Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:42, контрольная работа
Основные современные экономические понятия, термины и принципы являются продуктом длительного процесса развития экономической науки и хозяйственной практики. Экономическую науку можно условно разделить на теоретическую и прикладную науку. В настоящей главе речь пойдет, прежде всего, о процессе становления экономической теории, имея в виду, что история прикладной экономической науки пока еще мало исследована.
I. Краткий очерк истории экономических учений
Зачем надо изучать историю экономической науки
Возникновение экономической мысли
Экономические учения мира античности
Экономическая мысль в первом тысячелетии новой эры. Экономика и религия
Экономика и религия во втором тысячелетии новой эры
II. Первые экономические школы
Меркантилизм
1.1 Критика меркантилистов
Физиократизм
Зарождение экономической мысли. Экономическая мысль Древнего мира и Средневековья
Введение
Систематизация экономической мысли началась в эпоху становления первых государств. Истоки экономической науки содержатся в трудах мыслителей Древнего мира и, прежде всего, стран Древнего Востока. Выразителями экономической мысли этого времени были философы, отдельные правители рабовладельческих государств. Опираясь на категории морали, нравственности и этики, они стремились сохранить приоритет натурального хозяйства, идеализировали рабовладельческое общество, осуждали крупные торгово-ростовщические операции, якобы нарушающие эквивалентный и пропорциональный характер обмена товаров.
Древнейшими документами,
которые фиксировали правила
экономического поведения, были законы,
впервые появившиеся в
Благодаря мыслителям Древней Греции достаточно отрывочные и наивные экономические мировоззрения систематизируются и приобретают научный облик. Первыми учеными-экономистами по праву могут считаться выдающиеся греческие философы — Ксенофонт (ок. 430—355 до н. э.), Платон (427—348 до н. э.), Аристотель (384—322 до н. э.). Именно Ксенофонт ввел в научный оборот понятие «экономика». Он впервые выделил различные отрасли экономической деятельности (сельское хозяйство, ремесло, торговлю), первым попытался обосновать выгодность разделения труда в общественном производстве. При этом предпочтение он отдавал натуральному хозяйству на земле, полагая, что оно делает человека сытым, здоровым и справедливым, к ремесленному труду относился снисходительно. Ксенофонт полагал естественным разделение труда на умственный и физический, а людей — на свободных и рабов.
Величайшим ученым древности был Платон, который проповедовал ограничение частной собственности, создал учение о разделении труда и занятости отдельными профессиями, выступал против использования денег для накопления богатства и ростовщичества. Платон внес свой вклад в развитие экономической науки созданием теории идеального государства. Основа существования такого государства — справедливость. Справедливым считается общественное устройство, в котором каждый занимается тем, к чему он приспособлен в наибольшей степени. Идеальное государство состоит из правителей, воинов, свободных крестьян и ремесленников, а также рабов. Правители (обладающие мудростью) и воины (обладающие мужеством) не должны иметь частной собственности, чтобы не отвлекаться от забот об общественном благе. Крестьяне и ремесленники являются частными собственниками, так как это побуждает их эффективнее трудиться. Люди, не обладающие никакими добродетелями, являются рабами. Государство может существовать длительное время, только если оно основано на натуральном хозяйстве, в нем нет частной собственности и деньги имеют ограниченное хождение.
Аристотель являлся одним из виднейших умов науки, его работы охватывали все существовавшие в то время области знания. Он полагал, что рабство — явление естественное и закономерное и всегда должно быть основой производства; рабы ни что иное, как говорящие орудия труда. Аристотель считал человека общественным животным, которое не может жить вне общества и государства. Все виды хозяйства и все виды деятельности Аристотель относит либо к естественной сфере — экономике (земледелие, ремесло, мелкая торговля), либо к неестественной — хроматистике (крупные торговые сделки, ростовщичество).
В эпоху Средневековья (феодального хозяйства) экономическая мысль приобрела ярко выраженный богословский характер. Мыслители этого времени посредством религиозно-этических норм оправдывали сословный характер структуры общества, экономическое могущество светских и церковных феодалов. Ибн Хальдун (1332—1406) — арабский историк, философ, государственный деятель. Он автор одной из самых значительных концепций экономической мысли Средневековья в восточных странах — «социальной физики». В своих работах Ибн Хальдун настаивал на борьбе с расточительностью и жадностью, отмечал богоугодность торговли, порицал крупные ростовщические операции. В отличие от мыслителей Древнего мира полагал, что деньги являются важнейшим элементом хозяйственной жизни и их роль должны играть монеты из созданных богом металлов — золота и серебра. Ибн Хальдун защищал незыблемость сословной дифференциации; подчеркивал, что имущественное и социальное равенство невозможно, так как Аллах дал преимущества одним людям перед другими; успешное развитие всех отраслей способствует росту благосостояния как государства, так и каждого гражданина.
Религиозная окраска
общественной мысли Средневековья
объяснялась господством
Федеральное агентство по культуре кинематографии.
Федеральное
государственное
Санкт-Петербургский
Государственный Университет
Курсовая по
экономической теории
на тему:
«Зарождение
экономической мысли и первые
экономические теоретические
Выполнила:
Юманова М. А.
Санкт-Петербург 2008
СОДЕРЖАНИЕ
I. Краткий очерк истории экономических учений
II. Первые экономические школы
1.1 Критика меркантилистов
I. КРАТКИЙ ОЧЕРК ИСТОРИИ ЭКОНОМИЧЕСКИХ
УЧЕНИЙ
1.
Зачем надо изучать историю
экономической науки
Основные
современные экономические
История мысли вообще и история экономической теории в частности может излагаться на основе, по крайней мере, двух подходов. Первый из них, назовем его релятивистским, исходит из того, что любое явление в прошлом необходимо рассматривать в общем контексте характерных для той или иной эпохи политических, экономических, религиозных и других проблем. Таким образом, релятивист рассматривает экономические теории прошлого с точки зрения их исторической обусловленности. Второй подход, назовем его абсолютистским, состоит в том, что развитие теории рассматривается как непрерывный прогресс от ошибочных суждений к истине. Каждый из этих подходов в принципе имеет право на существование и может обогатить наши представления о прошлом науки. Надо лишь избегать крайностей. Так, например, абсолютизм в своей наиболее крайней форме приводит к представлению о прошлом науки как о перечне "неправильных мыслей давно умерших людей" и порождает негативное восприятие этого прошлого. Релятивизм же не улавливает внутренней логики развития науки и может привести к представлению о том, что экономические теории являются лишь теоретической формой выражения классовых, групповых интересов тех или иных слоев общества в ту или иную эпоху. Исходя из того что предлагаемая работа не предназначена для профессиональных историков экономической мысли, в данной главе сознательно используется смешанный, релятивистско-абсолютистский подход. Первая экономическая теория как система понятий и суждений, скрепленная внутренней логикой и обособленная от других видов знания, появляется лишь к XVI веку. Поэтому по отношению к древнему миру лучше пользоваться термином "экономическая мысль", имея в виду отрывочность сведений об экономических воззрениях того времени, дошедших до наших дней. Что же касается античности и средневековья, то к этим историческим периодам больше подходит термин "экономические учения", имея в виду, что экономические исследования в этот период чаще всего еще не имели самостоятельного значения, представляя собой лишь части, фрагменты различных религиозных или философских трактатов. Так что экономическая наука прошла долгий путь от экономической мысли к экономическим учениям и далее - к экономической теории.
2. Возникновение экономической
О
том, что многие экономические истины
стали известны людям еще в
глубокой древности, наглядно свидетельствует
Библия. Начнем с того, что между
сыновьями Адама Авелем и Каином
существовало разделение труда, один из
них был скотоводом, а другой -
землепашцем. Жертвоприношения Богу, приносимые
Авелем и Каином, представляют зародыш
налогообложения. В книгах Ветхого Завета
содержатся советы, пожелания, напутствия
экономического толка. Так, к примеру,
книга Левит повествует: "Если будешь
продавать что ближнему твоему или будешь
что покупать у ближнего твоего, не обижайте
друг друга". В Книге Неемии уже напрямую
упоминается о податях и залоге. Древнейшими
документами, в которых были зафиксированы
правила и нормы экономического поведения
граждан, отношения между ними и государством,
между рабом и господином, денежные отношения,
можно считать законы. Первые законы, возникшие
в государствах Древнего Востока, относятся
к XX веку до нашей эры. В древневавилонском
царстве действовали законы царя Хаммурапи,
царствовавшего с 1792 по 1750 год до нашей
эры. В этих законах, обнаруженных на черном
базальтовом столбе, заполненном с двух
сторон клинописным текстом, установлены
экономические правила и нормы рабовладельческих
отношений и денежного обращения, аренды
земли, арендной платы, оплаты труда наемных
работников натуральным продуктом и серебром.
В старо-вавилонских хозяйственных и юридических
документах предусматривались взаимные
договорные и долговые обязательства,
штрафы за их нарушение. В "Законах Ману",
господствовавших в Индии в VI веке до нашей
эры, регламентировались права и отношения
собственности. В более поздних древнеиндийских
трактатах мудрецов-брахманов содержится
описание государственного и хозяйственного
устройства Древней Индии, правил купли-продажи,
найма работников, заключения сделок,
осуществления торговых операций, ценообразования.
Древнекитайский философ Конфуций (551-479
гг. до н. э.) изложил взгляды на умственный
и физический труд, отношения между рабовладельцами
и рабами. В IV- III веках до нашей эры в Китае
был распространен трактат "Гуань-цзы",
в котором повествовалось о торговле,
налогах, рыночных отношениях, занятиях
земледелием и ремеслом, о денежном обращении,
финансах. В учении древнекитайского философа
Сюнь-цзы (313-238 гг. до н.э.) утверждалось,
что земельный налог должен составлять
урожай с одной десятой земли ("десятина"),
тогда как охоту и рыболовство не следует
облагать налогом. Перечислялось, какие
товары следует облагать пошлинами, а
каким давать возможность "свободно
передвигаться, словно люди, живущие между
четырьмя морями и составляющие единую
семью". Сюнь-цзы выступал против "непомерных
поборов на заставах и рынках, тормозящих
обмен".