и экономическая свобода. Книга была пронизана антикрепостническими идеями.
Необходимым условием процветания нации Тургенев считал свободу внутренней и внешней торговли, но не исключал и активной протекционистской политики государства во внешней торговле в интересах развития отечественной промышленности. Собирание налогов, считал Тургенев, производится в интересах народа и государства. Налоги должны распределяться равномерно по доходам, время взимания и размеры налогов - определяться заранее, их уплата - производиться в момент, выгодный для плательщика, а сама система взимания налогов должна быть простой и дешевой для государства. На заработную плату налога не должно быть, поскольку она не представляет собой прибыль. Предлагаемая Тургеневым система налогообложения объективно соответствовала капитализму свободной конкуренции.
Тургенев поставил вопрос об использовании бумажных денег в интересах освобождения народа и его повышения благосостояния.
Тургенев не был согласен с теми из декабристов, кто выдвигал идеи военного восстания, он выступал за постепенное реформирование России.
В 1847 г. на французском языке вышел его трехтомный труд «Россия и русские» (в России он был впервые опубликован в 1906 г., и то не полностью). В нем дана подробная характеристика социально-экономического состояния России и намечена обширная программа политических и хозяйственных преобразований: уничтожение крепостного права, введение суда присяжных, отмену телесных наказаний, установление местного самоуправления и т.д.
Выводы по 1 вопросу:
2.
Взгляды русских
экономистов второй
половины XIX – начала
XX века
На протяжении длительного времени в центре внимания российских экономистов оставался крестьянский вопрос и проблема аграрных преобразований. Особенно обострился он в середине XIX века. Дискуссии шли о проблемах общинного землевладения, о повышении эффективности сельскохозяйственного труда, о путях вовлечения села в систему рыночных отношений. Крестьянский вопрос занимает важное место в творчестве Николая Гавриловича Чернышевского (1828–1889).
Выходец
из семьи священника, он был представителем
разночинского этапа
Чернышевский рано начал читать труды западноевропейских экономистов, которые, бесспорно, повлияли на формирование его собственных воззрений. Он стремился выполнить просветительскую миссию – донести до русского читателя идеи Смита, Рикардо, Мальтуса. Специальную работу Чернышевский посвятил Тюрго. Центральное же место в его экономическом наследии занимал перевод на русский язык книги Джона Стюарта Милля «Принципы политической экономии». Кроме того, он написал аналитическую работу «Основания политической экономии Дж.С. Милля», которую впервые опубликовал в «Современнике» в 1860–1861 гг.
Работы Чернышевского «Начала народного хозяйства В.Рошера» (1858), «Капитал и труд» (1860), «Примечания к "Основаниям политической экономии" (по Миллю)» (1861) и др. представляют большой интерес с точки зрения развития в них отдельных вопросов политической экономии. Он создал свою политэкономическую теорию – «теорию трудящихся», в которой можно выделить три основных аспекта: критику крепостничества, критику капитализма и обоснование социализма.
Резкая
критика крепостнической
Исходя из этого Чернышевский формулировал концепцию общинного социализма, который в аграрной России следует построить, минуя капитализм, на основе сложившейся формы сельскохозяйственного производства - общины. Придавая общине большое значение, он в то же время считал, что она незаменима лишь на первоначальном этапе становления социализма, дальнейшее же развитие должно быть связано с крупными земледельческими предприятиями.
Оставаясь социалистом-утопистом, Чернышевский сделал большой шаг вперед по сравнению со своими предшественниками. Он пишет о социалистическом производстве и распределении, о внедрении принципа товарищества как высшей формы социалистической кооперации. Ученый ставит важную проблему организации труда в современном обществе, предлагает оптимальное сочетание в процессе производства живого и овеществленного труда (работников и орудий труда).
В
работах Чернышевского
Самой важной в классической политэкономии Чернышевский считал трудовую теорию стоимости. Ученый рассматривал труд не только как источник стоимости, но и как меру справедливого распределения. Он представлял себе природу капитала как накопленного чужого труда.
Товарное производство Чернышевский считал исторически преходящей формой хозяйства. Теория политической экономии трудящихся, которую Чернышевский противопоставляет системе капиталистического производства по ряду черт напоминает социальную утопию.
После реформы 1861 г., отменившей крепостное право, наиболее важными проблемами по-прежнему оставались аграрные отношения и пути дальнейшего развития России. «Западники» отстаивали проверенный вариант: идти вслед за Европой. «Почвенники» (а ранее – славянофилы) разрабатывали варианты самобытной модели национального хозяйства.
Один
из сторонников западничества
Постепенно политическая экономия в России все в меньшей мере становится иностранной наукой. В центр внимания российских экономистов выдвигаются собственные проблемы, расширяется тематика исследований, получают «прописку» специфические отрасли экономического знания – философия хозяйства, анализ мирохозяйственных отношений, финансы, история экономической мысли, военная экономика и др. Кратко рассмотрим взгляды наиболее известных экономистов этого периода.
Иван Васильевич Вернадский (1821–1884) был сторонником классического либерализма. Он постоянно дискутировал как с правыми – крепостниками, так и с левыми – революционными демократами. Резкой критике он подверг социалистические проекты Н.Г. Чернышевского. Для Вернадского социализм – это не прекрасное будущее, как у Чернышевского, а результат обеднения страны, пауперизма. И по мере развития производительности труда, улучшения благосостояния российского населения, считал ученый, интерес к идеям социализма будет уменьшаться.
Александр Иванович Чупров (1842–1908), более чем другие российские профессора, находился под влиянием западной экономической науки, прежде всего английской классической политэкономической школы и марксизма. Он считал, что политэкономия есть наука о вечных и неизменных законах хозяйствования, положительно оценивал теорию трудовой стоимости, капитал представлял как результат сбережения, оставшийся от потребления. Основное внимание Чупров обращал на конкретную хозяйственную жизнь российского общества. Он полагал, что сельское хозяйство России конца XIX в. следует характеризовать как натуральное, а отдельные элементы капитализма в агарном секторе считал малочисленными и не изменяющими общую патриархальную картину сельской жизни России. Чупров отмечал также важность теории полезности, но отводил ей второстепенное место при определении ценности благ, так как находил, что в ее основе лежат субъективные суждения о полезных свойствах предметов. Ученый считал, что меновая стоимость каждого предмета определяется количеством труда, затраченного на его производство.
Крупный экономист-статистик, создатель специальной дисциплины - экономики транспорта, блестящий педагог, Чупров впервые ввел в российских университетах семинарские занятия по политической экономии. Понимая прогрессивность развития рыночного производства, Чупров, однако, осознавал, что в нем заключена и вопиющая несправедливость – возможность разорения даже рационально ведущихся индивидуальных хозяйств. Выход из этого он видит в развитии кооперативных хозяйств.
Юлий Эдуардович Янсон (1835–1893), известный экономист и статистик, завоевал признание своими статистическими исследованиями о «хлебной торговле». Он высоко оценивал реформу 1861 г., отстаивал буржуазно-помещичий путь развития капитализма в России. В 1877 г. вышла книга Янсона «Опыт статистического исследования о крестьянских наделах и платежах», в которой автор констатировал бедственное положение крестьянских масс. В 1878 г. Янсон издал первый том своего основного произведения «Сравнительная статистика России и западноевропейских государств», в 1880 г. второй том, посвященный сельскому хозяйству и представляющий наибольший интерес, так как в нем собран огромный фактический материал.
Защищая
русский капитализм, Янсон вместе
с тем писал о тяжелом