В этот период появляются экономические
произведения не только нормативного
характера, делаются попытки с позиции
своего времени рассмотреть общие проблемы
экономического развития, теоретически
осмыслить многие экономические категории,
систематизировать экономические явления.
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
ДРЕВНЕГО ВОСТОКА
1.1. Древний
Египет
Одни из первых известных
нам памятников экономической мысли
принадлежат к эпохе Древнего
Египта. В них нашли отражение
многочисленные вопросы организации
и управления государственным хозяйством,
а также представления древних
египтян о собственности, рабство,
товарно-денежные отношения.
Один из них датируется
XXII в. до н.э., и им является некое послание,
получившее название «Поучение гераклеопольского царя своему
сыну». В этом «Поучении» приводятся
«правила» государственного управления
и руководства хозяйством, овладение которыми
для правителя также важно, как и всякая
другая сфера искусства. Другой памятник
датирован началом XVIII в. до н.э. и называется «Речение
Ипусера», а главная его идея - недопущение
бесконтрольного роста ссудных операций
и долгового рабства во избежание обогащения
«простолюдинов» и начала в стране гражданской
войны. [5, с.50]
Автор «Поучения» обращает
внимание на необходимость эффективного
функционирования аппарата управления,
которые стоит между фараоном и населением.
В сплоченности царствования. Аппарат
должен работать «как один отряд».
«Речение Ипусера» выражает
точку зрения господствующих сословий
на события в стране. Простолюдинов, ставших богачами,
Ипусер именовал разбойниками, грабителями.
Ипусер стремился прежнего всего к возрождению
деспотически-бюрократического механизма
регулирования хозяйства Древнего Египта. Новому правителю следует восстановить
все ложности, наладит систему трудовых
повинностей, посредством которой происходит
строительство пирамид и устройство водохранилищ,
укрепит боевую мощь страны.
1.2. Вавилония
Наиболее значительным памятником Вавилонского
царства является кодекс царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до
н.э.). Нарушение законов, которые были
записаны в этом кодексе, могло повлечь
за собой строгие наказания: экономическую,
уголовную ответственность, смертную
казнь. Также были очень распространены
административные наказания. Некоторые
из законов выглядели приблизительно
так.
1. Самый большой процент
по денежной сумме — 20%, а
по натуральной немного больше — 33%.
2. Тот, кто посягнул
на чужую собственность, даже
на раба, сам может стать рабом или быть
осужденным на смертную казнь.
3. Если царские воины
или граждане Вавилона несвоевременно
платили налоги, по новому закону их лишали
земельных наделов.
4. Если кто-то попадал в долговое
рабство, то не мог быть оставлен в рабах
дольше, чем на три года, а после отбывания
наказания в качестве раба долг прощали.
[3, с.4]
Кодекс консолидировал общество
и экономическую жизнь. Его законы
были направлены на то, чтобы сильный не
притеснял слабого, в нем были закреплены
нормы жестко регламентируемых натурально-хозяйственных
основ.
1.3. Древний
Китай
В Древнем Китае было несколько
направлений течения общественной мысли,
но основным было конфуцианство, которое при Конфуции
защищало позиции родовой знати. Он впервые
выдвинул теорию естественного права
- социальную, нравственную, юридическую.
Согласно теории естественного права,
бог является лишь первопричиной мира,
но не вмешивается в явления общественной
жизни, которые охраняются гражданскими
законами. Конфуций первым призвал больше
работать и меньше потреблять, что увеличит
богатство страны. [4, с. 11]
Следующий идеолог Мэн-цзы выступал за четкое деление
общества на «управляемых и управляющих».
Мэн-цзы считал, что главным в государстве
является народ, а государь занимает в
нем последнее место. Мыслитель придумал
размежевать общинную землю на девять
равных частей. Совместно крестьянами
должен обрабатываться девятый участок,
урожай с которого должен идти в распоряжение
чиновников государства.
Сюнь-цзы выступал уже за четкое разделение
труда. По его мнению, государство должно
было строиться на трех главных принципах:
экономии в расходах, обеспечении достатка
народу и необходимости сохранять излишки.
Считалось, что «достаток» - это удовлетворение
того уровня потребностей, который соответствует
социальному рангу человека. Сюнь-цзы
выступил с неприкрытой апологией эксплуатации,
призывая деспотическое государство к
регламентации не только производства
и распределения общественного продукта,
но и его потребления. Последнее становилось
важным стабилизирующим фактором экономики.
[4, с.12]
В VI-III вв. до н. э. у конфуцианства
появился серьезный оппонент - легисты,
которые отражали новые тенденции в развитии
Древнего Китая (усиление роли государства
и формированием государственно-бюрократической
системы управления). Их главным идеологом
являлся Шан Яна. В своей концепции он отводил
огромную роль сельскому хозяйству, так
как считал, что государство добивается
процветания с помощью двух средств: земледелия
и войны. Так же он выступает против превращения
свободных крестьян в рабов, для чего предлагает
запретить выход из общины бедным крестьянам,
введя систему круговой поруки.
Особое место в древнекитайской
идеологии занимает даосизм. Его
основоположник Лао-цзы призывал вернуться к первобытным
временам.
Особое место в истории
экономической мысли Китая занимает трактат
«Гуань-цзы», в котором достаточно
глубоко разработаны принципы управления
хозяйством. Его авторы задумали ряд положений,
заслуживающих внимания и в наше время,
например золото и жемчуг не рассматривались
как восхитительные богатства. Богатством
признается материальные блага. Увеличивается
роль денег, золото называется товаром,
служащим мерой исчисления ресурсов государства.
Отчетливо проводится мысль о необходимости
стильного развития экономики и утверждается,
что только там царит спокойствие, где
цены на хлеб регулируются. Для регулирования
экономики в целом авторы трактата рекомендуют
создавать государственные запасы хлеба,
вести льготные кредиты земледельцам,
заменить прямые налоги на железо и соль
с их использованием. В учении 3- косвенными,
то есть распределить налоги на товары,
которые производятся их мыслителей избыточная
надежда сделать богатым государство
путем более равномерного распределения
национального богатства без поощрения
торговцев и ростовщиков. Место в обществе
богом избранных знатных четко определено,
а именно не будь знатных, страна осталась
бы без дохода. Но не могут все быть знатными
и поэтому должны трудиться.
1.4. Древняя
Индия
В Древней Индии крупнейшим
памятником общественной мысли является «Артхашастра»
- трактат об искусстве политики управления
государством. В этом трактате выделена
роль царя в выработке и реализации
правильной экономической политики. Этот
трактат показывает, какую большую роль
играло государство в хозяйственной жизни
страны. Государство контролировало все
области хозяйства, вело четкую финансовую
политику. Автором этого труда считают
Каутилью, одного из советников царя Чандрагупты
I (правившего приблизительно в конце IV
в. до н. э). Он старался объяснить своему
народу то, что богатство появляется за
счет труда, а также то, насколько необходимо
разделение прибыли купцов с государством,
потому что только государство позволяет
льготное землепользование, ведет строительство
дорог, обеспечивает охрану сооружений,
развитие промыслов, освоение полезных
ископаемых (например, руды), борьбу со
спекулянтами, которых не так-то просто
выявить среди добропорядочных купцов.
По его мнению, естественно, что существуют
свободные люди и рабы. Кроме того, он призывал
к тому, чтобы тех, кто не оплачивает использование
земли, обращать в рабство на время или
навсегда. Каутилья выступал за то, чтобы
государство регулировало хозяйственный
механизм. Издержки, по его мнению, должны
быть установлены заранее, составляя 5%
на местные товары и 10% — на привозные.
Возможно, его взгляды современному человеку
покажутся наивными и неправильными, но
так представляли экономическую теорию
в Древней Индии. Конечно, с течением времени
она менялась и пришла к современному
пониманию экономики, которое существует
и по сей день.[3, с. 5]
2. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ УЧЕНИЯ
ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ
2.1. Ксенофонт (430—354
до н.э.)
Ксенофонт – автор трактата «Домострой»,
один из первых в истории экономической
мысли обращается к всестороннему изучению
проблеме разделения труда в обществе.
Он жил и работал в кризисный для греческого
рабовладельческого строя период, когда
у свободного населения греческих полисов
не осталось надежд на восстановление
хозяйства посредством демократии и появилась
тяга к деспотическим режимам.
Ксенофонт писал, что экономия
- это наука, при помощи которой
можно обогащать своё хозяйство.
Источник богатства, он видел в домоводстве
и сельском хозяйстве, а ремесло,
торговлю и ростовщичество отвергал
как недостойные виды деятельности.[1,
с.9]
Ксенофонт не оспаривал
старые разделения труда на умственный
и физический, от природы разделение людей
на рабов и свободных. Он углубленно агломентировал
новый по тем временам тезис о том, что
наиболее простая работа может выполняться
более производительней, степень разделения
труда обусловлена размерами рынка.
Будучи сторонником натурально-хозяйственных
отношений и противником ростовщичества
он признавал необходимость и полезность
денег, указывал на их функции средства
обращения средства накопления.
Он не придавал особого
значения ценовой стоимости, считая,
что ценность вещи зависит от полезности,
а цена объясняется движением
спроса и предложения.
2.2. Платон (428—347
до н.э.)
Во многом похожи на суждения
Ксенофонта учения Платона. Наиболее известная его
работа «Политика или государство», в
которой он создает проект идеального
государства.
Последовательный консерватор,
сторонник олигархического строя, он создал
гипотетическую модель общества, которая
в будущем использовалась в качестве примера…
европейскими социалистами! Рассматривая
рыночные связи, Платон обратил внимание
на то, что рынок разделяет людей (в силу
разделения труда), но одновременно и связывает
их в некое общественное единство. Однако
рыночные отношения - удел низших сословий:
ремесленников, торговцев, свободных земледельцев.
Высшие же сословия, прежде всего интеллектуальная
элита, аристократия и военные, должны
быть освобождены от хозяйственных забот.
Им следует жить замкнутыми общинами,
не иметь частной собственности, семьи,
каких-либо частных интересов. Правда,
содержать элиту обязаны рабы и свободные
трудящиеся, но зато внутри аристократической
общины жизнь должна идти вполне "по-социалистически",
по общему порядку, планомерно и на общую
(для аристократии) пользу.[2, с. 7]
Все граждане могут получить
дом и земельный надел. Земельный надел
выделяется лишь с представлением правовладения,
хотя и с возможностью последующей передачи
одному из детей на тех же условиях. Ценность
общего имущества граждан не должна разниться
больше чем в 4 раза.
Аппарат управления государством
не должен иметь золота и серебро и заниматься
ростовщичеством. Важнейшей отраслью
экономики он считал земледелие, ремесло
и торговлю менее престижными занятиями.
2.3. Аристотель (384—322
до н.э.)
Наиболее крупной фигурой,
представляющей экономическую мысль
античного мира является Аристотель. Он смог значительно
больше своих современников углубиться
в конкретный экономические проблемы.
Аристотель признает необходимость
деления общества на свободных и рабов
и разделение труда на умственный и физический.
Он пренебрежительно относится к ремеслу
и считает, что ремеслами занимаются низко
для людей.
Заслуга аристотель-экономиста
состоит в том, что он первым установил
некоторые категории и закономерности
экономики. К ним можно отнести
следующие положения:
- воспользовавшись терминологией,
предложенной Ксенофонтом, он наполнил
поянтие «экономия» научным содержанием.
По Аристотелю, экономия - это естественная
хозяйственная деятельность, связанная
с производством продуктов. Наряду с «экономией»
он разглядел явление, называемое им
«хрематистикой» (греч. «хрема» - имущество, владение), т.е.
искусство наживать денежное богатство.
«Экономия» и «хрематистика» вместе составляют
учение о богатстве. Если экономия связана
с производством продуктов, то хрематистика
- с движением денег, с вложением и накоплением
капитала. Это была первая в истории науки
попытка анализа капитала;
- Аристотель стремился
выяснить, что лежит в основе
равенства обмениваемых товаров.
По его мнению, обмен не может
иметь места без равенства,
а равенство - без соизмеримости.
Участвующие в обмене потребительские
стоимости обладают чем-то общим.
Но суть этого «общего» он
не мог объяснить;
- Аристотель сделал попытку
разобраться в свойствах товара,
в сущности и йункциях денег.
[1, с. 10]
3. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ
ДРЕВНЕГО РИМА
3.1. Катон
Марк Порций (234—149 до н. э.), Варрон (116—27
до н.э.), Калумелла (Iв. н.э.)
Трактат «Земледелие», написанный Марком
Порцием Катоном Старшим, обобщает
опыт и содержит практические рекомендации
по ведению натурального рабовладельческого
хозяйства с определенной рыночной ориентацией.
Из земледельцев, как утверждал Катон,
выходят самые верные люди и самые стойкие
солдаты и доход этот самый чистый, самый
верный и вовсе не вызывает зависти.
Катон призывал как можно
больше заниматься сельским хозяйством,
потому что физический труд не позволяет
человеку быть грубым, злым, агрессивным
и недовольным. Труд, причем только сельскохозяйственный,
может приносить пользу здоровью. Нельзя
сказать, чтобы Катон был ярым противником
торговли, но он и не очень то приветствовал
ее, потому как считал опасным бедствием,
которое может создать неудобства и неприятности
и привести к появлению недовольных (например,
некачественным товаром или слишком высокой
ценой на него) граждан. По мнению Катона,
все хозяйственные области следует объединить
в одну большую. Он очень рьяно поддерживал
рабовладельческий строй и указывал на
то, что рабов следует постоянно наказывать,
дабы они не ленились на своем рабочем
месте. Поэтому Катон выдвинул предположение,
что хозяин сам должен работать время
от времени, чтобы рабы знали, что за ними
присматривают, и не позволяли себе расслабляться.
У каждого хозяина должен быть надсмотрщик
над рабами, возможно, даже один из рабов,
который будет наказывать тех, кто плохо
работает, по всей строгости. [3, с. 6]
Из трактата мы узнаем как
приобретать имение (не бросайся на
первое - не жалей своего труда на
осмотр и не считай, что достаточно
один раз обойти его кругом).
Катон дает подробные советы,
как вести хозяйство, «подвести
счет деньгам, хлебу, тому, что приготовлено
на корм скотине, вину, маслу; подсчитать,
что он подал, что взыскано, что
остается, что есть на продажу» («хозяину
любо продавать, а не покупать»). [4, с. 17]
Взгляды Варрона изложены в трактате «О сельском
хозяйстве». Пути укрепления экономики
он видит в развитии не только земледелия,
но и скотоводства, в применении агрономической
науки, росте интенсивности производства,
совершенствовании методов эксплуатации
рабов, использовании материальной заинтересованности.
В своем сочинении «О сельском
хозяйстве» другой римский «аграрий» Колумелла
писал о крайне низкой производительности
рабовладельческого труда, о том, что рабы
плохо относятся к работе, воруют, обманывают
землевладельцев, уничтожают инвентарь.
Выход из кризиса Колуимелла находит в
отказе от рабского труда и использовании
клонов.
3.2. Цицерон (107—44 до н. э.), Сенека (4 до
н. э.—65 н.э.)
Основными работами знаменитого
римского оратора, юриста, мыслителя Цицерона
являются «О государстве» и «О законах».
Теоретические воззрения Цицерона в области
государства и права были написаны под
заметным влиянием древнегреческой философии.
Прежде всего, это учения Платона и Аристотеля.
Государство Цицерон определяет как дело,
достояние народа. Государство в трактовке
Цицерона предстает не только как выражение
общего интереса всех его свободных членов,
что было характерно и для древнегреческих
концепций, но одновременно также и как
согласованное правовое общение этих
членов, как определенное правовое образование,
«общий правопорядок». Таким образом,
Цицерон стоит у истоков той юридизации
понятия государства, которая в последующем
имела много приверженцев, вплоть до современных
сторонников идеи «правового государства».
Основную причину происхождения государства
Цицерон видел не столько в слабости людей
и их страхе, сколько в их врожденной потребности
жить вместе.
Можно подчеркнуть следующие
основные идеи Цицерона:
- Он отмечал изначальную связь
государства и собственности и считал,
что причиной образования государства
является охрана и право собственности.
- В зависимости от числа правящих
он различал три простые формы правления:
царскую власть, власть оптиматов (аристократию)
и народную власть (демократию).
- Цицерон последовательно выступал
за строй сенатской республики, против
полновластия отдельных лиц, в том числе
и против режима личной военной диктатуры.
- При этом, разумеется, имелись
в виду интересы свободных сословий и
граждан римской республики, но вовсе
не рабов.
- Рабство обусловлено самой
природой, которая дарует лучшим людям
владычество над слабыми для их же пользы.
- Гражданин не только не должен
сам вредить другим, нарушать чужую собственность
или совершать иные несправедливости,
но, кроме того, обязан оказывать помощь
потерпевшим несправедливость и трудиться
для общего блага.
Экономическая мысль Древнего
Рима являлась своего рода продолжением
экономической мысли Древней Греции. Здесь
мы также встречаем обоснование необходимости
рабства, но в высказываниях римских мыслителей
уже находят свое отражение упадок и разложение
рабовладельческого строя. Так, римский
философ и поэт Сенека утверждал, что по природе
все люди равны. Он писал: "Они рабы.
Но они люди". Сенека осуждал рабство,
выступал против ростовщичества, хотя
сам через вольноотпущенников занимался
ростовщичеством и был очень богат. Идеи
Сенеки оказали влияние на христианство.
Христианство принесло с собой коренной
переворот в общем взгляде на хозяйственную
деятельность. Оно объявило самый простой
хозяйственный труд необходимым и святым
делом.
Цицерон, Сенека поднимали вопросы
справедливости, свободы человека. Они осуждали
крупную торговлю и частную собственность.
Их идеи легли в основу раннего христианства.
|