Развитие экономической мысли

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Ноября 2011 в 15:08, доклад

Краткое описание

Чем же занималась экономическая мысль до того, как экономической наукой стали заниматься профессионалы? Изначально ее предметом было искусство управления царским двором, домашним или храмовым хозяйством, то есть - домоводство. В посвященных этому искусству наставлениях, авторы описывали, как же устроено хозяйство, давали практические советы.

Файлы: 1 файл

Античность.docx

— 45.49 Кб (Скачать)

                                                                 Античность.

     Чем  же занималась экономическая  мысль до того, как экономической  наукой стали заниматься профессионалы?  Изначально ее предметом было  искусство управления царским  двором, домашним или храмовым  хозяйством, то есть - домоводство.  В посвященных этому искусству  наставлениях, авторы описывали,  как же устроено хозяйство,  давали практические советы. Такого  рода наставления появились в  странах Древнего Востока: Индии,  Китае, Междуречье. Само же слово  «экономика» произошло от греческих слов «ойкос»- «дом», «хозяйство» и «номос» - «закон».

     Впервые  его употребил древнегреческий  автор Ксенофонт (не позже 444 до н. э. — не ранее 356 до н. э), который озаглавил свой трактат «Ойкономия». Свои поучения Ксенофонт обращал к обычным гражданам, домашнее хозяйство которых было сложным, включало  в себя различные ремесленные и сельскохозяйственные работы, управление рабами.

     Более  широко понимал экономику великий  философ древности- Аристотель (384-322 до н. э.). В экономических рассуждениях, которые были изложены в трактатах «Политика» и «Никомахова этика», философ затронул сферы, выходившие за рамки домоводства. В своих рассуждениях он раскрыл проблему, которая и по сей день волнует экономистов:  чем определяется соотношение, в котором товары обмениваются друг на друга. По его мнению, соотношение товаров должно быть справедливым, то есть должна существовать равноценность товаров. Аристотель писал, что «нужно, чтобы все измерялось чем-то одним», однако каждый товар удовлетворяет определенную потребность, следовательно, найти такого рода «соизмеритель» довольно-таки трудно. В итоге, Аристотель решил, что «соизмерительными» товары делают деньги, которые появились в связи с неудобством бартеров. Философ считал, что в качестве денег целесообразно использовать металлы. При обмене товаров они выполняют роль средства обращения. Также Аристотель полагал, что деньги являются мерой ценности и средством образования богатства. Из этого следует, что Аристотелю принадлежит открытие трех из четырех известных функций денег (четвертая-средство платежа). Аристотель видел в деньгах - товар, имеющий собственную ценность, а не только посредническую роль. Несмотря на то, что Аристотеля интересовали вопросы торговли и денег, идеальным он считал натуральное хозяйство.

В натуральном хозяйстве  обмен являлся необходимым только в рамках разумных личных потребностей. Такого рода «естественную» хозяйственную  деятельность  философ называл  экономикой. По мнению философа, стремление к деньгам и богатству нарушило бы единство полиса, а также привело  к появлению богатых и бедных, поэтому данного рода «порывы» он осуждал. Такую жажду наживы Аристотель именовал хрематистикой. Однако Аристотель констатировал факт:  из экономики неизбежно вырастет хрематистика. Можно с уверенностью говорить о том, что труды великого философа остались высшим достижением экономической мысли эпохи античности.

Древние римляне оказались скорее практиками, нежели философами. Безусловно, они внесли огромный вклад в правовую систему, но что касается экономической мысли - их вклад был незначителен, за исключением некоторых советов по управлению сельскохозяйственными поместьями.

                                                      Средние века.

В этот период экономическая  мысль развивалась крайне медленно. Преобладало натуральное хозяйство, ремесленники и крестьяне работали для себя, а также для своих  господ-рыцарей, которые в свою очередь  обеспечивали безопасность.  Жизнь  такого хозяйства была подчинена  принципу: «выполняй приказы, а в  остальном руководствуйся обычаем».  Что касается духовной жизни, то западноевропейское общество определялось христианской религией. Именно стремление ученых изучить не столько реальный мир, сколько стремление определить и понять, каким он должен был быть в соответствии с Божественным замыслом и Священным писанием, кардинально  ограничивало возможность анализа  в научных дисциплинах.

Однако экономическая  мысль не стояла на месте, а двигалась  вперед. С XII века в Западной Европе начали появляться независимые от властей университеты, преподавателями которых были ученые монахи и аббаты. Одним из них был Фома Аквинский( 1225 или 1226 -1274 г.), который впоследствии был причислен к лику святых.

 Этого богослова  и философа экономические вопросы  занимали лишь в связи с  проблемами морали (кстати, как и  его современников).

 В то время  церковь всячески осуждала стремление  к богатству и получению прибыли,  торговлю. Идеалами той эпохи  являлись: благотворительность и  добровольное нищенство. Безусловно, с такими приоритетами трудно  было преуспеть в экономической  и коммерческой деятельности, однако  предпринимательство в Средние  века постепенно развивалось,  что нашло отражение  в росте  городов. Фома Аквинский выполнил  одну очень важную задачу: частичную  реабилитацию торговли и торговой  прибыли. В своем главном труде  «Сумма теологии»  он привел  ситуации, в которых коммерческий подход можно допустить: «необходимость обеспечить себя средствами существования; желание добыть средства для благотворительных целей; стремление служить на пользу обществу, но только если материальная выгода будет умеренной; улучшение продаваемой вещи; различие цен на данную вещь в разных местах и в разные моменты времени; риск.» (*)  Ситуации, описанные Фомой Аквинским, почти тотально охватывают рыночную экономику. Таким образом, своего первого защитника едва зарождающаяся рыночная экономика нашла в лице Аквината. Стоит заметь, что вклад Фомы Аквинского в экономическую науку не столь велик, он лишь развил мысль Аристотеля о справедливой цене ( под справедливой ценой философ понимал цену, установленную в результате конкуренции, которая дает продавцу доход, обычный для его сословия). С одной стороны, в этом высказывании не наблюдается экономическая основа, ведь эпитет «справедливая» взят из области морали и вряд ли может быть применён к ценам. Однако с другой стороны, под термином «справедливая цена» скрывалось представление о существовании определенного некими закономерностями центра, вокруг которого происходят кратковременные колебания рыночных цен. Как и Аристотель, Фома Аквинский высказывался против взимания кредиторами процента с должников. «Брать плату за пользование деньгами, говорил он, все равно, что требовать особую плату за пользование вином дополнительно к его цене: ведь деньги, подобно вину, исчезают в процессе потребления. Другое дело, когда человек пользуется домом и платит за него» (*)

  

(*)Бандуровский К. В. Проблемы этики в «Сумме теологии» Фомы Аквинского // Вопросы философии. - 1997

 

В череде видных представителей экономической мысли Фома Аквинский  следует за Аристотелем. Это свидетельствует  о том, что за 15 столетий, которые  разделяли великих мыслителей, в  области экономической науки  не происходило ничего заслуживающего внимания. Медленно, с ошибками, накапливался опыт и знания, которые впоследствии превратились в экономическую науку.

                                               Меркантилизм

Новый этап в развитии экономической мысли относится  к XV- первой половине XVIIIвеков, в то время, когда в Европе начинают складываться национальные централизованные государства с сильной королевской властью: такие государства, как Англия, Франция и Испания. Состоявшие на службе у князей и королей советники и министры, заботились о том, как увеличить государственное богатство, интересы которого правители отождествляли с собственными. Такое направление экономической мысли, которое ориентировалось на практические потребности властей , назвали меркантилизмом (от ит. Mercante – «торговец») Меркантилисты считали, что чем больше в государственной казне золота и серебра, тем государство богаче. Это была эпоха великих географических открытий и длительных войн. Деньги из казны требовались королям и князьям для проведения пышных празднеств, содержание двора, флота и армии. Основной целью данной политики являлось  преувеличение денег в государственной казне. Выделяют 2 периода развития меркантилизма. Для раннего меркантилизма (XV- вторая половина XVI веков) характерны такие положения:

  • всестороннее ограничение импорта товаров
  • вывоз золота и серебра из страны карался смертной казнью
  • установление высоких цен на импортируемые товары
  • главной являлась теория денежного баланса, которая обосновала политику, направленную на увеличение денежного баланса
  • в целях удержания денег в стране запрещался вывоз за границу денег, и сумму, вырученную за товар, тратить на покупку местных товаров.
 

В период позднего меркантилизма (XVII-первая половина XVIII веков) короли и князья нашли другие способы для увеличения денег в казне:  

·  снятие жёстких ограничений по импорту товара и вывозу денег

·  доминирует идея торгового баланса ( положительное сальдо торгового баланса)

·  появляется протекционизм экономической политики государства

·  характерна система активного торгового баланса, который обеспечивался путём вывоза готовых изделий своей страны и при помощи посреднической торговли в связи с чем разрешается вывоз денег за границу ·  появляется принцип покупки дешевле в одной стране и продажи дороже в другой (Европейские державы, захватывая колонии, ввозили дешевое сырье и «колониальные» товары (пряности, сахар, шелк)-для перепродажи)

·  защита страны и её населения от деградации, связанной с режимом свободной торговли 

Можно сказать о  том, что поздние меркантилисты: англичанин Томас Ман (1571-1641),итальянец Антонио Серра (годы неизвестны), министр французского короля Людовика XIV  Жан Баситс Кольбер (1619-1683) и многие другие уже занимались экономическим анализом. Несмотря на то, что они ошибочно приравнивали богатство=деньги и рассматривали процесс производства исключительно как средство обеспечения торгового баланса, их мысли и рекомендации дали толчок и способствовали ускорению экономического роста, что безусловно улучшало благосостояние их стран. 

                                                 Физиократы

Уже во второй половине XVIII века в европейских странах стала складываться рыночная экономика. Дабы объяснить и предугадать поведение людей в новых условиях, из моральной философии выделяется самостоятельная экономическая наука. Первым направлением новой науки явилась сложившаяся во Франции школа физиократов. (фр. physiocrates, от др.-греч. φύσις — природа и κράτος — сила, власть, господство) или экономистов (как ее ещё называли). В школу, главой которой был врач и естествоиспытатель Франсуа Кенэ (1694-1774 г.г), в основном входили его ученики: Виктор Рикети маркиз де Мирабо (1715-1789г.г), Пьер Дюпон де Немур(1739-1817 г.г) и другие. Огромную роль в развитии и претворении в жизнь идей физиократов сыграл Анн Робер Жак Тюрго (1727-1781 г.г), три года занимавший пост генерального контролера финансов при Людовике XVI.

В отличии от меркантилистов, физиократы считали:

  • основной источник богатства – производство (только сельскохозяйственное, связанное с природой)
  • сельское хозяйство - занятие, дающее излишек валового дохода над издержками производства, а потому и единственно производительное.
  • земля (почва, силы природы) является единственным фактором производства

Именно Франсуа  Кенэ первым из экономистов приступил к анализу капитала, который называл «авансами» (Вершину физиократической системы составила попытка анализа воспроизводства общественного капитала, предпринятая Ф. Кенэ в знаменитой "Экономической таблице" (1758)). Он разделил «первоначальные авансы» и «ежегодные авансы» (впоследствии, эти понятия приобрели новые названия: основной и оборотный капитал). Кенэ отметил тот факт, что затраты на сельскохозяйственные постройки, орудий и осушение земли производятся  один раз в несколько лет, они окупаются постепенно, а что касается затрат на заработную плату наемных рабочих, покупку семян - ежегодные, однако окупаются они тоже каждый год. Физиократы первыми выступили за ограничение вмешательства государства в экономику, за свободу торговли (в большей степени это касалось сельскохозяйственных продуктов), за замену многочисленных налогов единым налогом на землю. Знаменитый лозунг, принадлежавший физиократам, звучал так: « Laissez faire, laissez passer» (*) , что можно перевести приблизительно, как : « Позвольте людям делать свои дела самим, позвольте делам идти своим ходом» . После появления «Богатства народов» Адама Смита школа Кенэ пришла в полный упадок, хотя у неё были ещё сторонники даже в XIX в.: Дюпон де Немур — до самой своей смерти (1817), в тридцатых годах — Ж. М. Дютан и др.

       

(*)Слова французского экономиста и откупщика Венсана де Гурнэ (1712—1759) из речи, которую он произнес (1758) на собрании экономистов-физиократов (сторонников свободной торговли). В ней он доказывал, что для процветания ремесел и торговли правительству не следует вмешиваться в сферу предпринимательства. 

                 Английская классическая политическая экономия. 

     Первенство  в развитии экономической науки  и мысли надолго перешло к  англичанам. Как известно из курса  истории, Англию раньше других  стран затронула промышленная  революция. И уже в  XVIII веке, на основе достигнутых изменений, в стране сформировалась рыночная капиталистическая экономика. Именно поэтому вовсе не удивительно, что на Британских островах развивалась самостоятельная экономическая наука. Сложившаяся научная школа получила название «английская классическая политическая экономия». Главными представителями данной школы являлись: Адам Смит (1723-1790 г.г), Давид Рикардо (1772-1823 г.г), Джон Стюарт Милль (1806-1873 г.г). Так же важную роль сыграли Томас Роберт Мальтус (1766-1834 г.г) и Нассау Уильям (1790-1864 г.г).

Информация о работе Развитие экономической мысли