Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 10:42, контрольная работа
Основные современные экономические понятия, термины и принципы являются продуктом длительного процесса развития экономической науки и хозяйственной практики. Экономическую науку можно условно разделить на теоретическую и прикладную науку. В настоящей главе речь пойдет, прежде всего, о процессе становления экономической теории, имея в виду, что история прикладной экономической науки пока еще мало исследована.
I. Краткий очерк истории экономических учений
Зачем надо изучать историю экономической науки
Возникновение экономической мысли
Экономические учения мира античности
Экономическая мысль в первом тысячелетии новой эры. Экономика и религия
Экономика и религия во втором тысячелетии новой эры
II. Первые экономические школы
Меркантилизм
1.1 Критика меркантилистов
Физиократизм
3.
Экономические учения мира
В
Древней Греции и Риме экономические
воззрения углубляются и
Ксенофонт, написавший такие работы как "О доходах" и "Экономика" (учение о хозяйстве), дал старт научной экономике. В его исследованиях экономика делится на отрасли с выделением сельского хозяйства, ремесленничества, торговли, высказывается мысль о целесообразности разделения труда.
Он отдавал предпочтение натуральному хозяйству на земле, ибо оно делает человека здоровым, сытым и справедливым (земля больше одаряет того, кто лучше работает). Одобрял штрафы за накопление в личном пользовании золота и серебра и поддерживал введение железных денег, которые делают богатство "неудобным". К ремесленничеству относился снисходительно, но признавал, что ремесленник может достичь большего умения за счет специализации (разделения труда).
Абстрактными проблемами полезности и стоимости Ксенофонт не интересовался. Сохранилась его сентенция о том, что "друзья полезнее и ценнее волов".
Платон был величайшим философом древности. Он развивает представления о разделении труда, высказывает ряд соображений о специализации труда и особенностях разных видов трудовой деятельности, анализирует круг основных профессий в хозяйстве и занятость профессиональным трудом. Экономические проблемы интересовали его лишь в небольшой степени. Однако некоторые его взгляды на экономические и социальные процессы представляют значительный интерес. Так, возникновение государства он связывал с удовлетворением повседневных интересов людей и с обменом. "Государство возникает из нужд человека: никто не может сам удовлетворить всех своих нужд. …Мы берем себе одного помощника для одной цели, другого для другой, и когда все эти сотоварищи и помощники собраны в одном месте, то всю группу обитателей можно назвать государством. Они обмениваются друг с другом… с той мыслью, что этот обмен будет им ко благу".
Государство
может существовать длительное время,
только если оно основано на натуральном
хозяйстве и если деньги имеют
ограниченное хождение. Поэтому он
считал, что горожан надо наделять
земными наделами. Однако имущество
граждан не должно быть чрезмерным.
Если стоимость имущества превысит
стоимость надела в 4 раза, то излишек
подлежит передаче государству. Запрещаются
ссуды под проценты. Закон должен
устанавливать пределы
В качестве примера экономических рассуждений Платона рассмотрим следующий диалог:
По-видимому, это одно из первых упоминаний о пользе конкуренции и о необходимости иметь первоначальный капитал для того, чтобы начать собственное дело.
Платон
стремился доказать, что большое
богатство и счастье
Однако наибольший вклад в экономическую науку Платон внес косвенно, созданием своей теории идеального общественного устройства, изложенного им в сочинении "Государство".
Основой такого устройства является идея справедливости. Справедливым называется такое общественное устройство, в котором каждый занимается тем, к чему он приспособлен в наибольшей степени. Поясняя это, он вводит существование трех основных добродетелей человека: мудрость, мужество и сдерживающая мера.
Мудрость есть способность дать правильный совет не только в частном деле, Нои для государства в целом. Те, кто обладает таким даром, должны править. Их очень немного.
Мужество есть способность оставаться храбрым даже при осознании грозящей смертельной опасности. Те, кто обладае этим даром (даже если это женщины), должны защищать государство (быть воинами).
Сдерживающая мера есть способность понимания необходимости подчинения законам, так как даже плохой закон лучше беззакония. Такой способностью обладают не только мудрые и мужественные, но и многие другие люди. Обладающие этим даром достойны быть свободными гражданами. Если они не являются правителями или воинами, то, скорее всего, будут крестьянами и ремесленниками.
Наконец, те, кто не обладает ни одной из этих добродетелей, должны быть рабами. В итоге справедливое общество должно состоять из четырех различных классов:
Последующие
рассуждения Платона часто
Благодаря такому устройству, полагал Платон, исчезнет соперничество и раздоры, а суды станут ненужными, равно как золото и серебро. Деньгами послужат бумажные знаки (чтобы исключить торговлю с соседними странами). Будут запрещены кредит и процент. Все имущество подлежит учету, основываясь на котором, государство отбирает у граждан излишек, превышающий установленный максимум.
Дальнейшее развитие социалистической идеи пошло по пути отмены частной собственности для всех, полной замены ее общественной собственностью.
Но
подлинным титаном
Аристотель различает потребительную стоимость (пользу) и меновую стоимость. Например, обувью можно пользоваться, чтобы ее носить, или же для обмена. Обмен справедлив, если каждый получает как раз столько, сколько он дает другому.
Предвосхищая
последующие споры между
Средством, дающим возможность сравнивать различные потребности, являются деньги. При этом свою роль как меры ценности деньги выполняют только потому, что люди условились принимать их в уплату за товар.
Деньги соизмеряют и различные товары, и потому являются также средством обмена. Поэтому их нельзя ссужать. Монета не может рождать монету, и всякий процент по ссудам несправедлив.
Важное значение имела теория золотой середины Аристотеля, согласно которой всякая добродетель есть среднее между противоположными пороками. В частности, хотя скупость порицаема, но бережливость (как среднее между мотовством и скупостью) является добродетелью.
В своих знаменитых трактатах "Политика" и "Этика" Аристотель впервые в истории человечества исследует экономические процессы и явления абстрактно, то есть с целью обнаружения в них общих закономерностей. В аристотелевском подходе экономика рассматривалась как совокупность неких универсальных правил ведения хозяйства, следуя которым можно добиться приумножения богатства. Идеалом хозяйства, по Аристотелю, были натуральные замкнутые хозяйственные системы, на которых применялся труд рабов ("говорящие орудия труда"). Богатство воспринималось как совокупность продуктов, изделий, произведенных в этих хозяйствах. При прочих равных условиях одно натуральное хозяйственное образование было богаче другого в зависимости от того, какое количество земли и рабов оно в себя включало. Поэтому оптимальным способом достижения богатства был, прежде всего, захват новых территорий и рабов с последующей рациональной организацией их труда. Таким образом, экономика, по Аристотелю, - это наука о правилах рациональной организации труда рабов. В то же время Аристотель понимал, что современное ему хозяйство носит не только натуральный характер, но и развивается за счет обмена, торговли, приобретает черты денежного хозяйства.
Для
описания этих специфических проблем,
связанных с деньгами и торговлей,
Аристотель предложил новое научное
направление, которому сам же и дал
название "хрематистика" ("хрема"
– имущество), то есть искусство делать
деньги. Именно в рамках хрематистики,
а не экономики Аристотель рассматривал
такие явления, как деньги и их функции,
цены товаров и ценообразование, капитал
как деньги. Великий грек считал, что развитие
обмена, торговля противоречат идеальному
типу развития, а именно натуральному
хозяйству. Поэтому, хотя он и достаточно
глубоко для своего времени проанализировал
денежные процессы и явления, Аристотель
считал, что основным направлением хозяйственного
развития должна стать натурализация
хозяйственной жизни. Торговля обмена"
с соседями. Аристотель выступал как консерватор,
который к тому же был лишен дара предвидения
исторической перспективы. Но история
сыграла с Аристотелем забавную шутку.
С течением времени термин "хрематистика"
забылся, а под экономикой стали понимать
науку, значительная часть которой рассматривает
хрематистическую проблематику. Следовательно,
имя Аристотеля вошло в историю экономической
науки благодаря разработке той проблематики,
которую сам автор считал тупиковым направлением
хозяйственного развития. Несмотря на
это, Аристотеля с полным правом относят
к числу основателей экономической науки
и именуют первым ученым-экономистом.
Ученые, писатели, политические деятели
в Древнем Риме уделяли внимание экономическим
проблемам ведения сельского хозяйства,
организации труда рабов, земельной собственности.
Ученый-энциклопедист Варрон (116-27 гг. до
н. э.) написал работу "О сельском хозяйстве".
А писатель и политический деятель Марк
Порций Катон (234-149 гг. до н. э.) известен
своим трактатом "О земледелии", в
котором содержится множество хозяйственных
советов и высказываются мысли о роли
отдельных видов экономической деятельности.
Катон утверждает: "Купца я считаю человеком
дельным и прилежащим к наживе, но, как
я сказал выше, ему уготованы опасности
и потери". Интересные мысли об экономике
высказывали оратор и публицист Марк Туллий
Цицерон (106-43 гг. до н. э.) и ученый Плиний
Старший (123-79 гг. до н. э.), автор энциклопедического
труда "Естественная история". Двенадцатитомное
сочинение римского писателя и агронома
Колумеллы (I в. н. э.) "О сельском хозяйстве"
называют сельскохозяйственной энциклопедией
древности.
4.
Экономическая мысль в первом
тысячелетии новой эры
Экономика и религия. Первое тысячелетие нашей эры характеризуется, прежде всего, переходом от рабовладельческого строя к феодальному и от языческой религии к монотеизму. В этот период не происходит революционных изменений в экономических взглядах, зарождения принципиально новых экономических теорий. Главным признаком движения экономической мысли является переход от оправдания рабства к его осуждению. Наиболее сильное влияние на экономические воззрения этого периода оказывает церковь. Религиозные заповеди трактуются и как правила экономического поведения. Отрицательное отношение к рабовладельческой системе было обусловлено прежде всего низкой эффективностью рабского труда, но значительную роль в этом сыграли и религиозные воззрения того времени. Влияние религии на экономическую теорию пролегает прежде всего через Библию и Евангелие (Новый Завет). О связи Библии с экономикой уже говорилось выше. Евангелие не содержит сколько-нибудь систематизированных взглядов на собственно экономику и не может претендовать на свод правил о ведении хозяйства, но оно сыграло огромную роль в становлении кодекса экономической морали, противостоянии принципам стяжательства, голой наживе. Своим призывом: "Отдавайте кесарево кесарю, а божие Богу" - Иисус Христос ответил не только на поставленный им вопрос, надо ли платить подать царю, а провозгласил приоритет духовного начала в экономике. В Евангелии неоднократно подчеркивается, что не все ценности в мире продаются за деньги, становятся предметом купли-продажи. Интересно, что в Книгах Нового Завета содержались идеи, близкие к социалистическим и даже коммунистическим. Так, в "Деяниях святых апостолов" мы читаем:
"У множества же уверовавших было одно сердце и одна душа; и никто ничего из имения своего не называл своим, но все у них было общее. Не было между ними никого нуждающегося; ибо все, которые владели землями или домами, продавая их, приносили цену проданного и полагали к ногам Апостолов; и каждому давалось, кто в чем имел нужду".
Вместе
с тем в Священном Писании
можно найти и наставления
из арсенала форм и методов управления
экономикой. "Надобно повиноваться
не только из страха наказания, но и по
совести. Для сего вы и подати платите,
ибо они Божий служители, сим самым постоянно
занятые. Итак, отдавайте всякому должное:
кому подать - подать; кому оброк, - оброк;
кому страх - страх; кому честь – честь.",
- говорится в "Послании к Римлянам".
Таким образом, христианское учение наложило
значительный отпечаток на экономические
представления первого тысячелетия нашей
эры. Хотя проблема "религия и экономика"
крайне мало исследована, есть все основания
утверждать, что связь между ними стала
довольно тесной, тем более что церковь
быстро приобщилась и к взиманию налогов
(сборов) и к ведению хозяйства, а в последующем
длительное время осуждала и даже преследовала
ростовщичество. Воздействие религиозных
верований на экономические взгляды и
принципы наблюдалось не только со стороны
иудейского и христианского вероисповедания,
но и со стороны ислама. Уже в начальной
стадии формирования ислама, в период,
соответствующий примерно 600 году нашей
эры, пророк Мухаммед провозгласил, что
мусульманин не может быть рабом мусульманина
и потому должен быть освобожден от рабства
без выкупа. Мухаммед проповедовал дух
умеренности, непоклонения богатству,
милосердия. Устами Аллаха он призывал
избегать "греховной расточительности,
дабы не остаться обедневшим". Мухаммед
установил правила наследования имущества
и распределения средств, поступающих
в виде обязательного внесения милостыни
(заката), годовая норма которой не превышала
2-3% стоимости имущества лица, вносящего
милостыню. Закат - своеобразная форма
налогообложения. Пророком был создан
общественный фонд поддержки неимущих,
который формировался из заката и пятой
части военной добычи. Говоря об экономических
правилах и новациях, вводимых Божественным
промыслом, зафиксированных в священных
писаниях, приходится констатировать,
что и ранее и сейчас многие верующие не
придерживаются этих норм, установлений
экономического поведения. Увы, даже священнослужители
не всегда следуют религиозному кодексу
экономической жизни. Все это не снижает,
однако, исторической ценности и научно-познавательного
интереса к взглядам на экономическую
сторону жизни, представленным в Библии,
Евангелии, Талмуде, Коране, священных
книгах других вероучений.