Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Марта 2013 в 19:43, реферат
Задача высшей школы состоит в том, чтобы развить общие взгляды студентов на окружающий мир, выработать мировоззрение и миросозерцание. Другими словами не узкая специализация предмета, а стройный синтез научного познания.
Мировоззрение и миросозерцание человека не мыслимы без социальных элементов, без общих исторических знаний, а область общих исторических наук включает в себя право, историю, социологию, политологию и т.д. Но изучение всех вышеназванных предметов невозможно без предварительного изучения экономической системы в рамках которой развиваются все эти предметы.
Введение в предмет. Экономические учения Древнего Мира и Средневековья.
1. Задача высшей школы состоит в том, чтобы развить общие взгляды студентов на окружающий мир, выработать мировоззрение и миросозерцание. Другими словами не узкая специализация предмета, а стройный синтез научного познания.
Мировоззрение и миросозерцание человека не мыслимы без социальных элементов, без общих исторических знаний, а область общих исторических наук включает в себя право, историю, социологию, политологию и т.д. Но изучение всех вышеназванных предметов невозможно без предварительного изучения экономической системы в рамках которой развиваются все эти предметы.
Вывод: только сознание социально-экономической основы дает ключ к пониманию общих исторических явлений и в основе всех мировоззрений экономики. Из сказанного следует, что в основе всех взглядов лежит история изменения в производительных силах и производственных отношениях.
Предметом истории экономических отношений является исторический процесс возникновения, борьбы и смены экономических систем взглядов на разных этапах развития человеческой цивилизации. История экономических учений относится к числу гуманитарных дисциплин и занимает очень важное место. Методологической основой курса является учение о базисах и экономических надстройках.
Когда экономическая
наука появилась? Над явлениями
экономической системы люди раздумывали
много тысяч лет назад. Но эти
раздумывания не были наукой. Экономическая
наука появилась в эпоху
2. С появлением первых государств и зарождением различных экономических форм государства в экономической жизни перед обществом возникло множество проблем. Их важность и актуальность сохраняется и по сей день (для России обостряется).
Главная проблема – это выбор идеальной модели социально-экономического устройства. Сделать этот выбор можно лишь на основе выбора экономической теории, принятия ее, и всеобщего одобрения в качестве руководства к действию при осуществлении хозяйственной политики.
Как делался выбор идеальной модели в Древнем Мире? В это время господство рабовладельческой системы и приоритета натурального хозяйства над товарно-денежным.
Итак аполагизация рабовладения и натурального хозяйства с одной стороны и отрицательного денежного капитала и товарного с другой – это то общее, что присуще всем школам Древнего Востока и классического рабовладения.
Но между ними есть и различия. Рассмотрим их подробнее: главная особенность восточного рабства состоит в масштабах функций государства, которые отчасти были обусловлены их объективными предпосылками (строительство грандиозных ирригационных сооружений требовало государственного вмешательства).
Однако, грандиозная государственная опека натурального хозяйства требовала регламентации сферы ссудных операций, торговли и долговой кабалы. Кроме того, на Востоке ведущая роль в экономике принадлежала государственной собственности. Масштабность функций государства в экономике и ведущая роль государственной собственности в ней стали теми критериями, которые легли в основу способа – азиатского способа производства.
Элементы этой системы веками существовали в России, влияя на формирование менталитета, обычаев и традиций нашего народа.
3. Экономические учения Древней Греции.
Рабство Древней Греции и Рима в 1 тыс. до н.э. называлось классическим. Лучшими достижениями экономической мысли того времени – труды Ксенофонта, Платона и Аристотеля.
Ксенофонт (430 – 354 гг до н.э.)
Основной труд «Домострой».
Ксенофонт автор термина «
Платон (428- 347 гг до н.э.)
Родился в Афинах и жил там. По основным положениям соглашался с Ксенофонтом, предвосхитил появление так называемой модели социально-экономического устройства. Отстаивал натурально-хозяйственные отношения рабовладельческого общества. Эти его позиции нашли свое отражение в 2х основных произведениях «Государство» и «Законы». В первом произведении Платон утверждает, что аристократы и воины не должны обременять себя хозяйством, а их обеспечение по уравнительному принципу должно взять на себя общество. Остальная же часть общества должна владеть и распоряжаться собственностью (землевладельцы, собственники, купцы).
В «Законах» отражено
отрицательное отношение к
Здесь же ог - овариваются условия передачи имущества по наследству.
Аристотель (384 – 322 гг до н.э.)
Ученик Платона, воспитатель Александра Македонского. Свои выводы строит не на абстрактных умозаключениях, а на основе анализа реальных фактов. Основная работа «Никомахова этика» и «Политика». В этих трудах – проект идеального государственного устройства. Основные положения этого устройства:
Новации:
Поставил и попытался решить 2а очень важных вопроса, над которыми человечество потом билось долгие века:
Свойства золота-денег:
4. Экономическая мысль Средневековья.
Фома Аквинский (1332 – 1404 гг)
Труды его были тесно замешаны на теологии. Основные положения:
Фома Аквинский был представителем позднего каноничества. Представителем же раннего каноничества является Святой Августин или Августин Блаженный.
Ранние каноники (Августин Блаженный) |
Поздние каноники (Фома Аквинский) |
1. Разделение труда |
|
Умственный и физический труд равноценны и не должны влиять на человека в обществе. |
Деление людей по профессиям и сословиям, обусловленное Божием проведением и склонностями людей. |
2. Богатство |
|
Труд создает богатство в форме материальных благ, включая золото и серебро; нетрудовое накопление денег называют искусственным богатством и относят к греховным деяниям. |
Золото и серебро рассматривают, как приумножение частной собственности и богатства. |
3. Обмен |
|
Обмен осуществляется по принципу пропорциональности и является актом свободного волеизъявления людей. |
Обмен рассматривается, как субъективный процесс, не всегда обеспечивающий равенство извлекаемой пользы. |
4. Справедливая цена |
|
Цена должна устанавливаться в соответствии с трудовыми и материальными затратами по его производству. |
Отрицают затратный метод установления цены, утверждают, что цена должна содержать доход, обеспечивающий продавцу соответствующее положение в обществе (цена выше стоимости товара). |
5. Деньги |
|
Деньги являются искусственным образованием и необходимы для ускорения и облегчения меновых операций на рынке; стоимость денег определяется содержанием металла в монете. |
Стоимость денег устанавливается государственным штемпелем. |
6. Торговая прибыль, Ростовщический процент |
|
Торговая прибыль и ростовщический процент извлекаются из крупных операций, превращаются в самоцель и по тому расценивается как не Богу угодные и греховные явления. |
Крупные доходы торговцев и ростовщиков допустимы, когда они связаны трудом по транспортировке товаров, а так же с риском, имеющим место в благопристойной деятельности. |
Меркантилизм. Концепция рыночной экономики. Экономическое учение физиократов.
Америка была открыта благодаря погоне европейцев за индийскими пряностями. Завоевана и основана, в следствии их ненасытной жажды золота и серебра. Таким образом, великие географические открытия были сделаны благодаря развитию торгового капитала и в свою очередь способствовали его дальнейшему развитию.
Торговый капитал становился
доминирующим, а рыночные экономические
отношения размывали
Это была эпоха первоначального накопления капитала. Это был переходный период от феодализма к капитализму.
Процесс первоначального накопления капитала следует рассматривать двояко: с одной стороны это накопление богатства на одном полюсе, а на противоположном полюсе – обнищание и пролетаризация масс. Существуют различные взгляды на эти процессы, так апологеты буржуазного общества утверждают, что богатеи наиболее трудолюбивые, бережливые и искусные ремесленники, а разорялись пьяницы, лодыри и неумехи.
Марксисты утверждали, что это был насильственный процесс лишения основных средств производства (земли у крестьян). Огораживание, например, было характерно для Англии. Другие способы: работорговля, неэквивалентный обмен, колониальный грабеж.
Золотой бум способствует
всему развитию строя. Это часть
буржуазного образа мыслей, но в
эпоху первоначального
Первоначальное накопление капитала – это предыстория капитализма, а меркантилизм – предыстория политэкономии, экономической теории.
В 16 веке в Западной Европе сложились центральные государства с сильной королевской властью. Феодалы были сломлены, их дружины остались без работы – эти люди превращались либо в батраков, либо шли служить в армию и флот, отправлялись грабить колонии и в этом случае обогащали судовладельцев и торговцев.
Городская ремесленная и торговая буржуазия были союзниками королей в борьбе с баронами, они давали королям оружие, деньги, а часто людей для этой борьбы. Короли, или государство в свою очередь, поддерживали интересы национальной буржуазии против феодалов, черни и иностранных конкурентов.
В интересах национальной буржуазии (торговой) проводилась экономическая политика – меркантилизм.
Во многих случаях эта политика была и в интересах дворянства, так как его доходы были связаны с торгово-кредитной деятельностью.
Исходным пунктом
Формула торгового капитала: Д – Т – Д`
Формула промышленного капитала: Д – Т СП … П … Т` - Д`
Д` = Д + dД
Формула ссудного
банковского капитала:
Меркантилизм происходит от английского слова merchant, что означает купец. Основоположником был французский дворянин Монкретьен, после одной из дуэлей вынужден был иммигрировать в Англию, где увидел экономическую организацию, будучи патриотом он изучил экономический строй в Англии в 1615 году в Роане опубликовал трактат политической экономии, где давал практические рекомендации, как сделать Францию процветающей. Эта работа была посвящена проблеме увеличения богатства государства, а всеобщим воплощением богатства, по мнению меркантилистов, были деньги (золото и серебро), поэтому объективно экономическая политика, которую предлагал Монкретьен, не могла быть иной, как политикой накопления денег.
Экономическая политика
меркантилизма сводится к всемирному
накоплению денег в государстве
и государственной казне, а теория
сводится к поиску экономических
закономерностей в сфере
В эпоху раннего меркантилизма мероприятия по накоплению богатства были примитивные, они были направлены на накопление золота в стране и осуществлялось с помощью внеэкономических методов, в частности иностранных купцов заставили расходовать на месте всю выручку от продаж и их товаров и даже назначали для этого специальных надсмотрщиков.
Поздний меркантилизм ищет возможность обогащения нации в развитии внешней торговли, торгового активного баланса. Поздние меркантилисты считали, что самым надежным способом привлечения денег в страну является развитие производства экспортных товаров, государство должно всемерно помогать такому производству и помогать осуществлять внешнюю торговлю, поэтому государство стало насаждать промышленное производство, обеспечивало строительство мануфактур. Теория и практика меркантилизма были направлены на накопление денег и предполагали государственную регламентацию хозяйственной деятельности. Политика эта проводилась во всей Европе и не могла быть иной в период становления абсолютийских государств и развитие национального хозяйства. Ускоренное капиталистическое развитие было возможно только в национальных рамках и во многом зависело от помощи государства, которое способствовало накоплению капитала и тем самым хозяйственному росту. Своими взглядами меркантилисты выражали подлинные закономерности и потребности экономического развития.
Информация о работе Экономические учения Древнего Мира и Средневековья